Психологические разновидности атак

Атаки первого типа делаются врасплох и в предельной для атакующего быстроте от начала до конца в расчете на предугадывание, предвидение действий или бездействия противника. Например, фехтовальщик, видя своего противника в шестой позиции, очень быстро производит скачок вперед, сохраняя четвертую позицию, а затем колет с переводом. Все действия в этой атаке были преднамеренны, так как исходили из расчета, что атака будет настолько быстрой, что застанет противника перед нане­сением ему укола бездействующим. Друпим примером может служить любая быстрая атака с обманом или с ударом (бат­маном) по оружию противника, во время которой, вследствие ее быстроты, атакующий не успевает как-либо реагировать на неожиданные действия атакованного противника. Действия атакующего исходят здесь только из уверенности в возникно­вении у противника вызываемых реагирований.

Атаки второго типа, т. е. с непредвиденным, импровизиро­ванным во время выполнения их завершением, исходят из учета реагирований противника на предварительное сближение. Например, саблист, делая не быстро шаг вперед или начало броска, наблюдает за противником и, увидя у него страхую­щее движение оружием в пятую защиту, наносит удар по пра­вому боку с выпадом или в конце броска, в зависимости от возникшей дистанции.

В атаках этих типов, как и в других тактических разновидностях атак, непременным условием для их успеха остается внезапность последнего действия. Фехтовальщик должен уметь выполнить и применить атаки обоих типов, из которых каждая, в зависимости от особенностей противника и боевых ситуаций, имеет свои преимущества, недостатки и тактическое оправда­ние. Однако в учебных боях следует уделять больше внимания упражнениям в выполнении и применении атак с непредвиденным их завершением, как развивающих быстроту и точность сложной реакции во всех ее звеньях и воспитываю­щих сложный, остро комбинированный стиль и прочную защиту.

Контратака

. Смысл этого действия заключается в использовании ата-кового приближения противника для совершения на него свое­го нападения. Наиболее надежны контратаки в руку атакующего. Применимы контр­атаки и без опережения попытки атакующего колоть или ру­бить, но в этом случае необходимо избегать получения от него укола-удара при помощи оппозиции, отклонения или отступ­ления.

Неожиданность контратаки обусловлена тем, что фехтоваль­щик, начавший действительную атаку, обыкновенно предпола­гает ее своевременность, т. е. неожиданность для противника, и поэтому не может достаточно быстро и точно реагировать на непредвиденные им контрдействия противника.

Действия обороны

Обороной называется противодействие фехтовальщика напа­дающим действиям противника, производимое с целью избе­жать получения укола или удара.

Оборона может быть активной и пассивной. Активная обо­рона характеризуется стремлением обороняющегося не только избежать получения удара (укола), но и использовать прибли­жение противника для нанесения ему поражения. Сюда отно­сятся защиты с ответами. Пассивная оборона ограничивается только предотвращением получения удара (укола). Это отступ­ление, разрывающее дистанцию боя и защиты без последующих ответов. Действия обороны — ответные в широком смысле этого слова, поэтому обороняющийся, как правило, не владеет ини­циативой и не имеет преимущества начала движения, если он сам не вызывает атаку противника. Однако в бою эти невы­годные моменты могут компенсироваться разнообразием про­тиводействующих атаке средств: защит с ответами, контратак, ловли оружия, уколов или ударов в темп при отходе атакован­ного и т. д. Разнообразие фехтовальщика в противодействиях нападению часто лишает его противника смелости и решитель­ности при выполнении атак, поэтому фехтовальщик, отражая атаки, не должен быть привержен к узкому кругу приемов. Дей­ствия в обороне могут быть преднамеренными, задуманными заранее, и не преднамеренными. Преднамеренные действия обо­роны осуществимы тогда, когда внимание фехтовальщика в мо­мент начала атаки противника было сосредоточено на ожидании этой атаки.

Непреднамеренные действия обороны возникают тогда, ког­да фехтовальщик был застигнут атакой противника неожидан­но. В этих случаях особенно важно уметь защищаться оружием.

Известно, что фехтовальщики с плохо поставленной защи­той всегда ведут бой очень тревожно, теряя боевое про­странство и чрезмерно расходуя нервную энергию в бурных реагированиях на малейшие попытки противника атаковать.

Преднамеренность оборонных действий может быть обобщенной и конкретной. Обобщенной она бывает тогда, когда ожида­лась атака вообще, без предугадывания ее содержания. Кон­кретной преднамеренность становится тогда, когда фехтоваль­щик сам вызывает противника на попытку нанести укол или удар в определенном месте. Это последнее бывает обычно во время; боя, идущего на дистанциях, несколько меньших дальней. Преднамеренными действиями легко оперировать: против ожи­дающейся, но неопределенной атаки фехтовальщик может заду­мать конкретные или безотносительные защиты в умеренном отступлении с последующими ответами, ловлю оружия с шагом вперед и ответом, отступление с «выкинутой рукой», безотноси­тельную сложную систему защит, стоя на месте с ответом, .вольт, контратаку с последующим отступлением или в конце концов только глубокое отступление.

Непреднамеренные оборонные действия, и в частности защиты, возникают почти непроизвольно, с минимальным контролем сознания

последней линией обороны, эти защи­ты должны стать фундаментом оборонных действий фехтоваль­щика, и надежность их должна освободить его сознание от излишней боязни нападения противника и создать наиболее благоприятное психическое состояние

Применение этих защит от неожиданного укола (удара) об­легчается тем, что во время приближения атакующего фехто­вальщика к противнику последний успевает начать движения назад, что удлиняет время выполнения укола (удара). Поэтому защиты, как правило, выполняются с одновременным небольшим отходом назад.

Наши рекомендации