Указания к проведению работы по воспитанию и развитию психических качеств
Лучшим средством для воспитания психических качеств спортсмена служат регулярные и всесторонние занятия на протяжении всего года, подчиненные определенным строгим правилам. Наблюдения за спортивной деятельностью фехтовальщиков и других спортсменов показывают, что в результате спортивной тренировки и систематического участия в различных соревнованиях образуются новые черты характера, улучшается тип высшей нервной деятельности, появляется новое, более совершенное состояние психики. В длительной, систематически и продуманно проводимой воспитательной и тренировочной работе развиваются важнейшие психические качества, настойчивость в преодолении трудностей, вырабатывается привычка к регулярному труду, улучшается способность к самоконтролю, исправлению ошибок.
Главным условием для улучшения психического состояния во время боя является совершенное владение техникой фехтования, которое дает уверенность в своих силах, позволяет создавать сложные ситуации боя, неудобные для противника, позволяет подавлять противника своим техническим преимуществом. Фехтовальщик, имеющий прочные технические навыки, получает возможность восстановить пошатнувшуюся уверенность в своих силах, если в соревнованиях он «потеряет» временно «чувство боя». В этих случаях прочно установившаяся техническая подготовленность оказывает неоценимые услуги. И, наоборот, фехтовальщику, который, рассчитывая на «интуицию», излишне надеется на свои волевые качества, при встрече с не менее волевым и опытным противником, обладающим лучшей техникой боя, нечего будет противопоставлять.
Хорошее состояние психики возможно только при условии хорошего общего состояния организма. Здоровому, тренированному, сильному, выносливому и ловкому спортсмену присущи радостное стремление к борьбе и пробе сил, к активной деятельности и преодолению трудностей, связанных с ней. К воспитанию и развитию моральных и волевых качеств приступают с самого начала обучения и проводят руководствуясь основными педагогическими принципами. Эти принципы сохраняют свое значение и в тренировочной работе с фехтовальщиками /старших разрядов. Для воспитания психических качеств решающее значение имеет правильное использование в тренировочном процессе разных соревновательных упражнений и приобретение опыта в систематических соревнованиях, которые дают специальную боевую «закалку» психических качеств. Чем большее количество соревнований на счету у фехтовальщика, тем лучше развиваются у него волевые качества, расширяется кругозор тактического мышления, накапливается опыт ведения боев с разными противниками.
Не всегда соревнования дают положительный опыт. Они могут быть средством положительного развития психических качеств только при условии соответственной подготовленности фехтовальщика к ведению напряженной борьбы. Не обязательно требовать от каждых соревнований показа максимального результата. Соревнования должны служить также средством проверки подготовленности за определенный период тренировочной работы, за который еще могло быть не достигнуто состояние высшей спортивной формы, и средством специальной подготовки к перенесению максимальных нагрузок в ответственных соревнованиях. Тренер обязан ориентировать фехтовальщика на длительное совершенствование, на продолжительный и постепенный спортивный рост, разъяснять значение соревнований в развитии его психических качеств.
Соревнования должны ставить перед фехтовальщиком посильные для его спортивной силы и уровня тренированности задачи, не занижая и не завышая их. Нельзя допускать, чтобы фехтовальщик брал на себя обязательства, которые он не в состоянии выполнить. Это может нанести значительный ущерб и отрицательно повлиять на его дальнейшую тренировку.
В подготовке фехтовальщика важную роль играет правильное направление воспитательной работы. Особое значение следует придавать воспитанию сознательности и объективности в оценке своих достижений, своей работы и сил противников. Перед каждым соревнованием ранее поставленные цели должны уточняться, и задания на достижение результата должны конкретизироваться тренером в соответствии с реальными возможностями спортсмена.
Молодые фехтовальщики часто показывают в соревнованиях неустойчивые результаты, и это явление можно считать своеобразной закономерностью как следствие не установившейся еще психики. Нельзя обнадеживать фехтовальщиков в быстром достижении высоких спортивных результатов в ближайших соревнованиях. Они должны уже с первых шагов нацеливаться на длительный процесс тренировки, в котором достигаются постепенный рост и устойчивые результаты. Достижения, показанные в юношеском возрасте, конечно, дают возможность судить о способностях спортсмена, однако главным условием успеха является настойчивая и длительная работа над спортивным совершенствованием. Чем выше квалификация фехтовальщиков, тем более строгие требования к ним следует предъявлять и тем внимательнее они должны относиться к своей тренировке и участию в соревнованиях.
В фехтовании влияние тренера на учеников, пожалуй, большее, чем в других видах спорта. Это обусловливается особенностью тренировочной работы, в которой одно из важнейших мест занимает индивидуальная работа тренера с учеником (индивидуальные уроки, индивидуальные задания, личные беседы), требующая глубокого взаимопонимания.
Из индивидуального урока влияние переносится и на всю тренировочную работу. Тренер должен направлять и другие виды деятельности фехтовальщиков, знать особенности их быта, производственной работы, учебы, режима. В тренировочной работе нельзя допускать попустительства, которое может разлагающе действовать на спортсмена и не принесет никакой пользы его волевым и моральным качествам. Следует помнить, что, говоря о воспитании и совершенствовании моральных и волевых качеств, мы имеем в виду формирование характера спортсмена.
Основные компоненты боя
Атака
Атака имеет и техническое преимущество перед действиями обороны, так как атакующий, как инициатор, как зачинатель боевых взаимодействий, может полностью сообразовать начало атаки с моментами своей наибольшей готовности к движению, чем не обладает обороняющийся при неожиданном на него нападении. Кроме того, атакующий почти всегда имеет время представить движения своей задуманной атаки, в то время как защищающийся от внезапного нападения противника этой возможности не имеет
Следует, однако, отметить, что овладение техническим мастерством уменьшает эти потери неожиданно застигнутого атакой фехтовальщика.
Основная трудность в атаке заключается в невозможности поразить противника без предварительного сближения с ним, так как бой, как правило, проходит из дальней дистанции. В ответ на предварительное сближение противник может начать отступать или же предпринять контратаку. В первом случае атака может не дойти до противника или так замедлиться, что он без труда сумеет защититься. Во втором случае атакующий может получить удар раньше, чем нанесет его сам. Преодоление этой основной трудности боя достигается специальной подготовкой атаки посредством умелого использования подготавливающих действий, позволяющих обеспечить внезапность, неожиданность атаки для противника.
Внезапная атака с дистанции, немного меньшей, чем дальняя, имеет наибольшие шансы на успех. Атака может быть успешной и с дальней дистанции, но в этих случаях необходимо уметь ловить встречное движение противника (начало маневренного шага, наклонение туловища вперед и т. д.).
Простая атака, вызывающая контратаку при фехтовании на рапирах и саблях, внешне имеет некоторое сходство с ложной атакой, но по своему замыслу является не разведкой и не способом сближения, а вызовом. Фехтовальщик, находясь в дальней дистанции и предполагая у своего противника намерение контратаковать с движением вперед, в одном выпаде совершает колющее или рубящее движение. Противник, исходя из дистанции, принимает начало выпада на шаг вперед и контратакует, вследствие чего и оказывается достигнутым оружием противника. Удары (уколы) в этих случаях обыкновенно наносятся в одно время, так как атакующий не может в своем выпаде спешить с совершением удара (укола) ранее того момента, когда приближение противника в его контратаке сделает это возможным. Одновременность уколов в этом случае является желательной для атаковавшего, ибо, согласно правилу, удар (укол) будет засчитан фехтовальщику, опоздавшему с контратакой
Ложная атака. Ложной атакой называется действие фехтовальщика, похожее по форме на атаку, но не преследующее цели непосредственного нанесения удара (укола), а разрешающее задачи подготовки успешности действительных попыток поразить противника. Такими задачами могут быть: разведать оборонные намерения противника, овладеть полем боя, в относительной безопасности приблизиться к противнику, вызвать определенные реагирования, оттеснить противника при своем стоянии на задней границе, замаскировать начало действительной атаки и т. д.
Особо важное значение имеет ложная атака как способ относительно безопасного приближения к противнику. Холостое движение удара (укола) в этой атаке предохраняет фехтовальщика от учащенного применения противником останавливающего удара (укола), так как при его наличии холостое движение удара (укола) становится действительным. В то же время, приблизившись в ложной атаке, фехтовальщик имеет хорошую возможность развить ее в действительную повторную атаку.
Подготовка атаки
Чтобы атака была внезапной, нужно совершать ее на противника в момент ослабления его внимания, и в частности оборонной настороженности, или в момент переключения его внимания с обороны на подготовку своей атаки.
Подготовка атаки может быть пассивной и активной. Пассивная подготовка обычно заключается в искании и ожидании повода для атаки без активного воздействия на противника. Готовящийся атаковать при этом может искать повод вообще, не предрешая его конкретного содержания, а может ожидать и только определенный момент в движениях противника, уверенность в возникновении которого обусловлена изученностью его поведения.
Подготовка атаки сможет быть и активной, которая в свою очередь делится на обобщенную и конкретную. В обобщенной активной подготовке атаки фехтующий своими действиями выводит противника из статической настороженности, как бы расшатывая его самого и его оружие, т. е. создает поведение противника, чреватое возникновением рискованных для него моментов. В этой подготовке создается лишь общий фон боя, богатый предпосылками к нахождению подходящих, но не заранее ожидаемых моментов для атаки.
Другая разновидность активной подготовки — конкретная подготовка заключается в там, что фехтовальщик затевает как бы игру в бой на дальних подступах (не в критической дистанции, в которой нельзя бездействовать), игру из атаковых и защитных движений в виде обозначения фраз разного содержания и сложности, из которой преднамеренно, в заранее задуманный момент, выходит в действительную, также задуманную заранее, быструю и длинную атаку. Такая развитая подготовительная игра требует тактической смелости и обладания совершенной техникой и .поэтому является достоянием лишь больших мастеров. Следует еще отметить, что такая активная развитая игра может не предусматривать определенного выхода в атаку, а создаваться из расчета на «импровизированное» завершение.