Указания к проведению работы по воспитанию и развитию психических качеств

Лучшим средством для воспитания психических качеств спортсмена служат регулярные и всесторонние занятия на про­тяжении всего года, подчиненные определенным строгим прави­лам. Наблюдения за спортивной деятельностью фехтовальщи­ков и других спортсменов показывают, что в результате спортивной тренировки и систематического участия в различ­ных соревнованиях образуются новые черты характера, улуч­шается тип высшей нервной деятельности, появляется новое, более совершенное состояние психики. В длительной, система­тически и продуманно проводимой воспитательной и трениро­вочной работе развиваются важнейшие психические качества, настойчивость в преодолении трудностей, вырабатывается при­вычка к регулярному труду, улучшается способность к само­контролю, исправлению ошибок.

Главным условием для улучшения психического состояния во время боя является совершенное владение техникой фехто­вания, которое дает уверенность в своих силах, позволяет создавать сложные ситуации боя, неудобные для противника, позволяет подавлять противника своим техническим преиму­ществом. Фехтовальщик, имеющий прочные технические навы­ки, получает возможность восстановить пошатнувшуюся уве­ренность в своих силах, если в соревнованиях он «потеряет» временно «чувство боя». В этих случаях прочно установившая­ся техническая подготовленность оказывает неоценимые услуги. И, наоборот, фехтовальщику, который, рассчитывая на «интуи­цию», излишне надеется на свои волевые качества, при встрече с не менее волевым и опытным противником, обладающим лучшей техникой боя, нечего будет противопоставлять.

Хорошее состояние психики возможно только при условии хорошего общего состояния организма. Здоровому, трениро­ванному, сильному, выносливому и ловкому спортсмену при­сущи радостное стремление к борьбе и пробе сил, к активной деятельности и преодолению трудностей, связанных с ней. К воспитанию и развитию моральных и волевых качеств при­ступают с самого начала обучения и проводят руководствуясь основными педагогическими принципами. Эти принципы сохра­няют свое значение и в тренировочной работе с фехтовальщи­ками /старших разрядов. Для воспитания психических качеств решающее значение имеет правильное использование в трени­ровочном процессе разных соревновательных упражнений и приобретение опыта в систематических соревнованиях, которые дают специальную боевую «закалку» психических качеств. Чем большее количество соревнований на счету у фехтовальщика, тем лучше развиваются у него волевые качества, расширяется кругозор тактического мышления, накапливается опыт ведения боев с разными противниками.

Не всегда соревнования дают положительный опыт. Они могут быть средством положительного развития психических качеств только при условии соответственной подготовленности фехтовальщика к ведению напряженной борьбы. Не обязатель­но требовать от каждых соревнований показа максимального результата. Соревнования должны служить также средством проверки подготовленности за определенный период трениро­вочной работы, за который еще могло быть не достигнуто со­стояние высшей спортивной формы, и средством специальной подготовки к перенесению максимальных нагрузок в ответственных соревнованиях. Тренер обязан ориентировать фехто­вальщика на длительное совершенствование, на продолжитель­ный и постепенный спортивный рост, разъяснять значение соревнований в развитии его психических качеств.

Соревнования должны ставить перед фехтовальщиком посильные для его спортивной силы и уровня тренированности задачи, не занижая и не завышая их. Нельзя допускать, чтобы фехтовальщик брал на себя обязательства, которые он не в состоянии выполнить. Это может нанести значительный ущерб и отрицательно повлиять на его дальнейшую тренировку.

В подготовке фехтовальщика важную роль играет правиль­ное направление воспитательной работы. Особое значение сле­дует придавать воспитанию сознательности и объективности в оценке своих достижений, своей работы и сил противников. Перед каждым соревнованием ранее поставленные цели долж­ны уточняться, и задания на достижение результата должны конкретизироваться тренером в соответствии с реальными воз­можностями спортсмена.

Молодые фехтовальщики часто показывают в соревнованиях неустойчивые результаты, и это явление можно считать свое­образной закономерностью как следствие не установившейся еще психики. Нельзя обнадеживать фехтовальщиков в быстром достижении высоких спортивных результатов в ближайших со­ревнованиях. Они должны уже с первых шагов нацеливаться на длительный процесс тренировки, в котором достигаются постепенный рост и устойчивые результаты. Достижения, пока­занные в юношеском возрасте, конечно, дают возможность судить о способностях спортсмена, однако главным условием успеха является настойчивая и длительная работа над спор­тивным совершенствованием. Чем выше квалификация фехто­вальщиков, тем более строгие требования к ним следует предъявлять и тем внимательнее они должны относиться к своей тренировке и участию в соревнованиях.

В фехтовании влияние тренера на учеников, пожалуй, боль­шее, чем в других видах спорта. Это обусловливается особен­ностью тренировочной работы, в которой одно из важнейших мест занимает индивидуальная работа тренера с учеником (индивидуальные уроки, индивидуальные задания, личные бе­седы), требующая глубокого взаимопонимания.

Из индивидуального урока влияние переносится и на всю тренировочную работу. Тренер должен направлять и другие виды деятельности фехтовальщиков, знать особенности их быта, производственной работы, учебы, режима. В тренировочной работе нельзя допускать попустительства, которое может раз­лагающе действовать на спортсмена и не принесет никакой пользы его волевым и моральным качествам. Следует помнить, что, говоря о воспитании и совершенствовании моральных и волевых качеств, мы имеем в виду формирование характера спортсмена.

Основные компоненты боя

Атака

Атака имеет и техническое преимущество перед действия­ми обороны, так как атакующий, как инициатор, как зачина­тель боевых взаимодействий, может полностью сообразовать начало атаки с моментами своей наибольшей готовности к дви­жению, чем не обладает обороняющийся при неожиданном на него нападении. Кроме того, атакующий почти всегда имеет время представить движения своей задуманной атаки, в то время как защищающийся от внезапного нападения противни­ка этой возможности не имеет

Следует, однако, отметить, что овладение техническим мастерством уменьшает эти потери неожиданно застигнутого атакой фехтовальщика.

Основная трудность в атаке заключается в невозможности поразить противника без предварительного сближения с ним, так как бой, как правило, проходит из дальней дистанции. В ответ на предварительное сближение противник может на­чать отступать или же предпринять контратаку. В первом слу­чае атака может не дойти до противника или так замедлиться, что он без труда сумеет защититься. Во втором случае атакующий может получить удар раньше, чем нанесет его сам. Преодо­ление этой основной трудности боя достигается специальной подготовкой атаки посредством умелого использования подго­тавливающих действий, позволяющих обеспечить внезапность, неожиданность атаки для противника.

Внезапная атака с дистанции, немного меньшей, чем даль­няя, имеет наибольшие шансы на успех. Атака может быть ус­пешной и с дальней дистанции, но в этих случаях необходимо уметь ловить встречное движение противника (начало манев­ренного шага, наклонение туловища вперед и т. д.).

Простая атака, вызывающая контратаку при фехтовании на рапирах и саблях, внешне имеет некоторое сходство с ложной атакой, но по своему замыслу является не разведкой и не спо­собом сближения, а вызовом. Фехтовальщик, находясь в даль­ней дистанции и предполагая у своего противника намерение контратаковать с движением вперед, в одном выпаде совершает колющее или рубящее движение. Противник, исходя из дистан­ции, принимает начало выпада на шаг вперед и контратакует, вследствие чего и оказывается достигнутым оружием против­ника. Удары (уколы) в этих случаях обыкновенно наносятся в одно время, так как атакующий не может в своем выпаде спе­шить с совершением удара (укола) ранее того момента, когда приближение противника в его контратаке сделает это возмож­ным. Одновременность уколов в этом случае является жела­тельной для атаковавшего, ибо, согласно правилу, удар (укол) будет засчитан фехтовальщику, опоздавшему с контратакой

Ложная атака. Ложной атакой называется действие фехто­вальщика, похожее по форме на атаку, но не преследующее цели непосредственного нанесения удара (укола), а разрешаю­щее задачи подготовки успешности действительных попыток поразить противника. Такими задачами могут быть: разведать оборонные намерения противника, овладеть полем боя, в отно­сительной безопасности приблизиться к противнику, вызвать определенные реагирования, оттеснить противника при своем стоянии на задней границе, замаскировать начало действитель­ной атаки и т. д.

Особо важное значение имеет ложная атака как способ от­носительно безопасного приближения к противнику. Холостое движение удара (укола) в этой атаке предохраняет фехтоваль­щика от учащенного применения противником останавливающе­го удара (укола), так как при его наличии холостое движение удара (укола) становится действительным. В то же время, приблизившись в ложной атаке, фехтовальщик имеет хорошую возможность развить ее в действительную повторную атаку.

Подготовка атаки

Чтобы атака была внезапной, нужно совершать ее на про­тивника в момент ослабления его внимания, и в частности обо­ронной настороженности, или в момент переключения его вни­мания с обороны на подготовку своей атаки.

Подготовка атаки может быть пассивной и активной. Пас­сивная подготовка обычно заключается в искании и ожидании повода для атаки без активного воздействия на противника. Готовящийся атаковать при этом может искать повод вообще, не предрешая его конкретного содержания, а может ожидать и только определенный момент в движениях противника, уве­ренность в возникновении которого обусловлена изученностью его поведения.

Подготовка атаки сможет быть и активной, которая в свою очередь делится на обобщенную и конкретную. В обобщенной активной подготовке атаки фехтующий своими действиями выводит противника из статической настороженности, как бы расшатывая его самого и его оружие, т. е. создает поведение противника, чреватое возникновением рискованных для него моментов. В этой подготовке создается лишь общий фон боя, богатый предпосылками к нахождению подходящих, но не за­ранее ожидаемых моментов для атаки.

Другая разновидность активной подготовки — конкретная подготовка заключается в там, что фехтовальщик затевает как бы игру в бой на дальних подступах (не в критической дистан­ции, в которой нельзя бездействовать), игру из атаковых и защитных движений в виде обозначения фраз разного содер­жания и сложности, из которой преднамеренно, в заранее заду­манный момент, выходит в действительную, также задуманную заранее, быструю и длинную атаку. Такая развитая подгото­вительная игра требует тактической смелости и обладания со­вершенной техникой и .поэтому является достоянием лишь боль­ших мастеров. Следует еще отметить, что такая активная развитая игра может не предусматривать определенного выхо­да в атаку, а создаваться из расчета на «импровизированное» завершение.

Наши рекомендации