Развитие скорости движений и быстроты двигательной реакции

Боевые взаимодействия, имеющие цель нанести удар («ту­ше») и избежать его, являются лучшим упражнением для развития быстроты двигательной реакции и скорости движения, что в совокупности и является быстротой фехтовальщика

II. В фехтовании на саблях
Передвигаясь шагами вперед и назад, изменением позиций вызывает на атаку с выпадом в открытую линию Сохраняет дистанцию и на вызов атакует ударом или уколом с выпадом с максимальной быстротой
Делает удары на правый, левый бок Несколько раз защищается третьей или четвертой и, не от­вечая, отходит назад; внезапно берет защиту и отвечает в пол­ной скорости ударом по голове
Атакует на голову и берет без определенной последовательности то пятую, то третью защиты Защищается пятой и отвечает с максимальной скоростью в открытое место (или яа правый бок, или на голову, или на левый бок), в зависимости от защитного дви­жения тренера после атаки
Атакует на правый бок, защищается от удара по голове и снова бьет в правый бок Защиту и ответ делает сперва несколько замедленно, а затем резко убыстряя
Делая шаг вперед, пытается захватить клинок ученика в третью или в четвертую Максимально быстрые атаки с переносом на голову с выпадом или броском
То же, но отражая атаку и давая ответ в разные линии Максимально быстро атакует на голову. В случае неудачи ата­ки берет защиту и дает контр­ответ с максимальной скоростью в открытую линию
Атакует в разные линии с замахом На замах делает удар в темп по руке, берет защиту и отвечает в ближайшую открытую линию
То же, но после ответа снова атакует с замахом; защищается и отвечает без замаха. Темп дей- ствий от первого к последнему постепенно убыстряется до предела На замах делает удар в темп по руке, защищается и отвечает на вторичную атаку еще быстрее, снова ударяет в темп по руке, защищается и отвечает; быстро защищается и снова отвечает
Делает с полувыпадом разведывательное движение оружием вперед Отходит назад, убирая руку к себе; внезапно атакует с батманом в третью или четвертую с шагом и выпадом или с флешью с максимальной скооостью
Последовательно атакует на правый бок, голову, левый бок, делая один удар за другим без остановки, соблюдая средний ров­ный темп Защищается и отвечает последовательно третья — голова, пятая — голова, четвертая — голова
То же, постепенно ускоряя движения То же, постепенно ускоряя защитно-ответные действия
То же, произвольно изменяя направление ударов и темп движений, иногда делает удар с замахом Реагирует соответственно защитой и ответом, а в случае замаха быстро бьет в темп по руке и отскакивает


Каждый прием или действие повторяется не менее 8—10 раз, в зависимости от цгатеха в выполнении и сложности.

Упражнения в своевременности действий. Своевременность действий выражается в применении приема неожиданно (врасплох), в правильном реагировании на любое действие противника, в точном учете времени и боевой ситуа­ции. Способность к своевременным действиям, представляю­щую важнейшее качество фехтовальщика, нужно развивать и совершенствовать, используя для этого:

Упражнения в «немом» уроке с тренером;

Тренер постепенно, ставя разные условия ученику, при­учает его к точному учету времени действий, заставляя быть постоянно настороже и использовать каждое возможное мгно­вение для укола (удара). Например: ученик должен атаковать тренера на его начало шага вперед или на изменение позиции; если же при шаге вперед тренер сопровождает его посылом на удар или укол, ученик должен или отойти, или сделать защи­ту — ответ. Бели тренер, вызывая на атаку сближением или переменой позиции, вдруг отходит назад на вызванную атаку, ученик должен немедленно сделать повторную атаку. Если тренер от атаки берет защиту и отвечает с задержкой, ученик должен сделать повторный удар (укол), оставаясь на выпаде (ремиз). Бели тренер сразу же дает ответный удар, ученик должен перехватить его и дать контрответ и т. п.

Упражнения в атаках на заранее определенные движения партнера; например: атака с действием на оружие на выдви­жение партнером клинка вперед, если же партнер открывает ли­нию при движении вперед — простая атака в эту линию.

Упражнения в условных атаках (контры) на неподвижного и на изменяющего позиции партнера; например: атакующий имеет право сделать любую простую атаку после любых подготавливающих движений (смена положений клинка, передви­жения, перемены соединений). Защищающийся должен внимагельным наблюдением определить момент и направление атаки и ответить защитным движением; атакующий имеет право нападать на любое движение защищающегося, который все время делает перемены позиций и пр.

Упражнения в вольном бою с тренером или в учебном бою с партнером по тренировке, выполняя заранее поставленные основные задания; например: стараться использовать каждую возможность для нанесения укола-удара в контратаке; для атаки на подготавливающегося противника (сближением, пере­меной позиции, выдвижением оружия и пр.).

Вольные бои и соревнования разного типа являются наибо­лее действенным средством развития и совершенствования чувства боя и своевременности действий, поэтому они должны использоваться в тренировке в самых широких масштабах.

Кроме указанных примерных упражнений, весьма полезны специальные беседы и обсуждение результатов наблюдений за различными фехтовальщиками.

Тренер должен постоянно направлять фехтовальщиков на овладение выбором момента, своевременностью действий и для этого проводить с ними специальные упражнения и беседы с постановкой сначала примитивных, основных заданий, а затем вое более усложняя их, побуждая самих выискивать интерес­ные поводы для активных действий.

Упражнения в определении дистанционных и пространсгвенных положений. Способность к правильному определению дистанционных и пространственных положений, в фехтовальной практике часто именуемая «чув­ством дистанции», состоит в умении фехтовальщика точно оп­ределить: расстояние до противника, до цели атаки; определить свои возможности в доставании противника и его возможности в том же; возможности в преодолении дистанции до противника и входа в зону удара.

Совершенствование этой способности проходит, главным образом, во взаимодействиях с партнером и противником. Тем не менее можно рекомендовать некоторые специальные упраж­нения для ее развития, а именно: выполнение уколов (ударов) на чучелах и мишенях с разных дистанций, сопровождающееся передвижениями.

­ серия уколов, выполняемых без остановки, один за другим: 1) укол с места — шаг назад; 2) укол с шагом вперед — шаг назад; 3) укол с полувыпадом — после возвращения с выпада сделать шаг назад, 4) укол с полным выпадом — после возвра­щения с выпада сделать еше шаг назад, 5) укол с шагом впе­ред и выпадом — после возвращения с выпада сделать шаг вперед. Затем вся серия повторяется несколько раз. Во избе­жание штампа можно менять порядок движений и включать другие условия по усмотрению тренера или самого спортсмена;

­ стоя перед мишенью или чучелом, фехтовальщик делает различные перемещения вперед, назад, полувыпады, выпады, шаги вперед и полувыпады и выпады, подходит совсем близко к мишени и делает во время этих маневрирований частые у колы, стараясь чтобы ощущение напряжения оружия при уколе всегда было легким и точным.

Примеры упражнений с партнером и тренером:

­ выполнение атак на перемещающегося и открывающегося партнера: фехтовальщик не имеет права передвигаться, а партнер его все время меняет дистанцию и открывает себя для укола прямо.или переводом, следя за тем, чтобы атакующий каждый раз сначала постарался достать оружием, а движение на полувыпад или выпад добавлял в зависимости от дально­сти цели от выдвинутого острия;

­ выполнение уколов такого же типа с обоюдным перемеще­нием.

Подобного рода упражнения могут успешно выполняться в индивидуальных уроках с тренером. Тренер дает задание на выполнение уколов (ударов) в зависимости от близости к це­ли, дополняя их движениями шагов, выпадов, полувыпадов. Пример: тренер двигается с опущенным оружием и движением тела вперед сигнализирует необходимость укола с разных ди­станций. При этом он внезапно изменяет дистанции: делает вызов на укол с места и на вытягивание оружия отклоняется или отходит назад, требуя добавления полувыпада или выпада; после возвращения ученика с выпада внезапно вызывает укол, делая большой шаг вперед и требуя укола на согнутой руке и т. п. Потом к этим движениям добавляются и действия ору­жием (вызовы, перемены соединений, попытки захватов, на­жимы и пр.) и снова требуются уколы на разных дистанциях, и не только прямо, но и с переменой линий.

Далее следует использовать упражнения в учебных и воль­ных боях с выполнением определенных заданий на ведение боя в разных дистанциях. Пример задания: во время боя ста­раться подойти для атаки с выпадом; при ведении боя вместо защит оружием пользоваться только отходом, отклоном; на атакующие действия противника брать защиты с шагом впе­ред, следя за мягким сгибанием руки и сохранением возможно­сти действовать оружием для нанесения уколов в ответах и пр.

Упражнения в вариативности выполнения приемов. Условия выполнения фехтовальщиком приемов во время боя постоянно изменяются в зависимости от столкнове­ния взаимодействий противников и от особенностей техники, тактики и характера фехтовальщика. Поэтому необходимо по­стоянно развивать и совершенствовать способность к вариатив­ным выполнениям боевых действий. Вариативность действий предусматривает гибкость навыка, что позволяет свободно и разнообразно совершать один и тот же прием соответствен­но необходимости боевых моментов. Чем выше развитие этой способности, тем большим фондом двигательных возможностей располагает фехтовальщик, тем увереннее он действует в слож­ных ситуациях боя с различными противниками, находя пра­вильные выходы из самых неожиданных положений.

Современный бой предъявляет большие требования к отто­ченности и вариативности действий, и мастерство фехтовальщи­ка определяется способностью к использованию большого коли­чества разнообразных приемов, среди которых имеют место и .наиболее излюбленные, используемые на фоне других, глав­ным образом, в самую тяжелую минуту боя. Эти -приемы при­берегают до решающего момента, показывая хорошее владе­ние всем репертуаром и способность к вариативному использо­ванию его.

Каждый прием должен тренироваться обязательно в трех основных вариантах: на месте, с движением назад и вперед. В тренировке следует в ряде случаев брать один-два приема и строить на них различные усложнения, обыгрывая разные боевые ситуации и сочетания с другими, ранее освоенными действиями.

Пример для фехтования на саблях: тренируемый прием — удар в темп по руке из третьей позиции: 1) на удар с замахом по правому боку, выполняемый первым, второй бьет по руке сверху я отскакивает, избегая удара; 2) на тот же удар второй делает удар по руке и принимает третью защиту и отвечает на голову; 3) на тот же удар первого второй делает удар в темп по руке сверху. Первый, отдергивая руку, избегает уда­ра, второй сейчас же продолжает повторным уколом прямо; 4) на тот же удар первого второй бьет в темп по руке сверху, первый отдергивает руку назад, второй продолжает повторным уколом прямо с выпадом, первый берет третью защиту и отве­чает с замахом на голову, второй на замах делает повторный удар по руке сбоку и, уходя с выпада, 'берет пятую и отвечает по левому боку..

Подобного рода упражнения могут успешно выполняться в индивидуальных уроках с тренером. Тренер дает задание на выполнение уколов (ударов) в зависимости от близости к це­ли, дополняя их движениями шагов, выпадов, полувыпадов. Пример: тренер двигается с опущенным оружием и движением тела вперед сигнализирует необходимость укола с разных ди­станций. При этом он внезапно изменяет дистанции: делает вызов на укол с места и на вытягивание оружия отклоняется или отходит назад, требуя добавления полувыпада или выпада; после возвращения ученика с выпада внезапно вызывает укол, делая большой шаг вперед и требуя укола на согнутой руке и т. п. Потом к этим движениям добавляются и действия ору­жием (вызовы, перемены соединений, попытки захватов, на­жимы и пр.) и снова требуются уколы на разных дистанциях, и не только прямо, но и с переменой линий.

Далее следует использовать упражнения в учебных и воль­ных боях с выполнением определенных заданий на ведение боя в разных дистанциях. Пример задания: во время боя ста­раться подойти для атаки с выпадом; при ведении боя вместо защит оружием пользоваться только отходом, отклоном; на атакующие действия противника брать защиты с шагом впе­ред, следя за мягким сгибанием руки и сохранением возможно­сти действовать оружием для нанесения уколов в ответах и пр.

Особо важное значение для развития этого качества имеют индивидуальные уроки с тренером, а так­же соревнования и учебные бои со специальной установкой на овладение разнообразием действий.

Непременным условием успешного решения задач спортив­но-технической тренировки является постоянная требователь­ность и большое количество повторений приемов и действий в разных вариантах

Физические качества

Наши рекомендации