Правила ультразвукового контроля
Рельсов покилометрового запаса
Область применения
1.1. Настоящие Правила распространяются на УЗК рельсов ПКЗ съемным дефектоскопом сплошного контроля.
1.2. Контролю подлежат рельсы типа Р50, Р65, Р75, размеры, материал и состав которых соответствуют ГОСТ Р 51685-2013.
1.3. Проверка рельсов покилометрового запаса выполняют перед укладкой рельсов на стеллаж ПКЗ, затем – не реже одного раза в год.
1.4. Настоящие Правила устанавливают:
а) порядок применения УЗК;
б) перечень необходимых средств, материалов и инструмента;
в) порядок подготовки средств НК и рельсов к контролю и проведения контроля;
г) требования к оформлению результатов контроля и оценке качества рельсов ПКЗ по результатам контроля;
д) требования по безопасности при проведении УЗК.
Общие положения
2.1. УЗК применяется для выявления дефектов следующих кодов (Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р и Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р): 19.0-1-2, 20.1-2, 21.1-2, 22.1-2, 24.1-2, 25.1-2, 26.3-4, 27.3-4, 30.1-2, 31.1-2, 33.1, 38.1, 50.1-2, 53.1, 55.1-2, 56.3-4, 57.3-4, 60.1-2, 64.1-2, 65.1-2, 66.3-4, 67.3-4, 69.1-2, 70.1-2, 71.1-2, 72.1-2, 73.1, 74.1-2, 75.1-2, 76.3-4, 77.3-4, 79.1-2, 99.1-4, ДО.20.2, ДСН.20.2, ДС.20.2, ДУ.20.2, ДР.21.2, ДУ.22.2, ДО.26.3, ДС.26.3, ДСН.26.3, ДО.56.3, ДС.56.3, ДСН.56.3, ДО.66.3, ДС.66.3, ДСН.66.3 в эксплуатируемых рельсах и элементах стрелочных переводов.
Размеры и местоположение выявляемых дефектов указываются в РЭ дефектоскопа.
2.2. УЗК рельсов ПКЗ осуществляют на основании телефонограммы или письменной заявки дорожного мастера ПЧ с целью предотвращения укладки в путь рельсов с дефектами.
2.3. Дефектоскопы обслуживают операторы (6÷8) разряда по ЕТКС. Количество операторов, обслуживающих дефектоскоп, определяется РЭ на конкретный тип дефектоскопа.
2.4. Доставка бригады операторов на место работы и обратно осуществляется поездами или специально выделенным ПЧ транспортом и планируется с учетом проведения контроля в светлое время суток.
2.5. Подготовка (очистка) поверхности катания рельсов ПКЗ, подлежащих УЗК, осуществляется работниками бригад по текущему содержанию пути.
2.6. Ответственность за выполнение УЗК и оформление его результатов возлагается на оператора, непосредственно проводившего контроль.
2.7. Ответственность за организацию УЗК рельсов ПКЗ возлагается на начальника (мастера) участка диагностики пути.
Оборудование, материалы и вспомогательные приспособления
3.1. Комплект оборудования для УЗК рельсов ПКЗ включает в себя:
а) съемный однониточный или двухниточный дефектоскоп, соответствующий требованиям пунктов 6 и 7 Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД» и укомплектованный в соответствии с РЭ дефектоскопа;
б) ПЭП П121-2,5-50, П112-2,5, П121-2,5-70, П121-2,5-65, П121-2,5-45 (или П121-2,5-42), необходимые для организации подтверждающего ручного УЗК;
в) ОСО-3Р;
г) инструмент (металлическая линейка длиной не менее 300 мм, штангенциркуль, рулетка, зеркало, лупа, кисточка, ветошь, скребок, фонарик);
д) краску масляную белую;
е) контактирующую жидкость.
3.2. Документация оператора, необходимая при проведении УЗК, включает в себя:
а) рабочий журнал дефектоскопа (форма ПУ 27);
б) выписку о наработке тоннажа рельсов, лежащих на данном участке;
в) журнал регистрации инструктажа по охране труда (форма ТНУ – 19);
г) ТИ по УЗК используемым типом дефектоскопа.
Подготовка к контролю
4.1. Оператор, перед выполнением УЗК, обязан:
пройти у бригадира пути или мастера дорожного целевой инструктаж по охране труда с записью в журнале (форма ТНУ-19) темы инструктажа;
провести подготовку дефектоскопа, а именно:
а) подготовить механическую часть дефектоскопа в соответствии с РЭ дефектоскопа;
б) произвести заправку дефектоскопа контактирующей жидкостью;
в) проверить наличие акустического контакта;
г) провести поканальную проверку (настройку) дефектоскопа, т.е. проверить (настроить) значения основных параметров контроля (точку выхода луча, угол ввода, мертвую зону, условную (или эквивалентную) чувствительность) для каждого ПЭП (в том числе для ручных ПЭП) в соответствии с ТИ или РЭ.
д) записать в память дефектоскопа и рабочий журнал результаты настройки (проверки) основных параметров контроля.
Примечания:
угол ввода и мертвую зону необходимо проверять, а условную чувствительность настраивать ежедневно перед проведением УЗК, и в случае замены ПЭП в соответствии с таблицей 9.1.
условную чувствительность зеркально-теневого метода для ПЭП с a=0° необходимо настраивать по подошве рельса на бездефектном участке.
эквивалентную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углом ввода a=70° необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 15 мм.
условную чувствительность эхо-метода для ПЭП с углами ввода a=55° (58)°, 45°, 0° необходимо настраивать по отверстию диаметром 6 мм, расположенному в ОСО-3Р на глубине 44 мм.
Таблица 9.1
Угол ввода a, град | Мертвая зона М, мм | Условная/эквивалентная чувствительность Ку/Кэ, дБ |
£6 | 16 (по эхо-методу) | |
£3 | ||
не проверяется | ||
55 (58) | не проверяется |
если в процессе УЗК температура окружающего воздуха изменилась более чем на 10 °С относительно температуры, при которой осуществлялась проверка (настройка) дефектоскопа, необходимо проверить угол ввода и настройку условной (эквивалентной) чувствительности для всех используемых ПЭП.