Проведение расшифровки и оценка качества
5.1. Организация расшифровки должна проводиться в несколько этапов:
а) просмотр зарегистрированных данных на предмет обнаружения явных сигналов от ОДР.
б) немедленное информирование начальника (мастера) участка диагностики пути (а при его отсутствии – руководства ПЧ) для принятия мер по ограничению скорости движения и срочной замене ОДР (при обнаружении в процессе оперативного просмотра явных сигналов от ОДР);
в) основная расшифровка с выполнением анализа предыдущих результатов контроля данного участка (не менее трех проверок съемных и мобильных средств НК);
г) принятие мер по ограничению скорости движения поездов до 25 км/ч или 40 км/ч в зависимости от степени опасности возможных ОДР;
д) составление ведомости непроконтролированных участков пути (с отсутствием донного сигнала на протяжении более 60 мм), непроконтролированных болтовых отверстий, а также контроленепригодных участков;
е) составление проекта ведомости выявленных ОДР и ДР, выявленных по результатам расшифровки. Определение срока проведения вторичного контроля (немедленно, сутки, двое суток, трое суток, пять суток, в плановом порядке);
ж) передача результатов расшифровки начальнику Центра расшифровки и начальнику (мастеру) участка диагностики пути для организации вторичного УЗК и устранения нарушений технологии контроля;
з) составление окончательной ведомости выявленных ОДР и ДР по результатам расшифровки и вторичного УЗК
5.2. В ходе расшифровки должны проводиться:
а) поиск сигналов от дефектов по критериям, установленным технологической документацией;
б) обязательное сравнение сигналов от дефектов по результатам расшифровки последнего прохода дефектоскопа с регистратором, с сигналами, в этих же местах на дефектограммах предыдущих проездов мобильных и съемных средств НК;
в) поиск непроконтролированных участков пути (участков пути с отсутствием донного сигнала или признаком отсутствия акустического сигнала на расстоянии более 60 мм), непроконтролированных болтовых отверстий, а также контроленепригодных рельсов с указанием причин, по которым они не были проконтролированы (отсутствие акустического контакта, нарушение технологии контроля рельсов, неисправность дефектоскопа или регистратора, контроленепригодный рельс);
г) анализ организации и технологии контроля (факта проверки планируемого участка пути, соответствия планируемого и фактического объема контроля, времени, затраченного на контроль, примерной скорости контроля, ввода служебных отметок, опорного уровня чувствительности, условной чувствительности и правильности ее изменения в процессе контроля, технологии контроля рельсов вне болтовых стыков, технологии контроля рельсов в зоне болтовых стыков, факта использования при необходимости ручных ПЭП, качества центровки искательной системы и т.д.).
5.3. По каждому нарушению технологии контроля проводится разбор в ПЧ или центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (с использованием дефектограмм последних проходов съемных и мобильных средств НК).
5.4. В случае отсутствия файла (или фрагмента файла) с зарегистрированными данными или большого количества непроконтролированных участков пути (из-за технических отказов дефектоскопа или регистратора, а также из-за нарушения технологии контроля операторами дефектоскопных тележек) начальником (мастером) участка диагностики пути в течение двух суток должна быть назначена внеплановая проверка этого участка пути съемными дефектоскопами с регистраторами.
5.5. В случае обнаружения отсутствия необходимого контроля ручными ПЭП «подозрительного» сечения рельса, необходимо назначить контроль этого сечения в течение двух суток.
5.6. При получении информации об обнаружении ОДР в трехсуточный срок провести анализ дефектограмм трех последних проверок данного рельса.
5.7. Вторичный УЗК по результатам расшифровки выполнять в соответствии с «Правилами вторичного ультразвукового контроля рельсов» (приложение № 8 к настоящему Положению).
Оформление результатов контроля
6.1. По результатам основной расшифровки необходимо заполнить:
а) соответствующие графы журнала учета результатов расшифровки записей регистраторов;
б) ведомость контроленепригодных, непроконтролированных участков пути и участков с некачественной записью дефектограмм и распечатать комплект дефектограмм «подозрительных» сечений рельсов для проведения их вторичного контроля. Дефектограммы распечатываются в двух масштабах – с мелким масштабом для привязки к участку с возможным дефектным рельсом и с крупным масштабом для привязки к месту возможного дефекта на рельсе;
в) карточки качества работы операторов (в случае нарушения операторами технологии УЗК рельсов).
Приложение № 4
к Положению о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»