Противоречивые интерпретации 21
Вопрос. Я только-только начала заниматься Таро и уже совершенно запуталась в разных интерпретациях, которые даются одним и тем же картам в разных источниках. Предположим, я делаю расклад и получаю такие-то и такие-то карты, при этом в двух разных колодах их значения могут даже противоречить друг другу. Не могли бы вы как-то это объяснить?
Ответ. С этой проблемой мы уже сталкивались много раз, и на самом деле это хороший повод разработать свой собственный набор интерпретаций для карт вашей рабочем колоды. Толкования, которые вы можете найти в большинстве книг по Таро, представляют собой комбинации популярных традиционных значений и личных впечатлении авторов от конкретных карт. А поскольку эти интерпретации являются произведениями разных авторов-тарологов, они время от времени могут казаться противоречивыми.
В таких случаях важно помнить, что каждая карта Таро несет в себе полный спектр самых разнообразных значении. Можно представить это так: автор А видит одну грань карты, автор Б – другую, а автор В – третью. Лично вы при этом вполне можете видеть четвертую из почти беспредельного количества граней.
Какое же значение будет правильным? Все Задача таролога состоит в том, чтобы выбрать их всех возможных значений именно то, которое соответствует данному конкретному вопросу. Умение делать это приходит с практикой.
Все эти значения дополняют друг друга. Постарайтесь собрать как можно более полную картину! Затем выберите те значения, которые вам больше всего правятся, и добавьте их в свою личную коллекцию интуитивных значений. Чем шире спектр известных вам значений карт, чем на большем количестве уровней вы можете их толковать, тем глубже и точнее будут ваши гадания. Я понимаю, что для начала эта задача может показаться непосильной, так что не торопитесь и действуйте постепенно.
Если вы решили использовать две разные колоды для ответа на один и тот же вопрос или если вы повторяете гадание на другой колоде, считайте второе гадание развитием первого, более глубоко рассматривающим проблематику запроса.
Комбинации карт 22
Вопрос. Меня часто смущают сложные комбинации карт. Мне бы хотелось прочитать о том, как у тарологов получается «рассказывать истории», выкладывая карты для гадания.
Ответ. Толкование комбинаций карт смущает многих тарологов. Существует ряд техник, которые могут помочь вам справиться с этой задачей – увидеть общую картину.
Карты не обязательно должны находиться рядом друг с другом, чтобы между ними имелась связь. Для начала попробуйте увидеть в своем раскладе некие смысловые паттерны.
1. Обратите внимание на масти. Сколько у вас в раскладе Жезлов? Сколько Кубков и т. д.? Это даст вам представление об общей энергетической окраске расклада. К примеру, расклад, в котором много Мечей, может акцентировать вопросы образования коммуникации, умственной деятельности (как конструктивной, так и нет), или иные темы, традиционно относящиеся к сфере Мечей. (Вспомните еще раз соответствия мастей!)
2. Присутствуют ли в раскладе все масти, или каких-то нет? О чем это говорит в свете запроса кверента? Проблемные области, хорошо освоенные или неправильно функционирующие области?
3. Есть ли в раскладе придворные карты и сколько? Какую роль в рассматриваемой ситуации играют другие люди? Или это различные точки зрения самого кверента?
4. Сколько в раскладе Старших Арканов? Если большинство – это добавляет гаданию веса и важности. Оно будет сосредоточено преимущественно на личностной и духовной эволюции кверента, а не на повседневных делах.
Расскажите историю
Поместите кверента или себя (если вы гадаете для себя) в пространство каждой карты. Что он там делает? Как эта деятельность связана с его текущими обстоятельствами? Если вы не уверены в своих предположениях, спрашивайте! Переходите к следующей сцене. Проделайте все то же самое. Иногда «сюжет» будет разворачиваться последовательно, иногда будут наблюдаться прыжки в прошлое – совсем как в кино. Возможны также побочные линии (См. вопрос 68 «Круг историй» – это еще один способ развить тот же самый навык.)
Самое важное здесь – помнить, что с кверентом необходимо вести открытый и непрерывный диалог. Если по ходу беседы вы вдруг обнаружите что-то новое относительно уже пройденной карты, вернитесь к ней и проработайте ее еще раз.
Плывите по течению
Пусть история сама несет вас. Как правило, в самом начале гадания невозможно предугадать, куда оно нас заведет. Вы просто начинаете с самого очевидного или представляющегося существенным в данных обстоятельствах, и по мере рассказа новые идеи и инсайты сами придут к вам. И снова неоценимую помощь в этом процессе вам окажет обратная связь, идущая от кверента.
Это умение сродни обычным коммуникационным навыкам. Просто расслабьтесь и следуйте за кверентом туда, куда он вас ведет!
Во время гадания обратите внимание на расположенные по соседству карты и посмотрите, нет ли между ними связи. Интерпретируйте их как один составной образ, содержащий все находящиеся в поле вашего зрения детали. Все, что вы сами знаете о картах, тоже может быть задействовано в этом процессе.
Вот некоторые примеры комбинаций карт с предположительным толкованием такого сочетания в раскладе:
Маг
В качестве иллюзиониста и подлинного аса по части ловкости рук Маг может демонстрировать таланты в области тонкой работы руками.
В сочетании с:
◊ Колесницей – гений автомеханики.
◊ Тузом Мечей – мастер фехтования, нейрохирург.
◊ Тройкой Мечей – хирург-кардиолог.
Верховная Жрица
Хранительница тайн и знания.
В сочетании с:
◊ Двойкой Пантаклей – бухгалтер, в особенности при работе с крупными суммами денег, где необходима конфиденциальность.
◊ Восьмеркой Кубков – психотерапевт, возможно, специализирующийся на изменении образа жизни или на так называемых двенадцатишаговых программах.
◊ Влюбленными – доверенное лицо или посредник.
Сила
Физическая сила, терпение, любовь к природе и к животным. В сочетании с:
◊ Четверкой Мечей – болезнь, смерть или выздоровление животного.
◊ Десяткой Жезлов – большая физическая выносливость, терпение и добрый нрав.
◊ Королем Пантаклей – повышение цен на рынке.
Шестерка Мечей
Движение, изменение обстоятельств к лучшему, путешествие по воде или около воды.
В сочетании с:
◊ Солнцем – переезд в местность с более теплым климатом.
◊ Отшельником – путешествие в горы, возможно, в одиночестве.
◊ Восьмеркой Жезлов – далекое путешествие самолетом или перелет к месту назначения.
Шестерка Жезлов
Победа, успех, чужак, путешествие, тур.
В сочетании с:
◊ Тузом Жезлов – рекламный тур с раздачей автографов.
◊ Миром – признание на международном уровне.
◊ Восьмеркой Пантаклей – успешный торговый представитель или коммивояжер.
Это всего лишь несколько идей, могущих послужить вам пищей для воображения. Составьте собственный список комбинаций карт и увидите, что он добавит многомерности вашим гаданиям. Развлекайтесь!
Сложные карты 23
Вопрос. Как вы объясняете кверенту сложные и неприятные карты (такие как Смерть, Тройка Мечей, Пятерка Пантаклей и т.д.)? Предваряете ли вы свои интерпретации предупреждением не воспринимать карту буквально, пытаетесь ли связать ее с теми обстоятельствами, которые сложились у кверента в жизни, или каким-то иным образом выходите из положения?
Ответ. Это весьма распространенное заблуждение, что есть «хорошие» и «плохие» карты. Таро – система безоценочная, а в каждой карте содержится полный спектр значений. Можно, например, с равным успехом найти повод для радости в Десятке Мечей и массу проблем в Десятке Кубков. Проверкой на профессионализм здесь может послужить как раз способность выйти за пределы очевидного настроения картинки и распознать, какие из широчайшего спектра возможностей карты задействованы в контексте рассматриваемой ситуации. При появлении сложной карты нет никакой необходимости заранее успокаивать клиента и объяснять ему, что это вовсе не то, что он думает. Просто работайте с ним на максимально высоком уровне. Если вы как гадатель будете сохранять уверенность и сочувствие, клиент получит от сеанса гадания все, что ему нужно.
Во время гадания помните о том, что кверент, как правило, бывает достаточно хорошо осведомлен об имеющихся у него трудностях, и любые неприятные интерпретации, скорее всего, не окажутся для него неожиданностью. Если такое случится, внимательно выслушайте кверента. Помогите ему найти в себе силы пережить трудные времена. В идеале кверент должен уйти с сеанса, чувствуя себя лучше, чем до него.
Даже если вы хорошо понимаете, что каждая карта содержит полный спектр самых разнообразных значений, на практике, вам все равно, может быть, довольно трудно найти позитивные интерпретации для наиболее мрачно выглядящих карт колоды. Вот некоторые предположения по этому поводу.
Башня
Означает разрушение старых структур, для многих неприятное и пугающее, но все же представляет собой самый прямой и быстрый путь к освобождению. Свобода – это прекрасно! Башня содержит взрывную энергию, которая помимо всего прочего может означать и феерический секс.
Тройка Мечей
«Один за всех и все за одного!» Конфликты разрешаются через любовь. Ум с сердцем, против обыкновения, в ладу.
Дьявол
Знаете ли вы, что в эзотерической традиции с Дьяволом ассоциируется сила смеха? «А ну его все к черту!» Это также колоссальный источник сырой энергии. Используйте его!
Десятка Мечей
Эта карта всегда говорит об окончании. В том числе о конце страданий, о разрешении долго длившихся проблем (мне понадобилось десять лет, чтобы, наконец, получить развод!), о начале чего-то нового.
Пятерка Пантаклей
Где на этой картинке кверент? Возможно, он находится за витражным окном, где тепло и светло. Когда в гадании объявляется эта карта, она может говорить о возможности помочь тем, кому не так повезло в жизни.
Придворные карты 24
Вопрос. Я уже некоторое время изучаю Придворные карты и часто теряюсь, как их стоит интерпретировать в том или ином случае – как других людей или как особенности психики самого кверента.
1. Не могли бы вы рассказать, как с ними работать?
2. Это единственные два способа толкования Придворных карт, или есть и другие?
Спасибо заранее за помощь.
Ответ. Придворные карты – возможно, самая сложная часть колоды Таро. В конце концов, вы научитесь легко и уверенно работать с ними, и тогда в них откроются неожиданные и могущественные силы. Одна из причин, по которым вам может быть трудно выбрать то или иное значение для Придворной карты, заключается в том, что она может одновременно работать на многих уровнях. Одна-единственная карта может в одно и то же время описывать психологическое состояние вашего кверента, указывать на кого-то из его круга общения и давать вам как гадателю дополнительную информацию о рассматриваемой ситуации. Это может звучать довольно радикально, но не всегда нужно выбирать какую-то одну из возможных интерпретаций. Давайте рассмотрим имеющиеся у нас варианты.
Поскольку представляемые Придворными картами энергии изображаются в виде людей, они действительно чаще всего толкуются как люди. Следует ли воспринимать данную конкретную карту в раскладе как самого кверента, кого то еще в его жизни или обоих, зависит от контекста. Когда одного только контекста недостаточно, интуиция, профессиональный опыт плюс коммуникация с кверентом помогут вам преодолеть создавшиеся трудности. К примеру, если женщина спрашивает о вероятном результате ее первого свидания с мужчиной, с которым она только что познакомилась, то появившиеся в раскладе Рыцарь Жезлов или Король Пантаклей вряд ли будут означать кверента. Молодой человек, который только что поступил на новую работу, и хочет знать, как скоро ему можно ожидать повышения, может прекрасно идентифицироваться с Пажом Пантаклей. В ситуации эмоциональных разногласий между матерью и дочерью Королева Жезлов может описывать как бунтарские настроения девушки, пытающейся самоутвердиться, так и автократические замашки ее матушки.
Однако следует помнить, что Придворная карта далеко не всегда означает человека, будь то кверент или кто-то еще. Вот другие варианты.
Временные категории
Каждая придворная карта имеет астрологические соответствия, очень полезные при определении того, когда произойдет запрашиваемое событие, или какое время удачное для начала или завершения какого-то дела. Временные предсказания Придворных карт могут быть точны до времени года, до времени «работы» того или иного астрологического знака или даже до времени суток вплоть до часа.
Скорость
Каждая Придворная карта обладает специфическими энергетическими характеристиками, которые можно воспринимать как определенную скорость движения или действия – очень быструю, быструю, медленную или же практически отсутствующую. Это может быть очень важный аспект гадания, не имеющий никакого или почти никакого отношения к конкретным людям.
Зрелость
Ранг Придворной карты сам по себе уже является важный ключом к природе ситуации в целом. Короли и Королевы означают большую зрелость и завершенность, которые и проецируют на расклад. Пажи и Рыцари юны и находятся в процессе роста или развития, окрашивая происходящее своей молодостью, энергией и превращая его в разворачивающуюся на подмостках жизни драму. В контексте зрелости Придворные карты могут говорить о стадиях развития рассматриваемого явления.
Пажи = начало проекта или предприятия.
Рыцари = самые большие вложения энергии.
Королевы = стадия заботы и взращивания.
Короли = завершение.
Гендер
Ранги Придворных карт определенным образом связаны и с гендерными характеристиками. Короли и Рыцари обладают качеством мужественности, которое может проявляться в виде логики, целеустремленности, прямоты и рациональности. Это может относиться как к мужчинам, так и к женщинам в качестве кверента. Королевы и Пажи более женственны, тонки, гибки и терпеливы. В качестве гендерных характеристик все чти качества, разумеется, спорны и не отражают полной картины, но их направленность достаточно ясна. В любом случае именно так Придворные карты влияют на ситуации, в которых они задействованы.
Стихийные качества
Придворные карты представляют элементальные энергии в весьма чистой и концентрированной форме. Это, возможно, один из самых эзотерических аспектов Придворных карт и, безусловно, один из самых важных, каждая Придворная карта в своих свойствах представляет сочетание ранга и масти, которые, в свою очередь, имеют устойчивые стихийные ассоциации.
Так Королева Пантаклей, к примеру, есть комбинация Воды, связанной с рангом Королевы и Земли, привносимой мастью Пантаклей. Королеву Пантаклей также называют Водой Земли, поскольку и ней отражаются свойства двух этих стихий. Она практична, осмотрительна, заботлива и живет в основном на физическом и эмоциональном плане. По контрасту с ней Рыцарь Жезлов, например, есть сочетание Воздуха (ранг Рыцарей) и Огня (масть Жезлов). Такой коктейль, именуемый Воздухом Огня можно описать как быстрый, пылкий, экспансивный и взрывной. (Не забивайте, что системы ассоциаций могут быть весьма различными – используйте ту, которая лучше всего работает лично для вас.)
Все Придворные карты суть персонификации стихийных качеств. Они в значительной степени влияют на любой расклад, в котором проявляются, независимо оттого, представляют ли эти карты реальных людей из окружения кверента или нет.
Такое количество разнообразных интерпретаций Придворных карт, которые к тому же могут работать в раскладе все одновременно, способно ошеломить начинающего гадателя. Однако немного времени и терпения, и вы научитесь работать с ними – как и со всеми остальными картами Таро, какими бы сложными они ни выглядели на первый взгляд. Главное здесь – не торопиться. Применяйте на практике то, что только что изучили, и ваш профессиональный уровень будет неуклонно повышаться.
И еще одно. Какую-то часть этой информации отыскать проще, чем другие. Чтобы выяснить все, что вас интересует, придется на время переквалифицироваться в детектива. Терпение и настойчивость – и у вас все получится.
Перевернутые карты 25
Вопрос. Меня очень интересует толкование перевернутых карт. До сих пор мне было совершенно все равно, в каком положении выпадает карта – прямом или перевернутом, но я не уверена, что поступаю правильно. У меня есть две книги по Таро, с которыми я работаю, и ни и одной из них перевернутые даже не упоминаются, но тут я купила колоду Райдера-Уэйта, и в маленькой белой книжечке, прилагающейся к ней, все время делается акцент на «перевернутые значения». Каково ваше мнение относительно всего этого?
Ответ. По поводу перевернутых карт (тех, которые в раскладе легли вверх ногами) можно разговаривать очень долго, но вкратце вот что нужно о них знать:
◊ Перевернутые корты можно интерпретировать как отрицание энергии прямых, уменьшение их влияния, препятствия или внутренние процессы; как то, что вы еще не осмыслили и не обсудили с другими; или как нечто, до сих пор пребывающее в вашем бессознательном.
◊ Иногда перевернутая карта просто пытается таким образом привлечь к себе внимание: «Эй, ну посмотри же на меня! Я действительно важна в этом раскладе!»
◊ Некоторые тарологи вовсе не работают с перевернутыми картами, предпочитая интуитивно выбирать из всего доступного спектра значений карты, которая легла вверх ногами, наиболее подходящее в данной ситуации. (Примерно так же стоит работать и с картами, которые выкладываются «поперек» других, например, с позицией «Что вас перескажет?» в Кельтском Кресте.)
◊ ◊ К перевернутым картам можно применять избирательный подход. Еще до начала расклада решите, будете ли вы их использовать или нет. Доверяйте своей интуиции и придерживайтесь принятого решения.
◊ Творите, дерзайте, используйте смешанные подходы. В пределах одного расклада толкуйте каждую карту на индивидуальных основаниях, и каждый раз решайте, будете вы рассматривать ее как перевернутую или нет.
Если вы хотите более глубоко изучить сам феномен перевернутых карт и особенности их практического применения, прочитайте «Полную книгу перевернутых карт Таро» Мэри Грир[1].
«Сценические» карты 26
Вопрос.Я недавно услышала про «сценические», или «разделенные», карты. Нет ли у вас какой-нибудь информации по «сценическим» или «разделенным», картам в колоде Райдера-Уэйта-Смит? Может быть, существует список этих карт, и почему они вообще так странно называются?
Есть ли другие колоды с такими же особенностями?
Ответ. В колоде Райдера-Уэйта-Смит часто встречаются карты, на которых изображены люди, стоящие на плоской поверхности на переднем плане. Между этой областью и задним планом карты имеется разделяющая их линия. В некотором роде эти фигуры можно воспринимать как стоящие на сцене, за которой располагается задник с нарисованными на нем пейзажами или иные элементы декораций. Памела Колман Смит – художница, создавшая карты этой колоды, много работала в театре и знала толк в театральных костюмах, что в значительной степени повлияло на ее творение. Насколько мне известно, другие колоды такой особенностью практически не обладают.
Одним из наиболее явных примеров такого дизайна является Десятка Кубков. Среди других можно назвать Семерку Мечей, Пажа Кубков, Двойку Пантаклей и Девятку Жезлов. Не столь очевидна Пятерка Пантаклей. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что фон, словно слегка задрапирован, подобно театральному заднику. Попробуйте просмотреть колоду, вдруг вы заметите еще какие-нибудь детали театрального дизайна.
Один из возможных способов интерпретации «сценических» карт заключается в следующем: возможно, происходящее лишь кажется вам реальным, а на самом деле – это иллюзия или фикция. А что же в таком случае происходит за сценой? Разумеется, далеко не всегда то же самое, но отдельного размышления эта иллюзия все равно заслуживает.
Другой вариант – особенно в случае Десятки Кубков: люди на сцене проецируют образ на экран задника при помощи силы Намерения. Иными словами, они визуализируют эту сцену и проявляют ее в мире посредством воли и сосредоточенного внимания Можно еще сказать, что изображенное на карте есть проекции самого кверента на реальную ситуацию. У меня не было возможности тщательно проверить эту теорию, но в любом случае над ней стоит подумать.
У нас с Уолдом есть и собственные интерпретации, которые работают для нас. Если и существуют какие-то официальные направления теоретической мысли относительно «сценических» карт, мне о них ничего не известно. Скорее всего, первоначально это действительно был всего лишь художественный прием автора колоды.
Масти и креативность 27
Вопрос. Какая масть-стихия ассоциируется с творчеством и креативностью? В книгах я нашла упоминания Жезлов и Кубков. Интуиция подсказывает мне, что это так и есть на самом деле. Мне кажется, Жезлы-Огонь дают первоначальную искру и импульс к творчеству. Кубки скорее имеют отношение к инкубации и вынашиванию идей. Возможно, это все четыре стихии, я точно не знаю. Я снова и снова возвращаюсь к этому вопросу, потому что я еще и художник. А как вы думаете? Каково ваше мнении по этому вопросу?
Ответ. Это моя любимая тема. Насколько мы с Уолдом понимаем этот предмет, действительно все четыре масти-стихии играют определенные роли в творческом процессе.
Дабы завершить начатую вами цепочку ассоциаций, скажу, что Мечи определяют шаги, которые вам надлежит сделать, чтобы осуществить свой проект, а также дают силу различения, необходимую для творческого выбора. Пантакли представляют материалы и физические навыки для исполнения проекта и его материализации, чтобы другие могли насладиться плодами ваших трудов (в большей степени Кубки).
Так, например, если мы рассмотрим стихии, задействованные в создании произведения живописи, то раскладка получится примерно такой:
◊ Талант к живописи (Жезлы).
◊ Желание написать картину (Жезлы).
◊ Эмоция, переводящая желание в видение (Кубки).
◊ Ментальный процесс, переводящий это видение в осуществимый план (Мечи).
◊ Кисть (Жезлы).
◊ Краски, холст, палитра, мольберт, фартук и т. д. (Пантакли).
◊ Обучение и штудии, чтобы знать, как пользоваться всеми этими материалами (Мечи).
◊ Физические навыки по обращению с кистью (Пантакли)
◊ Радость писать красками (Кубки).
◊ Критическое видение, позволяющее вносить изменения в процессе письма и понять, когда картина будет завершена (Мечи)
◊ Законченная картина (Пантакли).
◊ Желание поделиться законченной картиной с другими (Кубки).
◊ Гордость своей работой (Мечи/Кубки).
◊ Деньги, полученные от продажи картины (Пантакли).
Как можно заметить, все четыре масти-стихии играют важную роль в творческом процессе. В действительности то же самое можно сказать о чем угодно! Представьте себе, на что был бы похож мир, если бы и нем не хватало масти Жезлов (стихии Огня). В нем не было бы света, не было бы тепла, и никто не смог бы выжить.
Можно выделить основные типы творческой деятельности, связанные с каждой из четырех мастей, не забывая при этом, что каждый творческий акт включает в себя в той или иной степени элементы всех четырех. Это всего лишь наши идеи, вы можете расположить их по-другому.
◊ Жезлы = живопись, литература, дирижерское искусство.
◊ Кубки = пение, поэзия, флористический дизайн.
◊ Мечи = иллюстраторское дело, компьютерная графика, сочинение, музыка.
◊ Пантакли = танец, скульптура, кулинария.
Некоторые формы творчества, такие как игра на музыкальных инструментах, представляют собой столь тесное переплетение всех четырех стихий сразу, что отнести их к той или иной категории просто невозможно.
Если вам удастся разработать собственную систему ассоциаций, она может оказаться полезной при гаданиях, включающих элементы профессионального или непрофессионального психологического консультирования.
Или что будет просто творчество, доставляющее море удовольствия!