Internet как новая среда делового общения
Internet предоставляет беспрецедентные возможности для формирования индивидуального взаимодействия между компаниями и их клиентами. Эти возможности находятся в тесной взаимосвязи с современными тенденциями успешного ведения бизнеса, среди которых одним из главных конкурентных преимуществ является умение налаживать и поддерживать взаимодействие со своими клиентами для роста их удовлетворенности и лояльности к компании.
Для поддержания заданного уровня продаж компания должна учитывать два основных направления в своей деятельности: привлечение новых покупателей и поддержание отношений с существующими. С точки зрения экономической выгоды, гораздо дешевле поддержать взаимоотношения с постоянным покупателем, чем найти нового.
Причинами, толкающими компании на пересмотр своих отношений с клиентами, является и ряд других тенденций. Современные технологии, используемые в Internet, привели к тому, что покупатель получает доступ к любой части рынка при минимальных транзакционных издержках. Удержание имеющихся клиентов в таких условиях становится первостепенной задачей.
Кроме того, существует тенденция снижения эффективности воздействия традиционных стимуляторов потребительского спроса, таких как реклама, мероприятия по стимулированию сбыта и т. д. Как следствие, в условиях острой конкурентной борьбы, компании пытаются найти новые возможности для привлечения и удержания потребителей.
Рассмотрим особенности, текущее состояние и перспективы развития финансовой сферы услуг в Internet, как одной из наиболее развитых не сегодняшний день.
Наибольшего развития в сфере услуг, предоставляемых через Internet, получили финансовые услуги, к которым относятся следующие виды деятельности:
· предоставление банковских услуг через Internet;
·предоставление услуг по работе на валютном и фондовом рынках через Internet;
· Internet-страхование - предоставление услуг страхования через Internet.
Первостепенным элементом полноценной системы финансовых услуг являются сектор банковских услуг. Он позволяет обеспечить проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. Кроме очевидных преимуществ для корпоративных пользователей, многие из которых уже сегодня готовы перейти от систем «банк-клиент» к управлению финансовыми средствами через Internet, система должна удовлетворять и запросы частных пользователей. Так, открыв единый счет в банке, установившем у себя систему банковского обслуживания через Internet, пользователь должен получить возможность не вставая из-за компьютера вести расчеты с поставщиками услуг Internet, сотовой и пейджинговой связи, осуществлять платежи за коммунальные услуги, совершать покупки в виртуальных магазинах и многое другое.
Вторым элементом системы финансовых услуг в Сети является сектор услуг по работе на валютном и фондовом рынках. Он позволяет всем желающим участвовать в торгах на биржевых площадках, на равных правах с инвестиционными компаниями и банками. Высокая доходность спекулятивных операций на валютных и фондовых рынках привлекает огромное количество людей по всему миру и делает его одним из самых быстроразвивающихся в Internet.
И, наконец, третьим элементом является Internet-страхование. Оно предоставляет клиенту классический набор страховых услуг, соглашение о предоставлении, все платежи по которым осуществляются через Internet. Услуги Internet-страхования в России уже оказывают такие лидеры рынка, как «Группа Ренессанс Страхование», «РОСНО», «Ингосстрах», а также ряд других.
Вопрос 2
Интернет-маркетинг
Интернет-маркетинг — практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, с целью продажи продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними. Интернет-маркетинг является самой значимой частью цифрового маркетинга.
нтернет-маркетинг в первую очередь предоставляет потребителю возможность получить информацию о товарах. Любой потенциальный потребитель может, используя интернет, получить информацию о товаре, а также купить его. Хотя, если там не будет информации о Вашем товаре, или он её не найдёт, то, скорее всего он приобретёт товар у вашего конкурента.
Кроме того, компании, использующие интернет-маркетинг, экономят деньги как на персонале, который занимается продажами, так и на рекламе. А главное, что интернет-маркетинг позволяет расширить деятельность компании с локального рынка на национальный и международный рынок. При этом как крупные компании, так и малые, имеют более уравновешенные шансы в борьбе за рынок. В отличие от традиционных рекламных медиа (печатных, радио и телевидения), вход на рынок через интернет является не слишком затратным. Важным моментом является то, что в отличие от традиционных маркетинговых методов продвижения, интернет-маркетинг дает чёткую статистическую картину эффективности маркетинговой кампании.
В сравнении с другими видами медиамаркетинга (печатными, радио и телевидением), интернет-маркетинг растет очень быстро. Он завоёвывает все большую популярность не только у бизнеса, но и обычных пользователей, которые хотят продвинуть свой веб-сайт или блог и заработать на нем. Тем не менее, в развитых странах, затраты на Интернет-маркетинг и рекламу составляют около 5% от общих рекламных затрат.
Вопрос 3
Электронная коммерция
Электронная коммерция является обобщенным названием для ряда технологий, позволяющих увеличивать эффективность всего торгового процесса в целом. Электронная коммерция дает возможность продавцам расширять их присутствие в Интернете, создавая Интернет-магазины, которые предоставляют возможность просмотра и выбора товаров, использования каталогов услуг и обеспечения безопасности операций оплаты.
Электронная коммерция включает в себя как сделки «бизнес-бизнес» (business-to-business transactions), когда покупатели могут записать счет покупки на проверенный банковский счет, так и сделки «бизнес-потребитель» (business-to-consumer), когда покупатели могут платить за покупки с помощью организации безопасных платежей.
Продавцы могут поместить свой сайт по отдельному адресу, что требует отдельного доступа, либо могут поместить его на уже созданном сайте в качестве подраздела.
Сегодня существует множество различных опций по организации таких сайтов от программного обеспечения, позволяющего сделать все самому, до сложнейших решений, требующих годы для полного завершения работы над проектом. Такие сложнейшие решения стоят не меньше 3 миллионов долларов США.
Обычными компонентами электронной коммерции являются: факс; электронный обмен данными (EDI); электронная почта; голосовая почта; электронные каталоги; электронная передача фондов; технологический обмен данными; электронные формы; поток работ. Все эти компоненты поддерживаются электронными и телекоммуникационными средствами, включая Интернет. Например, посчитано, что для пересылки многостраничного документа требуется затратить от 10 до 90 долларов США. Возможности Интернет позволяют сделать этот процесс в несколько раз дешевле.
Электронная коммерция является одним из инструментов, позволяющих эффективно устроить передачу информации и товаров от производителей и поставщиков прямо к конечному потребителю. Логистическое управление является частью объединенной стратегии электронной коммерции в современных моделях бизнеса.
По последним исследованиям журнала InternetWeek, 65% компаний, названных всемирно известным журналом Fortune «500 самыми успешными компаниями в мире», не имеют четкой стратегии в области электронной коммерции и около 25% этих же компаний не имеют достаточно четкого плана внедрения и применения электронной коммерции.
Вопрос 4 и 5
Анализ различных возможностей оплаты товаров и интернет услуг
В настоящее время наиболее выгодным и для покупателей, и для продавцов способом оплаты является оплата через одну из существующих платежных систем с помощью электронных денег или виртуального счета. Для покупателей выгодным моментом являются низкие комиссионные или полное их отсутствие, довольно высокая степень защиты счета. интернет-магазины в данном варианте привлекает низкая стоимость подключения (во многих системах эта услуга бесплатна, в частности в системе "КредитПилот"), простота подключения и использования. Какую же платежную систему выбрать, чтобы с меньшими затратами времени и денег получить максимум удобств? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть наиболее популярные у российских пользователей интернета платежные системы, оценить преимущества и недостатки каждой из них.
CyberPlat
Компания CyberPlat создана в апреле 2000 г., но платежная система CyberPlat существует уже более 3 лет. В настоящее время к системе CyberPlat подключен 141 интернет-магазин. Изначально в системе была заложена лишь возможность оплаты через интернет по банковским кредитным картам, но в настоящее время благодаря совместным проектам с другими платежными системами CyberPlat реализует возможности оплаты с помощью электронных денег, а также по предоплаченным карточкам (скретч-карт). Так, согласно договору с компанией PayCash, создается шлюз между PayCash и CyberCheck с целью использования CyberCheck в качестве инструмента пополнения электронных кошельков PayCash. В перспективе электронные деньги PayCash будут включены в число платежных инструментов, принимаемых к оплате интернет-магазинами системы CyberPlat. Еще один совместный проект - запуск шлюза по авторизации в системе CyberPlat пластиковых скрэтч-карт e-port компании "Автокард-Холдинг".
WebMoney
Система WebMoney появилась на рынке ранее остальных, поэтому наиболее известна пользователям Сети. Средством расчетов в системе служат титульные знаки WebMoney (WM) нескольких типов, хранящиеся на кошельках (электронных счетах) их владельцев: WM-R - эквивалент RUR - на R-кошельках, WM-Z - эквивалент USD - на Z-кошельках, WM-C и WM-D - эквивалент USD для кредитных операций - на С- и D-кошельках. При переводе средств используются однотипные кошельки, а обмен WM-R на WM-Z производится в обменном пункте. Получить WebMoney на кошелек можно несколькими способами:
· переводом из любого банка, а также почтовым переводом на расчетный счет одного из официальных агентов системы;
· с помощью WM-карты (для Z-кошельков);
· от других участников системы в обмен на товары, услуги или наличные деньги.
PayCash
Система PayCash существует около 2 лет, однако активное развитие началось в 2000 г. PayCash основывается на западной технологии "электронных денег", позволяет совершать покупки и производить платежи через собственный электронный кошелек, представляющий собой специальное программное обеспечение. "Кошелек" устанавливается на ПК пользователя и имеет специальный ключ для выработки электронной цифровой подписи под всеми электронными документами, отправляемыми при помощи кошелька. Ключ связан только с кошельком и никак не связан с компьютером, на котором он запущен. Владелец кошелька без каких-либо ограничений может переносить его с одного компьютера на другой. Для того чтобы воспользоваться услугами системы, клиент должен открыть счет в банке системы PayCash и осуществить конвертацию денежных средств в электронную наличность. Ввод денег в систему осуществляется путем почтового или телеграфного перевода или перевода через банк.
КредитПилот
Система "КредитПилот" объявила о начале своей деятельности в апреле 2001 г., так что на сегодня это самая молодая из существующих систем. Для того чтобы открыть счет в системе, не нужно устанавливать никакого специального программного обеспечения, достаточно зарегистрироваться на сайте компании. Для подключения интернет-магазинов необходима установка специального ПО, которая производится бесплатно. Ввод денег в систему может производиться одним из следующих способов:
1. Перевод денег через Сбербанк, который является основным партнером компании. КредитПилот работает по системе Эскорт, позволяющей получать в электронном виде информацию обо всех переводах через Сбербанк в течение 1-2 дней.
2. Покупка пластиковой карты. Пока выпущены карты номиналом 550 руб., в дальнейшем планируется наладить выпуск карт разного номинала от 20 до 500$. Дилерскую сеть по продаже карт планируется сделать максимально широкой и доступной пользователям, в числе распространителей - банки с большой филиальной сетью, в частности Импэксбанк, Банк Москвы, магазины мобильной связи, компьютерные магазины, супермаркеты, магазины, специализирующиеся на компьютерных приложениях или на продаже пластиковых интернет-карт. В настоящее время карты можно купить примерно в 140 точках в Москве, к концу лета их количество планируется увеличить до 200. По данному показателю система опережает все другие платежные системы вместе взятые.
3. "КредитПилот" имеет соглашение с компаний "Соник Дуо" в области мобильной коммерции, в планах компании - предоставление услуг по покупке товаров через мобильный телефон. Система использует самое передовое оборудование в области защиты информации, обеспечивающее защиту от сбоев, атак в интернете, шифрование данных, передачу данных по защищенным каналам и т.п.
Часть 4