В процессе многолетней тренировки
1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация».
2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов.
Особую актуальность представляет выявление перспективных спортсменов, способных достичь высоких результатов. Это обусловлено исключительно высоким уровнем спортивных результатов в современном спорте и тем, что для их достижения спортсмену необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических качеств и психических способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития. Такое сочетание, даже при самом благоприятном построении многолетней тренировки и наличии всех необходимых условий, встречается очень редко. Например, по статистике из 60 000 детей, пришедших в бассейн, лишь один выходит на уровень результатов мастера спорта международного класса. И лишь один из многих мастеров спорта международного класса впоследствии становится чемпионом мира и Олимпийских игр.
Опыт показывает, что на первых этапах многолетней подготовки из поля зрения тренеров часто выпадают одаренные спортсмены, а в тренировочных группах остаются дети средних способностей, в силу тех или иных причин показывающие относительно высокие результаты в детском или подростковом возрасте.
В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей. Отбор на второй – промежуточной – ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья – заключительная – ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.
Каждая из ступеней отбора совпадает с соответствующим этапом многолетней тренировки.
Таким образом, спортивный отбор– это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Спортивная ориентация– система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора.
Рациональная система отбора и ориентации позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой – помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности.
Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава занимающихся, но и к определенным моральным потерям – психическим травмам.
При этом, спортивный отбор и ориентация – не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.
Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретенного, биологического и социального.
Таблица 15 – Связь спортивного отбора с этапами многолетней тренировки
Ступени отбора | Задачи отбора | Этапы |
1. Предварительная | Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта | Начальной подготовки (1-ый) |
2. Промежуточная | Выявление у спортсменов способностей к эффективному спортивному совершенствованию | Предварительной базовой (2) и специализированной базовой подготовки (3) |
3. Заключительная | Установление у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса | Реализации индивидуальных возможностей (4) и сохранения достижений (5-й) |
Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования (таблица 15).
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (таблица 16).
Таблица 16 – Возраст начала занятий различными видами спорта
Вид спорта | Возраст (лет) | ||
Прием в ДЮСШ | Прием в спортивную секцию | Начала обучения одаренных детей при индивидуальном подходе | |
Плавание, фигурное катание на коньках | 7-9 | 8-11 | 6-7 |
Прыжки в воду, теннис, настольный теннис, бадминтон | 8-9 | 9-11 | 7-8 |
Спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика | 10-11 | 11-12 | 9-10 |
Баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей | 10-11 | 11-14 | 9-10 |
Лыжный спорт, легкая атлетика, конькобежный спорт | 10-12 | 11-14 | 10-11 |
Фехтование, конный спорт, современное пятиборье, стрельба пулевая и стендовая | 10-12 | 10-15 | 10-11 |
Бокс, борьба, тяжелая атлетика | 10-12 | 10-15 | 10-11 |
Именно в этом возрасте приступили к занятиям спортом многие сильнейшие советские и зарубежные спортсмены. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Например, прославленная советская лыжница Г. Кулакова приступила к занятиям в возрасте 20 лет. В тоже время многочисленные наблюдения показывают, что дети, приступившие к занятиям в 6–8-летнем возрасте во многих случаях прекращают занятия спортом в 15–17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших результатов.
Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. Например, при определении способностей нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при начальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худощавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах имеют серьезные затруднения с освоением техники, впоследствии становятся спортсменами высокого класса.
Поэтому при начальном отборе в первую очередь нужно ориентироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологические признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булгаковой, наблюдается тесная связь между ростом детей в 11–16-летнем возрасте. В 12-летнем возрасте мальчики достигают примерно 86% своего будущего роста.
Именно с измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспективности. Например, применительно к плаванию и гребле необходимо отдавать предпочтение детям высокого роста с небольшим показателем массы. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания отбирают детей пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Отбирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать предпочтение подросткам с небольшим показателем массы и хорошо развитой мускулатурой бедер и голени.
При отборе часто используются расчетные методы. Например, на учете роста родителей достаточно точно прогнозируют будущий рост юного спортсмена:
рост (для мальчиков) = /(рост матери х 1,08) + рост отца/ : 2
рост (для девочки)= /(рост отца х 0,923) + рост матери/ : 2
В значительной мере обусловлены генетически и возможности системы энергообеспечения организма. В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности кислородтранспортной системы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велоспорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как МПК и ЖЕЛ. Двенадцатилетние ребята, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень МПК (л/мин) не менее 2–2,5, относительной величины МПК (мл/кг-мин) – не менее 47–50, показатель ЖЕЛ не менее 3000–3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о будущих возможностях ребенка.
В последние годы при отборе перспективных спортсменов все шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит предрасположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает заметного влияния на сократительные свойства волокон различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически.
Несомненный интерес представляет и учет подвижности в суставах, качества, существенно влияющего на уровень спортивных достижений и эффективность тренировочного процесса в большинстве дисциплин циклических видов спорта. При этом оценка подвижности в суставах осуществляется по небольшому количеству показателей, определяемых рекомендуемыми для разных спортивных специализаций тестами.
Перспективы юных спортсменов во многом определяют такие специфические качества, обусловленные составом тела и его строением, как гидродинамические качества пловца и обтекаемость (аэродинамические качества) тела конькобежцев и велосипедистов, которые также в небольшой степени подвержены изменениям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях. Существуют различные простые и более сложные способы оценки этих качеств.
В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей. При этом особое внимание следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно определить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды движений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упражнения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.
Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут в существенной мере снизить приспособительные возможности организма. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являющихся противопоказанием к занятиям спортом, например болезни сердца, диабета, ревматизма, бронхиальной астмы и др. Необходимо также проверить наличие заболеваний и травм, которые могут стать тормозом в спортивном совершенствовании спортсмена.
Важным моментом медицинского осмотра отбираемых для занятий спортом детей является сопоставление паспортного и биологического возраста детей. Опыт осуществления работы по отбору детей в детско-юношеские спортивные школы в нашей стране свидетельствует, что часто имеет место предварительный отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития.
Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной деятельности. При первичном отборе основными психическими показателями являются желание новичка заниматься спортом, стремление получать высокие оценки при выполнении заданий, решительность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.
Необходимо подчеркнуть, что при первоначальном отборе малопрогностичной является ориентация на показатели определения физической работоспособности. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе начального отбора. Практически бесполезными при начальном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недостаточно квалифицированные тренеры.
Не является критерием перспективности при начальном отборе и спортивный результат. Многолетние наблюдения тренеров и специальные исследования (Н.Ж. Булгакова) показали, что спортсмены с самыми низкими при начальном тестировании результатами через год занятий спортом зачастую оказываются в числе самых сильных.
Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.
На втором и третьем этапах многолетней тренировки (предварительной полготовки и специализированной базовой подготовки) отбором и ориентацией ставится задача выявить спортсменов, способных к достижению высших спортивных результатов, эффективному спортивному совершенствованию как на втором и третьем этапах многолетней подготовки, так и на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в предыдущие годы.
Уже в начале второго этапа многолетней тренировки возникает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров высокого класса.
При рассмотрении перспективности спортсмена по показателям морфологического типа следует давать не только целостную оценку перспективности (по тем же показателям, что и на предыдущей ступени отбора), но и ориентировать спортсмена на специализацию в той или иной дистанции или дисциплине.
Так на специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентировать подростков с ростом выше среднего, с высокими силовыми возможностями мышц ног; в беге на длинные дистанции — подростков с небольшим весо-ростовым индексом и высокими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела здесь не имеет существенного значения (четырехкратный олимпийский чемпион в беге на 5000 и 10 000 м Л. Вирен (Финляндия) при росте 180 см имел массу 59 кг).
На втором этапе многолетнего отбора большое значение приобретает оценка показателей, отражающих уровень функциональных возможностей различных систем организма. Особенно прогностичным является темп прироста таких показателей, как максимальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, минутный объем кровообращения и т.п.
Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений. Об эффективности движений в большинстве циклических видов спорта свидетельствует их невысокий темп при большой длине шага и высокой скорости при прохождении коротких отрезков. Особую прогностичность такая манера движений имеет при отборе и ориентации подготовки спринтеров-бегунов, пловцов и конькобежцев где все чемпионы при сравнительно невысоком темпе движений они показывали очень высокую скорость на коротких отрезках.
Постоянно должен находиться в поле зрения тренера, работающего с юными спортсменами уровень развития физических качеств – скоростно-силовых, различных видов выносливости, гибкости, возможности системы энергообеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному восстановлению. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных достижений, но и на темпы их прироста от одного тренировочного этапа к другому.
Перспективность юного спортсмена во многом связана с совершенством специализированных восприятий – комплексных психофизиологических характеристик, к которым относятся чувство времени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т.п.
Навторой ступени многолетнего отбора увеличивается значение показателей, свидетельствующих о личностно-психических качествах – психической надежности, мотивации, волевых качествах, целеустремленности, стремлении к лидерству и др. Известно, что спортсмены высокого класса отличаются настойчивостью, отсутствием мнительности, высокой переносимостью нагрузок. Личностные и психологические качества спортсмена являются не только критериями оценки перспективности, но и дополнительными критериями при оценке предрасположенности к специализации. Например, необходимо учитывать, что у спортсменов, специализирующихся на короткие дистанции, обычно наблюдается тип слабой (реактивной) нервной системы. При этом основными признаками в поведении являются категоричность в суждении, высокая возбудимость, быстрота смены настроения, легкость приспособления к новым условиям жизни и тренировки, быстрота перехода от сна к бодрствованию, быстрота усвоения навыков низкая концентрация внимания и необходимость применения специальных приемов для его активации. Специализирующихся на длинные дистанции отличает спокойное, устойчивое настроение, трудолюбие и дисциплинированность, плохая приспособляемость к новым условиям. У них отмечается пониженная чувствительность к слабым раздражителям, высокая концентрация внимания, объективная оценка своих возможностей, настойчивость и упорство, слабая переключаемость, малая эмоциональность.
Как и при первоначальном отборе, на второй ступени многолетнего отбора большое внимание уделяется медицинскому контролю. Поскольку к этому времени уже произошел «отсев» детей имеющих явные противопоказания к занятиям спортом, особое внимание уделяется выявлению скрытых заболеваний (болезни суставов, сердца, легких и др.) и очагов инфекции в организме.
Существенной стороной второй ступени спортивного отбора является всесторонний анализ предшествующей тренировки, определение того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спортивных результатов за счет тренировки с малым и средним объемом работы, небольшой соревновательной практики, разносторонней технической подготовки.
Задачей отбора и ориентации на четвертом и пятом этапах (максимальной реализации индивидуальных возможностей и этапе сохранения достижений) является выяснение возможностей спортсмена добиться результатов высокого класса, успешно выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффективно адаптироваться к применяемым нагрузкам. Таким образом, отбор на данной ступени – естественное продолжение работы, проведенной на предыдущем этапе. Его эффективность определяется в основном теми же факторами, однако приобретающими более специфическую направленность.
Приступая к тренировке на четвертом этапе многолетней подготовки, необходимо всестороннее оценить уровень общей и специальной подготовленности спортсменов. При этом внимание следует обратить не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен в результате тренировки на предыдущем этапе. Преимущество отдается тем спортсменам, которые сумели добиться больших сдвигов в уровне спортивного мастерства, возможностей важнейших функциональных систем при ограниченном использовании самых мощных средств педагогического воздействия. Чем меньшими усилиями был достигнут прогресс в уровне спортивного мастерства, тем большие резервы остались для дальнейшего совершенствования. Поэтому на данной ступени отбора, как и на предыдущей, большое внимание уделяется анализу тренировки на предыдущем этапе многолетней подготовки. Перспективными считаются спортсмены, которые тренировались по разнообразной программе, без использования предельных объемов тренировочной работы, ограничивали количество занятий с большими нагрузками, участие в ответственных соревнованиях и т. п. Если при таком построении тренировочного процесса спортсмены прогрессировали, у них планомерно возрастал уровень достижений и функциональной подготовленности, и к четвертому этапу многолетней тренировки они достигли достаточно высокого уровня спортивного мастерства, то у них имеются все основания для полной реализации индивидуальных возможностей.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о способности спортсмена к значительному прогрессу на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, является разносторонняя техническая подготовленность. Она проявляется в достаточно совершенном владении не только техникой вида спорта, но и в умении технически правильно выполнять большое количество разнообразных специально-подготовительных упражнений, тонко варьировать пространственными, временными и динамическими параметрами движений в процессе выполнения самых разнообразных упражнений.
Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом в первую очередь следует оценивать устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы на финише и при острой конкуренции на дистанции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролировать усилия, темп, скорость, правильно распределять силы на соревновательной дистанции, а также умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников. Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев при оценке перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах более высокие результаты, чем в предварительных.
Непременным условием успешного совершенствования на четвертом и пятом этапах многолетней тренировки является крепкое здоровье спортсмена. Прежде чем оценить способность спортсмена к достижению наивысших результатов, необходимо убедиться в отсутствии у него заболеваний, способных стать тормозом для роста спортивных достижений, оперативно устранить незначительные отклонения в состоянии здоровья.
Лекция 24
контроль в спортивной подготовке
1. Характеристика комплексного контроля в спорте.
2. Виды контроля.
3. Требования к показателям контроля.
В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.
Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль.
Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.
Комплексный контроль – это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).
Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:
1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;
2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;
3) показатели состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.
Первая группа тестов – тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).
Тест (от лат. test –задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.
Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.
Вторая группа тестов – это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.
Третья группа тестов – это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов – необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль (таблица 17).
Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.
Текущий контроль – здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.
Этапный контроль – основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.
Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2–3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде – один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.
Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.
Таблица 17 – Основное содержание комплексного контроля и его разновидности
Разновидности комплексного контроля | Направления контроля | |||
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями | Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов | Контроль за состоянием внешней среды | ||
Контроль соревновательной деятельности (СД) | Контроль тренировочной деятельности (ТД) | |||
Этапный | а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа | а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения | Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки | За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях |
Текущий | Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) | а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания | Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями | |
Оперативный | Измерение и оценка показателей на любом соревновании | Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного |