В процессе многолетней тренировки

1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация».

2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов.

Особую актуальность представляет выявление перспективных спортсменов, способных достичь высоких результатов. Это обусловлено исключительно высоким уровнем спортивных результатов в современном спорте и тем, что для их достижения спортсмену необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических качеств и психиче­ских способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития. Такое сочетание, даже при самом благоприятном по­строении многолетней тренировки и наличии всех необходимых условий, встречается очень редко. Например, по статистике из 60 000 детей, пришедших в бассейн, лишь один выходит на уровень результатов мастера спорта международного класса. И лишь один из многих мастеров спорта международного класса впоследствии становится чемпио­ном мира и Олимпийских игр.

Опыт показывает, что на первых этапах многолетней подго­товки из поля зрения тренеров часто выпадают одаренные спорт­смены, а в тренировочных группах остаются дети средних способ­ностей, в силу тех или иных причин показывающие относительно высокие результаты в детском или подростковом возрасте.

В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тре­нировки можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей. Отбор на вто­рой – промежуточной – ступени решает задачу выявления у за­нимающихся способностей к эффективному спортивному совер­шенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья – заключительная – ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов между­народного класса.

Каждая из ступеней отбора совпадает с соответствующим эта­пом многолетней тренировки.

Таким образом, спортивный отбор– это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация– система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора.

Рациональная система отбора и ориентации позволяет, с одной сто­роны, правильно укомплектовать спортивные группы наи­более способными, а следовательно, и наиболее перспек­тивными учениками, а с другой – помогает новичку най­ти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои по­тенциальные возможности.

Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава занимающихся, но и к определенным моральным поте­рям – психическим травмам.

При этом, спортивный отбор и ориентация – не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практи­чески являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Обусловлено это невозможностью четкого выявления способ­ностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений меж­ду наследственными факторами, которые проявляются в виде за­датков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.

Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятель­ности, свидетельствующие о природной одаренности человека, слу­жат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретен­ного, биологического и социального.

Таблица 15 – Связь спортивного отбора с этапами многолетней тренировки

Ступени отбо­ра Задачи отбора Этапы
1. Предварительная Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта Начальной подготовки (1-ый)
2. Промежуточная Выявление у спортсменов способностей к эффективному спортивному совершенствованию Предварительной базовой (2) и специализированной базовой подготовки (3)
3. Заключительная Установление у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса Реализации индивидуальных возможностей (4) и сохранения достижений (5-й)

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совер­шенствования (таблица 15).

Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (таблица 16).

Таблица 16 – Возраст начала занятий различными видами спорта

Вид спорта Возраст (лет)
Прием в ДЮСШ Прием в спортивную секцию Начала обучения одаренных детей при индивидуальном подходе
Плавание, фигурное катание на коньках 7-9 8-11 6-7
Прыжки в воду, теннис, нас­тольный теннис, бадминтон 8-9 9-11 7-8
Спортивная гимнастика, худо­жественная гимнастика, ак­робатика 10-11 11-12 9-10
Баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей 10-11 11-14 9-10
Лыжный спорт, легкая атлети­ка, конькобежный спорт 10-12 11-14 10-11
Фехтование, конный спорт, сов­ременное пятиборье, стрельба пулевая и стендовая 10-12 10-15 10-11
Бокс, борьба, тяжелая атле­тика 10-12 10-15 10-11

Именно в этом возрасте приступили к заня­тиям спортом многие сильнейшие советские и зарубежные спорт­смены. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Например, прославленная советская лыжница Г. Кулакова приступила к занятиям в воз­расте 20 лет. В тоже время многочисленные наблюдения пока­зывают, что дети, приступившие к занятиям в 6–8-летнем возрас­те во многих случаях прекращают занятия спортом в 15–17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших ре­зультатов.

Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие времен­ный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. Например, при определении способностей нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при на­чальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худо­щавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах имеют серьезные затруднения с освоением техники, впоследствии становятся спортсменами высокого класса.

Поэтому при начальном отборе в первую очередь нужно ориен­тироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологи­ческие признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булга­ковой, наблюдается тесная связь между ростом детей в 11–16-лет­нем возрасте. В 12-летнем возрасте мальчики достигают пример­но 86% своего будущего роста.

Именно с измерений тотальных размеров туловища в сочета­нии с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспективности. Например, применительно к плаванию и гребле необходимо отдавать предпочтение детям вы­сокого роста с небольшим показателем массы. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания от­бирают детей пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. От­бирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать пред­почтение подросткам с небольшим показателем массы и хорошо развитой мускулатурой бедер и голени.

При отборе часто используются расчетные методы. Например, на учете роста родителей достаточно точно прогнозируют будущий рост юного спортсмена:

рост (для мальчиков) = /(рост матери х 1,08) + рост отца/ : 2

рост (для девочки)= /(рост отца х 0,923) + рост матери/ : 2

В значительной мере обусловлены генетически и возможности системы энергообеспечения организма. В ви­дах спорта, где решающую роль играют функциональные возмож­ности кислородтранспортной системы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велоспорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как МПК и ЖЕЛ. Две­надцатилетние ребята, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень МПК (л/мин) не менее 2–2,5, относитель­ной величины МПК (мл/кг-мин) – не менее 47–50, показатель ЖЕЛ не менее 3000–3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о бу­дущих возможностях ребенка.

В последние годы при отборе перспективных спортсменов все шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит пред­расположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает замет­ного влияния на сократительные свойства волокон различных ви­дов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически.

Несомненный интерес представляет и учет подвижности в су­ставах, качества, существенно влияющего на уровень спортивных достижений и эффективность тренировочного процесса в большинстве дисциплин циклических видов спорта. При этом оценка подвижности в суставах осуществляется по небольшому количе­ству показателей, определяемых рекомендуемыми для разных спортивных специализаций тестами.

Перспективы юных спортсменов во многом определяют такие специфические качества, обусловленные составом тела и его строе­нием, как гидродинамические качества пловца и обтекаемость (аэродинамические качества) тела конькобежцев и велосипеди­стов, которые также в небольшой степени подвержены изменени­ям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях. Существуют различные простые и более сложные способы оценки этих качеств.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень дви­гательных способностей детей. При этом особое внимание следует отдавать тестам, поз­воляющим оценить скоростные качества, координационные спо­собности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно опреде­лить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды дви­жений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упраж­нения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.

Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спор­тивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важ­нейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут в су­щественной мере снизить приспособительные возможности организ­ма. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время кото­рого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являю­щихся противопоказанием к занятиям спортом, например болезни сердца, диабета, ревматизма, бронхиальной астмы и др. Необхо­димо также проверить наличие заболеваний и травм, которые мо­гут стать тормозом в спортивном совершенствовании спортсмена.

Важным моментом медицинского осмотра отбираемых для за­нятий спортом детей является сопоставление паспортного и биоло­гического возраста детей. Опыт осуществления работы по отбору детей в детско-юношеские спортивные школы в нашей стране свидетельствует, что часто имеет место предвари­тельный отбор детей с ускоренным биологическим развитием, ко­торые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития.

Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной дея­тельности. При первичном отборе основными психическими пока­зателями являются желание новичка заниматься спортом, стрем­ление получать высокие оценки при выполнении заданий, реши­тельность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.

Необходимо подчеркнуть, что при первоначальном отборе малопрогностичной является ориентация на показатели определе­ния физической работоспособности. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепен­ными в процессе начального отбора. Практически бесполезными при начальном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недоста­точно квалифицированные тренеры.

Не является кри­терием перспективности при начальном отборе и спортивный ре­зультат. Многолетние наблюдения тренеров и специальные иссле­дования (Н.Ж. Булгакова) показали, что спортсмены с самыми низкими при начальном тестировании результатами через год за­нятий спортом зачастую оказываются в числе самых сильных.

Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комп­лексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обуслов­лена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.

На втором и третьем этапах многолетней тренировки (предварительной полготовки и специализированной базовой подготовки) отбором и ориентацией ставится задача выявить спортсменов, способ­ных к достижению высших спортивных результатов, эффективно­му спортивному совершенствованию как на втором и третьем эта­пах многолетней подготовки, так и на этапе максимальной реали­зации индивидуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в предыдущие годы.

Уже в начале второго этапа многолетней тренировки возни­кает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров вы­сокого класса.

При рассмотрении перспективности спортсмена по показателям морфологического типа следует давать не только целостную оценку перспективности (по тем же показателям, что и на пре­дыдущей ступени отбора), но и ориентировать спортсмена на спе­циализацию в той или иной дистанции или дисциплине.

Так на специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентировать подростков с ростом выше среднего, с высокими силовыми возможностями мышц ног; в беге на длинные дистан­ции — подростков с небольшим весо-ростовым индексом и высо­кими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела здесь не имеет существенного значения (четырехкратный олимпийский чемпион в беге на 5000 и 10 000 м Л. Вирен (Фин­ляндия) при росте 180 см имел массу 59 кг).

На втором этапе многолетнего отбора большое значение при­обретает оценка показателей, отражающих уровень функциональ­ных возможностей различных систем организма. Особенно прогностичным является темп прироста таких показателей, как макси­мальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, ми­нутный объем кровообращения и т.п.

Существенной стороной отбора на данном этапе является оцен­ка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений. Об эффективности движений в большинстве цикли­ческих видов спорта свидетельствует их невысокий темп при боль­шой длине шага и высокой скорости при прохождении коротких отрезков. Особую прогностичность такая манера движений имеет при отборе и ориентации подготовки спринтеров-бегунов, пловцов и конькобежцев где все чемпионы при сравнительно невысоком темпе движений они по­казывали очень высокую скорость на коротких отрезках.

Постоянно должен находиться в поле зрения тре­нера, работающего с юными спортсменами уро­вень развития физических качеств – скоростно-силовых, различ­ных видов выносливости, гибкости, возможности системы энерго­обеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному вос­становлению. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных дости­жений, но и на темпы их прироста от одного тренировочного этапа к другому.

Перспективность юного спортсмена во многом связана с совер­шенством специализированных восприятий – комплексных психо­физиологических характеристик, к которым относятся чувство вре­мени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т.п.

Навторой ступени многолетнего отбора увеличивается значе­ние показателей, свидетельствующих о личностно-психических ка­чествах – психической надежности, мотивации, волевых качествах, целеустремленности, стремлении к лидерству и др. Известно, что спортсмены высокого класса отличаются настойчивостью, отсутст­вием мнительности, высокой переносимостью нагрузок. Личностные и психологические качества спортсмена являются не только критериями оценки пер­спективности, но и дополнительными критериями при оценке пред­расположенности к специализации. Например, необходимо учитывать, что у спортсменов, специализи­рующихся на короткие дистанции, обычно наблюдается тип слабой (реактивной) нервной системы. При этом основными признаками в поведении являются категоричность в суждении, высокая возбу­димость, быстрота смены настроения, легкость приспособления к новым условиям жизни и тренировки, быстрота перехода от сна к бодрствованию, быстрота усвоения навыков низкая концентрация внимания и необходимость применения специальных приемов для его активации. Специализирующихся на длинные дистанции отли­чает спокойное, устойчивое настроение, трудолюбие и дисциплини­рованность, плохая приспособляемость к новым условиям. У них отмечается пониженная чувствительность к слабым раздражите­лям, высокая концентрация внимания, объективная оценка своих возможностей, настойчивость и упорство, слабая переключаемость, малая эмоциональность.

Как и при первоначальном отборе, на второй ступени много­летнего отбора большое внимание уделяется медицинскому кон­тролю. Поскольку к этому времени уже произошел «отсев» детей имеющих явные противопоказания к занятиям спортом, особое внимание уделяется выявлению скрытых заболеваний (болезни суставов, сердца, легких и др.) и очагов инфекции в организме.

Существенной стороной второй ступени спортивного отбора яв­ляется всесторонний анализ предшествующей тренировки, опреде­ление того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спор­тивных результатов за счет тренировки с малым и средним объ­емом работы, небольшой соревновательной практики, разносто­ронней технической подготовки.

Задачей отбора и ориентации на четвертом и пятом этапах (максимальной реализации индивидуальных возможностей и этапе сохранения достижений) является выяснение возмож­ностей спортсмена добиться результатов высокого класса, успеш­но выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффек­тивно адаптироваться к применяемым нагрузкам. Таким образом, отбор на данной ступени – естественное продолжение работы, проведенной на предыдущем этапе. Его эффективность определя­ется в основном теми же факторами, однако приобретающими бо­лее специфическую направленность.

Приступая к тренировке на четвертом этапе многолетней под­готовки, необходимо всестороннее оценить уровень общей и спе­циальной подготовленности спортсменов. При этом внимание сле­дует обратить не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен в результате тренировки на предыдущем этапе. Преимущество отдается тем спортсменам, ко­торые сумели добиться больших сдвигов в уровне спортивного ма­стерства, возможностей важнейших функциональных систем при ограниченном использовании самых мощных средств педагогиче­ского воздействия. Чем меньшими усилиями был достигнут про­гресс в уровне спортивного мастерства, тем большие резервы оста­лись для дальнейшего совершенствования. Поэтому на данной ступени отбора, как и на предыдущей, большое внимание уделя­ется анализу тренировки на предыдущем этапе многолетней подготовки. Перспективными считаются спортсмены, которые трени­ровались по разнообразной программе, без использования пре­дельных объемов тренировочной работы, ограничивали количе­ство занятий с большими нагрузками, участие в ответственных со­ревнованиях и т. п. Если при таком построении тренировочного процесса спортсмены прогрессировали, у них планомерно возрастал уровень достижений и функциональной подготовленности, и к четвертому этапу многолетней тренировки они достиг­ли достаточно высокого уровня спортивного мастерства, то у них имеются все основания для полной реализации индивидуальных возможностей.

Одним из основных показателей, свидетельствующих о способ­ности спортсмена к значительному прогрессу на этапе максималь­ной реализации индивидуальных возможностей, является разно­сторонняя техническая подготовленность. Она проявляется в до­статочно совершенном владении не только техникой вида спорта, но и в умении технически правильно выполнять большое количе­ство разнообразных специально-подготовительных упражнений, тонко варьировать пространственными, временными и динамиче­скими параметрами движений в процессе выполнения самых раз­нообразных упражнений.

Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом в первую очередь следует оцени­вать устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способ­ность настраиваться на активную соревновательную борьбу, уме­ние мобилизовать силы на финише и при острой конкуренции на дистанции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролиро­вать усилия, темп, скорость, правильно распределять силы на со­ревновательной дистанции, а также умение показывать наивыс­шие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников. Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев при оценке перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах бо­лее высокие результаты, чем в предварительных.

Непременным условием успешного совершенствования на чет­вертом и пятом этапах многолетней тренировки является крепкое здоровье спортсмена. Прежде чем оценить способность спортсмена к достижению наивысших результатов, необходимо убедиться в отсутствии у него заболеваний, способных стать тормозом для роста спортивных достижений, оперативно устранить незначитель­ные отклонения в состоянии здоровья.

Лекция 24

контроль в спортивной подготовке

1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

2. Виды контроля.

3. Требования к показателям контроля.

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль.

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль – это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов – тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test –задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов – это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов – это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов – необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль (таблица 17).

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль – здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль – основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле – на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2–3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде – один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 17 – Основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Наши рекомендации

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного