Сочетание микроциклов в мезоцикле

Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, в тренировке спортсменов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствуют преимущественно повышению уровня отдельных сторон специальной подготовленности, осуществлению интегральной подготовки или восстановлению и созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов.

Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы (таблица 9).

Подбор микроциклов различных типов, их суммарная нагрузка, особенности сочетания определяются также типом мезоцикла (таблица 10).

Таблица 9 – Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в базовых мезоциклах на различных этапах многолетней подготовки (по В.Н. Платонову, 1984)

Этап многолетней подготовки Типы и суммарная нагрузка микроциклов
I II III IV
Предварительной базовой подготовки Втягивающий - средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) Ударный - большая нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Восстановительный - малая нагрузка
Специализированной базовой подготовки Втягивающий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Ударный - большая нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка
Максимального использования индивидуальных возможностей Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Ударный - большая нагрузка (шесть занятий с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка

Таблица 10 – Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в мезоциклах различного типа (применительно к подготовке спортсменов высокой квалификации) (по В.Н. Платонову, 1984)

Мезоциклы Типы и суммарная нагрузка микроциклов
I II III IV
Втягивающий Втягивающий - средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) Втягивающий - средняя нагрузка (одно занятия с большой нагрузкой) Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка
Базовый Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка
Контрольно-подготовительный Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка
Предсоревновательный Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Подводящий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой)  
Соревновательный Подводящий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Соревноват.– тренировочн. нагруз. - малая, соревнов. завис. от уровня и программы соревнований Подводящий - малая нагрузка Соревнов. - трениров. нагруз. - малая, соревн. завис. от уровня и программы соревнований


Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Происходит это не сразу, а постепенным изменением направленности отдельных микроциклов в пределах одного мезоцикла. Так, например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются микроциклом с малой нагрузкой и основными средствами последнего являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, весьма далекие по своему характеру и структуре от соревновательных. Такая организация тренировки способствует повышению уровня общей подготовленности спортсменов, а также созданию предпосылок для развития отдельных сторон специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла при возросшей суммарной нагрузке отдельных микроциклов значительно изменяется и их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность.

Лекция 21

Построение макроциклов

В спортивной тренировке

1. Характеристика макроцикла.

2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период).

Макроцикл – это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3–4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям – Олимпийским играм.

Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода – подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Количество циклов зависит от числа основных соревнований, запланированных в течение года. Например, если в теннисе проводятся 2 самых крупных (наиболее важных для спортсмена) соревнования в феврале и августе, то в это время в макроцикле тренировочного процесса будут запланированы соревновательные периоды и соответствующие периоды подготовки к этим соревнованиям. Закончившийся в феврале соревновательный период сменится переходным. Такой макроцикл будет называться двухцикловым.

Одноцикловое
I II III
Двухцикловое
I II III I II III
Трехцикловое
I II III I II III I II III
Сдвоенный цикл
I II I II III
Строенный цикл
I II I II I II III
Месяцы
                                       

Рисунок 4 – Варианты построения процесса подготовки в годичном цикле (по В.Н. Платонову): I – подготовительный период; II – соревновательный период; III – переходный период

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы – создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа – повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6–9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях – из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2–3 микроцикла) – втягивающий – тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3–6 недельных микроциклов) – базовый – направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2–3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2–3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4–6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этап обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:

-восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;

-дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;

-создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

-моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

-обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат

Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6–8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой – на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.

Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.

Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3–5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.

В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.

При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.

Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта – структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи – с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).

Лекция 22

спортивная подготовка как многолетний

Процесс и ее структура

1. Общая структура многолетней спортивной подготовки.

2. Факторы, определяющие структуру многолетней спортивной подготовки.

3. Этапы многолетней подготовки спортсмена:

Ø начальной подготовки;

Ø предварительной базовой подготовки;

Ø специализированной базовой подготовки

Ø максимальной реализации индивидуальных возможностей;

Ø сохранения достижений.

4. Основные направления интенсификации тренировочного процесса.

5. Соотношение различных видов подготовки на разных этапах.

6. Многолетняя динамика тренировочных нагрузок.

7. Соотношение средств различной направленности на этапах многолетней подготовки спортсменов.

Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при непрерывной и рационально организованной тренировке в те­чение ряда лет. Структура многолетней тренировки обусловлива­ется многими факторами. В их числе среднее количество лет ре­гулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дис­циплинах; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и дости­гаются наивысшие результаты; индивидуальные способности спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке.

Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортив­ные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в про­цессе многолетней подготовки – первых больших успехов, опти­мальных возможностей, поддержания высоких результатов (таблица 11).

Такое деление позволяет лучше систематизировать трениро­вочный процесс, наиболее точно определить период наиболее на­пряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.

Таблица 11 – Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта

Вид спорта (дистанции) Возраст (лет)
первые большие успе­хи оптимальные возмож­ности поддержание высоких резуль­татов
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Плавание (100, 200, 400 800, 1500 м) 17 – 18 15 – 17 14 – 16 13 – 15 19 – 22 18 – 20 17 – 20 16 – 18 22 – 25 20 – 23 21 – 23 19 – 20
Бег (100-400, 800, 1500, 5000, 10 000 м) 19 – 22 23 – 24 24 – 26 17 – 20 20 – 23 22 – 26 25 – 27 26 – 30 20 – 24 22 – 26 27 – 28 28 – 30 31 – 35 25 – 26 27 – 28
Гребля байдарки каноэ 18 – 20 18 – 21 16 – 18 21 – 24 23 – 26 19 – 23 25 – 28 27 – 29 24 – 26
Велоспорт трек шоссе 17 – 20 17 – 19 16 – 19 21 – 24 20 – 24 20 – 23 25 – 29 25 – 28 24 – 27

Бытующее мнение об омоложении спорта является необосно­ванным из-за недостаточно правильного понимания закономерно­стей многолетней тренировки. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта доста­точно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни си­стема отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наи­высший результат спортсмена на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся на различных дистан­циях. Это важно учитывать тренерам ДЮСШ, которые должны закладывать у юных спортсменов фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует пла­нировать тренировочный процесс в пубертатном периоде у спорт­сменов, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что при­водит к ухудшению адаптационных процессов, снижению рабо­тоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому девиз, рас­пространенный в практике работы тренеров ДЮСШ: «Любой ценой мастер спорта через 1–2 года серьезной тренировки» сле­дует признать вредным. Такой подход, а также стремление наи­более простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях детей и подростков, приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов в ДЮСШ широко внедряются самые мощные средства и методы современной тре­нировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. В связи с этим 11–13-летние пловцы тренируются 2–3 раза в день, проплывают в течение года до 2000 км и более, ши­роко планируют силовую подготовку и т.д., 13–14-летние вело­сипедисты в течение года «наезжают» до 10 000–12 000 км и стартуют за сезон до 40–60 раз, 13–15-летние лыжники-гонщики имеют 25–30 стартов в сезоне. Действующая программа для ДЮСШ по ряду видов спорта предусматривает при подготовке юных спортсменов двухразовые тренировочные занятия в течение дня, большие объемы тренировочной работы, излишне широкую со­ревновательную практику. Это приводит к быстрому росту резуль­татов, достижению определенных успехов в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достиже­ние действительно высоких спортивных результатов в оптималь­ном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными сры­вами в состоянии здоровья у юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В результате наблюдается спортивное недолголетие юных спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте.

При планировании многолетней тренировки следует учитывать время, необходимое для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дис­циплинах. Здесь могут быть выделены временные промежутки, не­обходимые для достижения первых больших успехов (обычно это результаты, находящиеся на уровне нормативов мастера спорта), для достижения наивысших спортивных результатов и для сохра­нения высоких спортивных достижений. Эти временные промежут­ки существенно различаются в зависимости от пола спортсмена и длины соревновательной дистанции. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин, пловцы-спринтеры проходят более длительный путь подготовки к высшим достижениям по сравнению со стайерами, в беге отме­чается противоположная тенденция. Способные спортсмены, спе­циализирующиеся в циклических видах спорта, достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4–6 лет после на­чала занятий, высшие достижения приходят через 7–10 лет. Несколько больше времени требуется для достижения максималь­ных результатов в лыжных гонках, беге на длинные дистанции и спортивной ходьбе.

Многолетняя спортивная тренировка может быть подразделе­на на пять этапов (В.Н.Платонов):

1) начальной подготовки;

2) предварительной базовой подготовки;

3) специализированной базовой подготовки;

4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;

5) сохранения достижений.

Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсме­нов на смежных этапах многолетней тренировки. Например, ме­тодика тренировки во второй половине этапа предварительной ба­зовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.

В специальной литературе можно встретить и несколько иные деления (и названия) на этапы многолетней спортивной подготовки (таблица 12), путь которой остается всегда неизменным: от базовой подготовки спортсмена к максимальной реализации своих возможностей и сохранению их на более длительный период.

Таблица 12 – Примерная структура многолетнего процесса подготовки (по материалам разных авторов)

Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей Спортивного долголетия
Этапы 1. Предва­рительной подготовки 2. Началь­ной специ­ализации 3. Углубленного спортив­ного совершенствования 4. Высших достижений 5. Сохранения достижений 6. Поддержания общей трениро­ванности
Примерная продолжи­тельность этапа в годах 1-3 2-3 2-4 4-5 4-6 -
Преимуще­ственная направлен­ность тре­нировочно­го процесса на каждом этапе Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориента­ция, общая ба­зовая под­готовка Уточнение предмета будущей специали­зации и начало углублен­ной трени­ровки в избран­ном виде спорта, специаль­ная базовая подготовка Увеличение удельного ве­са специальной подготов­ки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адек­ватных возрастным и индивидуальным воз­можностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мас­терства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уров­ня специальной подго­товленности и путей индивидуализации трени­ровочного процесса, освоение максимальных тренировочных и сорев­новательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов Постепенное огра­ничение трениро­вочных нагрузок. Повышение трени­рованности и под­держание ранее достигнутого уров­ня результатов за счет рационализа­ции тренировоч­ного процесса и всей соревнова­тельной деятель­ности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера
Группы обучения в СДЮШОР и ШВСМ Начальной подготовки Учебно-трениро­вочные Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства - -
Зоны спортивных достижений     зона первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта) зона достижения макси­мальных возможностей (выполнение нормативов МСМК) зона поддержания высоких результатов  

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготов­ленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.

При этом подготовка юных спортсменов характеризуется раз­нообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрово­го метода. На этапе начальной подготовки не должны планиро­ваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однооб­разного, монотонного материала.

В области технического совершенствования следует ориенти­роваться на необходимость освоения технических элементов в различных видах спорта – беге, ходьбе на лыжах, гребле, раз­личных спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе. При технической подготовке нужно освоить многообразные под­готовительные упражнения. В процессе технического совершен­ствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизиро­вать технику движений, а добиваться стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных результатов, двигательного на­выка. Именно в это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Именно такой подход закладывает хорошую базу для последую­щего технического совершенствования. Это положение распро­страняется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако особо должно учитываться в период начальной подготовки.

Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2–3 раз в неделю, продолжительность их – 30–60 мин. Эти занятия должны органически сочетаться с заня­тиями физической культурой в школе и носить преимущественно игровой характер.

Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100–150 ч. Годовой объем работы в значительной мере зависит от продолжи­тельности этапа начальной подготовки, которая в свою очередь связана с временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок пришел в бассейн в возрасте 7–8 лет, то продолжитель­ность этапа начальной подготовки обычно составляет 3 года, объем работы в течение каждого года невелик (например, 1-й год – 80 ч, 2-й – 100, 3-й – 120). Если же будущий пловец впер­вые пришел в бассейн в 10–11-летнем возрасте, то этап началь­ной подготовки часто сокращается до одного года, а объем рабо­ты, с учетом предыдущих занятий в школе, может достичь 200–250 ч в течение года при еженедельных трехразовых занятиях.

Этап предварительной базовой подготовки. Основными задача­ми тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического раз­вития и физической подготовленности, создание двигательного по­тенциала, предполагающего освоение разнообразных двигатель­ных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формиро­ванию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправлен­ной многолетней спортивной тренировке.

Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объе­ме специальных упражнений более благоприятна для последую­щего спортивного совершенствования, чем специализированная тренировка. В то же время стремление увеличить объем специ­ально-подготовительных упражнений, погоня за выполнением раз­рядных нормативов в отдельных номерах программ приводят к быстрому росту результатов в подростковом возрасте, что в даль­нейшем неизбежно отрицательно сказывается на становлении спор­тивного мастерства.

На этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном мате­риале вида спорта, избранного для специализации. Например, в велоспорте осваиваются всевозможные навыки езды без управле­ния рулем, езда на велостенке без зрительного контроля, фигур­ная езда, езда по снегу, техника преодоления крутых спусков и подъемов, различных способов старта и финиширования, прохожде­ния поворотов, виражей, разворотов, смены в парных групповых гонках и др. В плавании осваивается техника различных спосо­бов плавания, старта, вариантов выполнения поворота, упражне­ний, направленных на совершенствование техники движений рука­ми, ногами, техники дыхания, улучшения согласования движений рук, ног и дыхания и т.п. В результате работы на этом и после­дующем этапе многолетней тренировки юный спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику нескольких десятков специ­ально-подготовительных упражнений. Такой подход в итоге фор­мирует у него способности к быстрому освоению техники избран­ного вида спорта, соответствующей его морфофункциональным возможностям, в дальнейшем обеспечивает спортсмену умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функциональ­ного состояния при преодолении различных отрезков соревнова­тельной дистанции. Особое внимание нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать на этом этапе остро-воздействующие тренировочные средства – комплексы упражне­ний с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п.

При определении направленности работы на этапе предвари­тельной базовой подготовки, который обычно охватывает возраст­ной диапазон 11–13 лет, необходимо учитывать двигательные способности у детей различного возраста.

Наиболее интенсивное естественное развитие двигательных способностей имеет место в возрасте 8–13 лет. Этим в большой мере объясняется необходимость разносторонней подготовки, есте­ственно сочетающейся с ходом возрастного развития физических способностей.

Тренировка на данном этапе при общеподготовительной направленности постепенно специализируется. Основная особенность динамики нагрузок – неуклонное нарастание с каждым большим циклом тренировки их общего объема и интенсивности, особенно к концу этапа. Структура макроциклов характеризуется длитель­ным подготовительным периодом и непродолжительным, нечетко выраженным соревновательным (Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1978).

Этап специализированной базовой подготовки.В начале этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как пра­вило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы — в беге на более короткие дистанции (Л.П. Матвеев, 1977).

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности. Так, например, исследования, проведенные В.Г. Федотовой (1975), показали, что до 15–17 лет развивать у женщин выносливость в циклических видах спорта (за исключением плавания) необходимо разнообраз­ными средствами, не акцентируя внимания специально на каком-либо одном виде. Затем можно постепенно вводить специализиро­ванные занятия, направленные на развитие выносливости. Наибо­лее напряженные нагрузки специальной направленности следует планировать на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей.

В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, следует осторожно выполнять большие объемы работы, направленной на развитие общей выносливости. Спортсмены в возрасте 13–16 лет легко справляются с работой аэробного ха­рактера, в результате у них повышаются возможности кислород-транспортной системы и на этой основе резко возрастают спортив­ные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте планируют выполнение больших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью. Годовой объем бега в конькобежном спорте на этом этапе у многих способных спортсменов достигает 5000–6000 км, т.е. до 75–85% того объема, который выполняют спортсмены высокого класса на этапе подготовки к высшим до­стижениям. Это объясняется еще и тем, что спортсмену, независи­мо от его будущей специализации, необходимо создать мощную аэробную базу. На этой основе спортсмены будут успешно выпол­нять большие объемы специальной работы, у них повысятся спо­собности к перенесению нагрузок и восстановлению после них.

Опыт последних лет убедительно показывает, что такой под­ход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположен­ным к достижениям на средних и длинных дистанциях. Э

Наши рекомендации