Сочетание микроциклов в мезоцикле
Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, в тренировке спортсменов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствуют преимущественно повышению уровня отдельных сторон специальной подготовленности, осуществлению интегральной подготовки или восстановлению и созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов.
Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы (таблица 9).
Подбор микроциклов различных типов, их суммарная нагрузка, особенности сочетания определяются также типом мезоцикла (таблица 10).
Таблица 9 – Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в базовых мезоциклах на различных этапах многолетней подготовки (по В.Н. Платонову, 1984)
Этап многолетней подготовки | Типы и суммарная нагрузка микроциклов | |||
I | II | III | IV | |
Предварительной базовой подготовки | Втягивающий - средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) | Ударный - большая нагрузка (два занятия с большими нагрузками) | Ударный - значительная нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) | Восстановительный - малая нагрузка |
Специализированной базовой подготовки | Втягивающий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) | Ударный - большая нагрузка (три занятия с большими нагрузками) | Ударный - значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка |
Максимального использования индивидуальных возможностей | Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) | Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) | Ударный - большая нагрузка (шесть занятий с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка |
Таблица 10 – Сочетание и суммарная нагрузка недельных микроциклов в мезоциклах различного типа (применительно к подготовке спортсменов высокой квалификации) (по В.Н. Платонову, 1984)
Мезоциклы | Типы и суммарная нагрузка микроциклов | |||
I | II | III | IV | |
Втягивающий | Втягивающий - средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) | Втягивающий - средняя нагрузка (одно занятия с большой нагрузкой) | Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка |
Базовый | Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) | Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) | Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка |
Контрольно-подготовительный | Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка | Ударный - большая нагрузка (пять занятий с большими нагрузками) | Восстановительный - малая нагрузка |
Предсоревновательный | Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) | Ударный - значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) | Подводящий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) | |
Соревновательный | Подводящий - средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) | Соревноват.– тренировочн. нагруз. - малая, соревнов. завис. от уровня и программы соревнований | Подводящий - малая нагрузка | Соревнов. - трениров. нагруз. - малая, соревн. завис. от уровня и программы соревнований |
Направленность тренировочного процесса изменяется от одного мезоцикла к другому. Происходит это не сразу, а постепенным изменением направленности отдельных микроциклов в пределах одного мезоцикла. Так, например, втягивающие мезоциклы обычно начинаются микроциклом с малой нагрузкой и основными средствами последнего являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, весьма далекие по своему характеру и структуре от соревновательных. Такая организация тренировки способствует повышению уровня общей подготовленности спортсменов, а также созданию предпосылок для развития отдельных сторон специальной подготовленности. В конце втягивающего мезоцикла при возросшей суммарной нагрузке отдельных микроциклов значительно изменяется и их преимущественная направленность в сторону развития качеств и способностей, определяющих специальную подготовленность.
Лекция 21
Построение макроциклов
В спортивной тренировке
1. Характеристика макроцикла.
2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период).
Макроцикл – это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3–4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям – Олимпийским играм.
Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода – подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.
Количество циклов зависит от числа основных соревнований, запланированных в течение года. Например, если в теннисе проводятся 2 самых крупных (наиболее важных для спортсмена) соревнования в феврале и августе, то в это время в макроцикле тренировочного процесса будут запланированы соревновательные периоды и соответствующие периоды подготовки к этим соревнованиям. Закончившийся в феврале соревновательный период сменится переходным. Такой макроцикл будет называться двухцикловым.
Одноцикловое | |||||||||||||||||||
I | II | III | |||||||||||||||||
Двухцикловое | |||||||||||||||||||
I | II | III | I | II | III | ||||||||||||||
Трехцикловое | |||||||||||||||||||
I | II | III | I | II | III | I | II | III | |||||||||||
Сдвоенный цикл | |||||||||||||||||||
I | II | I | II | III | |||||||||||||||
Строенный цикл | |||||||||||||||||||
I | II | I | II | I | II | III | |||||||||||||
Месяцы | |||||||||||||||||||
Рисунок 4 – Варианты построения процесса подготовки в годичном цикле (по В.Н. Платонову): I – подготовительный период; II – соревновательный период; III – переходный период
Подготовительный период направлен на становление спортивной формы – создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.
Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа – повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6–9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).
Этап состоит из двух, в отдельных случаях – из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2–3 микроцикла) – втягивающий – тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3–6 недельных микроциклов) – базовый – направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.
Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2–3 мезоцикла.
Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.
Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2–3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.
Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4–6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этап обычно проводится главное отборочное соревнование.
Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:
-восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;
-дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
-создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
-моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;
-обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат
Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6–8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой – на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.
Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3–5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.
В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.
При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года.
Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта – структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п., третьи – с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.).
Лекция 22
спортивная подготовка как многолетний
Процесс и ее структура
1. Общая структура многолетней спортивной подготовки.
2. Факторы, определяющие структуру многолетней спортивной подготовки.
3. Этапы многолетней подготовки спортсмена:
Ø начальной подготовки;
Ø предварительной базовой подготовки;
Ø специализированной базовой подготовки
Ø максимальной реализации индивидуальных возможностей;
Ø сохранения достижений.
4. Основные направления интенсификации тренировочного процесса.
5. Соотношение различных видов подготовки на разных этапах.
6. Многолетняя динамика тренировочных нагрузок.
7. Соотношение средств различной направленности на этапах многолетней подготовки спортсменов.
Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при непрерывной и рационально организованной тренировке в течение ряда лет. Структура многолетней тренировки обусловливается многими факторами. В их числе среднее количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достигаются наивысшие результаты; индивидуальные способности спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке.
Для рационального планирования многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки – первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (таблица 11).
Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов.
Таблица 11 – Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта
Вид спорта (дистанции) | Возраст (лет) | |||||
первые большие успехи | оптимальные возможности | поддержание высоких результатов | ||||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
Плавание (100, 200, 400 800, 1500 м) | 17 – 18 15 – 17 | 14 – 16 13 – 15 | 19 – 22 18 – 20 | 17 – 20 16 – 18 | 22 – 25 20 – 23 | 21 – 23 19 – 20 |
Бег (100-400, 800, 1500, 5000, 10 000 м) | 19 – 22 23 – 24 24 – 26 | 17 – 20 20 – 23 | 22 – 26 25 – 27 26 – 30 | 20 – 24 22 – 26 | 27 – 28 28 – 30 31 – 35 | 25 – 26 27 – 28 |
Гребля байдарки каноэ | 18 – 20 18 – 21 | 16 – 18 | 21 – 24 23 – 26 | 19 – 23 | 25 – 28 27 – 29 | 24 – 26 |
Велоспорт трек шоссе | 17 – 20 17 – 19 | 16 – 19 | 21 – 24 20 – 24 | 20 – 23 | 25 – 29 25 – 28 | 24 – 27 |
Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным из-за недостаточно правильного понимания закономерностей многолетней тренировки. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся на различных дистанциях. Это важно учитывать тренерам ДЮСШ, которые должны закладывать у юных спортсменов фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс в пубертатном периоде у спортсменов, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому девиз, распространенный в практике работы тренеров ДЮСШ: «Любой ценой мастер спорта через 1–2 года серьезной тренировки» следует признать вредным. Такой подход, а также стремление наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях детей и подростков, приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов в ДЮСШ широко внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. В связи с этим 11–13-летние пловцы тренируются 2–3 раза в день, проплывают в течение года до 2000 км и более, широко планируют силовую подготовку и т.д., 13–14-летние велосипедисты в течение года «наезжают» до 10 000–12 000 км и стартуют за сезон до 40–60 раз, 13–15-летние лыжники-гонщики имеют 25–30 стартов в сезоне. Действующая программа для ДЮСШ по ряду видов спорта предусматривает при подготовке юных спортсменов двухразовые тренировочные занятия в течение дня, большие объемы тренировочной работы, излишне широкую соревновательную практику. Это приводит к быстрому росту результатов, достижению определенных успехов в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение действительно высоких спортивных результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными срывами в состоянии здоровья у юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В результате наблюдается спортивное недолголетие юных спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте.
При планировании многолетней тренировки следует учитывать время, необходимое для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах. Здесь могут быть выделены временные промежутки, необходимые для достижения первых больших успехов (обычно это результаты, находящиеся на уровне нормативов мастера спорта), для достижения наивысших спортивных результатов и для сохранения высоких спортивных достижений. Эти временные промежутки существенно различаются в зависимости от пола спортсмена и длины соревновательной дистанции. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин, пловцы-спринтеры проходят более длительный путь подготовки к высшим достижениям по сравнению со стайерами, в беге отмечается противоположная тенденция. Способные спортсмены, специализирующиеся в циклических видах спорта, достигают первых больших успехов в большинстве случаев через 4–6 лет после начала занятий, высшие достижения приходят через 7–10 лет. Несколько больше времени требуется для достижения максимальных результатов в лыжных гонках, беге на длинные дистанции и спортивной ходьбе.
Многолетняя спортивная тренировка может быть подразделена на пять этапов (В.Н.Платонов):
1) начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений.
Между этапами многолетней тренировки нет четких границ, их продолжительность может в определенной мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах многолетней тренировки. Например, методика тренировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.
В специальной литературе можно встретить и несколько иные деления (и названия) на этапы многолетней спортивной подготовки (таблица 12), путь которой остается всегда неизменным: от базовой подготовки спортсмена к максимальной реализации своих возможностей и сохранению их на более длительный период.
Таблица 12 – Примерная структура многолетнего процесса подготовки (по материалам разных авторов)
Стадии | Базовой подготовки | Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей | Спортивного долголетия | |||
Этапы | 1. Предварительной подготовки | 2. Начальной специализации | 3. Углубленного спортивного совершенствования | 4. Высших достижений | 5. Сохранения достижений | 6. Поддержания общей тренированности |
Примерная продолжительность этапа в годах | 1-3 | 2-3 | 2-4 | 4-5 | 4-6 | - |
Преимущественная направленность тренировочного процесса на каждом этапе | Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориентация, общая базовая подготовка | Уточнение предмета будущей специализации и начало углубленной тренировки в избранном виде спорта, специальная базовая подготовка | Увеличение удельного веса специальной подготовки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мастерства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов | Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уровня специальной подготовленности и путей индивидуализации тренировочного процесса, освоение максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов | Постепенное ограничение тренировочных нагрузок. Повышение тренированности и поддержание ранее достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и всей соревновательной деятельности | Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера |
Группы обучения в СДЮШОР и ШВСМ | Начальной подготовки | Учебно-тренировочные | Спортивного совершенствования | Высшего спортивного мастерства | - | - |
Зоны спортивных достижений | зона первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта) | зона достижения максимальных возможностей (выполнение нормативов МСМК) | зона поддержания высоких результатов |
Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.
При этом подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала.
В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения технических элементов в различных видах спорта – беге, ходьбе на лыжах, гребле, различных спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе. При технической подготовке нужно освоить многообразные подготовительные упражнения. В процессе технического совершенствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, а добиваться стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных результатов, двигательного навыка. Именно в это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Именно такой подход закладывает хорошую базу для последующего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако особо должно учитываться в период начальной подготовки.
Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2–3 раз в неделю, продолжительность их – 30–60 мин. Эти занятия должны органически сочетаться с занятиями физической культурой в школе и носить преимущественно игровой характер.
Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100–150 ч. Годовой объем работы в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая в свою очередь связана с временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок пришел в бассейн в возрасте 7–8 лет, то продолжительность этапа начальной подготовки обычно составляет 3 года, объем работы в течение каждого года невелик (например, 1-й год – 80 ч, 2-й – 100, 3-й – 120). Если же будущий пловец впервые пришел в бассейн в 10–11-летнем возрасте, то этап начальной подготовки часто сокращается до одного года, а объем работы, с учетом предыдущих занятий в школе, может достичь 200–250 ч в течение года при еженедельных трехразовых занятиях.
Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной тренировке.
Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специализированная тренировка. В то же время стремление увеличить объем специально-подготовительных упражнений, погоня за выполнением разрядных нормативов в отдельных номерах программ приводят к быстрому росту результатов в подростковом возрасте, что в дальнейшем неизбежно отрицательно сказывается на становлении спортивного мастерства.
На этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном материале вида спорта, избранного для специализации. Например, в велоспорте осваиваются всевозможные навыки езды без управления рулем, езда на велостенке без зрительного контроля, фигурная езда, езда по снегу, техника преодоления крутых спусков и подъемов, различных способов старта и финиширования, прохождения поворотов, виражей, разворотов, смены в парных групповых гонках и др. В плавании осваивается техника различных способов плавания, старта, вариантов выполнения поворота, упражнений, направленных на совершенствование техники движений руками, ногами, техники дыхания, улучшения согласования движений рук, ног и дыхания и т.п. В результате работы на этом и последующем этапе многолетней тренировки юный спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику нескольких десятков специально-подготовительных упражнений. Такой подход в итоге формирует у него способности к быстрому освоению техники избранного вида спорта, соответствующей его морфофункциональным возможностям, в дальнейшем обеспечивает спортсмену умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функционального состояния при преодолении различных отрезков соревновательной дистанции. Особое внимание нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способностей нецелесообразно планировать на этом этапе остро-воздействующие тренировочные средства – комплексы упражнений с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, ответственные соревнования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т.п.
При определении направленности работы на этапе предварительной базовой подготовки, который обычно охватывает возрастной диапазон 11–13 лет, необходимо учитывать двигательные способности у детей различного возраста.
Наиболее интенсивное естественное развитие двигательных способностей имеет место в возрасте 8–13 лет. Этим в большой мере объясняется необходимость разносторонней подготовки, естественно сочетающейся с ходом возрастного развития физических способностей.
Тренировка на данном этапе при общеподготовительной направленности постепенно специализируется. Основная особенность динамики нагрузок – неуклонное нарастание с каждым большим циклом тренировки их общего объема и интенсивности, особенно к концу этапа. Структура макроциклов характеризуется длительным подготовительным периодом и непродолжительным, нечетко выраженным соревновательным (Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1978).
Этап специализированной базовой подготовки.В начале этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы — в беге на более короткие дистанции (Л.П. Матвеев, 1977).
На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближенной по характеру к соревновательной деятельности. Так, например, исследования, проведенные В.Г. Федотовой (1975), показали, что до 15–17 лет развивать у женщин выносливость в циклических видах спорта (за исключением плавания) необходимо разнообразными средствами, не акцентируя внимания специально на каком-либо одном виде. Затем можно постепенно вводить специализированные занятия, направленные на развитие выносливости. Наиболее напряженные нагрузки специальной направленности следует планировать на этап максимальной реализации индивидуальных возможностей.
В видах спорта, где есть соревнования на спринтерских дистанциях, следует осторожно выполнять большие объемы работы, направленной на развитие общей выносливости. Спортсмены в возрасте 13–16 лет легко справляются с работой аэробного характера, в результате у них повышаются возможности кислород-транспортной системы и на этой основе резко возрастают спортивные результаты. Поэтому в практике тренировки в этом возрасте планируют выполнение больших объемов работы с относительно невысокой интенсивностью. Годовой объем бега в конькобежном спорте на этом этапе у многих способных спортсменов достигает 5000–6000 км, т.е. до 75–85% того объема, который выполняют спортсмены высокого класса на этапе подготовки к высшим достижениям. Это объясняется еще и тем, что спортсмену, независимо от его будущей специализации, необходимо создать мощную аэробную базу. На этой основе спортсмены будут успешно выполнять большие объемы специальной работы, у них повысятся способности к перенесению нагрузок и восстановлению после них.
Опыт последних лет убедительно показывает, что такой подход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположенным к достижениям на средних и длинных дистанциях. Э