Воспитание скоростных способностей
Спортсменов
1. Характеристика основных форм проявления быстроты.
2. Основные положения методики развития быстроты движений.
3. Совершенствование двигательных реакций.
4. Развитие способности к высокому темпу движений.
5. Дополнительные средства и приемы скоростной подготовки.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с, у спортсменов оно может составлять 0,10–0,20 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций – это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта (футбол, волейбол, теннис, хоккей) такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.). Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0,18–1,00 с. Латентный период этой реакции больше, чем простой, и может достигать 300 м/с. К примеру, время реакции вратаря при движении рукой с ловушкой в среднем имеет величину 0,18–0,21 с, с «блином» – 0,22–0,23 с; при выдвижении ногой, одноименной с ловушкой – 0,22–0,24 с, одноименной с «блином» – 0,24–0,26 с.
Скрытый период реакции на движущийся предмет слагается из четырех элементов:
1. Человек должен увидеть движущийся предмет (мяч, игрока).
2. Оценить направление и скорость его движения.
3. Выбрать план действий.
4. Начать его осуществление.
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.
Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных (врожденных) способностей человека.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14–15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5–20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12–13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию и очень быстро ухудшаются в случае прекращения целенаправленной работы по их увеличению.
Быстрота отдельного (одиночного) движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, спринтерских беговых упражнений. Некоторый эффект дают специальные скоростные упражнения, ценность которых заключается главным образом в том, что они создают условия для выполнения предельно быстрых движений.
Для воспитания быстроты движения с большой эффективностью может быть использован соревновательный метод. Его применяют в двух формах:
а) при групповом выполнении упражнения после каждой команды из соревнования выбывает спортсмен, выполнивший ее последним;
б) упражнения выполняются в парах: определяется победитель, затем соревнуются победители пар, и так до финала.
Рекомендуемые упражнения могут быть следующими:
1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной (или двойное касание ногой о ногу).
2. Из и.п. лежа на спине на расстоянии 1–3 м от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены.
3. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.
4. Стоя (гимнастическая палка горизонтально над головой), с наклоном назад отпустить палку и поймать, повернувшись на 180°.
Основные положения методики тренировки быстроты простых и сложных комплексных форм движений связаны с рациональным подбором заданий, планированием основных компонентов нагрузки – характером и продолжительностью упражнений, интенсивностью работы при их выполнении, продолжительностью и характером отдыха между упражнениями, количеством повторений.
Характер упражнений.Для повышения скоростных возможностей используются разнообразные упражнения. К наиболее распространенным относятся специально-подготовительные и соревновательные упражнения. В их числе старт и его узловые компоненты, выполняемые в неодинаковых условиях, ориентированные на общий результат или на совершенствование скоростных способностей в различных фазах старта; прохождение коротких отрезков (продолжительность работы – 5–15 с), кратковременные упражнения, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания. Широко используются упражнения с дополнительными отягощениями – плавание и гребля с тормозными устройствами или на привязи к месту, скоростная работа на велоэргометре с дополнительным сопротивлением и т.п.
Одно из основных требований к скоростным упражнениям – хорошее освоение их техники спортсменами. Тогда спортсмены могут основное внимание и волевые усилия сконцентрировать не на технике, а на скорости их выполнения.
Продолжительность отдельных упражнений.При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей (время реакции, скорость одиночного движения) некоторые упражнения очень непродолжительны – менее 1 с, а при нескольких повторениях – до 10–15 с; упражнения, направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении, например, старта могут достигать 5–10 с. При работе над повышением абсолютного уровня дистанционной скорости продолжительность отдельных упражнений может колебаться в пределах от 5–6 с до 1 мин и более. Однако наиболее часто при работе над повышением уровня абсолютной скорости применяют упражнения, продолжительность которых не превышает 30 с. В беге это отрезки протяженностью 30, 60, 100 и 200 м; в плавании – от 10–15 до 50 м; в гребле – 150–250 м; в беге на коньках – 100–200 м и т.д. Это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражнений продолжительностью до 25–30 с падения работоспособности не происходит.
Интенсивность работы при выполнении упражнений.При планировании интенсивности работы или скорости прохождения отрезков и дистанций необходимо исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, которое стимулирует приспособительные изменения свойств, в сумме определяющих уровень скоростных возможностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность выполнения упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен должен стремиться обеспечить наивысший уровень проявления скорости за счет предельной мобилизации сил, частоты и амплитуды движений.
Скоростная подготовка не может быть ограничена выполнением скоростных упражнений на максимальном и близком к нему уровне интенсивности. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих способствуют упражнения, выполняемые и со значительно меньшей интенсивностью – 85–95 % максимально доступных величин. И именно широкая вариабельность интенсивности работы при выполнении отдельных упражнений, требующих предельной мобилизации скоростных качеств, является одним из непременных условий планомерного повышения уровня скоростных возможностей спортсменов. Излишнее увлечение работой с предельной или близкой к ней интенсивностью, особенно если применяется ограниченное количество упражнений, грозит неприятным последствием – образованием скоростного барьера. И тогда дальнейшее выполнение упражнений с максимальной или близкой к ней интенсивностью не приводит к приросту скоростных качеств. Более того, стереотип еще больше упрочивается, и уровень абсолютной скорости стабилизируется. Для преодоления скоростного барьера имеются различные способы создания облегченных условий, способствующие выполнению скоростных упражнений со скоростью, превышающей максимально доступную в обычных условиях (например, бег или гребля с буксировкой).
Продолжительность и характер отдыха между упражнениями.Интервалы между отдельными скоростными упражнениями должны обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности. В основе планирования продолжительности пауз лежат закономерности протекания восстановления после интенсивной работы, чтобы к началу очередного упражнения повысить возбудимость центральной нервной системы, афизико-химические сдвиги в организме уже в значительной мере нейтрализовать.
Если паузы будут короче, в организме спортсмена произойдет относительно быстрое накопление продуктов распада, что приведет к снижению работоспособности в очередных упражнениях. Дальнейшее продолжение работы в этих условиях будет в большей мере повышать анаэробную (гликолитическую) производительность, чем совершенствовать скоростные возможности.
Многократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах вызывает кумуляцию физико-химических сдвигов, снижение уровня психической готовности к выполнению высокоинтенсивной работы. Увеличению объема работы, выполняемой в оптимальных для развития скоростных возможностей условиях, способствует серийное выполнение упражнений: 5–6x5–10 с; 3–4x15–20 с; 2–3x25–30 с. Продолжительность пауз между сериями составляет обычно от 2 до 5 мин в зависимости от характера упражнений, продолжительности и интенсивности работы.
Повышению уровня скоростных качеств способствует периодическое выполнение нескольких упражнений продолжительностью от 5 до 30 с, с длительными паузами – до 10–20 мин. В паузах планируется комплекс восстановительных и тонизирующих процедур – массаж, ванны, упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка. Целью их является обеспечение оптимальных условий для выполнения упражнений на пределе скоростных способностей. Периодическое выполнение упражнений в таком режиме, предельно мобилизуя скоростные возможности, способствует достижению спортсменом нового, более высокого уровня абсолютной скорости.
Паузы отдыха целесообразно заполнять малоинтенсивной мышечной деятельностью, при которой работают те же группы мышц, что и при выполнении основного упражнения.
Количество повторенийпри развитии скоростных качеств планируют, исходя из квалификации, тренированности и индивидуальных особенностей спортсменов, характера и продолжительности скоростных упражнений, особенностей построения программы тренировочного занятия и величины нагрузки в нем. При этом основным условием является поддержание работоспособности на заданном уровне.
Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод,предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод «содействует» улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение происходит с большим трудом.
Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо чаще использовать в занятиях, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод,который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы.
Общий принцип подбора упражнений – разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности спортсмена.
Для улучшения быстроты реакции могут быть использованы два метода. Один из них, так называемый аналитический, предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раздельно по элементам. Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на выстрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.
Другой метод – сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции. Этот метод применяется в три этапа. На первом этапе спортсмен максимально быстро выполняет короткие стартовые ускорения (в плавании, например, 10–12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения. На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время, и, наконец, на третьем – эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера (воспроизведение заданного времени)
Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:
– низкий старт в беге по команде преподавателя;
– в ходьбе по кругу – на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180 или 360°;
– по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.
Упражнения «на быстроту реакции» выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.
В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы – от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал. Быстрота реакции на стартовую команду (выстрел, свисток и т.п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера. Например:
1. Стоя или в ходьбе по кругу – на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание и т.п. Упражнение целесообразно проводить в форме соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.
2. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа и мн. др.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях.
В реакциях на движущийся объект основная доля времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема и ее развитию на занятиях следует уделять особое внимание. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся объект. При их выполнении следует:
– постепенно увеличивать скорость движения объекта;
– сокращать дистанцию между объектом и занимающимися;
– уменьшать размеры движущегося объекта.
Одним из средств развития этой способности может быть игра в баскетбол, футбол или ручной мяч с мячами меньшего размера, чем обычные.
Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реакции. Здесь время реакции во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, от умения мгновенно выбрать из них наиболее выгодных. Для развития быстроты реакции с выбором следует:
1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака), затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т.д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборств.
2. Развивать способность предугадывать действия противника, как бы опережать их начало, т.е. реагировать не столько на противника или партнера, сколько на малозаметные подготовительные движения и внешний вид (осанку, мимику, эмоциональное состояние и пр.). К примеру, большинство боксеров отличают финты от ударов по исходному положению ног, по выражению лица и глаз, по поступательному движению ног, повороту туловища, по вращению таза, по положению рук.
Для развития способности к высокому темпу движений рекомендуется выполнять кратковременные (10–20 с) серии упражнений в максимальном темпе. Они особенно эффективны при использовании метронома, ритмичной музыки и различных приемов, позволяющих контролировать и постепенно увеличивать темп движений.
Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений и увеличение его до максимального не может сопровождаться непроизвольным изменением формы движений.
Специализированные упражнения для развития темпа движений могут выполняться:
а) в заданном темпе и с постепенным увеличением его; темп движений задается метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (свистки, хлопки в ладоши);
б) в форме соревнования: кто быстрей выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени.
Сюда относятся упражнения типа бег на короткие отрезки – 10–15 м, прыжки вперед-назад через какой-либо предмет (гимнастическую скамейку, набивной мяч и др.), прыжки со скакалкой, вращение прямых рук и мн. др.
Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты. У лиц с высокой частотой движений латентное время напряжения и расслабления мышц короче, чем у лиц, обладающих более низким ее уровнем.
Методический путь развития этой способности – повторное выполнение движений с возможно большой частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекращать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.
При недостаточной быстроте расслабления мышц возникает «скоростная напряженность», т.е. состояние, при котором мышцы, не успев расслабиться, должны вновь сокращаться. В результате нарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических групп мышц. Нередко они оказываются напряженными одновременно. Все это в значительной мере лимитирует увеличение скорости передвижения. Нарушение четкого чередования напряжения одних групп мышц и расслабления других является причинами большинства мышечных травм.
Предельному проявлению скоростных способностей при выполнении различных упражнений способствуют различные дополнительные средства (педагогические) и методические приемы. К их числу относятся комплексы спринтерских кратковременных упражнений в конце занятий, после длительной работы в аэробном и аэробно-анаэробном режимах. В этом случае спортсменам часто удается проявить скоростные возможности на уровне, недоступном спортсменам в начале тренировочного занятия, непосредственно после разминки. Это связано, прежде всего, с положительным влиянием длительного выполнения относительно малоинтенсивной работы на улучшение межмышечной и внутримышечной координации, повышением экономичности работы, налаживанием оптимального соотношения в деятельности двигательных и вегетативных функций. Не менее перспективно повышение скоростных характеристик движений и под влиянием предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Например, перед выполнением спринтерских упражнений проводится 15–20 с работа на силовых тренажерах, позволяющих имитировать рабочие движения. При этом спортсменам часто удается добиваться более высоких показателей скорости в основных упражнениях, чем без предварительного применения упражнений с повышенной силовой нагрузкой.
Эффективны и некоторые технические средства, применяемые для стимуляции скоростных способностей при выполнении различных упражнений. Так, использование специального буксировочного устройства позволяет бегуну, гребцу или пловцу продвигаться со скоростью, на 5–10 % превышающей доступную ему. При этом спортсмен выполняет движения с максимальной интенсивностью, стараясь привести их в соответствие с новым, более высоким уровнем скорости. К этой же группе относятся скоростное плавание в гидродинамическом бассейне, скорость встречного потока в котором несколько превышает доступную пловцу, педалирование на велоэргометре с уменьшенным по сравнению с естественным сопротивлением.
Одним из путей повышения эффективности скоростной подготовки является планирование в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности. Необходимость такого планирования определяется прежде всего тем, что большие объемы и интенсивность работы, характерные для современного тренировочного процесса, часто обусловливают выполнение программ занятий и микроциклов в условиях постоянно возрастающего утомления. Это в значительной мере сдерживает проявление спринтерских качеств в занятиях скоростной направленности. Отдельные же микроциклы скоростной направленности в значительной степени способствуют устранению такого противоречия. Однако высокий тренирующий эффект таких микроциклов достигается лишь в том случае, если их планируют после восстановительных микроциклов, что позволяет достичь наивысших показателей работоспособности в отдельных упражнениях.
Лекция 11