Двигательно-координационные способности

И основы их воспитания

1. Характеристика координационных способностей.

2. Задачи развития координационных способностей.

3. Методы воспитания координационных способностей.

В современных условиях спортивной подготовки значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Иными словами, это способность человека выполнять нужные (результативные) движения в неожиданно возникающих ситуациях, а так же в процессе освоения (изучения) новых двигательных действий.

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко­развитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстро­ты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностямипонимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4–6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность кдифференцировке усилий – низкая.

В возрасте 7–8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13–14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13–14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14–15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16–17 лет продолжается совершенствование двигательных координации до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11–12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся це­ленаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Задачи развития координационных способностей.Ловкость является в известной степени качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать.

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигатель­ных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, ме­тательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором – избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Методы воспитания координационных способностей.При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслаблен­ном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей как и в физическом воспитании, в спорте широко используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

— изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);

— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

В тренировке спортсменов, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих координационные способности. Комплексы упражнений на ловкость должны планироваться практически ежедневно и органически вписываться в программы тренировок и утреннюю зарядку.

Лекция 13

техническая подготовка в спорте

1. Задачи и требования спортивной техники.

2. Средства технической подготовки.

3. Формирование двигательных умений и навыков.

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена пред­ставляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае – знаний, умений и навыков, относя­щихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мыслен­ный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теорети­чески. Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характе­ризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Во избежание смешения понятий в первом случае лучше пользоваться термином «модель спортивной тех­ники». Таким образом, техникой называют наиболее рациональный способ выполнения конкретного двигательного действия (упражнения) сопровождающийся наибольшей результативностью решаемой двигательной задачи (например, проплыть дистанцию брассом за минимальное время). Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой. В спорте различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состяза­ния спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия».

В различных видах спорта понятие совершенной тех­ники имеет разное содержание.

Вы­деляют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной тех­никой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в веду­щих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталки­вания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финально­го усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени­ем выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна­стика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

♦ Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

♦ Разносторонность техники –степень разнообразия технических при­емов, которыми владеет спортсмен. Ее показателем является соотношение частоты использования разных игровых приемов (у игроков), соотношение приемов выполняемых в левую и правую сторону (у единоборцев) и т.д.

Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

♦ Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте­пенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптималь­ному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наибо­лее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт­сменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спорт­смена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энер­гии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

♦ Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

В технической подготовке можно выделить общую техническую подготовку и специальную техническую под­готовку.

Задачами общей технической подготовкиявляются:

1. Максимальное расширение «запаса» разнообраз­ных и разносторонних навыков и умений, что позволяет правильнее выполнять новые движения и быстрее овла­девать ими.

2. Овладение техникой общеразвивающих упражне­ний и упражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке главным образом как средства ОФП.

Основная цель специальной технической подготовки– это овладение техникой соревновательного упражнения из­бранного вида спорта и постоянное совершенствование в ней.

Для ее реализации специальная подготовка обеспечивает решение следу­ющих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного уча­стия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применяв­шиеся ранее (например, как в свое время появились «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; толкание ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

Методика обучения технике упражнения во всех видах спорта приблизительно однотипна и осуществляется поэтапно по типу приведенной ниже схеме (таблица 3).

Таблица 3 – Последовательность обучения спортивной технике

Этапы Ознакомление и разучивание техники Закрепление и совершенствование
I II III IV
Задачи Создать представление об изучаемых движениях (классический вариант) 1. Практически овладеть правильными движениями. 2. Добиться правильного выполнения движений без излишнего мышечного напряжения, скованности Закрепить освоенную технику, максимально приспособив ее к индивидуальным особенностям спортсмена Добиться максимально устойчивой техники в любых условиях (на ответственных соревнованиях, в состоянии эмоционального возбуждения, при различных погодных условиях и т.д.)
Методы Метод объяснения; методы показа. Метод объяснения, методы показа, метод расчлененного упражнения, метод целостного упражнения, метод идеомоторного упражнения, методы с использованием технических средств обучения и др. Метод целостного упражнения, метод идеомоторного упражнения, методы анализа и разбора выполненных движений, метод последовательного переключения внимания на отдельные элементы техники, методы срочной информации, контроля и др.

В процессе обучения технике по превращению двигательного действия в устойчивый высокорезультативный навык, а также ходе тренировочно-соревновательной деятельности активно решается одна из важнейших задач технической подготовки по устранению и коррекции двигательных ошибок (рис. 3).

Рисунок 3 – Состав ошибок, возникающих в процессе технической подготовки

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и ме­тодов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

1. Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) технические средства:

· средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся;

· средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры);

· регистрирующие приборы и устройства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях;

· тренажеры, применяемые для обучения движениям;

· тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;

· средства, обеспечивающие страховку.

е) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование (подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны и др.)

2. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз­нообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для ро­ста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, эле­ментов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техни­ки избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей мно­голетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно под­разделить на 3 стадии:

1. Стадию базовой технической подготовки.

2. Стадию углубленного технического совершенствования и достиже­ние высшего спортивно-технического мастерства.

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. На­пример, первая стадия состоит обычно из 4–6 годичных циклов, вторая – 6–8, третья – 4–6.

Для достижения высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в из­бранном виде спорта, повышения их эффективности в соревновательных условиях, как правило, применяются методы услож­нения внешней обстановки и методы упражнения при различных состояниях организма.

При решении задач, связанных с частичной перестройкой двигательных навыков, совершенствованием кинематики или динамики отдельных деталей навыка (с точки зрения дос­тижений современной науки и требований спортивной практики), чаще применяются методы облегчения условий технических действий и метод сопряженных воздействий.

Реализация метода усложнения внешней обстановки выполнения технических действий (методические приемы):

1. Сопротивление условного противника. Исполь­зуется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плот­ность нагрузки в занятии, является действенным психологическим факто­ром для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2. Применение трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота («аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из поло­жения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, ле­тящему по сложной траектории, и т.д.

3. Воспроизведение максимальной скорости и точности выполне­ния действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп уда­ров за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сбли­жение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.

4. Ограничение пространства для выполнения действий. Позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствова­нии навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота опреде­ленного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделан­ным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п.

5. Выполнение действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, обо­рудования, инвентаря). Содействует совершенствованию одной или не­скольких характеристик техники движений (пространственных, времен­ных, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажнен­ном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обледенелой лыжне.

Методические приемы метода воспроизведения техники упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняю­щих их выполнение.

1. Выполнение действия в состоянии значитель­ного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревнователь­ной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2. Выполнения действий в состоянии значитель­ного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

3. Периодическое выключение или ограниче­ние зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В резуль­тате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощуще­ниям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4. Формирование рабочей обстановки настраи­вает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного тех­нического приема в соревновательной обстановке. Стимулирует его актив­ность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимуще­ственно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

Методические приемы реализации метода облегчения условий выполнения технических действий.

1. Методический прием вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с пос­ледующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2. Методический прием снижения мышечных напряжений (усилий). Позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигатель­ном навыке, контролировать координацию движений (по механизму об­ратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполня­ют упражнения в легких тренировочных перчатках.

3. Использование дополнительных ориентиров и срочной ин­формации. Содействует наиболее быстрому овладению необходимой ампли­тудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания вы­полняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флаж­ки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Методические приемы реализации метода сопряженных воздействий.

1. Выполнение специализированных динамических упражне­ний. Прием основан на взаимном развитии физических способностей и совершен­ствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специ­альных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движе­ниях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и вы­соту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.

2. Выполнение специализированных изометрических упраж­нений. Предполагает использование изометрических упражнений в опреде­ленных суставных углах, характерных для технического приема. Напри­мер, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.

Лекция 14

тактическая подготовка спортсменов

1. Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики.

2. Средства и методы спортивной тактики.

Спортивная тактика в ее совершенном виде – это искусство ведения спортивной борьбы. Вообще же понятие «спортивная так­тика» охватывает все более или менее целесообразные способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные опреде­ленному замыслу и плану достижения соревновательной цели.

Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использова­нии таких способов ведения состязания, какие позволяли бы с наи­большей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

Известный норвежский конькобежец Ялмар Андерсен писал: «Тактика – это участие мозга в беге... Побеждает чаще всего тот, кто умнее борется». Эта формулировка относится к любому другому виду спорта, особенно те­перь, когда спортивные результаты не только исключи­тельно высоки, но и исключительно плотны.

Тактика спортсмена в соревнованиях зависит от не­скольких основных факторов: от умения целесообразно использовать в условиях спортивной борьбы природные данные и выработанные навыки; от умения правильно распределять свои силы в забеге (заплыве, бою, игре и т.п.); от внешних условий, в которых происходит состя­зание (качество снега и температура воздуха – для лыж­ника, направление и сила ветра – для спортсмена-парус­ника и др.); от действий соперника или соперников и т.д.

Спортивная тактика весьма многогранна. Классифи­цируя ее, выделяют индивидуальную, групповую и командную, пассивную, активную и комбинированную тактику.

Пассивная тактика – это умышленное предоставле­ние инициативы противнику, с тем чтобы в нужный мо­мент предпринять решительные контрмеры. Примеры пассивной тактики: контратаки в боксе и фехтовании, финишный рывок «из-за спины» в беге, плавании, велоси­педном спорте.

Активная тактика более разнообразна. Ее отличитель­ная черта – нав

Наши рекомендации