Порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям
Внутренний осмотр котла и его элементов, ремонт должны производиться по наряду. Вывод котла в ремонт производится с разрешения диспетчера энергосистемы.
При выводе котлоагрегата к осмотру в ремонт должны быть приняты надлежащие меры безопасности: котел отключается по всем потокам, снимается напряжение со всех механизмов, топка расхолаживается, снимается давление, а при необходимости сливается вода.
Внутренний осмотр и ремонт производится ремонтным персоналом цеха.
Испытания котельной установки и ее элемента, в результате которых может измениться режим работы станции, должны проводиться по рабочей программе утвержденной главным инженером станции, согласованной с ЦДС.
В программе указывается:
- цель и назначение испытаний;
- условия проведения испытаний;
- мероприятия по подготовке испытаний;
- инструктаж персонала;
- ответственные лица за проведение испытаний;
- действия персонала в аварийных ситуациях.
п\п | Наименование показателей | Обозначение | Дн | 70% Дн | 100% Дн |
Параметры | |||||
1. | Производительность котла, кг/ч | Д | |||
2. | Давление в барабане котла, кгс/см2 | б | |||
3. | Давление пара после задвижки, кгс/см2 | Апп | |||
4. | Темпетатура пара на выходе, о С | п | |||
5. | Температура питательной воды, о С | пв | |||
ТОПЛИВО | мазут | мазут | газ | ||
6. | Содержание по массе золы, % | р | 0,1 | 0,1 | |
7. | то же влаги, % | p | 3,0 | 3,0 | |
8. | То же серы, % | p | 2,5 | 2,5 | |
9. | Теплота сгорания низшая, ккал/кг (нм3) | p | |||
10. | Теоретический объем воздуха для сгорания, нм3/кг(нм3) | н | |||
ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС | |||||
11. | Коэффициент полезного действия (брутто), % | ка | 92,97 | 93,37 | 94,27 |
12. | Полный расход топлива, кг(нм3)/ч | Вк | |||
ТЕМПЕРАТУРЫ | |||||
13. | Теоретическая температура горения, град С | а | |||
14. | Температура газов на выходе из топки, град С | т | |||
15. | То же за второй ступенью ПП | IIпп | |||
16. | То же за третьей ступенью ПП | III пп | |||
17. | То же за четвертой ступенью ПП | IV пп | |||
18. | То же за первой ступенью ПП | Iпп | |||
19. | То же за верхним пакетом эконом. | Ввэ | |||
20. | То же за нижним пакетом эконом. | Вэ | |||
21. | То же за горячей частью ВП | Вч | |||
22. | То же за холодной частью ВП | хч | |||
23. | То же воды за нижним пакетом эконом. | н.Вэ | |||
24. | То же воды за верхним пакетом эконом. | в.Вэ | |||
25. | То же воздуха за горячей частью ВП | г.в | |||
26. | То же за холодной частью ВП | хч.Вп | |||
ПАРООХЛАДИТЕЛЬ | |||||
27. | Величина регулируемого тепловосприятия, ккал/кг | 40,7 | 32,4 | 48,1 | |
28. | Количество вспрыскиваемого конденсата, кг/час | Двпр | |||
ИЗБЫТКИ ВОЗДУХА | |||||
29. | Коэффициент избытка воздуха в топке | т | 1,05 | 1,05 | 1,1 |
30. | Коэффициент за пароперегревателем | пп | 1,05 | 1,05 | 1,1 |
31. | Коэффициент за экономайзером | эк | 1,07 | 1,074 | 1,12 |
32. | Коэффициент за воздухоподогревателем | вп | 1,27 | 1,313 | 1,32 |
ТОПКА | |||||
33. | Объем топочной камеры, м3 | т | |||
34. | Теплонапряжение топочного объема, ккал/м3*ч | т | 217,3 ×103 | 151,3×103 | 214,1 ×103 |
15. Сводная таблица результатов теплового расчета на мазуте.
16. Импульсно-предохранительные устройства котлов с давлением пара выше 40кгс/см2
Введение
На паровых котлах с давлением выше 40 кгс/см2 должны устанавливаться импульсно-предохранительные устройства ( ИПУ ), состоящие из главного предохранительного клапана, импульсно-предохранительного клапана и электроконтактного манометра.
При повышении давления пара в паросборной камере ( барабане ) до установленного предела сработает контактная система ЭКМа. При этом электромагнит Э2 окажется обесточенным, а электромагнит Э1- включенным под напряжением ( 220 В ). Под действием повысившегося давления и усилия электромагнита Э1 импульсный клапан откроется. При открытии импульсного клапана пар подается в поршневую камеру главного предохранительного клапана. Под действием усилия, развиваемого давлением пара, поршень перемещается вниз и открывает тарелку, сбрасывая пар в атмосферу.
При нормальном давлении пара электромагнит Э2 обтекает током ( об.= 0,57 раб. ) и помогает грузу удержать импульсный клапан плотно закрытым.
После снижения давления до заданного значения контактная система ЭКМа снова включит под напряжение электромагнит Э2, импульсный клапан закроет доступ пара в поршневую камеру главного клапана и последний закроется.
Главный предохранительный клапан состоит из присоединительного патрубка с направляющими ребрами, корпуса с тарелкой седлом и штоком, и демпферного устройства. Присоединительный патрубок с направляющими ребрами обработан под приварку к штуцеру коллектора. Предусмотренные на патрубке опорные лапы дают возможность крепить клапан на специальных опорах.
Уплотнительная поверхность тарелки - плоская и выполнена в виде наплавки аустенитным хромоникелевым электродом.
Тарелка вместе с защитной втулкой крепится на нижнем конце штока с помощью резьбового соединения предохраненного от отвинчивания.
Для поджатия тарелки к седлу во время растопки, в период транспортировки и монтажа служит цилиндрическая пружина. В рабочем состоянии Среда сама способствует принудительному уплотнению клапана. Для гашения ударов при открытии и закрытии клапана предусматривается демпферное устройство , в поршневую камеру которого заливается жидкость (вода). При срабатывании клапана жидкость протекает из одной полости поршневой камеры демпфера в другую через отверстие в поршне демпфера диаметром 2мм и гасит удар. Для обеспечения надежной работы запорного органа и предупреждения образования трещин в металле корпуса предусмотрена схема постоянного прогрева трубопровода, подводящего пар к седлу предохранительного клапана. Пропускная способность главного предохранительного клапана 179 т/ч.
Полнообъемный угловой импульсный клапан Ду-20мм выполнен рычажно-грузовым с электромагнитным приводом и фильтрующим устройством . Электромагнитный привод обеспечивает возможность принудительного ( как от воздействия импульса, так и от ручного вмешательства) открытия и закрытия импульсного клапана, а также повышает герметичность затвора клапана воздействием на рычаг последнего тяговым усилием нижнего электромагнита.
Фильтрующее устройство предназначено для улавливания сварочного и прочих инородных тел, попадание которых на уплотнительные поверхности вызвало бы нарушение герметичности затвора , уплотнительные поверхности как корпуса, так и тарелки ( конусной формы) выполнено наплавкой.
Импульсный клапан с фильтрующим устройством с электромагнитным приводом, состоящим из двух электромагнитов, смонтирован на одном каркасе.
Требование по установке импульсно-предохранительных устройств
16.2.1. Каждый котел должен быть оснащен не менее , чем двумя импульсно-предохранительными устройствами ( ИПУ ). Главные предохранительные клапаны ИПУ на всех котлах должны устанавливаться за пароперегревателем. На барабанных котлах половина всех установленных клапанов должна действовать при повышении давления в барабане котла, а другая половина - при повышении давления в паросборной камере.
16.2.2. Импульсные клапаны регулируются на давление не более :
рабочий - 1,1 Рр ( Р= 158кгс/см2 )
контрольный - 1,1 Рр ( Р= 140кгс/см 2 )
Требование по монтажу и ревизии импульсно- предохранительных устройств
Перед монтажом ИПУ произвести ревизию главного предохранительного и импульсного клапана.
При ревизии клапанов следует проверить :
1. Состояние уплотнительных поверхностей ;
2. Состояние рифленой прокладки ;
3. Состояние мягкой набивки;
4. Упругость цилиндрической пружины ;
5. Плавность хода поршневой группы, запорных органов и подвижных частей в главном предохранительном и импульсном клапанах ;
6. Состояние рабочих поверхностей призм у импульсных клапанов ( чтобы не было однобокого касания сопрягающихся поверхностей, а также задиров, забоин и т.д.).
7. Состояние рабочей поверхности резьбы шпилек и гаек ;
8. Состояние наружных поверхностей грунбукс, поршней и внутренних поверхностей рубашек ;
9. Состояние рабочих поверхностей седла и клапана , а также направляющих ребер патрубка и наружной поверхности клапана ;
10. Величину хода клапана.
Монтаж ИПУ производится в строго вертикальном положении. Отклонение от клапана от вертикали допускается не более 0,2 мм на 100 мм длины клапана .
Присоединительный патрубок главного предохранительного клапана крепится болтами к специальной ферме , которая должна быть предусмотрена при монтаже котла.
Ферма воспринимает реактивное усилие , возникающее при срабатывании главного предохранительного клапана. Ввиду большой пропускной способности главного предохранительного клапана и возникающих при срабатывании больших реактивных сил выхлопная труба также должна быть надежно закреплена, при этом должны быть устранено всякое дополнительное напряжение и “натяг” в соединениях между выхлопной (атмосферной) трубой и присоединительными фланцами выхлопных патрубков. Если при монтаже труба подводящая пар к ГПК выполнена в виде “ калача”, то необходимо обеспечить дренаж из нижней точки колена, во избежании гидравлического удара.
Импульсный клапан , смонтированный с электромагнитным приводом на специальном каркасе, устанавливается с учетом возможно меньшей длины пароподводящей трубки и в местах, удобных для обслуживания , защищенных от попадания пыли и влаги.
Места отборов сигналов по давлению пара для импульсных клапанов выбирают такими , чтобы во время срабатывания главного предохранительного клапана возмещение Среды не оказывалось на работе ЭКМ и импульсного клапана.
Электромагнитные манометры устанавливаются на отметке обслуживания котла . Допустимая максимальная температура окружающей среды в местах установки ЭКМов должна быть не выше + 60оС.
Элетромагнитные манометры устанавливаются на отметке обслуживания котла. Допустимая максимальная температура окружающей Среды в местах установки ЭКМов должна быть не выше + 600С.
Электромагнитный привод устанавливается в местах с температурой окружающего воздуха не более + 350С и относительной влажностью не более 80%. не более 80%. Не допускается установка электромагнитных приводов в местах, подверженных толчкам и вибрации. Якоря электромагнитов должны быть очищены от старой смазки, ржавчины , металлической пыли, промыты бензином, отшлифованы и натерты сухим графитом. Шток в месте сочленения с электромагнитом и сам электромагнит не должны иметь перекосов и задиров. Перемещение электромагнитов должно быть свободным. При установке импульсного клапана необходимо обеспечить выполнение следующих условий:
1. Шпиндель импульсного клапана должен быть установлен строго вертикально;
2. Рычаг с подвешенным грузом и присоединенным сердечником нижнего электромагнита не должен иметь перекосов в вертикальной и горизонтальной плоскостях ;
3. Элетромагниты устанавливаются на каркасе строго вертикально. Оси электромагнитов должны находиться в одной плоскости с осью шпинделя, тарелки и рычага ;
4. Опорная планка верхнего электромагнита должна быть приварена так, чтобы зазор между рычагом и вилкой был 5 +1 мм для обеспечения плотной посадки тарелки клапана на седло ;
5. Затяжку сферического колпачка электромагнита, закрывающего демпферный винт, следует отрегулировать так, чтобы при движении якоря электромагнитов туда поступал воздух. Демпферный винт должен быть завинчен так, чтобы он выступал на торцом корпуса электромагнита примерно на 1,5-2мм. Если демпферный винт полностью завинчен , то при подъеме якоря под ним создается разряжение и при обесточенной электрической цепи отрегулировать клапан на заданное давление подрыва затруднительно. Чрезмерное вывинчивание винта вызовет резкое движение сердечника при втягивании, что отрицательно скажется на уплотнительных поверхностях импульсных клапанов :
6. Осью отверстия якоря нижнего электромагнита должна совпадать с осью отверстия рычага, во избежании заедания при открытии импульсного клапана;
7. Импульсы на ЭКМ и на импульсный клапан должны поступать с того элемента ( барабан, коллектор ), на котором установлен ГЛК. Для электромагнитного привода применяются электромагниты КМП-4, включенные в сеть постоянного тока , И=220В. Для плотного удерживания ИПК на нижний электромагнит подается напряжение 110В;
8. При проведении промывок и продувок котла и трубопроводов рабочую часть ( тарелка-шток ) ГПК следует демонтировать.
9. У действующих ИПУ по давлению за пароперегревателем длина импульсных линий от места отбора импульса до поршневой камеры ГПК не должна превышать 15м.
10 . Место отбора импульса на ЭКМ должно быть расположено на таком расстоянии от штуцера ГПК, при котором возмущение Среды при действии клапана не будет сказываться на работе ЭКМ (желательно, чтобы это расстояние составляло не менее 2.0м).
11. Для регулировки ИПУ в районе размещения ИПК должны быть установлены ЭКМ класса точности не ниже1,5 показывающие давление за пароперегревателем и в барабане котла, и телефон для связи с ЦТЩУ.
16.4 Порядок регулировки ИПУ непосредственно на котле:
16.4.1 Перед началом регулировки ИПУ начальник смены обязан:
а) Проверить в журнале эксплуатации и ремонта ИПУ наличие записи об окончании ремонта клапанов;
б) Произвести наружный осмотр всех элементов ИПУ (ИК; ГПК, ЭКМ, импульсные линии);
в) Убедиться в наличии воды в демпферных камерах клапанов ;
г) Убедиться в том, что вентили на импульсных линиях ЭКМ полностью открыты, с них сняты маховики, а штоки опломбированы.
д) Убедиться, что электрическая схема управления электромагнитами отключена.
16.4.2. Грузы на рычагах импульсных клапанов отодвинуть в крайнее положение в сторону электромагнита. Установить на контрольном клапане дополнительный груз для регулировки рабочего клапана.
16.4.3. Повысить давление в барабане котла до величины, при которой срабатывает рабочий клапан. Для котла № 1-3 КТЭЦ-2 это давление составляет 170.6 кгс/см2. Осторожно перемещая груз вдоль рычага, зафиксировать момент срабатывания ГПК. Принудительно закрыть импульсный клапан. Закрепите груз на рычаге. После этого вновь поднимите давление в барабане и проверьте, при каком давлении происходит срабатывание ИПУ. В случае необходимости скорректируйте положение груза на рычаге. После настройки закрепить груз на рычаге стопорным винтом и опломбировать ИПУ.
16.4.4. Выставить уставки на ЭКМ: открытие - 172.6 кгс/см2;
закрытие - 162 кгс/см2.
16.4.5. Подать напряжение в электрической цепи управления рабочего ИПУ. Установить ключ управления рабочим клапаном в положение “ автомат “.
16.4.6. Повысить давление за котлом до величины , при которой срабатывает рабочий клапан, и проверить его открытие. Проверить закрытие клапана при снижении давления до уставки срабатывания на закрытие .
16.4.7. После закрытия ГПК , снизить давление в котле до номинального и снять дополнительные грузы с контрольного клапана.
16.4.8. Аналогичные операции, согласно пунктам № 16.4.3 - 16.4.6 провести для контрольного клапана. Давление срабатывания от груза контрольного клапана- 147 кгс/см2.
Уставки ЭКМ контрольного клапана: открытие - 149 кгс/см2;
закрытие - 140 кгс/см2.
16.4.9. После проверки срабатывания ИПУ от электрической схемы установить все ключи управления в положение “ Автомат “.
16.4.10. После проверки ИПУ начальник смены должен сделать соответствующую запись в журнале эксплуатации и ремонта ИПУ и в оперативном журнале.
Примечание: Регулировка ИПУ производится в присутствии НСКЦ и мастера ЦТАИ, а после монтажа - в присутствии шеф-инженера по монтажу котла.
16.5 Условия эксплуатации ИПУ :
16.5.1. Машинист котла или обходчик должен не реже одного раза в смену производить осмотр элементов ИПУ.
При этом необходимо следить за тем чтобы: :
а) демпферные камеры ГПК постоянно были заполнены водой;
проверка наличия воды в демпферных камерах и заливка ее производится перед пуском котла и перед опробованием ИПУ;
б) импульсный клапан не пропускал пар в поршневую камеру ГПК, для контроля выполнен дренаж, который должен быть открыт ;
2) запорные вентили Ду-10мм , установленные перед ЭКМ , в процессе эксплуатации были полностью открыты , маховики сняты а шпиндели опломбированы ;
г) показания двух электроконтактных манометров, используемых для одних и тех же клапанов на работающем котле , не различались больше чем на одно деление шкалы. В противном случае электроконтактный манометр должен быть проверен персоналом цеха ТАИ.
16.5.2. Чтобы была возможность замены ЭКМ, необходимо выполнить следующие мероприятия :
- снять пломбу со шпинделя, надеть маховик и закрыть запорный вентиль Ду-10мм на импульсной линии ;
- демонтировать неисправный электроконтактный манометр, установить новый и проверить показания шкалы по одному из работающих;
- открыть вентиль, снять маховик и опломбировать шпиндель.
16.5.3. Систематически ( в период останова котла ) следует производить зачистку и натирку сухим графитом якоря электромагнита и проверить его ход. Если электромагнит не срабатывает , то для выяснения причин неисправности необходимо проверить:
- достаточно ли туго затянуты контактные зажимы ;
- нет ли заеданий в тормозной системе;
- не упало ли напряжение ниже 70 % номинальной величины.
Последняя из указанных причин может быть легко обнаружена уменьшением величины тормозного груза или перемещением его вдоль тормозного рычага. Если электромагнит , будучи включен , поднимает уменьшенный груз , то причиной можно считать низкое напряжение.
Если при указанной проверке установить не удается, то необходимо:
- проверить сопротивление , изоляции ( не пробита ли изоляция обмотки ) ;
- проверить , нет ли обрыва провода в катушке.
Если установлено, что катушка повреждена, ее следует вынуть из корпуса и сдать в ремонт.
16.6 Периодичность проверки импульсно-предохранительных клапанов :
16.6.1. Проверка исправности действий ГПК свежего пара и пара пароперегревателя продувкой должны производиться :
а) При остановке котла в плановый ремонт ;
б) При включении котла в работу, если производился ремонт ГПК или были установлены новые клапан ;
в) В период эксплуатации не реже одного раза в течении 2000 часов.
г) В период эксплуатации котла не реже 1 раза в 6 месяцев.
16.6.2. Проверка клапанов свежего пара должна производиться дистанционно со щита управления клапанами.
16.6.3. Проверка ИПУ производиться НСКТЦ в присутствии мастера ремонтной организации, осуществляющей ремонт клапанов цеха.
После проверки ИПУ начальник смены делает запись в “Журнале эксплуатации и ремонта предохранительных клапанов цеха” и оперативном журнале.
Требования безопасности.
16.7.1. Запрещается эксплуатация ИПУ при отсутствии документации : заводской паспорт, сборочный чертеж, техническое описание и инструкция по эксплуатации.
16.7.2. Запрещается эксплуатация клапанов ИПУ при давлении и температуре выше указанной в технической документации на клапаны.
16.7.3. Запрещается эксплуатация и испытания ГПК при отсутствии отводящих труб, предохраняющих персонал от ожогов при срабатывании клапанов.
16.7.4. Импульсные клапаны должны располагаться таким образом, чтобы при настройке и опробовании исключалась возможность получения обслуживающим персоналом ожогов.
16.7.5. Не допускается устранение дефектов клапанов при наличии давления в объектах, на которых они установлены.
16.7.7. При ремонте клапанов запрещается пользоваться гаечными ключами, размер зева которых не соответствует размеру крепежных деталей.
16.7.8. Все виды работ по ремонту и техническому обслуживанию клапанов должны производиться при соблюдении правил пожарной безопасности.
II. РВП 5400