Природа науки и ее статус. Особенности научного познания. Наука в системе культуры.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме существует и за ее пределами. Каждой форме общественного сознания соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Вненаучное знание – не фикция, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами и эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства.
Формы вненаучного знания:
- паранаучное – несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, включает в себя знания или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
- лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;
- квазинаучное – ищет себе сторонников через насилие и принуждение, расцветает в условиях строго иерархированной науки;
- антинаучное – утопичное и сознательное искажающее представления о действительности;
- псевдонаучное – интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий.
Обыденно-практическое знание, на основе опыта повседневной жизни, не имеющее системного характера, не требующее доказательств, бесписьменное.
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях: как форма социокультурной деятельности, как система или совокупность дисциплинарных знаний, как социальный институт. 1. Как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия решений, выбора, преследования своих интересов, признания ответственности. 2. Как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, наука пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Главная цель науки – истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки. 3. Институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие как формы общественного сознания. Как социальный институт, связанный с производством научно-теоретического знания, наука представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. В 20 в. наука – профессия. Т.о. наука предстает: как институт, метод, накопление традиций знаний, фактор развития производства, наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.
Определение: наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.
В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социокультурном контексте, тяготе к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что границы сегодняшнего понимания науки расширяются до границ культуры.
Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала – субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и личной ответственности, морального выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном коллективе и сообществе.
Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Возможно совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. В конце 20 в. – ученых более 5 млн человек, около ё15 тыс. дисциплин, несколько сот тысяч научных журналов. Наука как производительная сила, наука как социальная сила.
Особенности научного познания, критерии научности:
1. Основная задача науки – обнаружение и постижение объективных законов действительности – ориентация на общие свойства предмета, выраженные в форме абстракции, углубление сущность изучаемых предметов.
2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
3. Существенным признаком научного знания является его системность. Т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основе определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Описание, обобщение – теория.
4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Изучение объектов в ней всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. По своей сущности наука рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональный компонент.
5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, характерная черта науки – объективность, при активность субъекта.
6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез и др. идеальных форм, закрепленных в языке. Выработка специализированного языка науки – важнейшее условие успешной работы.
7. В процессе научного познания применяются специфические материальные средства – приборы, инструменты, научное оборудование. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами.
8. Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание науки – доказательное знание. Это не умаляет значения догадок и гипотез.
9. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.
А также: формальная непротиворечивость знания, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.
В структуре всякого научного знания, кроме того, существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные представления; психологические стереотипы, интересы и потребности; интеллектуальные и сенсорные навыки, не подающиеся вербализации и рефлексии; определенные противоречия и парадоксы; личные пристрастия и заблуждения.