Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я разработала специальное пособие, используя прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Например, учим с детьми стихотворение про весну А. Н. Плещеева:
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.
Я изображаю травку — , солнышко — ,
л асточку — , домик — .
Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.
Попробуйте сами, и вы увидите результат!
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.
Я сосульку не сосу...
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко —
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет.
А. Горбунова
Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, закричала:
— Ква-ква-ква!
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
А. Саконская
Литература
1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
3. Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
4. Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.
5. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
6. Логинова В. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: «Акцент», 1997.
7. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.
8. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
9. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
10. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
11. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
12. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
13. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
14. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.