Использование приемов мнемотехники

1. Предлагаемые десять принципов по формированию сло­весно-логической памяти рассчитаны на применение в течение всех десяти лет в школе.

2. На каждом этапе обучения: младшие, средние или стар­шие классы - некоторым принципам уделяется большее внимание, чем остальным, о чем будет сказано при описании принципов.

3. Предлагаемые упражнения для каждого принципа являются условными, чтобы учитель понял принцип построения упраж­нений и перенес их на свой предмет.

4. Поскольку внимание и память функционируют совместно и деление их довольно условно, мы приводим рекомендации по активизации памяти на уроке.

Принципы мнемотехники

1.Принцип рационального восприятия информации

1.1. Ясно ичетко сформулировать познавательные цели, выбрать существенную информацию:

- работая с учениками, в начале деятельности следует точно сформулировать цель - а зачем нам надо это запоминать? Что мы достигнем путем восприятия информации.

1.2. Воздействовать на ученика мультисенсорно, использовать для запоминания все анализаторы, в первую очередь доми­нирующий у ученика /зрение, слух, моторику и т. п./

1.3. Необходимо связать новую информацию с прежними знаниями, полезно поразмышлять о том, что ученик уже знает, что может узнать, как помочь улучшению запоминания новой ин­формации.

Упражнения /по Ф.Лезеру/

- обратиться к области знаний, которую будете изучать на уроке сформулируйте точно и однозначно цель, к которой вам надо стремиться, запишите ее. Теперь возьмите учебник или иной источник информации, и найдите в нем существенную информацию, отвечающую на ваш вопрос, позволяющую достигнуть цель;

- для определения ведущего анализатора возьмите текст, прочитайте его вслух, ходя взад-вперед, найдите интонацию текста, представьте образы. Затем проагализируйте,какая часть информации запомнилась лучше: при слуховом, зрительном восприятии, при ходьбе, создании образов и т.д.

- возбуждение интереса к информации наиболее ответс­твенный этап в запоминании. Постарайтесь использовать следу­ющие приемы:

Какое значение имеет информация для вашей учебы?

Почему она вас заинтересовала?

Что вам уже известно об этой информации?

Как она связана с вашими знаниями?

Каким образом она может быть полезной в вашей учебе?

2. Принцип концентрации внимания.

1.1 Развивать внимание к существенной информации:

- изучая новую тему предмета, ученик должен постараться выделить в нем все новое для себя, признаки, черты, связи, свойства;

- стараться концентрировать внимание только на изучае­мом материале.

1.2. Не закреплять несущественную информацию:

- за время занятий ученик порой воспринимает не только существенную информацию, но и несущественную; приучить такую информацию не закреплять в памяти.

1.3. Отбрасывать несущественную информацию:

- ненужную информацию нужно в течение 20 секунд вытес­нить из сознания, путем переключения на новый вид деятель­ности.

36. Приемы привлечения и удержания внимания на уроке (по В.В. Петрусинскому):

- голосовая и эмоциональная модуляция: изменение инто­нации тембра, высоты, громкости голоса;

- модуляция темпа речи:выдерживания паузы,изменение

темпа от нарочито медленной речи до скороговорки, резкое из­менение скорости речи;

- прерывание речи, использование антиципации (догадки): прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудито­рии с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателя поощряет­ся словесно, либо отметкой (баллами);

- "провалы памяти" (якобы забывание достаточно очевид­ных для аудитории элементов сообщения, с просьбой помочь вспомнить, поощрение при этом активных учеников);

- жестикуляция: сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ла­дони открыты, жесты широкие и свободные;

- риторические вопросы: повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам учитель;

- контрольные вопросы: задается вопрос на только что изложенный материал с требованием исчерпывающего ответа, по­ощрение активных учеников;

- наводящие вопросы: в случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения;

- вопрос предположение, смысловая антиципация, выводы: на основании изложенного, задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу;

- уточняющие вопросы, встречные вопросы: ученику пред­лагается после каждого смыслового сообщения задавать услож­няющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется.

- свободное конспектирование, пересказ: работая в стар­ших классах, приучать учащихся к короткому конспектирова­нию,составляя по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль можно производить в виде поочередного пересказа те­мы с использованием личного конспекта;

- активное слушание, конвейер: учитель начинает чтение материала затем передает учебник из студентов, учеников, ко­торый продолжает чтение, затем учебник передается другому ученику и т.д.

- активное закрепление: учитель начинает пересказ мате­риала,затем предает эстафету /хлопок ладонями или др./ одному из учеников, тот, после короткого пересказа, другому ученику и т.д.;

- активный контроль: преподаватель задает вопрос учени­ку, тот отвечает и задает вопрос другому ученику- по цепоч­ке, кто отвечает верно набирает баллы;

- тренировка слуховой памяти: учитель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от ученика повторить пос­леднее предложение без искажений;

- экстрараздражители: неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание, главное условие внезапность /уронить книгу,хлопнуть дверью и т.д./

3. Принцип мысленного воспроизведения зрительных образов

3.1. Конкретный образ помогает памяти перейти от абс­трактной идеи в конкретную форму, облегчает запоминание.

3.2. Чем специфичнее для жизненного опыта ученика об­раз, тем он лучше и эмоциональнеее окрашивается и затем воспроизводится более успешно. Необходимо связать образ с прошлым опытом ученика.

3.3. Включить образ в структуру учебного материала, мотивируя его значимость.

Следующие упражнения по выработке навыка создания обра­за взяты из книги Д. Лапп:

- попробуйте зрительно представить в уме смысл слов или фраз: спящий младенец; белочка, грызущая орех; наводнение; тайна, ненависть, любовь;

- закрыть глаза и, сосредоточившись, представить себе картину: лев, наподающий на антилопу; собака, виляющая хвос­том; молния в темноте;

- мысленное изменение ракурса объекта: вообразить ка­кой-либо предмет сада и мысленно его рассмотреть со всех сторон.

4. Принцип пробуждения чувств (анализаторов)

4.1. Необходимо помнить, что если нечего записать в па­мять, то и нечего вспомнить. Поэтому не стоит говорить, что у ученика плохая память, наверное учитель не наполняет эмо­циями и чувствами информацию для запоминания.

4.2. Сознательно использовать не один анализатор, а в комплексе с ведущим анализатором, поскольку наилучший резуль­тат запоминания дает сочетание всех видов чувственного восп­риятия.

Упражнение по Д. Лапп:

- читая каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки и т. п.: бумага, шерсть, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, сон, шелк, палка, платок, фильм, слеза, автобус, блин, ботинок, доктор.

5. Запечатление.

5.1. Необходимо правильно устанавливать смысловые связи между новой информацией и нашими знаниями.

5.2. Умение устанавливать ассоциативные связи образует­ся наиболее легко у учащихся. Образование ассоциативных свя­зей часто выражается в том, что новая информация мысленно связывается с уже имеющимися представлениями.

5.3. Структурная связь - используется этот прием в тех случаях, когда образование ассоциаций затруднено, асмысловую связь нелегко запомнить. Существует несколько видов струк­турных связей:

а) алфавитный порядок: информацию распологают в порядке букв алфавита;

б) группировка: информация упорядочивается согласным определенным признакам /например, отнесенности определенному виду знаний/;

в) ранжирование: информация упорядочивается согласно

определенным признакам;

г) ритмизация: информация связывается с некоторым рит­мом / прием хорошо помогает при запоминании цифр/.

Успешность кратковременной памяти увеличивается при использовании структурных связей и ассоциаций, а долговремен­ной памяти - через смысловые связи. Для того, чтобы память была более динамична, следует использовать смысловые связи в первую очередь, соединяя их с ассоциациями и структуировани­ем.

Упражнения (по Д. Лапп):

- попробуйте перегруппировать приведенные слова так, чтобы облегчить их запоминание. Придумайте историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представьте себе ход событий: панджа, тележка, пчела, лютик, маргаритки, воздух, фужер, кот, солнце, вода;

- записать все ассоциации, которые придут на ум при чтении следующих слов: верблюд, Мадрид, солнечный, ноготь, стакан, осленок;

- найти конкретные зрительные образы для каждого слова: зима, бедность, жара, свобода, справедливость, время, обида;

- найти ассоциации, которые бы связали между собой че­тыре слова: книга - цветок - сосиска - мыло; стул - свеча - скользящий - мать; лампа - мусор - понедельник - футбол.

Упражнения на создание образа при чтении.

Взять любой художественный или научный текст. Предста­вить себе, что ваш мозг - кинокамера, снимающая в виде обра­зов. Запомните текст книги используя следующие рекомендации:

- воплощайте текст в мысленные образы по мере его проч­тения;

- обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их сцепление;

- организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов;

- прокомментируйте возникающие при чтении образы и воп­лощенные в них идеи.

6. Принцип повторения

6.1. Непосредственное восприятие информации в течение 20 сек. Следить за тем, чтобы воспринятая информация, кото­рая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу пос­ле восприятия в течение времени, большего 20 сек.

6.2. Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше.

6.3. Промежутки времени между повторениями необходимо увеличивать:

1 день - 1 запоминание, 2 день - 1 повторение, 3 день - пропуск, 4 день - повторение, 5 и 6 день пропуски, 7 день повторение.

6.4. Заучивать надо несколько больше достаточного уров­ня.

6.5. При возможности материал следует заучивать цели­ком, если объем усваиваемой информации не слишком велик.

7. Метод улавливания основных идей.

Чтобы чтение было эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? и Как? Этот метод идеально подходит для чтения газетных ста­тей.

8. Метод ОЧОГ.

Аббревиатура ОЧОГ:

О - ориентировка. Прочитать текст с целью понять его главные мысли. Если надо - подчеркнуть их, выписать, повто­рить в памяти.

Ч - чтение. Прочитать текст еще раз очень внимательно и постараться выделить второстепенные детали. Установить связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторить в па­мяти главные мысли и их связи с второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотреть текст. Проверить правиль-

но ли вы связали главные мысли с соответствующими второсте­пенными деталями. Поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно пересказать текст, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а коли­чество мысленных повторений - побольше.

9. Забывание,как позновательный процесс.

Забывание - это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения зау­ченного материала. В обучении процесс забывания несет поло­жительный момент если использовать следующие принципы.

9.1. Что надо и что не надо забывать! Следует научить детей разделять информацию, которую следует забывать, и ин­формацию, которую забывать нельзя. Не должна забываться / то есть, должна повторяться/ та информация, которая жизненно важна. Забыванию подлежит информация, которая важна , но не используется постоянно.

9.2. Чтобы правильно забыть , надо правильно запечат­леть /заучить/ и повторить. Используйте в этом случае метод ОЧОГ.

9.3. Активное забывание - оттеснение информации. После того, как информация заучена, повторена, осуществлен выбор словесной опоры для информации, эту информацию следует ак­тивно оттеснить. Оттеснение информации происходит через но­вый вид деятельности, или же вводом новой информации.

10. Основные принципы припоминания забытой информации.

10.1. Припоминание начинается с опоры. Словесная опора связана со всей припоминаемой информацией в целом. Вид опоры /смысловая, ассоциативная, структурная/ служит указателем того, где и как можно найти припоминаемую информацию.

10.2. Определяется существенная область знаний. Просле­живается связь словесной опоры с областью знания.

10.3. Опора стимулирует способность к припоминанию. По "подсказке" словесной опоры исследуется существенная область знаний и вспоминается информация, затем она воспроизводится.

Рекомендации по использованию принципов запоминания на различных возрастных уровнях:

- учить ставить цель в изучении информации необходимо сознательно начиная с первого класса;

- концентрации внимания особенно трудно добиться в на­чальном звене, а также с детьми, страдающими невротическими заболеваниями или психоорганическим синдромом. В этом случае необходима многолетняя кропотливая работа, как учителя, так и родителей с ребенком по воспитанию у него концентрации вни­мания;

- мысленное воспроизведение образов можно начинать с дошкольного образа, используя простые упражнения, затем ус­ложняя с возрастом;

- тренировка анализаторов ребенка осуществляется целе­направленно с дошкольного возраста;

- ассоциации и смысловые связи следует начинать отраба­тывать с дошкольного возраста, структурные связи /элементар­ные приемы/ с дошкольного возраста, но усложнение - в стар­шем звене обучения;

- повторение - начинать в дошкольном возрасте в виде игры, в младших классах - ввести в систему обучения;

- метод улавливания основных идей - наиболее активно можно начинать использовать прием, начиная с 6-7 класса;

- метод ОЧОГ - наиболее эффективен в старших классах;

- забывание - хорошо комбинирует с методом ОЧОГ;

- припоминание - использование подсказок со стороны учителя в младших классах и личное употребление этого приема для себя при переходе в старшие классы.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Данное пособие исходит из положения о том, что высшей целью и смыслом современного образования является обеспечение свободы ребенка в настоящем и подготовка его для свободной жизни в будущем на основе сформированной у него способности к осознанному выбору собственных жизненных перспектив.

Школа как социально-педагогическая система в настоящее время не является (и в ближайшем будущем вряд ли станет) идеальной организацией для свободного саморазвития ученика, поскольку обучение относится к зоне актуальной необходимости, определяемой государственными нормативными актами. Тем не менее, внутри этих изначально заданных рамок могут и должны осуществляться меры по обеспечению «психологической свободы» для учащихся. Одной из важнейших среди этих мер является реализация направленности школьного обучения на формирование мотивационно-потребностной сферы ученика, предполагающая постановку перед школой задачи не только «научить» и «научить учиться», но и «научить хотеть учиться» той или иной дисциплине.

Вполне очевидно, что данное пособие ни в коей мере не может претендовать на исчерпывающее решение (или даже простое описание) проблемы формирования учебной мотивации школьников. В частности, за его рамками оказался целый цикл психолого-педагогических проблем, среди которых можно указать:

- развитие средств «мотивационного мониторинга» используемых в учебной практике современных педагогических технологий развивающей направленности;

- разработка критериального аппарата для оценки «мотивационной емкости» создаваемых учебников и учебных пособий;

- исследование влияния на отношение школьников к учебной деятельности активно внедряемого в школьную практику компьютерного обеспечения учебного процесса;

- актуализация межпредметных связей как средство совершенствования учебной мотивации;

- подготовка учителя к работе по формированию мотивации учения в школе.

Авторы пособия надеются, что его содержание станет одним из «катализаторов», которые позволят в ближайшем будущем разрешить и эти, и многие другие проблемы в русле рассматриваемого научного направления.

Приложение. Методы исследования мотивации и некоторых ее коррелятов

Наши рекомендации