Особенности обучения тактике айкидо
Айкидо относится к группе видов спорта, в которых успех в значительной степени зависит от тактической подготовки, тактического мышления спортсмена, его способности реализовать свой тактический замысел. Таким образом, техническую и физическую подготовку спортсмена в данном виде спорта необходимо проводить в неразрывном единстве с тактической. Причем на начальных этапах подготовки роль тактической подготовленности спортсмена невелика, а на этапе высшего спортивного мастерства, когда по другим видам подготовленности спортсмены практически не различаются, она приобретает решающее значение. Изучение опыта и мнения тренеров и Айкидо высокой квалификации показало, что в учебно-тренировочных занятиях практически не уделяется внимания тактической подготовке.
На занятиях айкидо обучение тактике строиться на участии в «рандори» учебных поединках, в которых заранее оговорено кто из участников является нападающим, а кто проводит защитные действия, также может быть заранее задан вид атаки, однако момент ее нанесения всегда разный, также может меняться количество нападающих. Проводя по возможности больше рандори, учитывая и систематизируя этот опыт спортсмен айкидоист на основе собственного опыта а также под руководством тренера способен сформировать подходящий для себя стиль рандори. Моделируя ситуацию, подбирая вес, возраст, квалификацию участников рандори возможно формировать уверенность спортсмена в своих навыках, обеспечивая успешную сдачу аттестационных испытаний.
Глава 3. Управление процессом подготовки спортсменов айкидоистов
Термин «управление» является одним из наиболее емких и обобщенных. Если говорить о подготовке спортсменов, то под управлением следует понимать знание истории и перспективы развития вида спорта, прогнозирование спортивных достижений, планирование тренировки, внетренировочной и соревновательной деятельности, участие спортсменов в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях, качественный и количественный контроль выполняемых тренировочных, внетренировочных, соревновательных программ и динамику состояния тренированности спортсмена, а также корректирование планов тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности.
Процесс управления включает в себя следующее:
1)выявление исходной информации о спортсменах, условиях, прежних выступлениях и т.п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях;
2)разработка комплексной программы тренировочной и соревновательной деятельности, других компонентов системы, обеспечивающих в целом «выход» на установленную цель;
3)установление системы контроля для получения информации о выполнении комплексной программы, сравнение полученных результатов с модельными уровнями;
4)анализ полученных данных и внесение корректив в процессе подготовки спортсменов.
На этой основе:
• устанавливаются (индивидуально, для определенных групп спортсменов и для команды в целом) исходные уровни физической, технико-тактической, теоретической, моральной, волевой, интеллектуальной подготовленности и систематизируются общие, групповые и индивидуальные недостатки;
• выявляются и систематизируются тенденции в развитии айкидо (общее, особенное, специфическое), определяется конечная цель тренировочного года, которая конкретизируется в задачах по видам подготовки;
• анализируется календарь мероприятий и намечаются аттестации, в которых должны принять участие отдельные спортсмены; с учетом этого комплектуется предполагаемый состав команды для участия в семинарах и фестивалях айкидо;
• выбирается вариант структуры тренировочного года с учетом количества семинаров, количества аттестационных и выездных дней, сборов, дней в пути, тренировочных дней, занятий и других параметров;
• намечаются сроки, объекты и технология контроля за динамикой тренировочного процесса и динамикой состояния тренированности спортсменов;
• составляется графический план тренировочного года;
• составляется общий план работы с командой, где предусматриваются организационная работа, материально-техническое обеспечение и др.