Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование
на примере Айкидо.
Реферат
Волгоград – 2016
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Цели, задачи, средства и методы подготовки спортсменов айкидоистов………………………………………………………………………5
1.1 Специфика проведения тренировок в айкидо…………………………..6
1.2 Соревновательная деятельность…………………………………………..8
Глава 2. Многолетняя подготовка спортсмена айкидоиста……………...10
2.1. Особенности многолетней подготовки айкидоиста на примере аттестационной программы Федерации Айкидо России…………………11
2.1.1. Особенности подготовки айкидоистов дошкольного и младшего школьного возраста (10-7 кю)………………………………………………...12
2.1.2 Особенности подготовки айкидоистов среднего школьного возраста (6-2 кю)…………………………………………………………………………...13
2.1.3 Особенности подготовки айкидоистов старшего возраста (1 кю-2 дан)……………………………………………………………………………….14
2.1.4 Особенности обучения тактике айкидо……………………………….14
Глава 3. Управление процессом подготовки спортсменов айкидоистов.15
Глава 4. Комплексный контроль в айкидо………………………………...17
4.1 Определение педагогических показателей……………………………...17
4.2 Определение социально-психологических показателей………………18
4.3 Определение медико биологических показателей……………………..19
Глава 5.Организация и проведение аттестационных экзаменов………...24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….27
Введение
Спортивная борьба как учебная дисциплина направлена не только на формирование профессионального мастерства тренеров, но и на теоретическую подготовку борцов. Накопление знаний в процессе изучения дисциплины «Спортивная борьба» существенно повышает качество теоретической подготовки борцов. Совершенствование же самой учебной дисциплины связано с историей высшего и среднего специального образования по физической культуре и спорту. Спортивная борьба представляет собой регламентированное правилами соревнований противоборство двух соперников с целью достижения победы. Как уже отмечалось, этот древнейший и весьма популярный вид спорта имеет не только демократическую, гуманистическую направленность, но и большое военно-прикладное значение.
По П.Ф.Лесгафту, «борьба — это упражнение с возрастающим напряжением, состоящее в проявлении сил в соответствии с проявлением их другим лицом, при умении стойко укреплять свое тело на определенной опоре и зорко наблюдать за действиями противника, по возможности предупреждая их».
В настоящее время одними из популярных видов спортивной борьбы являются восточные боевые искусства и, в частности, айкидо. Различные стили айкидо во многом уникальны и являются своеобразной системой самообороны, позволяющей научиться владеть телом, способной гармонично развивать физические качества и свойства личности спортсменов
В работе я опирался на положение о всестороннем и гармоничном развитии личности в процессе физкультурной деятельности, о рассмотрении соотношения биологического и социального, телесного и духовного в физической культуре, о взгляде на нее с позиций теории культуры, современного понимания сущности физических упражнений и их влияния на человека, об учете единства функционального, ценностного и деятельностного аспектов ее содержания. Такой подход к этой проблеме можно найти и в работах других авторов, которые свидетельствуют о том, что развитие физических качеств неотделимо от развития и личностных качеств. Методику тренировок айкидо описывают зарубежные и отечественные специалисты: Г. Сиода, К. Тохей, М. Саотоме, Р. Бранд, Е. Милковский, О. Рати, А. Вестбрук, В. Тадеев, В. Барановский и др. Данные авторы раскрывают философские и этические принципы, описывают основные приемы и их истоки, показывают, каким образом в физических движениях айкидо реализуются духовные принципы. Однако на основании литературных источников и практического очевидно, что система обучения специальным двигательным действиям, свойственным данному виду спорта, нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как традиционная методика не всегда подходит для обучения и нуждается в адаптации. Поэтому наряду с традиционной методикой необходимо применять интенсивные методы обучения.
Глава 1. Цели, задачи, средства и методы подготовки спортсменов айкидоистов.
Основной целью обучения айкидо является подготовка молодого спортсмена, достигнувшего высоких спортивных результатов и обладающего высокоморальными качествами, с активной жизненной позицией, патриота своей Родины. Эта общая цель в процессе обучения может конкретизироваться и иметь узкое направление: подготовка спортсмена-разрядника, а так же общественного лидера. В зависимости от возрастной группы поставленной конкретной цели и создается коллектив занимающихся, объединенных единым стремлением.
Цель обучения определяет сроки обучения, состав обучаемых, содержание, методы и формы обучения. Для достижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена решаются следующиезадачи:
- укрепление здоровья;
- развитие физических и волевых качеств;
- усвоение знаний по теории и методике преподавания айкидо как вида боевого искусства;
- овладение техническими и тактическими действиями в айкидо;
- совершенствование тренерских и педагогических навыков, методических знаний;
- умение направить учеников в процесс познания общества через изучение философии айкидо.
. Главными средствами подготовки являются физические упражнения, которые делятся на общеподготовительные и специально-подготовительные
Возможности подготовки спортсменов могут возрасти за счет научно-технического прогресса. Однако внедрение достижений науки в практику происходит довольно медленно.
Можно выделить четыре крупные группы нетрадиционных средств для решения задач.
1. Средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительная имитация, упражнения со срочной информацией и т.д.).
2. Средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма).
3. Средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей).
4. Средства комплексной подготовки борцов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток, соревнований).
Система методов тренировки, применяемых при подготовке борцов, — пятый компонент тренировочной деятельности. Каждый из этих методов дает ответ на вопрос: как надо применять то или иное тренировочное средство и как при этом учитывать возможности тренируемых?
Методы различаются по таким признакам, как направленность,нагрузочность и цикличность.
Формы организации тренировочной деятельности. Они различаются по типу организации (урочные, неурочные занятия), по направленности{общеподготовительные,специальноподготовительные, комбинированные), по содержанию учебного материала (теоретические, практические).