Кафедра теории и методики обучения физической культуре и безопасности жизнедеятельности
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра теории и методики обучения физической культуре и безопасности жизнедеятельности
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
на примере Айкидо.
Реферат
Волгоград – 2016
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Цели, задачи, средства и методы подготовки спортсменов айкидоистов………………………………………………………………………5
1.1 Специфика проведения тренировок в айкидо…………………………..6
1.2 Соревновательная деятельность…………………………………………..8
Глава 2. Многолетняя подготовка спортсмена айкидоиста……………...10
2.1. Особенности многолетней подготовки айкидоиста на примере аттестационной программы Федерации Айкидо России…………………11
2.1.1. Особенности подготовки айкидоистов дошкольного и младшего школьного возраста (10-7 кю)………………………………………………...12
2.1.2 Особенности подготовки айкидоистов среднего школьного возраста (6-2 кю)…………………………………………………………………………...13
2.1.3 Особенности подготовки айкидоистов старшего возраста (1 кю-2 дан)……………………………………………………………………………….14
2.1.4 Особенности обучения тактике айкидо……………………………….14
Глава 3. Управление процессом подготовки спортсменов айкидоистов.15
Глава 4. Комплексный контроль в айкидо………………………………...17
4.1 Определение педагогических показателей……………………………...17
4.2 Определение социально-психологических показателей………………18
4.3 Определение медико биологических показателей……………………..19
Глава 5.Организация и проведение аттестационных экзаменов………...24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….27
Введение
Спортивная борьба как учебная дисциплина направлена не только на формирование профессионального мастерства тренеров, но и на теоретическую подготовку борцов. Накопление знаний в процессе изучения дисциплины «Спортивная борьба» существенно повышает качество теоретической подготовки борцов. Совершенствование же самой учебной дисциплины связано с историей высшего и среднего специального образования по физической культуре и спорту. Спортивная борьба представляет собой регламентированное правилами соревнований противоборство двух соперников с целью достижения победы. Как уже отмечалось, этот древнейший и весьма популярный вид спорта имеет не только демократическую, гуманистическую направленность, но и большое военно-прикладное значение.
По П.Ф.Лесгафту, «борьба — это упражнение с возрастающим напряжением, состоящее в проявлении сил в соответствии с проявлением их другим лицом, при умении стойко укреплять свое тело на определенной опоре и зорко наблюдать за действиями противника, по возможности предупреждая их».
В настоящее время одними из популярных видов спортивной борьбы являются восточные боевые искусства и, в частности, айкидо. Различные стили айкидо во многом уникальны и являются своеобразной системой самообороны, позволяющей научиться владеть телом, способной гармонично развивать физические качества и свойства личности спортсменов
В работе я опирался на положение о всестороннем и гармоничном развитии личности в процессе физкультурной деятельности, о рассмотрении соотношения биологического и социального, телесного и духовного в физической культуре, о взгляде на нее с позиций теории культуры, современного понимания сущности физических упражнений и их влияния на человека, об учете единства функционального, ценностного и деятельностного аспектов ее содержания. Такой подход к этой проблеме можно найти и в работах других авторов, которые свидетельствуют о том, что развитие физических качеств неотделимо от развития и личностных качеств. Методику тренировок айкидо описывают зарубежные и отечественные специалисты: Г. Сиода, К. Тохей, М. Саотоме, Р. Бранд, Е. Милковский, О. Рати, А. Вестбрук, В. Тадеев, В. Барановский и др. Данные авторы раскрывают философские и этические принципы, описывают основные приемы и их истоки, показывают, каким образом в физических движениях айкидо реализуются духовные принципы. Однако на основании литературных источников и практического очевидно, что система обучения специальным двигательным действиям, свойственным данному виду спорта, нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как традиционная методика не всегда подходит для обучения и нуждается в адаптации. Поэтому наряду с традиционной методикой необходимо применять интенсивные методы обучения.
Глава 1. Цели, задачи, средства и методы подготовки спортсменов айкидоистов.
Основной целью обучения айкидо является подготовка молодого спортсмена, достигнувшего высоких спортивных результатов и обладающего высокоморальными качествами, с активной жизненной позицией, патриота своей Родины. Эта общая цель в процессе обучения может конкретизироваться и иметь узкое направление: подготовка спортсмена-разрядника, а так же общественного лидера. В зависимости от возрастной группы поставленной конкретной цели и создается коллектив занимающихся, объединенных единым стремлением.
Цель обучения определяет сроки обучения, состав обучаемых, содержание, методы и формы обучения. Для достижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена решаются следующиезадачи:
- укрепление здоровья;
- развитие физических и волевых качеств;
- усвоение знаний по теории и методике преподавания айкидо как вида боевого искусства;
- овладение техническими и тактическими действиями в айкидо;
- совершенствование тренерских и педагогических навыков, методических знаний;
- умение направить учеников в процесс познания общества через изучение философии айкидо.
. Главными средствами подготовки являются физические упражнения, которые делятся на общеподготовительные и специально-подготовительные
Возможности подготовки спортсменов могут возрасти за счет научно-технического прогресса. Однако внедрение достижений науки в практику происходит довольно медленно.
Можно выделить четыре крупные группы нетрадиционных средств для решения задач.
1. Средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительная имитация, упражнения со срочной информацией и т.д.).
2. Средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма).
3. Средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей).
4. Средства комплексной подготовки борцов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток, соревнований).
Система методов тренировки, применяемых при подготовке борцов, — пятый компонент тренировочной деятельности. Каждый из этих методов дает ответ на вопрос: как надо применять то или иное тренировочное средство и как при этом учитывать возможности тренируемых?
Методы различаются по таким признакам, как направленность,нагрузочность и цикличность.
Формы организации тренировочной деятельности. Они различаются по типу организации (урочные, неурочные занятия), по направленности{общеподготовительные,специальноподготовительные, комбинированные), по содержанию учебного материала (теоретические, практические).
Врачебный контроль
Врачебный контроль регулярно проводится среди айкидоистов, основными его задачами являются:
а) определение состояния здоровья и уровня функционального состояния айкидоистов;
б) систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической и функциональной подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий, и определение индивидуальных норм нагрузок.
Контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется врачом по месту занятий или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Углубленное медицинское обследование айкидоисты проходят 2 раза в год, в конце подготовительного и аттестационного периодов. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез, врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания, электрокардиографическое исследование, клинические анализы крови и мочи. Для определения физической работоспособности в условиях медицинского кабинета используются различные модели физических нагрузок. Наиболее распространено определение физической работоспособности по тесту PWC170, обследование у врачей-специалистов. В случае необходимости, по медицинским показателям, организуются дополнительные консультации у других специалистов. К занятиям айкидо допускаются спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе.
Заключение по результатам углубленного обследования содержит: оценку состояния здоровья и физического развития, биологический возраст и его соответствие паспортному, уровень функционального состояния, рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям и режиму.
Текущий контроль проводится по намеченному плану либо после того, как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенного заболевания, либо по заявке тренера-преподавателя. Цель этого контроля — выявить, как переносит испытуемый максимальные тренировочные нагрузки (одно тренировочное занятие, недельный цикл). Минимальный комплекс контрольных процедур включает измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления, электрокардиограммы и адаптации организма к дополнительной нагрузке.
Результаты текущего контроля определяются простыми методами для охвата наибольшего количества занимающихся. Проводятся наблюдения за внешним видом занимающихся, который дает представление о степени утомления; хронометраж занятий, изучение физиологической кривой нагрузки на тренировке, при необходимости — индивидуальные наблюдения за отдельными айкидоистами (подсчет ЧСС, измерение АД), могут исследоваться функциональные показатели. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы определяется по величине коэффициента экономичности кровообращения (КЭК). КЭК рассчитывается по формуле:
где АДс — показатель систолического артериального давления,
АДд — показатель диастолического артериального давления,
ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 мин.
Показатель КЭК в норме равен 2 300 условных единиц — зона полного восстановления; до 3 000 условных единиц — зона оптимального утомления; до 4 000 — критическая зона; свыше 4 000 условных единиц — опасная зона. Измерение этого показателя следует проводить в одно и то же время, например, утром, в дни после восстановления перед нагрузкой.
Врачебный контроль в спортивной деятельности имеет различные функции: медицинские осмотры спортсменов перед участием в аттестации, после перенесенной болезни или травмы, врачебно-педагогические наблюдения с использованием дополнительных нагрузок, спортивную ориентацию и отбор; санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок и аттестаций, контроль за питанием и использованием восстановительных средств и мероприятий и другие.
Результаты медицинских обследований заносятся в личные карточки, и на их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки; указывается воздействие проведенного занятия, соответствие нагрузки периоду подготовки; дается оценка уровня функциональных возможностей; вносится коррекция в планы тренировок.
Заключение
В последнее время большое внимание со стороны государства уделяется развитию спорта, особенно тем видам, которые наиболее разносторонне влияют физическое развитие школьников. Одним из таких видов является айкидо, которое получило большую популярность среди молодежи. Открывается большое количество секций, работающих по программе дополнительного образования, айкидо включается в комплексную (вариативный раздел) программу физической культуры школ. Это связано с тем, что в айкидо учебно-тренировочный процесс построен на на комплексное воспитание в традициях, принятых в боевых искусствах, основанных не только на высоких физических кондициях, но и воспитание морально-волевых качеств человека, включённых в учебно-тренировочный процесс. Поскольку формы обучения отличаются от общепринятых в нашей стране, то и подготовка тренерско-преподавательского состава имеет своих характерные особенности, хотя построена на основе базовой школьной системе дополнительного образования. При условии соблюдения правил и закономерностей физкультурно-спортивного совершенствования, занятия айкидо позволят укрепить здоровье и достичь высоких спортивных результатов.
Список Литературы
1.Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А. и др. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование
2.Адель Вестбрук, Оскар Ратти. Айкидо и динамическая сфера. Пер. с англ.— К.: «София», 1997.
3.Джон Стивенс. Три мастера Будо. К.: «София», 1997.
4.Василий Борисович Шестаков. Дзюдо 2004г. М.
5.Коичи Тохэй. Принципы Ки. Токио – 1965г. Пер. с японск.(Статья)
6.Пархомович Г.П. Основы Классического дзюдо.
Приложения
1.Аттестационная программа Федерации Айкидо России
2. Положение о соревнованиях «Открытый турнир по Айкидо Ёсинкан на призы Центра Айкидо Ёсинкан Санкт-Петербурга»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра теории и методики обучения физической культуре и безопасности жизнедеятельности