Института инженерных систем и энергетики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИК СТУДЕНТАМИ I–IV КУРСОВ
ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ И ЭНЕРГЕТИКИ
Направление подготовки 35.03.06 «Агроинженерия»
Профиль «Электрооборудование и электротехнологии в АПК»
Красноярск 2017
Рецензент
Г.С. Тимофеев – канд. техн. наук, начальник службы электрических режимов ПО ЦУС филиала ПАО «МРСК Сибири» –
«Красноярскэнерго»
А.В. Бастрон
Т.Н. Бастрон
А.А. Василенко
А.В. Исаев
М.В. Самойлов
Бастрон, А.В.
Методические указания по прохождению практик студентами I–IV курсов Института инженерных систем и энергетики /
А.В. Бастрон, Т.Н. Бастрон, А.А. Василенко [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун -т. – Красноярск, 2017. – 52 с.
Даны методические указания для прохождения учебных и производственных практик: виды, способы и формы проведения; заключение договоров с предприятиями; оформление результатов практики, формы отчетности; аттестация по итогам практики и др.
Предназначено для студентов I–IV курсов ИИСиЭ Красноярского ГАУ очного и заочного обучения по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» и профилю подготовки «Электрооборудование и электротехнологии в АПК».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Красноярского государственного аграрного университета
© Коллектив авторов, 2017
© ФГБОУ ВО «Красноярский государственный
аграрный университет», 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………. | |
1. Виды практик и их организация………………………………. | |
1.1. Виды, способы и формы проведения практик……………. | |
1.2. Заключение договоров с предприятиями…………………. | |
1.3. Организация проведения практик…………………………. | |
1.4. Оформление результатов практики. Формы отчетности…. | |
1.5. Аттестация по итогам практики…………………………… | |
2. Содержание практик…………………………………………… | |
2.1. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков……………………………………… | |
2.2. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в научно-исследовательской деятельности……………………………………………………….... | |
2.3. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности………… | |
2.4. Научно-исследовательская работа…………………………. | |
2.5. Производственная технологическая практика…………….. | |
2.6. Производственная преддипломная практика………………. | |
Литература…………………………………………………………. | |
Приложение А……………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Практика является важнейшей частью учебного процесса и имеет своей задачей сочетание теории с практикой, проверку и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков работы по получаемому направлению подготовки.
Объемы практик определяются федеральным государственным стандартом по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия», утвержденным приказом № 1172 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 г. и основной профессиональной образовательной программой по профилю подготовки «Электрооборудование и электротехнологии в АПК»
На практике будущие специалисты получают первый опыт работы по избранному направлению подготовки, поэтому программа практического обучения студентов охватывает все основные стороны их будущей практической деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
ВИДЫ ПРАКТИК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
Заключение договоров с предприятиями
Практику студенты Института инженерных систем и энергетики (ИИСиЭ) проходят на передовых предприятиях агропромышленного комплекса Красноярского края, республик Хакасия и Тыва, в студенческих строительных отрядах и др.
Университет заблаговременно заключает с предприятиями долгосрочные договора.
Базовыми предприятиями для прохождения практик являются:
1. ПАО «МРСК-Сибири» – «Красноярскэнерго», г. Красноярск;
2. ЗАО «Минусинские городские электрические сети», Красноярский край, Минусинский р-н;
3. ОАО «Красноярскнефтепродукт», г. Красноярск;
4. ОАО «Тываэнерго» и др., г. Кызыл;
5. ООО «Минусинская СПМК “Ремсельбурвод”», Красноярский край, Минусинский р-н;
6. ООО «Сибирская губерния», Красноярский край, Березов-ский р-н;
7. ООО «Мана», Красноярский край, Абанский район, п. Абан;
8. ООО «Свет», Красноярский край, Саянский район, с. Куликишково;
9. ООО «Электросантехсервис», Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино;
10. Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – «МЭС Сибири», г. Красноярск;
11. ООО «Обслуживание коммунального комплекса», Красноярский край, Большемуртинский район, п.г.т. Большая Мурта;
12. ООО «Курагинский тепловодоканал», Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино;
13. ЗАО «Ильинское», Красноярский край, Ужурский район,
с. Ильинка.
Кроме названных предприятий практики можно пройти по индивидуальному договору (в трех экземплярах), который подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью и представляется обучающимся руководителю практики от университета за три месяца до ее начала. Типовая форма индивидуального договора представлена на сайте Красноярского ГАУ (http://www.kgau.ru/ new/student/27/content/d2.pdf).
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.
Если самостоятельный поиск места практики не дал результатов, студенты могут обратиться за содействием к руководителю практики от университета, в директорат или центр практического обучения и трудоустройства университета.
Оформление результатов практики. Формы отчетности
По окончании практики студент представляет руководителю практики следующие документы, подтверждающие прохождение практики:
ü копия договора с предприятием или организацией на прохождение практики;
ü дневник прохождения практики;
ü отчет о практике для производственных практик.
Порядок ведения дневника практики. Дневник выполнения практики состоит из титульного листа установленного образца, где указываются основные сведения о студенте и месте прохождения практики, непосредственно дневника практики, выполненного в виде календарной таблицы с указанием содержания разделов производственной практики и перечня выполняемых работ, и характеристики студента-практиканта.
Методические рекомендации по составлению и требования к оформлению отчета по производственной практике
По результатам выполнения производственной практики студент оформляет дневник практики и пишет отчет.
Оформление печатного варианта результатов практики должно соответствовать следующим требованиям:
– параметры страниц: поля – верхнее и нижнее – 15 мм,
левое – 25 мм, правое – 10 мм, переплет – 0;
– форматирование текста: текст отчета по производственной практике должен быть оформлен в редакторе Microsoft Word, на листах формата А4, шрифт – Times New Roman, кириллица, язык – русский, начертание – обычный шрифт, цвет шрифта – черный, размер шрифта – 14 (для таблиц – 12); межстрочный интервал – 1,5 (для таблиц и заголовков – 1,0); абзацный отступ – 12,5 мм; нумерация страниц – сквозная, номера страниц – внизу, в центре; номера страниц на титульном листе и листах задания на практику не проставляются.
В отчете по выполнению производственной практики студент указывает сроки и место прохождения практики, перечисляет и кратко характеризует основные этапы производственной практики, приводит описание используемых технологий и дает оценку полученных результатов.
К отчету могут прилагаться рисунки, фотографии, эскизы и чертежи оборудования, нормы и правила, техническая документация и паспорта на оборудование, должностные обязанности персонала, сведения, полученные на рабочем месте, результаты испытаний, в которых студент принимал участие, осциллограммы, описание инструмента и приспособлений, сведения и личные наблюдения за производственным процессом в подразделениях предприятия, полученные на учебных занятиях и экскурсиях, а также список использованной литературы.
Отчет по производственной практике должен быть объемом 20– 30 листов. Образец оформления титульного листа отчета по производственной практике представлен в приложении А.
Разделы (этапы) производственной практики:
1) организационный этап (организация производственной практики, в том числе заключение договора установленного образца с предприятием или организацией на прохождение практики);
2) подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, изучение научной и специальной литературы, нормативной, правовой и технической документации;
3) производственный этап, включающий изучение деятельности предприятия, учреждения, лаборатории или иного объекта, на котором проводится производственная практика;
4) исполнительский этап (выполнение производственных, конструкторских или исследовательских заданий, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и другие виды работ, выполняемые студентом самостоятельно)
5) заключительный этап, включающий обработку и анализ полученной информации, заполнение дневника и подготовку отчета по производственной практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК
Уметь
– работать в коллективе для достижения общей поставленной задачи;
– обеспечивать выполнение правил техники безопасности производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы при выполнении электрослесарных работ;
– выбирать необходимый конструкционный материал, производить его оценку и методы испытания;
– выбирать рациональный способ, оборудование и режим обработки конструкционных материалов;
– производить соответствующую обработку конструкционных материалов;
Владеть
– методами обработки металлов, проводниковых и электроизоляционных материалов.
Содержание практики
В процессе практики студенты должны научиться производить измерения при слесарных работах, приобрести навыки плоскостной разметки, рубки, правки и гибки листового материала и труб. Освоить способы обработки электроизоляционных и металлических материалов: сверление, резка, опиливание плоских и криволинейных поверхностей, нарезание резьбы, зенковка, шабрение, шлифование и др. Научиться производить работы по чертежам и эскизам. Особое внимание следует уделить сборке разъемных и неразъемных соединений: очистке, травлению и лужению изделий; применению припоев и флюсов; пайке металлов и проводов.
В процессе практики студенты должны изучить следующие технологические процессы, оборудование и материалы:
– паяльники, паяльные лампы, припои мягкие и твердые, флюсы;
– электродуговая сварка металлов,сварочный пост, рабочее место и организация труда сварщика;
– оборудование дляэлектродуговой сваркипостоянным и переменным током;
– выбор электродов длясваркимонометаллов исплавов, выборрежимов электродуговой сварки;
– виды сварных швов и соединений и сварка проводов;
– разделка одножильных, многожильных проводов и кабелей.
Индивидуальные задания
1. Допуски и посадки, точность и качество обработки деталей электротехнического оборудования.
2. Методы измерения и правила пользования измерительным инструментом. Способы разметки: по чертежам,по шаблонам.
3. Приемы рубки металла на наковальне, плите, в тисках.
4. Характеристика инструмента и приспособлений для гибки и правки листового и полосового металлов, труб и металлов сложного профиля.
5. Приемы работы при гибке и правке металлов.
6. Характеристика инструмента для резки металлов. Приемы работы при резке металлов ручными и механическими ножницами, а также фрезами.
7. Характеристика инструмента для опиливания металла. Классификация напильников и их выбор.
8. Особенности опиливания, сверления отверстий, зенкования и развертывания заготовок из цветных металлов.
9. Характеристика инструмента для сверления отверстий, зенкования и развертывания.
10. Приемы работы и правила заточки инструментов для сверления отверстий, зенкования и развертывания.
11. Выбор сверл под резьбу и диаметра прутка для нарезания резьбы плашками и лерками.
12. Приемы и особенности нарезания резьб при работе с цветным металлом.
13. Характеристикаинструментов, припоев и флюсов для пайки металлови проводов.
14. Приемы работы при пайке металлов и проводов.
15. Рабочее место и организация труда электросварщика.
16. Характеристика оборудования для электродуговой сварки постоянным и переменным током.
17. Технология сварки монометаллов и сплавов.
18. Выбор режимов электродуговой сварки.
19. Виды сварных швов и соединений.
20. Техника электродуговой сварки и пороки сварных швов.
21. Технология сваривания медных проводов и шин.
22. Технология сваривания алюминиевых проводов и шин.
23. Устройство и работа ацетиленового агрегата, редуктора, кислородного баллона, газовой горелки и резака.
24. Приспособления и материалы для газовой сварки.
25. Режимы газовой сварки и их выбор.
26. Подготовка поста газовой сварки к работе.
27. Твердые электроизоляционные материалы. Бумага, картон, фибра (характеристики).
28. Марка, расшифровка и характеристика применяемых кабелей с медными токопроводящими жилами. Свойства меди. Сплавы на основе меди.
29. Марка, расшифровка и характеристика применяемых кабелей с алюминиевыми токопроводящими жилами. Свойства алюминия. Сплавы на основе алюминия.
30. Материалы, используемые в контактных соединениях пусковой аппаратуры (реле, магнитный пускатель, автоматический выключатель и др.).
31. Монтажные провода. Марка, расшифровка и характеристика.
32. Жидкие электроизоляционные материалы, применяемые в распределительных и коммутационных аппаратах. Их характеристики и свойства.
33. Марка, расшифровка и характеристика проводов, применяемых для изготовления обмоток электрооборудования (электродвигатели, трансформаторы, катушки реле и т. д.).
34. Кабельная продукция, применяемая в сельскохозяйственном производстве. Специфика и область применения.
35. Материалы высокого удельного сопротивления. Технические характеристики, область применения.
36. Электрокерамические материалы, используемые при производстве электротехнических изделий. Характеристика, специфика и область применения.
37. Высокомолекулярные (полимерные) твердые электроизоляционные материалы. Технические характеристики, свойства и область применения.
38. Тепловые свойства диэлектриков. Классы нагревостойкости электроизоляционных материалов.
39. Газообразные электроизоляционные материалы, используемые при производстве электротехнических изделий. Характеристика, специфика и область применения.
40. Классификация электротехнических материалов.
По учебной практике студентом заполняется дневник прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в котором отражается ход практики и выполнение индивидуального задания.
Знать
- современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств, направления развития информационных технологий в энергетике;
- возможности, принципы построения и правила использования наиболее распространенных пакетов прикладных программ общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) и компьютерных средств связи;
- принципы и методологию математического моделирования процессов и систем;
- методы исследования математических моделей процессов и систем;
Уметь
- работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям;
- реализовывать простые алгоритмы математического и имитационного моделирования при решении задач кибернетики;
- пользоваться электронными таблицами или системами управления базами данных.
Владеть
- технологией работы на ПЭВМ в операционных системах;
- компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации;
- навыками применения методов кибернетики при решении задач электроэнергетики;
- навыками работы с основными программными системами, предназначенными для математического и имитационного моделирования: MathCad, MATLAB и т. д.
Содержание практики
Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности предполагает следующие виды работ:
- работа в библиотеке, работа с электронными базами данных;
- работа с лабораторным и исследовательским оборудованием, участие в экспериментах;
- участие в различных формах научных дискуссий;
- лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, занятия на компьютерах, автоматизированных рабочих местах (АРМ);
- написание научных статей.
Содержание этапов учебной практики:
Ø Подготовительный этап – инструктаж по технике безопасности; получение задания на учебную практику; уточнение календарно-тематического плана учебной практики; закрепление рабочего места за студентом; ознакомление с распорядком прохождения практики; ознакомление с формой и видом отчетности, требованиями к оформлению и порядком защиты материалов практики; знакомство с библиотечной системой университета и интернет ресурсами применительно к целям и задачам учебной практики. Трудоемкость работ: 14 часов контактной работы, 4 часа самостоятельной работы студента (СРС).
Ø Основной этап – осуществить поиск и сбор информации для решения задач практики (формирование практических навыков работы с бумажными и электронными справочными системами, информационными поисковыми системами библиотеки, программными средствами для подготовки презентаций); приобрести навыки работы с прикладными программными средствами и опыт использования вычислительной техники и программного обеспечения с программно-вычислительными комплексами и математическими пакетами в энергетике; изучить примерный состав методических и справочных материалов, относящихся к вопросу использования основных методов построения математических моделей процессов электроэнергетических систем, их элементов и систем управления ими.
Необходимо расписать основные возможности изученных справочных информационных поисковых систем, привести примеры поиска информации, дать классификации программного обеспечения и теории пакетов прикладных программ; дать характеристику, назначение и область применения программно-вычислительных комплексов для инженерных расчетов в электроэнергетике; дать характеристику, назначение и область применения программных средств автоматизированного проектирования в электроэнергетике; разработать методический и/или справочный материал по заданию руководителя практики. Трудоемкость работ: 30 часов контактной работы, 26 часов СРС.
Ø На заключительном этапе прохождения учебной практики студенту также необходимо систематизировать собранные источники информации по теме научного доклада; самостоятельно изложить содержание тезисов научного доклада не боле чем на 3 страницах машинописного текста с указанием 2–5 основных источников информации; составить и представить презентацию тезисов научного доклада с использованием технических средств. Трудоемкость работ: 4 часа контактной работы, 30 часов СРС.
По учебной практике студентом заполняется дневник прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в котором отражается ход практики и выполнение индивидуального задания.
Знать
– методы разметки трассы и монтажа линий электропередачи и вводов в производственное и коммунально-бытовые здания;
– методы монтажа заземляющих контуров, защитных и повторных заземлений;
– структуру электромонтажной организации, мероприятия по охране труда и технике безопасности при выполнении электромонтажных работ, основные положения стандартов на провода и кабели;
Уметь
– работать в коллективе для достижения общей поставленной задачи;
– обеспечивать выполнение правил техники безопасности производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы при выполнении электромонтажных работ;
– монтировать открытые и скрытые внутренние проводки, электродвигатели, пускозащитную аппаратуру и установочную арматуру, заземляющие контуры защитных и повторных заземлений
Владеть
– методами выполнения монтажа открытых и скрытых внутренних проводок, электродвигателей, пускозащитной аппаратуры и установочной арматуры;
– методами монтажа основного и вспомогательного оборудования распределительных устройств и трансформаторных подстанций;
– методами монтажа воздушных и кабельных линий электропередачи.
Содержание практики
В программу электромонтажной практики входит изучение следующих вопросов:
– ознакомление с организационной структурой предприятия и действующей в нем системой управления;
– состояние механизации электромонтажных работ на объекте (к объектам относятся все наружные и внутренние электроустановки);
– изучение механизмов и инструментов, применяемых при электромонтажных работах;
– техническая документация на выполнение электромонтажных работ на объекте;
– технология монтажа внешних и внутренних электропроводок, участие в практическом монтаже электропроводок, приобретение навыков работы с электрооборудованием;
– технология заземления и зануления электрооборудования;
– технология монтажа осветительных и облучательных установок;
– технология монтажа воздушных и кабельных линий электропередачи;
– монтаж электродвигателей и нагревательных установок;
– монтаж средств автоматизации;
– монтаж трансформаторных подстанций.
Этапы практики:
Ø Подготовительный этап.Инструктаж по технике безопасности. Ознакомительные лекции, связанные с ознакомлением со структурой внутренним распорядком предприятия. Прохождение вводного инструктажа. Обработка и анализ полученной информации. Трудоемкость работ: 12 часов контактной работы, 4 часа СРС.
Ø Производственный и исполнительский этапы. Прохождение инструктажа на рабочем месте. Выполнение работ согласно рабочей программе практики на рабочих местах. Изучение технической документации и технологии выполнения работ. Составление дневника-отчета прохождения производственной практики. Трудоемкость работ: 180 часов.
Ø Завершающий этап.Обработка и анализ полученной информации. Сбор, обработка и анализ фактического и литературного материала по теме индивидуального задания. Составление отчета по практике. Трудоемкость работ: 8 часов контактной работы,
32 часа СРС.
Индивидуальные задания
1. Конструктивное исполнение соединителей проводов и тросов на воздушных линиях напряжением 0,38–10 кВ.
2. Механизмы, машины и приспособления, применяемые при соединении проводов и тросов. Меры безопасности.
3. Конструкции опор, находящихся в эксплуатации. Защита древесины опор от загнивания (сроки, периодичность, способы, инструменты, приспособления и производство работ для определения загнивания древесины).
4. Допустимые габариты линий, периодичность и способы их проверки в эксплуатационных условиях. Составление планов и графиков текущего и капитального ремонта линий.
5. Монтаж кабельных линий напряжением 0,38; 6; 10 кВ (схема кабелей сети между объектами: марка, сечение, количество жил, соединения и оконцевание, прокладка).
6. Источники питания (типы и схемы РП и ТП).
7. Монтаж комплектной трансформаторной подстанций 10/0,4 кВ.
8. Монтаж скрытой проводки: рисунки проводов, марка, сечение, количество жил и последовательность монтажа проводки.
9. Монтаж открытой проводки: рисунки проводов, марка, сечение, количество жил и последовательность монтажа проводки.
10. Выполнение проводок в трубах.
11. Монтаж тросовой электропроводки.
12. Ввод СИП в здания: габариты, минимальные сечения, рисунки и др.
13. Монтаж осветительных и облучательных установок.
14. Схемы сети наружного освещения и схемы управления.
15. Монтаж электродвигателей и аппаратуры управления.
16. Ревизия электрических двигателей и пусковой аппаратуры.
17. Монтаж заземляющих устройств (рабочее, повторное и защитное заземление), устройств выравнивания электрических потенциалов.
18. Классификация помещений, где устанавливается электрооборудование: по условиям окружающей среды, по поражению электрическим током.
19. Особенности выполнения электропроводок на чердаках.
20. Особенности монтажа электрооборудования в животноводческих помещениях.
21. Ручные инструменты, применяемые при монтаже. Классификация, назначение, область применения.
22. Организация электромонтажных работ на предприятии.
23. Монтаж электропроводок в особо сырых и пожароопасных помещениях.
24. Требования к фундаментам при монтаже электродвигателей. Рисунок фундамента в двух проекциях, соединение валов двигателя и рабочей машины, запуск двигателя после монтажа.
25. Стадии монтажных работ. Преимущество индустриальных методов. Примеры.
26. Виды и содержание технической документации при выполнении электромонтажных работ.
27. Монтаж кабельной муфты.
28. Монтаж проводов СИП.
29. Арматура для монтажа проводов СИП.
30. Виды кабельных муфт и способы их монтажа.
31. Номенклатура и состав оборудования для монтажа РЩ бытовых объектов.
32. Способы оконцевания токопроводящих жил кабелей и проводов.
33. Способы соединения токопроводящих жил кабелей и проводов.
34. Типы и схемы распределительных пунктов (РП) и трансформаторных подстанций (ТП).
35. Монтаж внутренних проводок плоскими проводами, проводки на изоляторах, в трубах, на тросах, в коробах и кабельных каналах.
36. Монтаж вводов в здания, внутренних кабельных проводок и т. д.
37. Схема сети наружного освещения и управления им.
Индивидуальное задание оформляется отдельным разделом отчета, объемом 15–20 листов формата А4 машинописного текста.
2.4. Научно-исследовательская работа
Объем работы: 6 семестр; 2 недели; 3 зачетных единицы; 108 часов.
Цельюнаучно-исследовательской работы является освоение форм профессиональной деятельности, формирование механизмов профессиональной деятельности в условиях реальной организации, закрепление умений, полученных при выполнении практических заданий предыдущих лет обучения, развитие профессиональных качеств в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а также с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.
Задачинаучно-исследовательской работы:
- изучение патентных и литературных источников по исследуемой теме, методы исследования и проведения экспериментальных работ;
- освоение методов анализа и обработки экспериментальных данных;
- освоение информационных технологий в научных исследованиях, программных продуктов, относящиеся к профессиональной сфере; требований к оформлению научно-исследовательских работ.
- выполнение анализа, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
- теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач; анализ достоверности полученных результатов;
- сравнение результатов исследования объекта с отечественными и зарубежными аналогами;
- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;
- приобретение навыков формулирования целей и задач научного исследования; выбора и обоснования методики исследования; работы с прикладными научными пакетами и редакторскими программами, используемыми при проведении научных исследований и разработок;
- сбор материалов для подготовки и написания отчета по практике, оформления результатов научных исследований (оформление отчета, написание научных статей, тезисов докладов)
Тип практики:производственная практика по научно-исследовательской работе.
Способы проведения практики: стационарная или выездная (по договору с предприятием или организацией).
Форма проведения практики: дискретная, так как в календарном учебном графике предусмотрен непрерывный период учебного времени для проведения этого вида практики в отдельности.
Перечень планируемых результатов НИР
В результате прохождения производственной практики (научно-исследовательская работа) Б2.П.2 обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- готовность изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-1);
- готовность к участию в проведении исследований рабочих и технологических процессов машин (ПК-2);
- готовность к обработке результатов экспериментальных исследований (ПК-3).
По окончании производственной практики (научно-исследовательская работа) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать
- актуальные задачи и проблемы электроэнергетики и электротехники; содержание и способы использования компьютерных, информационных и сетевых технологий при работе с библиографическими источниками (ПК-2);
- методы математического моделирования в электроэнергетике и электротехнике (ПК-2);
- требования ГОСТ по оформлению научно-технических отчетов и рефератов (ПК-2);
Уметь
- вести библиографическую работу с привлечением информационных, компьютерных и сетевых технологий (ПК-1);
- применять научную и производственную аппаратуру для проведения теоретических и экспериментальных исследований, логически верно и аргументированно защищать результаты своих исследований (ПК-2);
- использовать информационные, компьютерные и сетевые технологии, в том числе средства компьютерной графики, для моделирования электрических цепей (ПК-2);
- обрабатывать полученные результаты экспериментов, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, и др.) (ПК-2);
Владеть
- методами поиска, хранения, обработки и анализа научно- технической информации по теме научного исследования (ПК-1);
- методами математического анализа и моделирования для решения профессиональных задач в электроэнергетике (ПК-2);
- навыками решения задач электроэнергетики с помощью прикладных программ MS Excel, MathCAD, MATLAB (ПК-2);
- навыками работы с графическими редакторами СОМРАС, MS Visio, ElectriCS (ПК-2);
- навыками планирования, подготовки и выполнения типовых экспериментальных исследований по заданной методике(ПК-1).
Содержание практики
Научно-исследовательская работа в период практики предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты и групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Это может быть наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Результатом выполненных исследований должны быть конкретное решение проблемы или результат, готовый к внедрению.
Этапы практики
Ø Подготовительный этап. Инструктаж по технике безопасности.
Рассмотрение вопросов по сбору и обработке необходимых материалов для составления отчета по практике. Трудоемкость –
8 часов.
Ø Теоретический этап. Анализ литературных источников. Написание реферата по теме исследования. Определение цели исследования. Постановка задач исследования. Обоснование выбора инструментариев проводимых исследований. Мероприятия по реализации исследования в соответствии с этапами. Проведение расчетов на математической модели объекта исследований. Сопоставление теоретических и экспериментальных данных. Трудоемкость – 56 часов.
Ø Экспериментальный этап. Ознакомление с экспериментальным стендом (установкой) или стандартными методиками исследования. Инструктаж по соблюдению правил техники безопасности. Подбор оборудования и измерительных приборов. Разработка методики проведения эксперимента. Проведение эксперимента (наблюдение за ходом опытов, запись показаний измерительной аппаратуры). Ведение дневника наблюдений. Трудоемкость – 30 часов.
Ø Этап обработки и анализа полученной информации. Составление паспорта исследовательского проекта. Обработка и анализ полученной информации. Оценки результативности и эффективности проведенного исследования. Написание и оформление отчета по практике. Подготовка к промежуточной аттестации. Трудоемкость – 18 часов.
Индивидуальное задание научно-исследовательского плана предлагается обучающемуся руководителем практики (руководителем бакалаврской работы). Задания исследовательского характера для группового решения научной проблемы могут быть предложены руководителем практики в рамках утвержденных программ научных исследований в Университете с участием выпускающей кафедры.
Уметь
- планировать и организовывать безопасную высокопроизводительную работу электротехнической службы по техническому обслуживанию и текущему ремонту технологического оборудования, воздушных и кабельных линий, внутренних проводок, бытовых электроустановок;
- вести учет и расчеты за используемую электроэнергию;
- вести техническую документацию;
- применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов;
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности,
- уметь применять профессиональные пакеты прикладных программ компьютерного моделирования,
- оформлять законченные проектно-конструкторские работы в соответствии с нормами и стандартами.
владеть
- приемами ремонта электрооборудования;
- методами контроля качества продукции и технологических процессов;
- средствами и методами повышения безопасности и эколог