Института инженерных систем и энергетики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИК СТУДЕНТАМИ I–IV КУРСОВ

ИНСТИТУТА ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ И ЭНЕРГЕТИКИ

Направление подготовки 35.03.06 «Агроинженерия»

Профиль «Электрооборудование и электротехнологии в АПК»

Красноярск 2017

Рецензент

Г.С. Тимофеев – канд. техн. наук, начальник службы электрических режимов ПО ЦУС филиала ПАО «МРСК Сибири» –

«Красноярскэнерго»

А.В. Бастрон

Т.Н. Бастрон

А.А. Василенко

А.В. Исаев

М.В. Самойлов

Бастрон, А.В.

Методические указания по прохождению практик студентами I–IV курсов Института инженерных систем и энергетики /
А.В. Бастрон, Т.Н. Бастрон, А.А. Василенко [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун -т. – Красноярск, 2017. – 52 с.

Даны методические указания для прохождения учебных и производственных практик: виды, способы и формы проведения; заключение договоров с предприятиями; оформление результатов практики, формы отчетности; аттестация по итогам практики и др.

Предназначено для студентов I–IV курсов ИИСиЭ Красноярского ГАУ очного и заочного обучения по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» и профилю подготовки «Электрооборудование и электротехнологии в АПК».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Красноярского государственного аграрного университета

© Коллектив авторов, 2017

© ФГБОУ ВО «Красноярский государственный

аграрный университет», 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………….
1. Виды практик и их организация……………………………….
1.1. Виды, способы и формы проведения практик…………….
1.2. Заключение договоров с предприятиями………………….
1.3. Организация проведения практик………………………….
1.4. Оформление результатов практики. Формы отчетности….
1.5. Аттестация по итогам практики……………………………
2. Содержание практик……………………………………………
2.1. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков………………………………………
2.2. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в научно-исследовательской деятельности………………………………………………………....
2.3. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности…………
2.4. Научно-исследовательская работа………………………….
2.5. Производственная технологическая практика……………..
2.6. Производственная преддипломная практика……………….
Литература………………………………………………………….
Приложение А………………………………………………………



ВВЕДЕНИЕ

Практика является важнейшей частью учебного процесса и имеет своей задачей сочетание теории с практикой, проверку и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков работы по получаемому направлению подготовки.

Объемы практик определяются федеральным государственным стандартом по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия», утвержденным приказом № 1172 Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 г. и основной профессиональной образовательной программой по профилю подготовки «Электрооборудование и электротехнологии в АПК»

На практике будущие специалисты получают первый опыт работы по избранному направлению подготовки, поэтому программа практического обучения студентов охватывает все основные стороны их будущей практической деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

ВИДЫ ПРАКТИК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Заключение договоров с предприятиями

Практику студенты Института инженерных систем и энергетики (ИИСиЭ) проходят на передовых предприятиях агропромышленного комплекса Красноярского края, республик Хакасия и Тыва, в студенческих строительных отрядах и др.

Университет заблаговременно заключает с предприятиями долгосрочные договора.

Базовыми предприятиями для прохождения практик являются:

1. ПАО «МРСК-Сибири» – «Красноярскэнерго», г. Красноярск;

2. ЗАО «Минусинские городские электрические сети», Красноярский край, Минусинский р-н;

3. ОАО «Красноярскнефтепродукт», г. Красноярск;

4. ОАО «Тываэнерго» и др., г. Кызыл;

5. ООО «Минусинская СПМК “Ремсельбурвод”», Красноярский край, Минусинский р-н;

6. ООО «Сибирская губерния», Красноярский край, Березов-ский р-н;

7. ООО «Мана», Красноярский край, Абанский район, п. Абан;

8. ООО «Свет», Красноярский край, Саянский район, с. Куликишково;

9. ООО «Электросантехсервис», Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино;

10. Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – «МЭС Сибири», г. Красноярск;

11. ООО «Обслуживание коммунального комплекса», Красноярский край, Большемуртинский район, п.г.т. Большая Мурта;

12. ООО «Курагинский тепловодоканал», Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино;

13. ЗАО «Ильинское», Красноярский край, Ужурский район,
с. Ильинка.

Кроме названных предприятий практики можно пройти по индивидуальному договору (в трех экземплярах), который подписывается руководителем предприятия, заверяется печатью и представляется обучающимся руководителю практики от университета за три месяца до ее начала. Типовая форма индивидуального договора представлена на сайте Красноярского ГАУ (http://www.kgau.ru/ new/student/27/content/d2.pdf).

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.

Если самостоятельный поиск места практики не дал результатов, студенты могут обратиться за содействием к руководителю практики от университета, в директорат или центр практического обучения и трудоустройства университета.

Оформление результатов практики. Формы отчетности

По окончании практики студент представляет руководителю практики следующие документы, подтверждающие прохождение практики:

ü копия договора с предприятием или организацией на прохождение практики;

ü дневник прохождения практики;

ü отчет о практике для производственных практик.

Порядок ведения дневника практики. Дневник выполнения практики состоит из титульного листа установленного образца, где указываются основные сведения о студенте и месте прохождения практики, непосредственно дневника практики, выполненного в виде календарной таблицы с указанием содержания разделов производственной практики и перечня выполняемых работ, и характеристики студента-практиканта.

Методические рекомендации по составлению и требования к оформлению отчета по производственной практике

По результатам выполнения производственной практики студент оформляет дневник практики и пишет отчет.

Оформление печатного варианта результатов практики должно соответствовать следующим требованиям:

– параметры страниц: поля – верхнее и нижнее – 15 мм,
левое – 25 мм, правое – 10 мм, переплет – 0;

– форматирование текста: текст отчета по производственной практике должен быть оформлен в редакторе Microsoft Word, на листах формата А4, шрифт – Times New Roman, кириллица, язык – русский, начертание – обычный шрифт, цвет шрифта – черный, размер шрифта – 14 (для таблиц – 12); межстрочный интервал – 1,5 (для таблиц и заголовков – 1,0); абзацный отступ – 12,5 мм; нумерация страниц – сквозная, номера страниц – внизу, в центре; номера страниц на титульном листе и листах задания на практику не проставляются.

В отчете по выполнению производственной практики студент указывает сроки и место прохождения практики, перечисляет и кратко характеризует основные этапы производственной практики, приводит описание используемых технологий и дает оценку полученных результатов.

К отчету могут прилагаться рисунки, фотографии, эскизы и чертежи оборудования, нормы и правила, техническая документация и паспорта на оборудование, должностные обязанности персонала, сведения, полученные на рабочем месте, результаты испытаний, в которых студент принимал участие, осциллограммы, описание инструмента и приспособлений, сведения и личные наблюдения за производственным процессом в подразделениях предприятия, полученные на учебных занятиях и экскурсиях, а также список использованной литературы.

Отчет по производственной практике должен быть объемом 20– 30 листов. Образец оформления титульного листа отчета по производственной практике представлен в приложении А.

Разделы (этапы) производственной практики:

1) организационный этап (организация производственной практики, в том числе заключение договора установленного образца с предприятием или организацией на прохождение практики);

2) подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, изучение научной и специальной литературы, нормативной, правовой и технической документации;

3) производственный этап, включающий изучение деятельности предприятия, учреждения, лаборатории или иного объекта, на котором проводится производственная практика;

4) исполнительский этап (выполнение производственных, конструкторских или исследовательских заданий, сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и другие виды работ, выполняемые студентом самостоятельно)

5) заключительный этап, включающий обработку и анализ полученной информации, заполнение дневника и подготовку отчета по производственной практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК

Уметь

– работать в коллективе для достижения общей поставленной задачи;

– обеспечивать выполнение правил техники безопасности производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы при выполнении электрослесарных работ;

– выбирать необходимый конструкционный материал, производить его оценку и методы испытания;

– выбирать рациональный способ, оборудование и режим обработки конструкционных материалов;

– производить соответствующую обработку конструкционных материалов;

Владеть

– методами обработки металлов, проводниковых и электроизоляционных материалов.

Содержание практики

В процессе практики студенты должны научиться производить измерения при слесарных работах, приобрести навыки плоскостной разметки, рубки, правки и гибки листового материала и труб. Освоить способы обработки электроизоляционных и металлических материалов: сверление, резка, опиливание плоских и криволинейных поверхностей, нарезание резьбы, зенковка, шабрение, шлифование и др. Научиться производить работы по чертежам и эскизам. Особое внимание следует уделить сборке разъемных и неразъемных соединений: очистке, травлению и лужению изделий; применению припоев и флюсов; пайке металлов и проводов.

В процессе практики студенты должны изучить следующие технологические процессы, оборудование и материалы:

– паяльники, паяльные лампы, припои мягкие и твердые, флюсы;

– электродуговая сварка металлов,сварочный пост, рабочее место и организация труда сварщика;

– оборудование дляэлектродуговой сваркипостоянным и переменным током;

– выбор электродов длясваркимонометаллов исплавов, выборрежимов электродуговой сварки;

– виды сварных швов и соединений и сварка проводов;

– разделка одножильных, многожильных проводов и кабелей.

Индивидуальные задания

1. Допуски и посадки, точность и качество обработки деталей электротехнического оборудования.

2. Методы измерения и правила пользования измерительным инструментом. Способы разметки: по чертежам,по шаблонам.

3. Приемы рубки металла на наковальне, плите, в тисках.

4. Характеристика инструмента и приспособлений для гибки и правки листового и полосового металлов, труб и металлов сложного профиля.

5. Приемы работы при гибке и правке металлов.

6. Характеристика инструмента для резки металлов. Приемы работы при резке металлов ручными и механическими ножницами, а также фрезами.

7. Характеристика инструмента для опиливания металла. Классификация напильников и их выбор.

8. Особенности опиливания, сверления отверстий, зенкования и развертывания заготовок из цветных металлов.

9. Характеристика инструмента для сверления отверстий, зенкования и развертывания.

10. Приемы работы и правила заточки инструментов для сверления отверстий, зенкования и развертывания.

11. Выбор сверл под резьбу и диаметра прутка для нарезания резьбы плашками и лерками.

12. Приемы и особенности нарезания резьб при работе с цветным металлом.

13. Характеристикаинструментов, припоев и флюсов для пайки металлови проводов.

14. Приемы работы при пайке металлов и проводов.

15. Рабочее место и организация труда электросварщика.

16. Характеристика оборудования для электродуговой сварки постоянным и переменным током.

17. Технология сварки монометаллов и сплавов.

18. Выбор режимов электродуговой сварки.

19. Виды сварных швов и соединений.

20. Техника электродуговой сварки и пороки сварных швов.

21. Технология сваривания медных проводов и шин.

22. Технология сваривания алюминиевых проводов и шин.

23. Устройство и работа ацетиленового агрегата, редуктора, кислородного баллона, газовой горелки и резака.

24. Приспособления и материалы для газовой сварки.

25. Режимы газовой сварки и их выбор.

26. Подготовка поста газовой сварки к работе.

27. Твердые электроизоляционные материалы. Бумага, картон, фибра (характеристики).

28. Марка, расшифровка и характеристика применяемых кабелей с медными токопроводящими жилами. Свойства меди. Сплавы на основе меди.

29. Марка, расшифровка и характеристика применяемых кабелей с алюминиевыми токопроводящими жилами. Свойства алюминия. Сплавы на основе алюминия.

30. Материалы, используемые в контактных соединениях пусковой аппаратуры (реле, магнитный пускатель, автоматический выключатель и др.).

31. Монтажные провода. Марка, расшифровка и характеристика.

32. Жидкие электроизоляционные материалы, применяемые в распределительных и коммутационных аппаратах. Их характеристики и свойства.

33. Марка, расшифровка и характеристика проводов, применяемых для изготовления обмоток электрооборудования (электродвигатели, трансформаторы, катушки реле и т. д.).

34. Кабельная продукция, применяемая в сельскохозяйственном производстве. Специфика и область применения.

35. Материалы высокого удельного сопротивления. Технические характеристики, область применения.

36. Электрокерамические материалы, используемые при производстве электротехнических изделий. Характеристика, специфика и область применения.

37. Высокомолекулярные (полимерные) твердые электроизоляционные материалы. Технические характеристики, свойства и область применения.

38. Тепловые свойства диэлектриков. Классы нагревостойкости электроизоляционных материалов.

39. Газообразные электроизоляционные материалы, используемые при производстве электротехнических изделий. Характеристика, специфика и область применения.

40. Классификация электротехнических материалов.

По учебной практике студентом заполняется дневник прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в котором отражается ход практики и выполнение индивидуального задания.

Знать

- современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств, направления развития информационных технологий в энергетике;

- возможности, принципы построения и правила использования наиболее распространенных пакетов прикладных программ общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных) и компьютерных средств связи;

- принципы и методологию математического моделирования процессов и систем;

- методы исследования математических моделей процессов и систем;

Уметь

- работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям;

- реализовывать простые алгоритмы математического и имитационного моделирования при решении задач кибернетики;

- пользоваться электронными таблицами или системами управления базами данных.

Владеть

- технологией работы на ПЭВМ в операционных системах;

- компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации;

- навыками применения методов кибернетики при решении задач электроэнергетики;

- навыками работы с основными программными системами, предназначенными для математического и имитационного моделирования: MathCad, MATLAB и т. д.

Содержание практики

Учебная практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности предполагает следующие виды работ:

- работа в библиотеке, работа с электронными базами данных;

- работа с лабораторным и исследовательским оборудованием, участие в экспериментах;

- участие в различных формах научных дискуссий;

- лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, занятия на компьютерах, автоматизированных рабочих местах (АРМ);

- написание научных статей.

Содержание этапов учебной практики:

Ø Подготовительный этап – инструктаж по технике безопасности; получение задания на учебную практику; уточнение календарно-тематического плана учебной практики; закрепление рабочего места за студентом; ознакомление с распорядком прохождения практики; ознакомление с формой и видом отчетности, требованиями к оформлению и порядком защиты материалов практики; знакомство с библиотечной системой университета и интернет ресурсами применительно к целям и задачам учебной практики. Трудоемкость работ: 14 часов контактной работы, 4 часа самостоятельной работы студента (СРС).

Ø Основной этап – осуществить поиск и сбор информации для решения задач практики (формирование практических навыков работы с бумажными и электронными справочными системами, информационными поисковыми системами библиотеки, программными средствами для подготовки презентаций); приобрести навыки работы с прикладными программными средствами и опыт использования вычислительной техники и программного обеспечения с программно-вычислительными комплексами и математическими пакетами в энергетике; изучить примерный состав методических и справочных материалов, относящихся к вопросу использования основных методов построения математических моделей процессов электроэнергетических систем, их элементов и систем управления ими.

Необходимо расписать основные возможности изученных справочных информационных поисковых систем, привести примеры поиска информации, дать классификации программного обеспечения и теории пакетов прикладных программ; дать характеристику, назначение и область применения программно-вычислительных комплексов для инженерных расчетов в электроэнергетике; дать характеристику, назначение и область применения программных средств автоматизированного проектирования в электроэнергетике; разработать методический и/или справочный материал по заданию руководителя практики. Трудоемкость работ: 30 часов контактной работы, 26 часов СРС.

Ø На заключительном этапе прохождения учебной практики студенту также необходимо систематизировать собранные источники информации по теме научного доклада; самостоятельно изложить содержание тезисов научного доклада не боле чем на 3 страницах машинописного текста с указанием 2–5 основных источников информации; составить и представить презентацию тезисов научного доклада с использованием технических средств. Трудоемкость работ: 4 часа контактной работы, 30 часов СРС.

По учебной практике студентом заполняется дневник прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в котором отражается ход практики и выполнение индивидуального задания.

Знать

– методы разметки трассы и монтажа линий электропередачи и вводов в производственное и коммунально-бытовые здания;

– методы монтажа заземляющих контуров, защитных и повторных заземлений;

– структуру электромонтажной организации, мероприятия по охране труда и технике безопасности при выполнении электромонтажных работ, основные положения стандартов на провода и кабели;

Уметь

– работать в коллективе для достижения общей поставленной задачи;

– обеспечивать выполнение правил техники безопасности производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы при выполнении электромонтажных работ;

– монтировать открытые и скрытые внутренние проводки, электродвигатели, пускозащитную аппаратуру и установочную арматуру, заземляющие контуры защитных и повторных заземлений

Владеть

– методами выполнения монтажа открытых и скрытых внутренних проводок, электродвигателей, пускозащитной аппаратуры и установочной арматуры;

– методами монтажа основного и вспомогательного оборудования распределительных устройств и трансформаторных подстанций;

– методами монтажа воздушных и кабельных линий электропередачи.

Содержание практики

В программу электромонтажной практики входит изучение следующих вопросов:

– ознакомление с организационной структурой предприятия и действующей в нем системой управления;

– состояние механизации электромонтажных работ на объекте (к объектам относятся все наружные и внутренние электроустановки);

– изучение механизмов и инструментов, применяемых при электромонтажных работах;

– техническая документация на выполнение электромонтажных работ на объекте;

– технология монтажа внешних и внутренних электропроводок, участие в практическом монтаже электропроводок, приобретение навыков работы с электрооборудованием;

– технология заземления и зануления электрооборудования;

– технология монтажа осветительных и облучательных установок;

– технология монтажа воздушных и кабельных линий электропередачи;

– монтаж электродвигателей и нагревательных установок;

– монтаж средств автоматизации;

– монтаж трансформаторных подстанций.

Этапы практики:

Ø Подготовительный этап.Инструктаж по технике безопасности. Ознакомительные лекции, связанные с ознакомлением со структурой внутренним распорядком предприятия. Прохождение вводного инструктажа. Обработка и анализ полученной информации. Трудоемкость работ: 12 часов контактной работы, 4 часа СРС.

Ø Производственный и исполнительский этапы. Прохождение инструктажа на рабочем месте. Выполнение работ согласно рабочей программе практики на рабочих местах. Изучение технической документации и технологии выполнения работ. Составление дневника-отчета прохождения производственной практики. Трудоемкость работ: 180 часов.

Ø Завершающий этап.Обработка и анализ полученной информации. Сбор, обработка и анализ фактического и литературного материала по теме индивидуального задания. Составление отчета по практике. Трудоемкость работ: 8 часов контактной работы,
32 часа СРС.

Индивидуальные задания

1. Конструктивное исполнение соединителей проводов и тросов на воздушных линиях напряжением 0,38–10 кВ.

2. Механизмы, машины и приспособления, применяемые при соединении проводов и тросов. Меры безопасности.

3. Конструкции опор, находящихся в эксплуатации. Защита древесины опор от загнивания (сроки, периодичность, способы, инструменты, приспособления и производство работ для определения загнивания древесины).

4. Допустимые габариты линий, периодичность и способы их проверки в эксплуатационных условиях. Составление планов и графиков текущего и капитального ремонта линий.

5. Монтаж кабельных линий напряжением 0,38; 6; 10 кВ (схема кабелей сети между объектами: марка, сечение, количество жил, соединения и оконцевание, прокладка).

6. Источники питания (типы и схемы РП и ТП).

7. Монтаж комплектной трансформаторной подстанций 10/0,4 кВ.

8. Монтаж скрытой проводки: рисунки проводов, марка, сечение, количество жил и последовательность монтажа проводки.

9. Монтаж открытой проводки: рисунки проводов, марка, сечение, количество жил и последовательность монтажа проводки.

10. Выполнение проводок в трубах.

11. Монтаж тросовой электропроводки.

12. Ввод СИП в здания: габариты, минимальные сечения, рисунки и др.

13. Монтаж осветительных и облучательных установок.

14. Схемы сети наружного освещения и схемы управления.

15. Монтаж электродвигателей и аппаратуры управления.

16. Ревизия электрических двигателей и пусковой аппаратуры.

17. Монтаж заземляющих устройств (рабочее, повторное и защитное заземление), устройств выравнивания электрических потенциалов.

18. Классификация помещений, где устанавливается электрооборудование: по условиям окружающей среды, по поражению электрическим током.

19. Особенности выполнения электропроводок на чердаках.

20. Особенности монтажа электрооборудования в животноводческих помещениях.

21. Ручные инструменты, применяемые при монтаже. Классификация, назначение, область применения.

22. Организация электромонтажных работ на предприятии.

23. Монтаж электропроводок в особо сырых и пожароопасных помещениях.

24. Требования к фундаментам при монтаже электродвигателей. Рисунок фундамента в двух проекциях, соединение валов двигателя и рабочей машины, запуск двигателя после монтажа.

25. Стадии монтажных работ. Преимущество индустриальных методов. Примеры.

26. Виды и содержание технической документации при выполнении электромонтажных работ.

27. Монтаж кабельной муфты.

28. Монтаж проводов СИП.

29. Арматура для монтажа проводов СИП.

30. Виды кабельных муфт и способы их монтажа.

31. Номенклатура и состав оборудования для монтажа РЩ бытовых объектов.

32. Способы оконцевания токопроводящих жил кабелей и проводов.

33. Способы соединения токопроводящих жил кабелей и проводов.

34. Типы и схемы распределительных пунктов (РП) и трансформаторных подстанций (ТП).

35. Монтаж внутренних проводок плоскими проводами, проводки на изоляторах, в трубах, на тросах, в коробах и кабельных каналах.

36. Монтаж вводов в здания, внутренних кабельных проводок и т. д.

37. Схема сети наружного освещения и управления им.

Индивидуальное задание оформляется отдельным разделом отчета, объемом 15–20 листов формата А4 машинописного текста.

2.4. Научно-исследовательская работа

Объем работы: 6 семестр; 2 недели; 3 зачетных единицы; 108 часов.

Цельюнаучно-исследовательской работы является освоение форм профессиональной деятельности, формирование механизмов профессиональной деятельности в условиях реальной организации, закрепление умений, полученных при выполнении практических заданий предыдущих лет обучения, развитие профессиональных качеств в соответствии с требованиями ФГОС ВО, а также с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.

Задачинаучно-исследовательской работы:

- изучение патентных и литературных источников по исследуемой теме, методы исследования и проведения экспериментальных работ;

- освоение методов анализа и обработки экспериментальных данных;

- освоение информационных технологий в научных исследованиях, программных продуктов, относящиеся к профессиональной сфере; требований к оформлению научно-исследовательских работ.

- выполнение анализа, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач; анализ достоверности полученных результатов;

- сравнение результатов исследования объекта с отечественными и зарубежными аналогами;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также технико-экономической эффективности разработки;

- приобретение навыков формулирования целей и задач научного исследования; выбора и обоснования методики исследования; работы с прикладными научными пакетами и редакторскими программами, используемыми при проведении научных исследований и разработок;

- сбор материалов для подготовки и написания отчета по практике, оформления результатов научных исследований (оформление отчета, написание научных статей, тезисов докладов)

Тип практики:производственная практика по научно-исследовательской работе.

Способы проведения практики: стационарная или выездная (по договору с предприятием или организацией).

Форма проведения практики: дискретная, так как в календарном учебном графике предусмотрен непрерывный период учебного времени для проведения этого вида практики в отдельности.

Перечень планируемых результатов НИР

В результате прохождения производственной практики (научно-исследовательская работа) Б2.П.2 обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- готовность изучать и использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-1);

- готовность к участию в проведении исследований рабочих и технологических процессов машин (ПК-2);

- готовность к обработке результатов экспериментальных исследований (ПК-3).

По окончании производственной практики (научно-исследовательская работа) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать

- актуальные задачи и проблемы электроэнергетики и электротехники; содержание и способы использования компьютерных, информационных и сетевых технологий при работе с библиографическими источниками (ПК-2);

- методы математического моделирования в электроэнергетике и электротехнике (ПК-2);

- требования ГОСТ по оформлению научно-технических отчетов и рефератов (ПК-2);

Уметь

- вести библиографическую работу с привлечением информационных, компьютерных и сетевых технологий (ПК-1);

- применять научную и производственную аппаратуру для проведения теоретических и экспериментальных исследований, логически верно и аргументированно защищать результаты своих исследований (ПК-2);

- использовать информационные, компьютерные и сетевые технологии, в том числе средства компьютерной графики, для моделирования электрических цепей (ПК-2);

- обрабатывать полученные результаты экспериментов, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, и др.) (ПК-2);

Владеть

- методами поиска, хранения, обработки и анализа научно- технической информации по теме научного исследования (ПК-1);

- методами математического анализа и моделирования для решения профессиональных задач в электроэнергетике (ПК-2);

- навыками решения задач электроэнергетики с помощью прикладных программ MS Excel, MathCAD, MATLAB (ПК-2);

- навыками работы с графическими редакторами СОМРАС, MS Visio, ElectriCS (ПК-2);

- навыками планирования, подготовки и выполнения типовых экспериментальных исследований по заданной методике(ПК-1).

Содержание практики

Научно-исследовательская работа в период практики предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты и групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Это может быть наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Результатом выполненных исследований должны быть конкретное решение проблемы или результат, готовый к внедрению.

Этапы практики

Ø Подготовительный этап. Инструктаж по технике безопасности.

Рассмотрение вопросов по сбору и обработке необходимых материалов для составления отчета по практике. Трудоемкость –
8 часов.

Ø Теоретический этап. Анализ литературных источников. Написание реферата по теме исследования. Определение цели исследования. Постановка задач исследования. Обоснование выбора инструментариев проводимых исследований. Мероприятия по реализации исследования в соответствии с этапами. Проведение расчетов на математической модели объекта исследований. Сопоставление теоретических и экспериментальных данных. Трудоемкость – 56 часов.

Ø Экспериментальный этап. Ознакомление с экспериментальным стендом (установкой) или стандартными методиками исследования. Инструктаж по соблюдению правил техники безопасности. Подбор оборудования и измерительных приборов. Разработка методики проведения эксперимента. Проведение эксперимента (наблюдение за ходом опытов, запись показаний измерительной аппаратуры). Ведение дневника наблюдений. Трудоемкость – 30 часов.

Ø Этап обработки и анализа полученной информации. Составление паспорта исследовательского проекта. Обработка и анализ полученной информации. Оценки результативности и эффективности проведенного исследования. Написание и оформление отчета по практике. Подготовка к промежуточной аттестации. Трудоемкость – 18 часов.

Индивидуальное задание научно-исследовательского плана предлагается обучающемуся руководителем практики (руководителем бакалаврской работы). Задания исследовательского характера для группового решения научной проблемы могут быть предложены руководителем практики в рамках утвержденных программ научных исследований в Университете с участием выпускающей кафедры.

Уметь

- планировать и организовывать безопасную высокопроизводительную работу электротехнической службы по техническому обслуживанию и текущему ремонту технологического оборудования, воздушных и кабельных линий, внутренних проводок, бытовых электроустановок;

- вести учет и расчеты за используемую электроэнергию;

- вести техническую документацию;

- применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности,

- уметь применять профессиональные пакеты прикладных программ компьютерного моделирования,

- оформлять законченные проектно-конструкторские работы в соответствии с нормами и стандартами.

владеть

- приемами ремонта электрооборудования;

- методами контроля качества продукции и технологических процессов;

- средствами и методами повышения безопасности и эколог

Наши рекомендации