Дайте определение понятию «техника». Составьте схему классификации техники хоккея. Постройте последовательность фаз броска шайбы.
Понятие техника произошло от греческого «техне», что в дословном переводе означает искусность — искусство, а «техни-кос» — владеющий искусством. В период его возникновения основной сутью было индивидуальное искусство — мастерство.
В настоящее время словом «техника» определяют средства труда в общественном производстве, систему орудий и машин. В спорте используется первоначальный смысл понятия техники, связанный с искусным выполнением различных движений.
В теории и методике спорта под техникой принято понимать способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.
В хоккее под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, эффективно выполняемых для успешного ведения игровой деятельности.
Каждый технический прием имеет своеобразную биомеханическую структуру, определяемую соответствующими кинематическими и динамическими характеристиками движения (путь, скорость, ускорение, величина и направление усилий).
При анализе технического приема выделяют его основу, определяющее звено и детали.
Основа техники при игровых приемах — это необходимый состав движений, последовательность в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве.
Определяющее звено техники — это наиболее важная, основная часть движения, обеспечивающая решение двигательной задачи. Например: в броске шайбы основой техники следует считать ее предварительный разгон, переходящий в финальное усилие для придания наибольшей скорости шайбе в момент отделения ее от крюка клюшки. Для этого осуществляется последовательное включение мышц ног, туловища, плечевого пояса и кистей рук и выполняются следующие согласованные во времени и в пространстве движения: перенос общего центра (ОЦМ) масс тела на впереди стоящую ногу толчком сзади стоящей ноги и поворот туловища, захлестывающее, вращательное движение кистями рук.
Определяющим звеном техники броска будет заключительное финальное усилие кистей рук, совпадающее по времени с действиями упругих сил клюшки, освобожденной от деформации.
Детали техники — это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного двигательного механизма. Как правило, детали техники бывают различными у разных спортсменов. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Таким образом, говоря о технике какого-либо игрового приема, мы как бы представляем общую картину его выполнения на основе рассмотрения конкретных характеристик, входящих в состав его движений.
В отличие от техники понятие техническое мастерство следует рассматривать как характеристику подготовленности спортсмена, его возможности в выполнении различных игровых приемов, полноценной реализации в них двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости).
Классификация технических приемов игры в хоккей. В целях системного представления и рационального изучения техники хоккея педагогически целесообразно большой, разнообразный по составу объем технических приемов игры в хоккей распределить по разделам, группам (классам) по определенным признакам. Такое подразделение технических приемов называется классификацией. К числу признаков могут относиться:
1) характер и специфика деятельности;
2) целевое назначение приема и группы приемов в игровой
деятельности;
3) схожесть приемов по биомеханической структуре движения.
Руководствуясь данными признаками, целесообразно из всего
многообразия технических приемов выделить два крупных раздела по специфике игровой деятельности: раздел деятельности полевого игрока и раздел техники вратаря. Каждый раздел объединяет ряд подразделов. Раздел «Техника полевого игрока» включает в себя технику передвижения на коньках, технику владения клюшкой и шайбой и технику силовых единоборств; раздел «Техника вратаря» — технику передвижения, ловлю шайбы, отбивание шайбы, прижимание и накрывание шайбы, а также технику владения клюшкой и шайбой.
Указанные подразделы включают в себя соответствующие группы по видам технических приемов. В свою очередь, каждая группа объединяет конкретные технические приемы и их разновидности по общности биомеханической структуры движения, хотя возможны незначительные различия, преимущественно в деталях техники.
Данная классификация позволяет упорядочить или привести в определенную систему все многообразие технических приемов, что, с одной стороны, определяет наиболее рациональные пути их анализа, с другой — дает возможность унифицировать методические подходы к обучению отдельным группам технических прием
Классификация техники хоккея. В целях системного представления и рационального изучения техники хоккея педагогически целесообразно большой, разнообразный по составу объем технических приемов игры в хоккей распределить по разделам, группам (классам) по определенным признакам. Такое подразделение технических приемов называется классификацией. К числу признаков могут относиться:
1) характер и специфика деятельности;
2) целевое назначение приема и группы приемов в игровой
деятельности;
3) схожесть приемов по биомеханической структуре движения.
БИЛЕТ № 9
1) Раскройте роль систематических занятий и индивидуального планирования нагрузки в адаптации физиологических систем к двигательной активности.
Адаптация организма к новым условиям среды, в том числе к высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а соподчиненными между собой специализированными функциональными системами.
Наиболее эффективный способ коррекции процесса адаптации - это оптимизация самой начальной стадии.
1. Поддержание исходного высокого функционального состояния организма (как физического, так и эмоционального).2.Соблюдение ступенчатости при адаптации к новым условиям (природно- климатическим, временным). Соблюдение этого условия позволяет включаться без перенапряжения физиологическим системам организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Такая стратегия способствует сохранению ресурсов организма.3.Соблюдение режима труда, отдыха, питания с учетом не только возрастных особенностей человека, но и природно- климатических (сезоны года, температурный режим) условий.4.Необходимое для обеспечения долговременной адаптации человека в экстремальных условиях поддержание не только достаточно высокого уровня физического состояния, но и характера социально значимой мотивации и сохранения здорового морального климата в коллективе. Систематичность выполнения физических упражнений обеспечивает переход срочных приспособительных реакций в долговременную адаптацию. В основе долговременной адаптации лежит усиленный адаптивный синтез белка, ведущий к увеличению мощности функционирующих клеточных структур. Эти изменения происходят главным образом в восстановительном периоде после повышенной физической активности. Именно в этот период наблюдается - суперкомпенсация энергетических ресурсов, затраченных во время физической активности. Если через определенный период нагрузка не повторяется, то возвращается исходное состояние, устраняются сверхвосстановленные запасы источников энергии. Положительный эффект отмечается только тогда, когда действие одного занятия сочетается с действием следующего. Бодрое настроение во время и после выполнения физических упражнений основываются на образовании в организме эндорфинов. Долговременная адаптация к определенному повторяющемуся воздействию нагрузки связана с развитием клеточных структур, но лишь при постоянном увеличении нагрузки. Если она остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится малоэффективным. Поэтому необходимость в постепенном увеличении физической нагрузки - важное условие организации оздоровительной направленности физкультуры. Нарушение принципа постепенности в физической тренировке может не только не дать желаемого оздоровительного эффекта, но и привести к серьезным нарушениям здоровья. Лишь строго индивидуальный подход к постепенному повышению нагрузки обеспечит успех.
Принцип индивидуальности - Адаптация разных испытуемых к одной и той же программе нагрузок будет разной. Колебания интенсивности клеточного развития, обмена веществ и нервной регуляции также обусловливают значительные индивидуальные различия. Именно эти различия объясняют, почему у одних людей наблюдаются значительные улучшения после занятий по данной программе тренировочных нагрузок, а у других после такой же программы улучшения минимальны или их вообще нет. Именно поэтому любая программа тренировочных нагрузок должна учитывать специфические потребности и способности отдельных испытуемых.
Укажите цель этапа углубленного разучивания двигательного действия. Перечислите особенности методики, укажите основные ошибки, возникающие на данном этапе и пути их исправления. Укажите, каким образом осуществляется дозирование нагрузки, контроль и оценка на данном этапе.
Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
Основные задачи. 1 Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2 Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3 Устранить мелкие ошибки в технике.
Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе используется комплекс разнообразных средств. 1 Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2 Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета. 3 Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, иначе произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Методы: - метод расчлененного обучения, - метод целостного обучения, - методы развития физических качеств. К числу сравнительно часто допускаемых здесь ошибок относятся следующие. 1. Расхождения между сформированными представлениями о действии и двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. Частной причиной расхождений может быть несоответствие между фактическими параметрами совершаемых движений и их субъективным отображением в сознании исполнителя. Пути устранения несоответствия : Это в первую очередь систематическое сопоставление инструкции, и регистрируемых данных о фактических параметрах совершаемых движений. 2. Нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий. Хотя формируемое двигательное умение на втором этапе меньше поддается влиянию утомления, но большое число повторений, очень большие интервалы между занятиями могут быть причинами ухудшения качества действия. Чтобы избежать этого: нужно соблюдать указанные правила регламентации режима упражнений. 3. Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений. Важно учитывать, что формирование техники действия на втором этапе необходимо теснее связывать с повышением уровня проявления функциональных возможностей организма, иначе будет тормозиться развитие Двигательных способностей и техника движений окажется приспособленной к заниженному уровню их проявления. Установка должна быть на точность движений и др (слаженность, ритмичность и т. п.), для чего важно четко оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием наглядных критериев.