Показатели радиационной безопасности
Перечень радионуклидов, подлежащих нормированию и контролю, устанавливается в «Республиканских допустимых уровнях содержания радионуклидов в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99)» (Гигиенический норматив 10-117-99). Превышение регламентируемых уровней содержания радионуклидов в продуктах питания дает основание для уполномоченных на то органов запретить реализацию населению данных продуктов через торговую сеть в сеть общественного питания.
Радиационная безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов определяется их соответствием допустимым уровням удельной активности радионуклидов цезия-137 и стронция-90 (в Бк/кг или Бк/л).
Радионуклид 137Cs имеет период полураспада 30 лет. Большинство химических соединений 137Cs растворимы в воде, поэтому хорошо всасываются в желудочно-кишечном тракте, разносятся кровью по организму и быстро выводятся из него. 137Cs является аналогом калия и, обладая большой подвижностью, поступает в растения. С кормом, водой, почвой, воздухом 137Cs поступает в организм животных в основном через пищеварительный тракт и дыхательные пути. С продуктами питания животного и растительного происхождения, а также с водой и воздухом 137Cs попадает в организм человека. Характер метаболизма 137Cs своеобразен, сходен с обменом калия и определяется его физико-химическими свойствами. Отмечена исключительно высокая скорость обмена радиоизотопа в звене кровь – органы – ткани. Быстрое снижение концентрации его в крови после поступления в нее объясняется тем, что происходит, с одной стороны, интенсивное включение элемента в органы и ткани, а с другой – выведение через экскреторные органы или молочную железу. У животных 137Cs больше всего деионизируется в мышцах, сердце, печени, почках и меньше – в коже, крови, жировой ткани. Основное количество 137Cs накапливается в мышечной ткани (более 80%).
Радионуклид 90Sr – β-излучатель, имеющий период полураспада 28 лет. Являясь аналогом кальция, стронций при поступлении в организм включается в минеральный обмен, соединения его растворимы в воде. 90Sr включается в компоненты биосферы (почву, воду, растения, животных), мигрирует по биологическим цепочкам и с продуктами растительного и животного происхождения может попадать в организм человека. В организме 90Sr хорошо всасывается в желудочно-кишечном тракте, значительные количества его откладываются в скелете. Это приводит к облучению не только самих костей и костного мозга, но и других тканей.
Вопрос 5.
Упаковка как фактор сохранения качества товаров (функции,
классификация, требования, предъявляемые к упаковке товаров)
Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции (транспортирование, хранение и реализация).
Тара– основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
Функции упаковки:
1. Предохранение товаров от воздействий внешней среды.
2. Защита товара от влияния других товаров.
3. Обеспечение условий для сохранения количества и качества товаров на всем пути товародвижения.
4. Придание товарам необходимой мобильности.
5. Носитель маркировки или красочного оформления товара, способствование потребительским предпочтениям.
Требования, предъявляемые к упаковке товаров
1. Безопасность определяется недопустимостью перехода в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой, вредных для организма веществ.
2. Надежность. Упаковка должна сохранять механические свойства и герметичность в течение установленного для продукта времени годности или гарантийного срока хранения.
3. Совместимость. Упаковка не должна изменять потребительские свойства товаров.
4. Взаимозаменяемость.Упаковка одного вида может заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению (ящики могут быть заменены контейнерами или картонными коробками; металлические банки – стеклянными банками с металлическими крышками и др.).
5. Экологичность. Упаковка не должна наносить существенного вреда окружающей среде при использовании и утилизации.
6. Эстетичность. Упаковка должна быть привлекательной, красочно оформленной, узнаваемой.
7. Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации. Затраты на упаковку должны быть экономически обоснованы и целесообразны.
8. Эргономичность. Упаковка должна быть быть легкой и удобной для транспортирования, обеспечивать потребителю дополнительные удобства при использовании.