Маркировка и учет перекладываемых плетей
7.4.1 При замене короткой плети с боковым износом на новую плеть или старогодную плеть, снятую с прямого участка пути или с пологой кривой, маркировка наносится в том же порядке в начале и конце плети. При этом указывается номер РСП, номер плети по сварочной ведомости, длина переложенной плети, номер плети по проекту с указанием сторонности, наработанный тоннаж (для старогодной плети), дата укладки, температура закрепления плети.
При перекладке плетей с наружной стороны на внутреннюю и наоборот маркировка наносится в том же порядке.
В случае, если перекладывается не вся плеть, а ее часть, маркировка наносится на обоих концах (12,5 м от конца) как на неперекладываемой, так и на перекладываемой частях плетей. При этом указываются новые длины плетей (не переложенной и переложенной), записывается дата перекладки, температура закрепления. Номер плетей остается прежний, но к длине переложенной плети, буквой «П» добавляется перекладка. Например, плеть длиной 800 м имела на концах маркировку:
21 – 372 – 800,00 – 4915П – 15.05.06 – 33Е.
После перекладки с заменой рабочего канта ее половины (380 м) маркировка не переложенной 420 м и переложенной 380 м частей плети будет иметь вид:
не переложенной
21 – 372 – 420,00 – 4915П – 15.05.06 – 33Е;
переложенной
21 – 372 – 380,00П – 4915П – 15.06.11 – 35Н.
В Журнале учета службы и температурного режима рельсовых плетей после их перекладки (замены) записываются: дата перекладки, границы перекладки, длины переложенных плетей, сторонность, температура закрепления плетей после перекладки и способ ввода их в оптимальную температуру закрепления.
7.4.2 Рельсовые плети, переложенные с заменой рабочего канта, в число дефектных по дефекту 44 и в протяжение пути с боковым износом по форме ПО-1 не включаются, однако учитываются по форме АГО-1, а в АГУ-4 в приведенном износе боковой износ учитывается черным цветом в зависимости от градации.
7.4.3 Уложенные рельсовые плети с переменой рабочего канта отражаются в форме АГУ-4 посредством окрашивания прямоугольника желтым цветом с нанесением черных наклонных полос в строке «Тип рельса». При перекладке плети с заменой рабочего канта по одной рельсовой нити окрашивается желтым цветом с нанесением черных наклонных полос только половина прямоугольника.
Смена рельсовых плетей по обеим рельсовым нитям старогодными плетями без перемены рабочего канта отражается прямоугольником желтого цвета, при смене плетей по одной нити желтым цветом окрашивается половина прямоугольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИНСТРУКЦИИ
Термин | Содержание | Обозначения |
Анкерный участок | Участок пути с закреплением рельсовых плетей, препятствующий продольному смещению концов плети при ее растяжении для ввода в оптимальную температуру закрепления, определяемый усилием растяжения плети и сопротивлением продольному сдвигу пути в границах анкерного участка | |
Бесстыковой путь | Железнодорожный путь со сварными рельсовыми плетями, у которых при изменениях температуры удлиняются или укорачиваются концевые участки длиной до 50-70 м, а на остальном протяжении возникают продольные силы, пропорциональные изменениям температуры | |
Выброс пути | Резкое нарушение продольной устойчивости бесстыкового пути под действием сжимающих продольных температурных сил и сил угона пути при отсутствии поездной нагрузки. Проявляется в виде многоволнового искривления рельсошпальной решетки в плане на длине от 20 до 40 м со стрелой основной волны 250¸600 мм и длиной волны в прямых участках пути 6¸15 м и в кривых - 9¸20 м | |
Гидравлическое натяжное устройство | Устройство, предназначенное для натяжения плетей при принудительном вводе их в оптимальную температуру закрепления | ГНУ |
Длинная рельсовая плеть | Плеть, изготовленная путем сварки двух и более коротких плетей, в том числе равной длине блок-участка, перегона, или неограниченной длины | |
Длинные рельсы | Рельсы длиной более 25,0 м (50,0 м; 100,0 м) | |
Допустимое повышение температуры | Нормативное значение наибольшего повышения температуры рельсов по сравнению с температурой закрепления, при котором обеспечивается необходимый запас устойчивости бесстыкового пути против выброса | [Dtу] |
Допустимое понижение температуры | Нормативное значение наибольшего понижения температуры рельсов по сравнению с температурой закрепления, при котором обеспечивается необходимый запас прочности на растяжение подошвы рельса при совместном действии температурных и поездных нагрузок | [Dt р] |
Допускаемая температурная сила | Наибольшее значение продольной силы в рельсовых плетях, при котором обеспечивается (с необходимыми запасами) устойчивость пути, прочность рельсов и стыковых болтов | [Nt] |
Допускаемое температурное напряжение | Наибольшее значение температурного напряжения, которое может быть допущено в бесстыковом пути с учетом действия поездных нагрузок и необходимого запаса прочности рельсов | [st] |
Дышащий конец плети | Концевой участок плети длиной, как правило, до 50-70 м, а в регионах с суровым климатом, в котором частично реализуются продольные перемещения, обусловленные сезонными и суточными перепадами температур – до 70-80 м | |
Инвентарные рельсы | Многократно используемые короткие (12,5 - 25,0 м) одиночные рельсы, на которых собирается и укладывается в путь рельсошпальная решетка; впоследствии заменяются плетями бесстыкового пути | |
Изменение температуры рельсовой плети | Величина нагрева или охлаждения рельсовых плетей по сравнению с температурой закрепления | ±Dt |
Короткая рельсовая плеть | Плеть длиной 800 м и менее | |
Критическое повышение температуры | Наибольшее повышение температуры, по сравнению с температурой закрепления, после которого бесстыковой путь теряет устойчивость | Dt к |
«Маячная» шпала | Специально обустроенная шпала, используемая для контроля продольных подвижек рельсовой плети | |
Нагревательная установка | Установка, предназначенная для удлинения плетей путем их нагрева при вводе их в оптимальную температуру закрепления | НУ |
Оптимальная температура закрепления | Значение температуры закрепления, при которой обеспечивается не только прочность рельсов, рельсовых стыков и устойчивость пути, но и создаются наиболее благоприятные условия для проведения текущих и ремонтных работ | Dt опт |
Оптимальный интервал температуры закрепления плетей | Диапазон температуры закрепления, при котором обеспечиваются требования по прочности, устойчивости пути и благоприятные температурные условия для выполнения текущих и ремонтных работ при его эксплуатации | Dt опт±5 |
Принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления | Удлинение плети нагревательным или гидравлическим растягивающим устройством на величину, соответствующую поднятию ее температуры до оптимальной | |
Продольные температурные деформации пути | Перемещения отдельных сечений или всей рельсовой плети по скреплениям или (вместе со шпалами) по балласту вдоль оси пути при изменениях температуры | ±Dlt |
Разрядка температурных напряжений | Процесс освобождения плети от температурных напряжений (при перезакреплении плетей на постоянный режим эксплуатации, при подготовке к ремонтным работам в жаркое время и т.д.) | |
Расчетная амплитуда температур | Сумма абсолютных значений расчетных максимальной и минимальной температур рельсов в конкретном географическом пункте | TA |
Расчетный интервал температур закрепления | Диапазон температур закрепления, в котором обеспечивается необходимая устойчивость рельсовых плетей при повышении температуры и прочность плетей при ее понижении | [Dt з] |
Расчетная максимальная температура | Наибольшая температура рельсов, возможная в данном географическом пункте. Принимается для открытых участков на 20 °С выше наибольшей температуры воздуха | tmax max |
Расчетная минимальная температура | Наименьшая температура рельсов, возможная в данном географическом пункте | tmin min |
Регулировка напряжений | Процесс перераспределения напряжений на ограниченном протяжении плети | |
Рельсовая вставка | Рельс длиной не менее 8 м без болтовых отверстий | |
Временный рельс | Рельс длиной 8-11 м с болтовыми отверстиями, используемый для временного восстановления плетей | |
Рельсовая плеть | Рельс, имеющий длину более 100 м, изготовленный сваркой более коротких рельсов | |
Сдвиг пути | Искривление рельсошпальной решетки под действием поперечных составляющих от суммарных продольных температурных и поездных сил (силы тяги, угона, торможения, боковые силы) – на величину, как правило, 150¸400 мм со смещением максимальной стрелы сдвига по ходу движения поезда | |
Старогодная плеть | Рельсовая плеть, сваренная из старогодных отремонтированных рельсов, или повторно укладываемая в путь | |
Створ | Леска, натянутая поперек пути, между двумя расположенными друг напротив друга реперами (специально установленные столбики, опоры контактной сети и др.) | |
Стрела искривления | Наибольшее поперечное отклонение изогнутой оси пути от ее положения до «выброса» | f |
Температура воздуха | Температура окружающей путь атмосферы, измеряемая на высоте 2 м над поверхностью земли (на метеостанциях и в других местах) | tв |
Температура закрепления (нейтральная температура) плети | Температура рельсовой плети, при которой температурная сила (температурное напряжение) в плети равно нулю. | tз |
Температура рельсов | Температура рельсов в процессе изготовления плетей, укладки и эксплуатации, измеряемая непосредственно на рельсах (в летнее время обычно выше температуры воздуха) | tp |
Температурная сила | Продольная сила, возникающая и действующая в рельсовой плети при изменениях температуры по сравнению с температурой закрепления | ±Nt |
Температурное напряжение | Температурная сила, отнесенная к единице площади поперечного сечения рельса | ±st |
Угол в плане | Постепенно нарастающее под воздействием многократной поездной нагрузки, а также продольных сил, как правило, одноволновое несимметричное искривление рельсошпальной решетки с максимальной стрелой до 150 мм | |
Угон плети | Остаточные перемещения отдельных сечений или всей плети вдоль оси пути, накапливающиеся при проходе поездов в случае слабого ее закрепления | Dlу |
Ударный механизм с клиновым упором | Механизм, предназначенный для ударного направленного воздействия на участок плети при вводе плетей в оптимальную температуру закрепления | |
Уравнительный прибор | Подвижный рельсовый стык особой конструкции для соединения рельсовых плетей на мостах, допускающий продольные перемещения до 750 мм конца одного рельса относительно другого | |
Уравнительный пролет | Участок между концами стыкуемых рельсовых плетей, включающий несколько пар уравнительных рельсов и предназначенный для компенсации за счет стыковых зазоров изменения длины концевых участков плетей при изменении температуры | |
Уравнительные рельсы | Рельсы, укладываемые в уравнительный пролет | |
Уравнительный стык | Подвижный рельсовый стык особой конструкции для соединения рельсовых плетей на мостах или со стрелочными переводами, допускающий продольные перемещения конца одного рельса относительно другого (±270 мм – на мостах, ±50 мм – перед стрелочными переводами) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЖУРНАЛ УЧЕТА СЛУЖБЫ И ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ (ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ) ВСЖД ж.д., 8 дистанция пути, 1 линейный участок Назначение пути: Главный, приемоотправочный, станционный II путь.Минимальный радиус в пределах плети 600 м Наибольший спуск (подъем) в пределах плети 10 ‰ Номер плети по укладочному плану (по проекту) 15Л Начало плети: 158 км, пк4+43,6 м Конец плети: 159 км, пк2+43,0 м Длина плети 799,45 м Рельсы: тип Р65. новые, старогодные (подчеркнуть). Способ термообработки: термоупрочненные. Завод-изготовитель НТМК. Дата выпуска рельсов XI.2011 г. Тоннаж, пропущенный до сварки рельсов в плети (для старогодных рельсов) или повторной укладки плетей -0 млн. т брутто. Место сварки плети - РСП-48. Дата сварки 15.05.2012 г. Номер плети по ведомости РСП-361. Наличие в плети стыков, сваренных в пути - нет. Тип скреплений (___________) Оптимальная температура закрепления плети: +35°С, расчетный интервал температур закрепления - от +5 до +41°С. Тип подвижного состава (_____________), скорости движения (____________). |
Указания к ведению журнала
1. Журнал составляется на каждую короткую плеть, ведется дорожным мастером и техником участка и хранится на линейном участке. Второй (контрольный) экземпляр Журнала в электронной и бумажной версиях хранится в техническом отделе дистанции пути и заполняется инженером технического отдела, ведущим вопросы бесстыкового пути. Выписки из Журнала учета службы и температурного режима каждой рельсовой плети выдаются техническим отделом дистанции пути как вкладыш в книгу проверок по форме ПУ-28 для контролеров состояния железнодорожного пути, бригадиров пути, дорожных мастеров, начальников участков, эксплуатирующих бесстыковой путь с допустимыми отклонениями температур рельсовых плетей при производстве работ от температуры их закрепления.
2. Все листы Журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью, а в конце журнала должна быть запись об общем числе листов.
3. Журнал ведется с момента укладки до снятия плетей при реконструкции, капитальных ремонтах и сплошной замене рельсов. Все записи в Журнале ведутся четко и аккуратно шариковой ручкой с синей или черной пастами. Не допускается использование карандаша и корректирующей жидкости.
4. Записи начального температурного режима и последующих его изменений для каждой плети (отдельно для левой и правой плетей) выполняют в отдельных графах.
5. Номера плетей записывают в соответствии с номерами, указанными в проекте (в укладочном плане), с отметкой Л или П (левая по счету километров или правая).
6. В Журнал заносят работы, которые влияют на температурный режим плети и на ее напряженное состояние: разрядка температурных напряжений с указанием способа (нагрев, растяжение, применение роликов или прокладок), восстановление целостности рельсовых плетей (с указанием зазора и температуры при их разрыве), смена уравнительных рельсов с указанием длин и температуры рельсов, ликвидация угона, все работы с применением путевых машин (табл. 4.2.) с указанием температуры рельсов в начале и конце работы, а также длин участков раскрепления в соответствии с п. 4.4.9.
7. Температурой закрепления и перезакрепления плети (короткой) считается средняя между измеренными в начале и конце ее закрепления.
8. При окончательном восстановлении целостности плетей сваркой записывается способ сварки (электроконтактная (ПРСМ) или алюминотермитная) и номера сваренных стыков раздельные для каждого из способов сварки.
9. Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей проверяется начальником участка ежеквартально, а руководством дистанции пути во время весеннего и осеннего осмотров пути с обязательной их отметкой о проверке.
10. Журналы ведутся отдельно по левой и правой нитям.
Дата | Темпе-ратура рель-сов, °С | Наименование работ | Длины, м: участка ослабления плети; вырезаемой части плети; рельсовой вставки, ввариваемой в плеть | Длина уравни-тельных или временных рельсов, м | Зазор в стыках уравнительных или временных рельсов, мм | Должность и подпись руководи-теля работ, техника пути | Примечание | ||
перед началом плети | за кон-цом плети | в начале | в конце | ||||||
27.04.2008 г. | +10 | Укладка плетей | Вся плеть 800,00 | 12,50 | 12,50 | ПЧЗ Иванов Техник дистанции пути Сергеев | Специальный удлиненный рельс (12,62 м) | ||
12,62 | 12,62 | ||||||||
12,50 | 12,50 | ||||||||
06.05.2008 r. | +35 | Разрядка напряжений с постановкой плети на ролики и закрепление ее на постоянный режим эксплуатации | 800,00 | 12,50 | 12,50 | ПЧЗ Иванов Техник дистанции пути Сергеев | Плеть удлинилась на 231 мм. Расчетное удлинение 236 мм | ||
12,50 | 12,50 | ||||||||
12,50 | 12,50 | ||||||||
25.01.2011 г. | -27 | Временное восстановление после излома | 9,00*) | 9,00**) | - | ПД Серегин Техник дистанции пути Сидоров | Км, пк | ||
27.04.2011 г. | +12 | Окончательное восстановление плети сваркой машиной ПРСМ - 2-х стыков №63 и №64 | Последние 147,00 11,00***) | 12,50 | 12,50 | ПЧУ Петров Техник дистанции пути Сидоров | Освобожденный участок укоротился на 34 мм. Расчетное укорочение 40 мм | ||
12,50 | 12,54 | ||||||||
12,50 | 12,50 | ||||||||
06.05.2011 г. | +34 | Разрядка напряжений после восстановления с постановкой на ролики | Конец плети 200,00 | 12,50 | 12,50 | ПЧЗ Алексеев Техник дистанции пути Сидоров | Конец плети удлинился на 46 мм. Расчетное удлинение 51 мм | ||
12,50 | 12,58 | ||||||||
12,50 | 12,50 | ||||||||
20.09.2011 г. | +25 | Разрядка напряжений перед очисткой щебня машиной ЩОМ-Д | Вся плеть 800,00 | 12,50 | 12,50 | ПЧЗ Иванов Техник дистанции пути Сергеев | Плеть укоротилась на 81 мм. Расчетное укорочение 85 мм | ||
12,50 | 12,58 | ||||||||
12,50 | 12,50 | ||||||||
20.04.2015 | +25 | Весенний осмотр бесстыкового пути на основании распоряжения ОАО «РЖД» от 26.03.2015 г. №4714 | 800,00 | 12,50 12,50 12,50 | 12,50 12,58 12,50 | ПД Серегин | |||
20.06.2014 г. | +32 | Работа машины Дуомат (от км, ПК до км, ПК) | 800,00 | 12,50 12,50 12,50 | 12,50 12,58 12,58 | ПД Серегин Техник дистанции пути Сидоров | |||
26.08.2015 г. | +25 (tзф= 270С) | Подвижки плетей на участке: 158 км пк5-пк10 Максимальные до 10 мм | 500,00 | - | - | - | - | ПЧУ Петров | Изменение температуры закрепления плети в сторону понижения на 80С tзф=35-8=270С |
30.08.2015 г. | +29 | В пределах пк5-пк10 выполнена регулировка напряжений в плетях | 500,00 | - | - | - | - | ПЧУ Петров | Восстановлена оптимальная температура закрепления |
25.10.2015 г. | +35 | Введение плети в оптимальный температурный интервал после очистки щебня с использованием растягивающего прибора (ГНУ) | 800,00 | 12,50 12,50 12,50 | 12,50 12,58 12,50 | ПД Петров Техник дистанции пути Сидоров | Плеть удлинилась на 89 мм. Расчетное удлинение 94 мм |
Примечание: *) - длина вырезаемого из плети рельса, м;
**) –длина временного рельса;
***) - длина рельсовой вставки (рельса), ввариваемой в плеть
ПРИЛОЖЕНИЕ 3