Групповые тактические действия
Групповые тактические действия - это действия двух (связка) или трех игроков, направленные на решение конкретных атакующих задач. Их эффективность определяется творческим взаимодействием игроков, основанным на большом взаимопонимании и высоком индивидуальном исполнительском мастерстве. К групповым тактическим действиям относятся всевозможные передачи шайбы иразличные тактические комбинации, связанные с организацией, развитием и завершением атаки.
Передача шайбы- одно из наиболее важных средств атакующих действий, так как ее движение намного быстрее движения игрока.
|С помощью передачи можно обыграть несколько игроков противника, улучшить игровую ситуацию, создать численный перевес и острый момент у ворот противника. Передачи подразделяются по направленности (продольные, диагональные, поперечные, по льду, надо льдом), расстоянию (короткие, средние, длинные), способу выполнения (ударом, броском, подкидкой, оставлением, подпуском, в одно касание, коньком), нацеленности (в клюшку, игрока, на свободное место), условию выполнения (в процессе ведения, обводки, в силовом единоборстве, при имитации броска в ворота, в движении, с места, с использованием борта). Однако эффективность выполнения большого многообразия всех
. Передач зависит от точности, своевременности, неожиданности И скрытности.
Точность передач определяется зрительно-моторной координацией на основе их точного дифференцирования по силе, времени и пространству.
Своевременность передач связана с оценкой игровой ситуации, скорости перемещения выполняющего и принимающего передачу, реальной готовности к приему передачи партнера.
Неожиданность и скрытность передач в современном хоккее приобретают особую значимость как необходимость повышения ее эффективности в условиях повышающейся плотности оборонительных построений и увеличения количества и жесткости силовых единоборств. С этой целью передачу следует выполнять коротким кистевым движением, по существу, исключив подготовительную фазу: до и в ходе ее выполнения использовать отвлекающие - обманные действия; передачу производить в процессе выполнения обводки, имитации броска в ворота, торможения, силового единоборства.
На основе передач осуществляются различные групповые тактические взаимодействия - комбинации.
«Скрещивание» проводится партнерами при смене мест без шайбы и с шайбой с целью освобождения от опеки и выхода на ударную позицию. Скрещивание делается с таким расчетом, чтобы навести друг на друга опекунов. При этом в зависимости от ситуации шайба может быть передана партнеру, а может быть оставлена у игрока, владевшего ею.
«Стенка» - это взаимодействие игрока с партнером, направленное на обыгрывание игроков противника и создание острого продолжения атаки. Ее основная суть заключается в передаче шайбы партнеру, выходе из-под опеки на свободное место и оставлении опекуна сзади, обратное получение шайбы от партнера, сыгравшего в «одно касание». Комбинация очень проста, и ее эффективность зависит от быстроты и согласованности в действиях
партнеров.
Оставление шайбы используется как эффективное взаимодействие и для обострения атакующих действий. Хоккеист, владеющий шайбой, смело идет на обострение, вытягивая на себя игроков противника. Как только у него начинают активно отбирать шайбу, он скрытым движением оставляет ее партнеру, следующему за ним на игровом расстоянии, а сам входит в контакт с противником, уводя его в сторону, создавая благоприятные условия партнеру для продолжения атаки.
Пропуск шайбы - комбинация, которая успешно используется в средней зоне для входа в зону нападения и непосредственно
в ней. „ „
Игрок (3) делает передачу партнеру (7), который, осуществляя маневр, уводит за собой противника в центр, пропускает шаиоу защитнику (2), внезапно открывающему по борту и беспрепятственно входящему в зону нападения (рис. 168).
Заслон - групповое тактическое взаимодействие, позволяющее обыгрывать соперника на ограниченном участке площадки, в условиях плотной и жесткой опеки.
Основная часть заслона заключается в следующем: игрок без шайбы целенаправленным расположением или передвижением загораживает путь игроку противника, опекавшему партнера, и тем самым дает ему возможность освободиться от опеки и выйти на ударную позицию. При этом игрок, поставивший заслон, также идет атаковать ворота.
Командные тактические действия в нападении
Командные атакующие действия базируются на индивидуальных и групповых и включают в себя контратаку (быстрое нападение) с места отбора шайбы и атаку (постепенное нападение), которые могут переходить в атаку с хода и позиционное нападение с розыгрышем шайбы в зоне противника (рис. 169).
Эффективность атакующих действий определяется реализацией ряда общих методических положений - принципов:
• эффективность атакующих действий определяется быстротой перехода от обороны к атаке, когда противник не успевает организовывать оборонительные порядки;
• атака должна быть скоротечной, что возможно лишь на основе реализации суммы скоростей игроками атакующей команды (скорость маневра, быстрота выполнения передач и приема шайбы, быстрота выполнения завершающих бросков, оперативность игрового мышления, взаимопонимание партнеров);
• в атаке принимают участие все полевые игроки. Рациональное использование в атаке каждого игрока, в том числе активное подключение в атаку защитников, значительно увеличивает атакующую мощь команды;
• разумное сочетание и оптимальное соотношение индивидуальных и коллективных тактических действий, когда игра каждого хоккеиста направлена на решение главных задач команды, и вместе с тем предоставляется возможность творческого проявления самостоятельных решений в использовании своих «фамильных» технико-тактических приемов;
• постоянная нацеленность всех хоккеистов на взятие ворот, для этого надо стремиться идти кратчайшим путем к воротам противника, активно использовать добивания, подправления и помехи вратарю.
Контратака
Как отмечалось выше, эффективность атакующих действий во многом зависит от быстрого перехода от обороны к атаке. Атакующие действия начинаются сразу после отбора шайбы в любой зоне хоккейной площадки. Поэтому очень важно, чтобы уже в построении обороны были предусмотрены возможные варианты выхода в контратаку. Первоочередная задача организации контратаки сводится к созданию численного превосходства атакующих у ворот противника. Это возможно при условии выполнения своевременной и точной, продольной или диагональной передачи (первого паса), отыгрывающей ряд игроков противника.
Эффективность такого паса во многом зависит от игрока, владеющего шайбой и 3-4 открывающихся. Для этого игрок, овладевший шайбой в отборе, должен быстро «оторваться» от соперников, перейти в движение лицом к воротам противника, быстро оценить обстановку и отдать нацеленный пас одному из открывшихся партнеров.
Контратака может проводиться во всех трех зонах: зоне защиты, средней зоне и зоне нападения. В своем протекании из зоны защиты она имеет выраженные три фазы:
1) организация или начало контратаки, определяемое с момента отбора шайбы и начала организованных действий по выходу из зоны;
2) развитие атаки, т. е. прохождение средней зоны и организация и вход в зону нападения;
1 3) завершение атаки - действия, непосредственно направленные I на взятие ворот (острые передачи, броски, удары, добивания, подправления, обводка).
Контратака в зоне нападения, как правило, протекает особенно быстро и эффективно, так как противник потерял шайбу, находясь в стадии организации атаки и не готов к организационной обороне.
Задача контратакующих быстро и кратчайшим путем атаковать ворота противника. Для этого игрок, овладевший шайбой, в отборе сам стремится атаковать ворота и 2-3 его партнера быстро открываются на ударные позиции. После броска идут на добивание или подбор шайбы.
Контратака из зоны защиты. Контратака с созданием численного преимущества атакующих или равенства возможна лишь в том случае, если противник, находясь в позиционной атаке, грубо ошибся, или, потеряв шайбу и начав активный отбор, отыгрался одним или несколькими игроками. Игрок, овладевший шайбой, мгновенно начинает организацию атакующих действий. В противном случае, когда не представляется возможным отыграть у противника сразу одного или несколько игроков и противник проводит организованный отбор, контратака не получилась. Тогда начинается постепенное нападение, для которого характерна более продолжительная по времени и тщательная по подготовке фаза организации атаки.
Ниже рассматриваются некоторые варианты организации контратаки и атаки из зоны защиты.
Наиболее часто применяемый в нашем хоккее вариант организации атаки с выходом из зоны через крайнего нападающего (рис. 170). Шайбой овладел защитник (5), его атакует нападающий
противника. Он быстро отдает пас за ворота партнеру (4). Тот принимает и отдает точную передачу открывающемуся назад на ползоны крайнему нападающему (7), который без задержки переводит шайбу на противоположный фланг крайнему нападающему (8), а тот - выходящему по центру центральному нападающему (9). В этом варианте он может выйти против одного игрока противника и вратаря или против одного вратаря.
Успешное выполнение этого варианта зависит от быстроты и согласованности в действиях хоккеистов и особенно от синхронности и четкости в действиях защитника (4) и крайнего нападающего (7).
Вариант организации атаки с выходом из зоны крайних нападающих показан на рисунке 171.
Овладевший шайбой защитник (5) отдает передачу за ворота защитнику (4), который мгновенно «обработав» шайбу, делает острую продольную передачу отбивающему в центр в среднюю зону крайнему нападающему (7). В момент приема шайбы защитником (4) крайний нападающий (8) открывается на дальнем борту, а центральный нападающий (9), освобождаясь от опеки, смещается на фланг на место крайнего нападающего (7).
Контратака из средней зоны. В современном хоккее контратаке из средней зоны («короткой») придается большое значение, так как она наиболее остра и преимущественно проводится тогда, когда противник находится в движении «на противоходе» и не способен быстро организовать оборону.
Перехватив шайбу в результате организационного отбора на рубеже синей линии, защитник (4), находясь в движении вперед, делает острую передачу одному из открывающихся по своим местам к синей линии нападающих (рис. 172). После получения передачи нападающим все трое входят в зону противника и атакуют ворота с хода.
/мишки с хиии
Атаки с хода - это завершение контратак из зоны защиты и средней зоны, и несколько реже - постепенного нападения. Они характеризуются высокой скоростью атакующих действий, направленных на взятие ворот кратчайшим путем.
Рассмотрим один из вариантов атаки с хода при численном большинстве -3:2 (рис. 173), правый крайний нападающий (7), войдя на скорости в зону, идет на ворота, отвлекая на себя соперника. Затем отдает скрытый пас центральному нападающему (9), который в одно касание возвращает шайбу ему, после чего он атакует ворота сам или отдает острую передачу на дальнюю штангу выходящему крайнему нападающему (8).
Позиционное нападение
Позиционная атака с розыгрышем шайбы в зоне нападения осуществляется тогда, когда атака с хода не получилась или нападающие овладели шайбой в результате активного отбора.
Для достижения успехов позиционной атаки следует придерживаться следующих принципиальных положений:
изначальная расстановка игроков должна предусматривать расположение двух игроков на ближнем и дальнем «пятачках»;
атакующие постоянно двигаются, меняются местами, помогают друг другу, меняют фланг атаки, сохраняя глубину и ширину атакующих действий;
владеющий шайбой нападающий должен всегда стремиться обыграть противника на фланге, выходить в центр и угрожать
воротам;
все игроки должны быть постоянно нацелены на взятие ворот, открываться и выходить на ударную позицию для завершения атакующих действий, используя броски, добивания, подправления, помехи вратарю. Немаловажное значение имеют тактические взаимодействия игроков команды.
Первоначальное расположение игроков при организации позиционной атаки обычно следующее (рис. 174). Шайбой владеет крайний нападающий (8), находящийся в углу на левом фланге. Защитники располагаются на рубеже синей линии, закрывая зону. При этом один из них находится около левого борта, чуть впереди, другой - по центру несколько сзади. Центральный нападающий располагается на дальнем «пятачке», второй крайний нападающий (7) - на ближнем «пятачке». Крайний нападающий (8),
обыгрывая противника в центре, выходит на активную позицию, отвлекая на себя опекунов партнеров (9, 5, 7). Одновременно партнеры открываются для получения шайбы. В этом случае у нападающего (8) появляется возможность для нескольких острых продолжений атаки.
Игра при численном неравенстве противоборствующих команд
В настоящее время большое значение приобретает умение команды эффективно вести игру в неравночисленных составах; в численном меньшинстве и большинстве.
Игра в численном большинстве. Для успешного ведения игры в численном большинстве следует учитывать следующие методические положения:
в зоне защиты-
активный отбор шайбы и быстрый переход от обороны к атаке;
использование острого первого паса открывающимся в среднюю зону крайним и центральному нападающим;
подключение в атаку второго защитника;
в средней зоне (развитие атаки) -
использование длинных диагональных передач для смены фланга и использования всей ширины поля с целью образования неконтролируемых противником участков поля на синей линии;
вход в зону нападения осуществляется на высокой скорости индивидуально, передачей, реже пробросом шайбы 3-4 игроками;
в зоне нападения (завершение атаки) -
стремиться к успешному завершению атаки с хода путем создания численного превосходства на воротах противника за счет оптимального соотношения индивидуальных и коллективных действий;
в позиционной атаке, располагаясь на наиболее выгодных позициях, главным путем точных и своевременных передач, использования наведений и заслонов, разыграть «лишнего» игрока и завершить атаку броском в ворота;
нападающие постоянно нацелены на взятие ворот, используют помехи вратарю, добивания и подправления;
защитники, маневрируя на рубеже синей линии, стремятся выйти на ударную позицию, получить шайбу и атаковать ворота;
все хоккеисты стремятся вести игру на высокой, но контролиру-емой скорости, для того чтобы противник не успевал компенсировать быстротой перемещений недостающего игрока.
Успешная реализация численного большинства во многом определяется тактическими построениями, рационально используемыми с учетом игры команды противника.
В качестве примера можно привести следующие варианты тактики игры в численном большинстве.
На рисунке 175 показан один из вариантов оперативного входа в 3°ну нападения через подключение защитника (4). Защитник (5) при
выходе в среднюю зону совершает диагональную передачу крайнему нападающему (7), который делает резкий маневр в центр перед синей линией, уводит противника за собой и пропускает шайбу скрыто катящемуся по борту на высокой скорости защитнику (4), который беспрепятственно входит в зону нападения, и в зависимости от обстановки продолжает атакующие действия. „В это время остальные нападающие (8 и 9) «открываются» к синей линии по своим местам.
Игра в численном меньшинстве. При игре в численном меньшинстве команда преимущественно проводит оборонительные действия и лишь изредка - атакующие. Поэтому повышение надежности оборонительных действий - главная задача тактики игры в численном
меньшинстве.
В современном хоккее практикуется ряд тактических оборонительных систем при игре в численном меньшинстве 4:5 в зоне нападения и средней зоне. Ниже рассматривается одна из наиболее
широко практикуемых.
Система 1-3. При обороне по данной системе в зоне нападения и средней зоне вперед выдвигается один из нападающих (7) для опеки игрока соперника, владеющего шайбой (рис. 176). Его задача - мешать противнику организовать атаку. Для этого он перемещается в соответствии с движением шайбы и не должен быть обыгран. Защитники (5 и 4) опекают крайних нападающих соперника на флангах, а центральный нападающий (9) опекает соперника в центре площадки. Откатываясь по своим местам, они передают своих подопечных в случае их смены. Нападающий (') активно начинает отбирать шайбу у соперника после пересечения им красной линии.
На рубеже синей линии четверка выстраивает оборонительный заслон, вынуждающий противника сделать вбрасывание шайбы-
В случае отбора шайбы можно начать контратаку, «подержать» шайбу или просто ее отбросить в зону противника.
Оборона в численном меньшинстве в зоне защиты. При организации обороны в своей зоне, имея численное меньшинство (4:5), обычно обороняющиеся располагаются четырехугольником, придерживаясь зонного принципа.
Защитники располагаются у ворот, контролируя зону ближнего «пятачка», а нападающие - зоны на флангах и дальнего «пятачка» (рис. 177). Если шайбой владеет крайний нападающий противника, на него выходит защитник (4), а защитник (5), страхуя, контролирует его зону. Если шайба передана защитнику команды соперников, то на него выходит нападающий (7), а на опеку цент-
рального форварда противника переключается нападающий (9). При передаче шайбы другому защитнику, на него идет нападающий (9), а центрального контролирует 7.
При игре 3:5 обычно игроки обороняющейся команды располагаются в виде треугольника: два защитника сзади контролируют зону ближнего «пятачка» и один нападающий впереди. В этом случае обороняться сложно. Успех в оборонительных действиях обеспечивают высокая подвижность обороняющихся, согласованность и самоотверженность в их действиях.
В некоторых случаях, например при сильной игре вратаря и его хорошем взаимопонимании с защитником, игрокам обороняющейся команды целесообразно располагаться треугольником, направленным в обратную сторону, - один защитник сзади и два игрока впереди.
9.5. Техническая подготовка хоккеистов
Основу технической подготовки как одной из важных сторон системы формирования хоккеиста высокой квалификации составляет процесс обучения и совершенствования технических приемов игры. Успешность обучения во многом зависит от степени готовности обучаемых к овладению техническими приемами. Различают физическую, моторную и психическую готовность.
Недостаточная физическая подготовленность негативно отражается на эффективности освоения технических приемов. Например, успешное овладение приемами бега на коньках требует определенного уровня развития силы мышц и подготовки суставных связок ног.
С моторной готовностью связана быстрота овладения техническими приемами, которая определяется координацией движений и накоплением двигательного опыта. Их недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой с введением в нее соответствующих подводящих упражнений, более доступных обучаемым.
Психическая готовность определяется степенью мотивации к овладению техническими приемами как наиболее важной предпосылкой достижения конечной цели. Она определяется также устойчивостью интересов к занятию данным видом спорта, уровнем развития таких психических качеств, как настойчивость, решительность, смелость, инициативность.
Недостатки отдельных сторон подготовленности обучаемых следует учитывать в процессе обучения и с помощью соответствующих средств, методов и методических подходов воздействовать на факторы, их лимитирующие.
Рассмотренные в первом разделе общие положения по построению педагогического процесса по этапам обучения являются
основополагающими к обучению и совершенствованию различных технических и тактических приемов игры, которыми следует руководствоваться и которые следует творчески применять с учетом возрастных особенностей и подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, условий обучения и специфических особенностей конкретного приема, требующих соответствующих методик и методических подходов. Поэтому для более глубокого и детального представления о закономерностях обучения и совершенствования техническим приемам игры и применения их в практике работы тренеров-преподавателей необходимо рассмотреть так называемые частные методики обучения отдельным техническим приемам.