Групповые тактические действия

Групповые тактические действия - это действия двух (связка) или трех игроков, направленные на решение конкретных атакую­щих задач. Их эффективность определяется творческим взаимодей­ствием игроков, основанным на большом взаимопонимании и вы­соком индивидуальном исполнительском мастерстве. К групповым тактическим действиям относятся всевозможные передачи шайбы иразличные тактические комбинации, связанные с организацией, развитием и завершением атаки.

Передача шайбы- одно из наиболее важных средств атакующих действий, так как ее движение намного быстрее движения игрока.

|С помощью передачи можно обыграть несколько игроков про­тивника, улучшить игровую ситуацию, создать численный пере­вес и острый момент у ворот противника. Передачи подразде­ляются по направленности (продольные, диагональные, попереч­ные, по льду, надо льдом), расстоянию (короткие, средние, длинные), способу выполнения (ударом, броском, подкидкой, оставлени­ем, подпуском, в одно касание, коньком), нацеленности (в клюш­ку, игрока, на свободное место), условию выполнения (в процессе ведения, обводки, в силовом единоборстве, при имитации брос­ка в ворота, в движении, с места, с использованием борта). Од­нако эффективность выполнения большого многообразия всех

. Передач зависит от точности, своевременности, неожиданности И скрытности.

               
    Групповые тактические действия - student2.ru
  Групповые тактические действия - student2.ru
 
 
    Групповые тактические действия - student2.ru
 
    Групповые тактические действия - student2.ru
    Групповые тактические действия - student2.ru
 

Групповые тактические действия - student2.ru

Точность передач определяется зрительно-моторной координа­цией на основе их точного дифференцирования по силе, времени и пространству.

Своевременность передач связана с оценкой игровой ситуации, скорости перемещения выполняющего и принимающего передачу, реальной готовности к приему передачи партнера.

Неожиданность и скрытность передач в современном хоккее приобретают особую значимость как необходимость повышения ее эффективности в условиях повышающейся плотности оборони­тельных построений и увеличения количества и жесткости сило­вых единоборств. С этой целью передачу следует выполнять ко­ротким кистевым движением, по существу, исключив подготови­тельную фазу: до и в ходе ее выполнения использовать отвлекаю­щие - обманные действия; передачу производить в процессе вы­полнения обводки, имитации броска в ворота, торможения, сило­вого единоборства.

На основе передач осуществляются различные групповые так­тические взаимодействия - комбинации.

«Скрещивание» проводится партнерами при смене мест без шайбы и с шайбой с целью освобождения от опеки и выхода на ударную позицию. Скрещивание делается с таким расчетом, чтобы навести друг на друга опекунов. При этом в зависимости от си­туации шайба может быть передана партнеру, а может быть остав­лена у игрока, владевшего ею.

«Стенка» - это взаимодействие игрока с партнером, направ­ленное на обыгрывание игроков противника и создание острого продолжения атаки. Ее основная суть заключается в передаче шай­бы партнеру, выходе из-под опеки на свободное место и оставле­нии опекуна сзади, обратное получение шайбы от партнера, сыг­равшего в «одно касание». Комбинация очень проста, и ее эффек­тивность зависит от быстроты и согласованности в действиях

партнеров.

Оставление шайбы используется как эффективное взаимодей­ствие и для обострения атакующих действий. Хоккеист, владею­щий шайбой, смело идет на обострение, вытягивая на себя игро­ков противника. Как только у него начинают активно отбирать шайбу, он скрытым движением оставляет ее партнеру, следующе­му за ним на игровом расстоянии, а сам входит в контакт с против­ником, уводя его в сторону, создавая благоприятные условия парт­неру для продолжения атаки.

Пропуск шайбы - комбинация, которая успешно используется в средней зоне для входа в зону нападения и непосредственно

в ней. „ „

Игрок (3) делает передачу партнеру (7), который, осуществляя маневр, уводит за собой противника в центр, пропускает шаиоу защитнику (2), внезапно открывающему по борту и беспрепятствен­но входящему в зону нападения (рис. 168).

Групповые тактические действия - student2.ru

Заслон - групповое тактическое взаимодействие, позволяющее обыгрывать соперника на ограниченном участке площадки, в ус­ловиях плотной и жесткой опеки.

Основная часть заслона заключается в следующем: игрок без шайбы целенаправленным расположением или передвижением за­гораживает путь игроку противника, опекавшему партнера, и тем самым дает ему возможность освободиться от опеки и выйти на ударную позицию. При этом игрок, поставивший заслон, также идет атаковать ворота.

Командные тактические действия в нападении


Командные атакующие действия базируются на индивидуаль­ных и групповых и включают в себя контратаку (быстрое нападе­ние) с места отбора шайбы и атаку (постепенное нападение), которые могут переходить в атаку с хода и позиционное нападение с розыг­рышем шайбы в зоне противника (рис. 169).

Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Эффективность атакующих действий определяется реализаци­ей ряда общих методических положений - принципов:

• эффективность атакующих действий определяется быстротой перехода от обороны к атаке, когда противник не успевает органи­зовывать оборонительные порядки;

• атака должна быть скоротечной, что возможно лишь на осно­ве реализации суммы скоростей игроками атакующей команды (скорость маневра, быстрота выполнения передач и приема шай­бы, быстрота выполнения завершающих бросков, оперативность игрового мышления, взаимопонимание партнеров);

• в атаке принимают участие все полевые игроки. Рациональное использование в атаке каждого игрока, в том числе активное под­ключение в атаку защитников, значительно увеличивает атакую­щую мощь команды;

• разумное сочетание и оптимальное соотношение индивидуаль­ных и коллективных тактических действий, когда игра каждого хок­кеиста направлена на решение главных задач команды, и вместе с тем предоставляется возможность творческого проявления само­стоятельных решений в использовании своих «фамильных» техни­ко-тактических приемов;

• постоянная нацеленность всех хоккеистов на взятие ворот, для этого надо стремиться идти кратчайшим путем к воротам про­тивника, активно использовать добивания, подправления и по­мехи вратарю.

Контратака

Как отмечалось выше, эффективность атакующих действий во многом зависит от быстрого перехода от обороны к атаке. Атаку­ющие действия начинаются сразу после отбора шайбы в любой зоне хоккейной площадки. Поэтому очень важно, чтобы уже в построе­нии обороны были предусмотрены возможные варианты выхода в контратаку. Первоочередная задача организации контратаки сво­дится к созданию численного превосходства атакующих у ворот противника. Это возможно при условии выполнения своевремен­ной и точной, продольной или диагональной передачи (первого паса), отыгрывающей ряд игроков противника.

Эффективность такого паса во многом зависит от игрока, вла­деющего шайбой и 3-4 открывающихся. Для этого игрок, овла­девший шайбой в отборе, должен быстро «оторваться» от сопер­ников, перейти в движение лицом к воротам противника, быстро оценить обстановку и отдать нацеленный пас одному из открыв­шихся партнеров.

Контратака может проводиться во всех трех зонах: зоне защи­ты, средней зоне и зоне нападения. В своем протекании из зоны защиты она имеет выраженные три фазы:

1) организация или начало контратаки, определяемое с момента отбора шайбы и начала организованных действий по выходу из зоны;

2) развитие атаки, т. е. прохождение средней зоны и организа­ция и вход в зону нападения;

1 3) завершение атаки - действия, непосредственно направленные I на взятие ворот (острые передачи, броски, удары, добивания, под­правления, обводка).

Контратака в зоне нападения, как правило, протекает особенно быстро и эффективно, так как противник потерял шайбу, находясь в стадии организации атаки и не готов к организационной обороне.

Задача контратакующих быстро и кратчайшим путем атаковать ворота противника. Для этого игрок, овладевший шайбой, в отбо­ре сам стремится атаковать ворота и 2-3 его партнера быстро от­крываются на ударные позиции. После броска идут на добивание или подбор шайбы.

Контратака из зоны защиты. Контратака с созданием числен­ного преимущества атакующих или равенства возможна лишь в том случае, если противник, находясь в позиционной атаке, гру­бо ошибся, или, потеряв шайбу и начав активный отбор, отыграл­ся одним или несколькими игроками. Игрок, овладевший шайбой, мгновенно начинает организацию атакующих действий. В против­ном случае, когда не представляется возможным отыграть у про­тивника сразу одного или несколько игроков и противник прово­дит организованный отбор, контратака не получилась. Тогда на­чинается постепенное нападение, для которого характерна более продолжительная по времени и тщательная по подготовке фаза организации атаки.

Ниже рассматриваются некоторые варианты организации кон­тратаки и атаки из зоны защиты.

Наиболее часто применяемый в нашем хоккее вариант органи­зации атаки с выходом из зоны через крайнего нападающего (рис. 170). Шайбой овладел защитник (5), его атакует нападающий

Групповые тактические действия - student2.ru


Групповые тактические действия - student2.ru

Групповые тактические действия - student2.ru



Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru противника. Он быстро отдает пас за ворота партнеру (4). Тот принимает и отдает точную передачу открывающемуся назад на ползоны крайнему нападающему (7), который без задержки пере­водит шайбу на противоположный фланг крайнему нападающему (8), а тот - выходящему по центру центральному нападающему (9). В этом варианте он может выйти против одного игрока противни­ка и вратаря или против одного вратаря.

Успешное выполнение этого варианта зависит от быстроты и согласованности в действиях хоккеистов и особенно от синх­ронности и четкости в действиях защитника (4) и крайнего напа­дающего (7).

Вариант организации атаки с выходом из зоны крайних напа­дающих показан на рисунке 171.

Овладевший шайбой защитник (5) отдает передачу за ворота защитнику (4), который мгновенно «обработав» шайбу, делает острую продольную передачу отбивающему в центр в среднюю зону крайнему нападающему (7). В момент приема шайбы защит­ником (4) крайний нападающий (8) открывается на дальнем бор­ту, а центральный нападающий (9), освобождаясь от опеки, сме­щается на фланг на место крайнего нападающего (7).

Контратака из средней зоны. В современном хоккее контрата­ке из средней зоны («короткой») придается большое значение, так как она наиболее остра и преимущественно проводится тогда, когда противник находится в движении «на противоходе» и не способен быстро организовать оборону.

Перехватив шайбу в результате организационного отбора на ру­беже синей линии, защитник (4), находясь в движении вперед, делает острую передачу одному из открывающихся по своим местам к синей линии нападающих (рис. 172). После получения передачи нападаю­щим все трое входят в зону противника и атакуют ворота с хода.

/мишки с хиии

Атаки с хода - это завершение контратак из зоны защиты и сред­ней зоны, и несколько реже - постепенного нападения. Они харак­теризуются высокой скоростью атакующих действий, направлен­ных на взятие ворот кратчайшим путем.

Рассмотрим один из вариантов атаки с хода при численном боль­шинстве -3:2 (рис. 173), правый крайний нападающий (7), войдя на скорости в зону, идет на ворота, отвлекая на себя соперника. Затем отдает скрытый пас центральному нападающему (9), кото­рый в одно касание возвращает шайбу ему, после чего он атакует ворота сам или отдает острую передачу на дальнюю штангу выхо­дящему крайнему нападающему (8).

Групповые тактические действия - student2.ru

Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Позиционное нападение

Позиционная атака с розыгрышем шайбы в зоне нападения осу­ществляется тогда, когда атака с хода не получилась или напада­ющие овладели шайбой в результате активного отбора.

Для достижения успехов позиционной атаки следует придержи­ваться следующих принципиальных положений:

изначальная расстановка игроков должна предусматривать рас­положение двух игроков на ближнем и дальнем «пятачках»;

атакующие постоянно двигаются, меняются местами, помога­ют друг другу, меняют фланг атаки, сохраняя глубину и ширину атакующих действий;

владеющий шайбой нападающий должен всегда стремиться обыграть противника на фланге, выходить в центр и угрожать

воротам;

все игроки должны быть постоянно нацелены на взятие ворот, открываться и выходить на ударную позицию для завершения ата­кующих действий, используя броски, добивания, подправления, помехи вратарю. Немаловажное значение имеют тактические вза­имодействия игроков команды.

Первоначальное расположение игроков при организации по­зиционной атаки обычно следующее (рис. 174). Шайбой владеет крайний нападающий (8), находящийся в углу на левом фланге. Защитники располагаются на рубеже синей линии, закрывая зону. При этом один из них находится около левого борта, чуть впере­ди, другой - по центру несколько сзади. Центральный нападаю­щий располагается на дальнем «пятачке», второй крайний напа­дающий (7) - на ближнем «пятачке». Крайний нападающий (8),

Групповые тактические действия - student2.ru

обыгрывая противника в центре, выходит на активную позицию, отвлекая на себя опекунов партнеров (9, 5, 7). Одновременно парт­неры открываются для получения шайбы. В этом случае у напа­дающего (8) появляется возможность для нескольких острых про­должений атаки.

Игра при численном неравенстве противоборствующих команд

В настоящее время большое значение приобретает умение ко­манды эффективно вести игру в неравночисленных составах; в чис­ленном меньшинстве и большинстве.

Игра в численном большинстве. Для успешного ведения игры в численном большинстве следует учитывать следующие методи­ческие положения:

в зоне защиты-

активный отбор шайбы и быстрый переход от обороны к атаке;

использование острого первого паса открывающимся в среднюю зону крайним и центральному нападающим;

подключение в атаку второго защитника;

в средней зоне (развитие атаки) -

использование длинных диагональных передач для смены флан­га и использования всей ширины поля с целью образования некон­тролируемых противником участков поля на синей линии;

вход в зону нападения осуществляется на высокой скорости ин­дивидуально, передачей, реже пробросом шайбы 3-4 игроками;

в зоне нападения (завершение атаки) -

стремиться к успешному завершению атаки с хода путем со­здания численного превосходства на воротах противника за счет оптимального соотношения индивидуальных и коллективных действий;

в позиционной атаке, располагаясь на наиболее выгодных по­зициях, главным путем точных и своевременных передач, исполь­зования наведений и заслонов, разыграть «лишнего» игрока и за­вершить атаку броском в ворота;

нападающие постоянно нацелены на взятие ворот, используют помехи вратарю, добивания и подправления;

защитники, маневрируя на рубеже синей линии, стремятся вый­ти на ударную позицию, получить шайбу и атаковать ворота;

все хоккеисты стремятся вести игру на высокой, но контролиру-емой скорости, для того чтобы противник не успевал компенсиро­вать быстротой перемещений недостающего игрока.

Успешная реализация численного большинства во многом оп­ределяется тактическими построениями, рационально используе­мыми с учетом игры команды противника.

В качестве примера можно привести следующие варианты так­тики игры в численном большинстве.

На рисунке 175 показан один из вариантов оперативного входа в 3°ну нападения через подключение защитника (4). Защитник (5) при


Групповые тактические действия - student2.ru

Групповые тактические действия - student2.ru



Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru выходе в среднюю зону совершает диагональную передачу край­нему нападающему (7), который делает резкий маневр в центр пе­ред синей линией, уводит противника за собой и пропускает шай­бу скрыто катящемуся по борту на высокой скорости защитнику (4), который беспрепятственно входит в зону нападения, и в зави­симости от обстановки продолжает атакующие действия. „В это время остальные нападающие (8 и 9) «открываются» к синей ли­нии по своим местам.

Игра в численном меньшинстве. При игре в численном меньшин­стве команда преимущественно проводит оборонительные действия и лишь изредка - атакующие. Поэтому повышение надежности обо­ронительных действий - главная задача тактики игры в численном

меньшинстве.

В современном хоккее практикуется ряд тактических оборони­тельных систем при игре в численном меньшинстве 4:5 в зоне на­падения и средней зоне. Ниже рассматривается одна из наиболее

широко практикуемых.

Система 1-3. При обороне по данной системе в зоне нападе­ния и средней зоне вперед выдвигается один из нападающих (7) для опеки игрока соперника, владеющего шайбой (рис. 176). Его задача - мешать противнику организовать атаку. Для этого он перемещается в соответствии с движением шайбы и не должен быть обыгран. Защитники (5 и 4) опекают крайних нападающих соперника на флангах, а центральный нападающий (9) опекает соперника в центре площадки. Откатываясь по своим местам, они передают своих подопечных в случае их смены. Нападающий (') активно начинает отбирать шайбу у соперника после пересече­ния им красной линии.

На рубеже синей линии четверка выстраивает оборонительный заслон, вынуждающий противника сделать вбрасывание шайбы-

В случае отбора шайбы можно начать контратаку, «подержать» шайбу или просто ее отбросить в зону противника.

Оборона в численном меньшинстве в зоне защиты. При организа­ции обороны в своей зоне, имея численное меньшинство (4:5), обыч­но обороняющиеся располагаются четырехугольником, придержи­ваясь зонного принципа.

Защитники располагаются у ворот, контролируя зону ближне­го «пятачка», а нападающие - зоны на флангах и дальнего «пятач­ка» (рис. 177). Если шайбой владеет крайний нападающий против­ника, на него выходит защитник (4), а защитник (5), страхуя, конт­ролирует его зону. Если шайба передана защитнику команды со­перников, то на него выходит нападающий (7), а на опеку цент-

Групповые тактические действия - student2.ru

Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru Групповые тактические действия - student2.ru рального форварда противника переключается нападающий (9). При передаче шайбы другому защитнику, на него идет нападаю­щий (9), а центрального контролирует 7.

При игре 3:5 обычно игроки обороняющейся команды распо­лагаются в виде треугольника: два защитника сзади контролиру­ют зону ближнего «пятачка» и один нападающий впереди. В этом случае обороняться сложно. Успех в оборонительных действиях обеспечивают высокая подвижность обороняющихся, согласован­ность и самоотверженность в их действиях.

В некоторых случаях, например при сильной игре вратаря и его хорошем взаимопонимании с защитником, игрокам обороняю­щейся команды целесообразно располагаться треугольником, на­правленным в обратную сторону, - один защитник сзади и два игрока впереди.

9.5. Техническая подготовка хоккеистов

Основу технической подготовки как одной из важных сторон си­стемы формирования хоккеиста высокой квалификации составляет процесс обучения и совершенствования технических приемов игры. Успешность обучения во многом зависит от степени готовнос­ти обучаемых к овладению техническими приемами. Различают фи­зическую, моторную и психическую готовность.

Недостаточная физическая подготовленность негативно отража­ется на эффективности освоения технических приемов. Например, успешное овладение приемами бега на коньках требует опреде­ленного уровня развития силы мышц и подготовки суставных свя­зок ног.

С моторной готовностью связана быстрота овладения техни­ческими приемами, которая определяется координацией движе­ний и накоплением двигательного опыта. Их недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой с введением в нее соответствующих подводящих упражнений, более доступ­ных обучаемым.

Психическая готовность определяется степенью мотивации к ов­ладению техническими приемами как наиболее важной предпосыл­кой достижения конечной цели. Она определяется также устойчи­востью интересов к занятию данным видом спорта, уровнем раз­вития таких психических качеств, как настойчивость, решитель­ность, смелость, инициативность.

Недостатки отдельных сторон подготовленности обучаемых сле­дует учитывать в процессе обучения и с помощью соответствую­щих средств, методов и методических подходов воздействовать на факторы, их лимитирующие.

Рассмотренные в первом разделе общие положения по постро­ению педагогического процесса по этапам обучения являются

основополагающими к обучению и совершенствованию различных технических и тактических приемов игры, которыми следует руко­водствоваться и которые следует творчески применять с учетом воз­растных особенностей и подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, условий обучения и специфических особенностей конкретного приема, требующих соответствующих методик и ме­тодических подходов. Поэтому для более глубокого и детального представления о закономерностях обучения и совершенствования техническим приемам игры и применения их в практике работы тренеров-преподавателей необходимо рассмотреть так называемые частные методики обучения отдельным техническим приемам.

Наши рекомендации