Цели, модельные характеристики и нормативы
Подготовка спортигровиков - процесс многолетний и сложный. В нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой: подготовку спортсменов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортив-ной и оздоровительной работы.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет собой высший уровень достижений по всем параметрам конкретной спортивной игры, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый спорт в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации спортивных игр, вовлечения в занятия широких масс населения.
Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам спортсменов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. Ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные спортсмены на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Массовые занятия спортивными играми с охватом широких слоев населения осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы в Вооруженных силах РФ, в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных условиях.
Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются «свои» подсистемы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки спортсменов показан на рисунке 17.
Модель включает в себя: подсистему целей и модельных командно-индивидуальных характеристик спортсменов конкретной игры на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, объединяющий в единое целое составные части подсистем
и системы; подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащенность компонентов подготовки, формы организации и управления многолетней подготовкой; подсистему непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечивается наличием системы управления.
Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки спортсменов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом спорте набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного коллектива, культивирующего спортивные игры.
Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.
Цель подготовки спортсменов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых моделей спортигровиков и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.
Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные спортсмены по уровню физической, технико-тактической, интегральной психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными кондициями для достижения в перспективе целей системы и подготовки спортсменов-игровиков высших разрядов.
Цель массовых форм занятий спортивными играми - максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в физкультурно-спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа, стиля жизни.
Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном будущем: для сборных команд страны это - олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов - включение в состав команд высших резервов. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом - вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в опреде-
ленный момент в будущем, о тенденциях его развития. После определения цели - это важнейший этап построения системы.
При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития игрового вида спорта, данные обобщения опыта подготовки сильнейших спортсменов, их основных показателей в широком возрастном диапазоне - от начала занятий спортивной игрой до высших спортивных достижений. Прогнозированием охватываются, по существу, все компоненты системы подготовки спортсменов (см. рис. 17), для этого применяются методы экспертных оценок, логического анализа, экстраполяции, статистические.
Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценок квалифицированных специалистов спорта -экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).
При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии возможных ситуаций формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, и в процессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем.
Статистический метод предполагает использование и анализ статистических материалов в области вида спорта: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности спортсменов, документы планирования, отчеты спортивных клубов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами анализируются данные литературы, научных исследований. Необходимо привлекать соответствующие данные из других спортивных игр и видов спорта.
Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управленческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных программ, например подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм, развития спортивных игр.
Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включа-ет показатели соревновательной и тренировочной деятельности: эффективность игровых действий в нападении и защите; по ком-
понентам тренировки; соревновательная надежность, свойства высшей нервной деятельности, черты характера.
Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совместимости игровиков, сплоченности коллектива, преемственности состава, отношения игроков и тренеров, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите, наличие новизны); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские команды); материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских и других кадров, качественного тренировочного процесса.
Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного состояния спортсменов. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики игрового вида спорта, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов. Простой тип моделирования в спортивных играх - изучение тактических действий спортсменов с применением макета площадки и фигурок игроков.
Разрабатываются: модельные характеристики требований «^идеальному спортсмену-игровику (команде) - показатели соревновательной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности - по степени адекватности главным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения («заданной») структурой приемов игры, совершенствования тактического мышления; моделирование структурных компонентов тренировочного процесса (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).
Другой тип моделей - абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя было получить, используя предыдущие типы. В спорте к ним относятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности спортсменов и эффективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон подготовленности.
Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации. При этом выделяют три условия: первое - показатели соревновательной деятельности (по основным компонентам); второе - показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье - показатели функциональной и психологической подготовленности, мор-
фофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий спортивной игрой.
Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой спортсменов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.
Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира служат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования команд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных спортсменов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).
Целевые нормативы.Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки спортсменов: для сборных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, Кубок мира), для команд национальных лиг - сроки первенства России, для юных спортсменов - окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовленности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уровнями, т. е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.
Поскольку эти требования органически связаны с модельными характеристиками и целями системы подготовки спортсменов, то нормативы называются целевыми. В их содержание входит следующее:
тактическая подготовленность: объем (состав тактических действий - индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите); качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;
техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; качество освоения; применяемость в игре; эффективность технических приемов в игре;
физическая подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыками игры и эффективности игровой соревновательной Деятельности спортсменов;
Железняк
морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий спортивной игрой, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества;
теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий спортивными играми на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);
интегральная подготовленность: объем (состав) технико-тактических действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кисти, масса тела, состав тела;
функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
возрастная градация спортсменов: возраст высших достижений (у мужчин и женщин), возраст на отдельных этапах системы многолетней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий спортивной игрой.
5.5. Обеспечение подготовки спортсменов
Профессионализм тренеров.Профессионализм тренеров, его высокий уровень на всех этапах многолетней подготовки спортсменов являются определяющим фактором успешного функционирования системы. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях; переподготовка и профессиональное совершенствование в организованных формах и в процессе самообразования. Особое значение имеет квалифицированная работа с лицами, проявившими склонность и успехи в практической тренерской работе.
Действующие тренеры систематически должны изучать тенденции развития спортивной игры в своей стране и за рубежом, особенно в тех странах, чьи представители на данном временном этапе демонстрируют высокие спортивные результаты.
Постоянно должны проводиться семинары, совещания, конференции тренеров по различным вопросам подготовки спортсменов конкретной игры.
Важное значение имеет подготовка методических материалов для тренеров, в которых систематически освещаются отечественный и зарубежный опыт работы по спортивной игре.
Спортивный отбор и ориентация.Спортивные игры пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Однако интерес к спортивным играм будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более успешными.
Выбор для каждого человека вида спортивной игры, в наибольшей мере соответствующей индивидуальным особенностям, составляет основу спортивной ориентации. Та или иная игра рекомендуется тем лицам, индивидуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требованиям ее специфики.
Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении спортивных игр также способствует более эффективной работе по спортивному отбору.
Спортивный отбор в спортивных играх представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками конкретной игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически входит в систему многолетней подготовки спортсменов, от начального этапа и на всем протяжении, включая команды высших разрядов.
Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки спортсменов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор - для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.
С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спортсменов в отборе можно выделить такие ступени: первая -начальный отбор для выявления способностей к спортивной игре в целом (обобщенно); вторая - определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по игровым функциям; третья -отбор в команду высших разрядов; четвертая - отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.
Материально-техническое обеспечениесистемы должно быть на самом современном уройне. Применительно к каждой спортивной игре сюда входят:
центры подготовки сборных команд страны всех категорий; центры подготовки резервов - дислокация специализированных детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва (СДЮШОР, УОР);
спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований любого уровня;
спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для тренировочной работы;
экипировка спортсменов для соревнований и тренировки; восстановительные центры с соответствующим оборудованием;
научно-методическое обеспечение сборных команд, команд высших разрядов и ближайшего резерва: специалисты различного профиля, новые информационные технологии, необходимая аппаратура и т.д.;
финансирование по всем компонентам системы.
Формы организации и управления подготовкой.Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подготовки спортсменов является наличие таких форм организации работы со спортсменами-игровиками различного возраста и спортивного мастерства, которые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, комплексные и специализированные детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы, центры подготовки, стройная система соревнований.
Все формы должны иметь кадровое и финансовое обеспечение. Важное значение имеет управление подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии спортивных федераций, федеральных структур по физической культуре и спорту, при участии административных органов различного уровня.
5.6. Реализация целей подготовки
Тренировка и тренировочная деятельность.На тренировке решаются следующие задачи: становление навыка игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов. В тренировке выделяют основные стороны подготовки: техническую, тактическую, физическую, функциональную, психическую, теоретическую, интегральную.
Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компонентов) дифференцируются применительно к уровню системы подготовки спортсменов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов.
В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники, тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адаптации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Неодинаковы задачи и содержание компонентов тренировки для школьных спортивных секций и спортивных школ, несмотря на
то, что возраст занимающихся один и тот же. В каждом случае, исходя из того, в какую систему «вложена» (как ее составная часть, подсистема) тренировка, устанавливается ее связь с целью системы, модельными характеристиками, определяются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.
Соревнования и соревновательная деятельность.Они составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.
Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для национальной сборной - это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), различные международные турниры, для клубных команд национальных лиг - чемпионаты страны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.
Для успешного выступления в соревнованиях необходима подготовка специальная - соревновательная, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Одной тренировочной деятельности, какой бы она ни была качественной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств.
По отношению к основным соревнованиям все предшествующие - подводящие и контрольные - служат целям соревновательной подготовки и эффективному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (например, в каждом году олимпийского четырехлетия для сборной национальной или в сфере подготовки спортивных резервов - момент прихода молодых спортсменов в команды высших разрядов).
Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолетнем аспекте - с момента начала специализированных занятий спортивной игрой и до окончания активного выступления в спорте высших достижений.
Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в тренировочном процессе.
В процессе соревновательной подготовки следует руководствоваться такими положениями:
соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки определенных контингентов
спортсменов;
привлекать спортсменов к участию в соревнованиях только при условии достаточной подготовленности к ним;
планировать соотношение соревновательной и тренировочной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффективному осуществлению процесса подготовки и возможно более полному раскрытию возможностей игроков в условиях соревнований;
состав участников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей.
На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое число соревнований может отрицательно отразиться на процессе подготовки, так же, как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квалифицированных спортсменов - 80-90 игр, в командах молодых спортсменов 18-20 лет - 60-70, в комайдах 15-17-летних волейболистов - 40-60. Половина игр - это подводящие и основные соревнования.
Восстановительные мероприятия.При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки спортсменов наряду с тренировкой и соревнованиями.
Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла
соревнований.
Восстановительные средства применяются на фоне гигиенически целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они используются для снятия утомления после нагрузки, для избирательного восстановления с учетом предстоящей работы, для стимуляции работоспособности перед тренировочной нагрузкой и соревнованиями.
Существуют средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. К психолого-педагогическим относят рациональное использование тренировочных и соревновательных нагрузок; применение общей физической подготовки, позволяющей изменить двигательную активность и тем создать благо-
приятные условия для протекания процесса восстановления; использование оптимальной продолжительности отдыха; применение психорегулирующей тренировки.
К медико-биологическим средствам относят специализированное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; различные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.); бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросве-тотерапия, электростимуляция, ультрафиолетовое облучение, аэро-нионизация, баротерапия; кислородотерапия.
Формирование личности спортсменов.Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в этом решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.
Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).
Работа по формированию личностных качеств занимает существенное место на всем протяжении спортивной карьеры спортсмена - от начала занятий спортивной игрой и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.
Важное значение в формировании личности спортсменов имеют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психологическая подготовка.
Контрольные вопросы и задания
1.Опишите системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх.
2. Опишите многолетнюю подготовку спортсменов-игровиков.
3. Какова структура системы подготовки спортсменов в спортивных играх?
4. Назовите модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов в спортивных играх.
5. Назовите модельные характеристики уровня подготовленности спортсменов.
6. Какова роль тренировки и соревнования в системе подготовки спортиг-ровиков?
Литература к разделу I
Бабушкин В. 3. Специализация в спортивных играх. - Киев, 1991.
Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. - М., 1985.
Галицкий А., Переплетчиков Л. Путешествие в страну игр. - М., 1971.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В. П., Лихачев В.Е. Спортивные игры: Программа педагогических университетов и институтов по специальности 022300 - физическая культура и спорт. - М., 1996.
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрушинского. - М., 1994. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта. - М., 1989. Полиевский С. А. и др. Тренажеры в спортивных играх. - Ташкент, 1992. Спортивные игры / Под ред. В.В.Марищука. - М., 1985. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю. И. Портных. -
М., 1986.
Спортивные игры / Под ред. В. Д. Ковалева. - М., 1988.
РАЗДЕЛ II
БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР.
ИСТОРИЯ, ТЕХНИКА, ТАКТИКА,
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Глава 6. ВОЛЕЙБОЛ