Цели, модельные характеристики и нормативы

Подготовка спортигровиков - процесс многолетний и сложный. В нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой: подготовку спортсменов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортив-ной и оздоровительной работы.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет со­бой высший уровень достижений по всем параметрам конкретной спортивной игры, оказывает определяющее влияние на подготов­ку резервов и массовый спорт в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и ме­тодов, объема и интенсивности тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, популяризации спортивных игр, вовлечения в заня­тия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана го­товить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим мо­дельным характеристикам спортсменов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. Ориентируясь на него, устанавливают тре­бования, которым должны отвечать юные спортсмены на всех эта­пах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготов­ки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразова­тельными школами, средними специальными учебными заведения­ми и другими организациями, осуществляющими занятия в массо­вых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые занятия спортивными играми с охватом широких сло­ев населения осуществляются в процессе обязательных учебных за­нятий в образовательных учреждениях; при прохождении служ­бы в Вооруженных силах РФ, в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматрива­ется уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделя­ются «свои» подсистемы и элементы, взаимосвязанные между со­бой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки спортсменов показан на рисунке 17.

Модель включает в себя: подсистему целей и модельных команд­но-индивидуальных характеристик спортсменов конкретной игры на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, объединяющий в единое целое составные части подсистем




Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru и системы; подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм трене­ров и повышение их квалификации, материально-техническая ос­нащенность компонентов подготовки, формы организации и уп­равления многолетней подготовкой; подсистему непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эф­фективное функционирование ее в целом обеспечивается наличи­ем системы управления.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подго­товки спортсменов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массо­вом спорте набор элементов будет зависеть от целей и возможнос­тей конкретного коллектива, культивирующего спортивные игры.

Определение цели служит исходной позицией построения сис­темы. Под целью понимаются конечные результаты, на достиже­ние которых направлена деятельность. Неправильное или неточ­ное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки спортсменов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам ко­мандных и индивидуальных мировых моделей спортигровиков и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособ­ностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международ­ной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные спортсмены по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали по­тенциальными кондициями для достижения в перспективе целей си­стемы и подготовки спортсменов-игровиков высших разрядов.

Цель массовых форм занятий спортивными играми - максималь­но содействовать решению задач физического воспитания, вовле­кать в физкультурно-спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа, стиля жизни.

Цель системы подготовки связана с конечным результатом в от­даленном будущем: для сборных команд страны это - олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов - включение в состав ко­манд высших резервов. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса под­готовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятель­ность по разработке прогнозов, под прогнозом - вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в опреде-

ленный момент в будущем, о тенденциях его развития. После опре­деления цели - это важнейший этап построения системы.

При прогнозировании учитываются история, современное со­стояние и тенденции развития игрового вида спорта, данные обоб­щения опыта подготовки сильнейших спортсменов, их основных показателей в широком возрастном диапазоне - от начала заня­тий спортивной игрой до высших спортивных достижений. Про­гнозированием охватываются, по существу, все компоненты сис­темы подготовки спортсменов (см. рис. 17), для этого применя­ются методы экспертных оценок, логического анализа, экстрапо­ляции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценок квалифицированных специалистов спорта -экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосред­ственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфий­ский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошло­го и по аналогии возможных ситуаций формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, и в процессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результа­тов, имеющих количественное выражение (показатели соревнова­тельной, тренировочной деятельности). При этом динамика изме­нения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем.

Статистический метод предполагает использование и анализ ста­тистических материалов в области вида спорта: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревнова­тельной деятельности спортсменов, документы планирования, от­четы спортивных клубов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами анализиру­ются данные литературы, научных исследований. Необходимо привлекать соответствующие данные из других спортивных игр и видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с уп­равленческой, что находит отражение в разработке целевых ком­плексных программ, например подготовки сборных команд стра­ны к Олимпийским играм, развития спортивных игр.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включа-ет показатели соревновательной и тренировочной деятельности: эффективность игровых действий в нападении и защите; по ком-





Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru понентам тренировки; соревновательная надежность, свойства выс­шей нервной деятельности, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совместимости игровиков, сплоченности коллек­тива, преемственности состава, отношения игроков и тренеров, со­циометрического статуса команды; тактико-технического мастер­ства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите, наличие новизны); комплектова­ния команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские команды); материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских и других кадров, качественного тренировочного процесса.

Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделирова­нием, которое представляет собой выражение конечного состоя­ния спортсменов. Выделяют «модель спортсмена», «модель коман­ды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель под­готовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики иг­рового вида спорта, выделения факторов, обусловливающих эф­фективность соревновательной деятельности и достижение высо­ких спортивных результатов. Простой тип моделирования в спор­тивных играх - изучение тактических действий спортсменов с при­менением макета площадки и фигурок игроков.

Разрабатываются: модельные характеристики требований «^иде­альному спортсмену-игровику (команде) - показатели соревнова­тельной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактичес­кой, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности - по степени адек­ватности главным соревнованиям; моделирование при помощи про­граммирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения («заданной») струк­турой приемов игры, совершенствования тактического мышления; моделирование структурных компонентов тренировочного процес­са (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей - абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя было получить, используя предыдущие типы. В спорте к ним отно­сятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры тех­нико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовлен­ности спортсменов и эффективности соревновательной деятельно­сти, взаимосвязи сторон подготовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации. При этом выде­ляют три условия: первое - показатели соревновательной деятель­ности (по основным компонентам); второе - показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье - показа­тели функциональной и психологической подготовленности, мор-

фофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий спортивной игрой.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важ­ным условием эффективного управления тренировкой спортсме­нов. На основании модельных характеристик устанавливаются нор­мативные требования по основным компонентам спортивного ма­стерства, результаты выполнения которых характеризуют состоя­ние подготовленности на определенном промежутке времени и сте­пень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и ко­манд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные тре­бования команд высших разрядов являются основой для разработ­ки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки ре­зервов, высококвалифицированных спортсменов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы.Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки спортсменов: для сбор­ных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, Кубок мира), для команд национальных лиг - сро­ки первенства России, для юных спортсменов - окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовлен­ности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени меж­ду модельными уровнями, т. е. в пределах годичного цикла (сред­ние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модель­ными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельны­ми характеристиками и целями системы подготовки спортсме­нов, то нормативы называются целевыми. В их содержание вхо­дит следующее:

тактическая подготовленность: объем (состав тактических дей­ствий - индивидуальных, групповых и командных в нападении и за­щите); качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;

техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; качество освоения; применяемость в игре; эффективность техни­ческих приемов в игре;

физическая подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладе­ния навыками игры и эффективности игровой соревновательной Деятельности спортсменов;




Железняк



Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий спортивной игрой, типологические особеннос­ти нервной системы, психомоторные качества;

теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий спортивными играми на организм человека, знания в области построения тренировки, са­моконтроля и т.д.);

интегральная подготовленность: объем (состав) технико-такти­ческих действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффек­тивность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кис­ти, масса тела, состав тела;

функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

возрастная градация спортсменов: возраст высших достижений (у мужчин и женщин), возраст на отдельных этапах системы много­летней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий спортивной игрой.

5.5. Обеспечение подготовки спортсменов

Профессионализм тренеров.Профессионализм тренеров, его вы­сокий уровень на всех этапах многолетней подготовки спортсменов являются определяющим фактором успешного функционирования системы. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях; переподготовка и профессиональное совершен­ствование в организованных формах и в процессе самообразования. Особое значение имеет квалифицированная работа с лицами, про­явившими склонность и успехи в практической тренерской работе.

Действующие тренеры систематически должны изучать тенден­ции развития спортивной игры в своей стране и за рубежом, осо­бенно в тех странах, чьи представители на данном временном эта­пе демонстрируют высокие спортивные результаты.

Постоянно должны проводиться семинары, совещания, конфе­ренции тренеров по различным вопросам подготовки спортсменов конкретной игры.

Важное значение имеет подготовка методических материалов для тренеров, в которых систематически освещаются отечествен­ный и зарубежный опыт работы по спортивной игре.

Спортивный отбор и ориентация.Спортивные игры пользуются большой популярностью у детей и взрослых. Однако интерес к спор­тивным играм будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут бо­лее успешными.

Выбор для каждого человека вида спортивной игры, в наиболь­шей мере соответствующей индивидуальным особенностям, состав­ляет основу спортивной ориентации. Та или иная игра рекоменду­ется тем лицам, индивидуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требованиям ее специфики.

Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами мас­совых форм физкультурно-спортивной работы с различными сло­ями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ори­ентации в отношении спортивных игр также способствует более эффективной работе по спортивному отбору.

Спортивный отбор в спортивных играх представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной де­ятельности и свойствами организма, обеспечивающими успеш­ное овладение навыками конкретной игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревнова­тельной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически входит в систему многолетней подготовки спортсме­нов, от начального этапа и на всем протяжении, включая коман­ды высших разрядов.

Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют боль­шую роль на всех уровнях системы подготовки спортсменов: мас­совые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт выс­ших достижений. Спортивная ориентация характерна для массо­вых форм занятий, спортивный отбор - для подготовки спортив­ных резервов и команд высших разрядов.

С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спортсменов в отборе можно выделить такие ступени: первая -начальный отбор для выявления способностей к спортивной игре в целом (обобщенно); вторая - определение перспективности и диф­ференциация (отбор) спортсменов по игровым функциям; третья -отбор в команду высших разрядов; четвертая - отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.

Материально-техническое обеспечениесистемы должно быть на самом современном уройне. Применительно к каждой спортивной игре сюда входят:

центры подготовки сборных команд страны всех категорий; центры подготовки резервов - дислокация специализированных детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского ре­зерва (СДЮШОР, УОР);

спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для прове­дения соревнований любого уровня;

спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для трени­ровочной работы;

экипировка спортсменов для соревнований и тренировки; восстановительные центры с соответствующим оборудованием;





научно-методическое обеспечение сборных команд, команд выс­ших разрядов и ближайшего резерва: специалисты различного про­филя, новые информационные технологии, необходимая аппара­тура и т.д.;

финансирование по всем компонентам системы.

Формы организации и управления подготовкой.Одним из важ­нейших условий успешного функционирования системы подго­товки спортсменов является наличие таких форм организации работы со спортсменами-игровиками различного возраста и спор­тивного мастерства, которые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заве­дениях, комплексные и специализированные детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различные учебно-трени­ровочные сборы, центры подготовки, стройная система сорев­нований.

Все формы должны иметь кадровое и финансовое обеспечение. Важное значение имеет управление подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии спортивных феде­раций, федеральных структур по физической культуре и спорту, при участии административных органов различного уровня.

5.6. Реализация целей подготовки

Тренировка и тренировочная деятельность.На тренировке реша­ются следующие задачи: становление навыка игры, развитие физи­ческих качеств и повышение функциональных возможностей орга­низма, расширение арсенала технико-тактических действий, уме­ний вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спорт­сменов. В тренировке выделяют основные стороны подготовки: тех­ническую, тактическую, физическую, функциональную, психичес­кую, теоретическую, интегральную.

Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компонентов) дифференцируются применительно к уровню си­стемы подготовки спортсменов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортив­но-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов.

В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техни­ки, тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адап­тации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Не­одинаковы задачи и содержание компонентов тренировки для школьных спортивных секций и спортивных школ, несмотря на

то, что возраст занимающихся один и тот же. В каждом случае, исходя из того, в какую систему «вложена» (как ее составная часть, подсистема) тренировка, устанавливается ее связь с целью систе­мы, модельными характеристиками, определяются вопросы по­строения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.

Соревнования и соревновательная деятельность.Они составля­ют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное спе­цифическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптималь­ная подготовка спортсменов.

Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для национальной сборной - это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), различные международные тур­ниры, для клубных команд национальных лиг - чемпионаты стра­ны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима подготовка специальная - соревновательная, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревно­ваниям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Од­ной тренировочной деятельности, какой бы она ни была каче­ственной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревнова­тельных качеств.

По отношению к основным соревнованиям все предшествую­щие - подводящие и контрольные - служат целям соревнователь­ной подготовки и эффективному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цик­ла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (на­пример, в каждом году олимпийского четырехлетия для сбор­ной национальной или в сфере подготовки спортивных резер­вов - момент прихода молодых спортсменов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит состав­ной частью в систему подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолет­нем аспекте - с момента начала специализированных занятий спортивной игрой и до окончания активного выступления в спорте высших достижений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований макси­мально реализовать все то, что они усвоили в тренировочном про­цессе.





Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru В процессе соревновательной подготовки следует руководство­ваться такими положениями:

соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по на­правленности и степени трудности они строго соответствовали за­дачам и особенностям подготовки определенных контингентов

спортсменов;

привлекать спортсменов к участию в соревнованиях только при условии достаточной подготовленности к ним;

планировать соотношение соревновательной и тренировоч­ной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффек­тивному осуществлению процесса подготовки и возможно бо­лее полному раскрытию возможностей игроков в условиях со­ревнований;

состав участников и программа соревнований должны обеспе­чить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реа­лизации функциональных возможностей.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи мно­голетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое чис­ло соревнований может отрицательно отразиться на процессе под­готовки, так же, как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квалифицированных спортсменов - 80-90 игр, в командах молодых спортсменов 18-20 лет - 60-70, в комайдах 15-17-летних волейболистов - 40-60. Половина игр - это подво­дящие и основные соревнования.

Восстановительные мероприятия.При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановле­ния и методика их применения в процессе тренировочной и сорев­новательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки спортсменов наряду с тре­нировкой и соревнованиями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между заня­тиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла

соревнований.

Восстановительные средства применяются на фоне гигиеничес­ки целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они используются для снятия утомления после нагрузки, для избира­тельного восстановления с учетом предстоящей работы, для сти­муляции работоспособности перед тренировочной нагрузкой и со­ревнованиями.

Существуют средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. К психолого-педагогическим отно­сят рациональное использование тренировочных и соревнователь­ных нагрузок; применение общей физической подготовки, позво­ляющей изменить двигательную активность и тем создать благо-

приятные условия для протекания процесса восстановления; ис­пользование оптимальной продолжительности отдыха; примене­ние психорегулирующей тренировки.

К медико-биологическим средствам относят специализирован­ное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; раз­личные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.); бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросве-тотерапия, электростимуляция, ультрафиолетовое облучение, аэро-нионизация, баротерапия; кислородотерапия.

Формирование личности спортсменов.Достижение целей систе­мы подготовки непосредственно связано с формированием лично­сти спортсменов. Успех в этом решающим образом зависит от про­фессионализма тренера и профессионального отношения к трени­ровочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревнова­тельной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает суще­ственное место на всем протяжении спортивной карьеры спортсме­на - от начала занятий спортивной игрой и до прекращения актив­ных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Важное значение в формировании личности спортсменов име­ют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психологическая подготовка.

Контрольные вопросы и задания

1.Опишите системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх.

2. Опишите многолетнюю подготовку спортсменов-игровиков.

3. Какова структура системы подготовки спортсменов в спортивных играх?

4. Назовите модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов в спортивных играх.

5. Назовите модельные характеристики уровня подготовленности спорт­сменов.

6. Какова роль тренировки и соревнования в системе подготовки спортиг-ровиков?

Литература к разделу I

Бабушкин В. 3. Специализация в спортивных играх. - Киев, 1991.

Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. - М., 1985.

Галицкий А., Переплетчиков Л. Путешествие в страну игр. - М., 1971.

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В. П., Лихачев В.Е. Спортивные игры: Программа педагогических университетов и институтов по специально­сти 022300 - физическая культура и спорт. - М., 1996.





Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрушинского. - М., 1994. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта. - М., 1989. Полиевский С. А. и др. Тренажеры в спортивных играх. - Ташкент, 1992. Спортивные игры / Под ред. В.В.Марищука. - М., 1985. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю. И. Портных. -

М., 1986.

Спортивные игры / Под ред. В. Д. Ковалева. - М., 1988.

РАЗДЕЛ II

БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР.

ИСТОРИЯ, ТЕХНИКА, ТАКТИКА,

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Цели, модельные характеристики и нормативы - student2.ru Глава 6. ВОЛЕЙБОЛ

Наши рекомендации