Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры

В 2000 г. исполнилось 105 лет с того дня, когда в 1895 г. в США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. уо11еу-Ьа11 - «отбивать мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2 м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в возду­хе» и др. В 1900 г. волейбол выходит за пределы США и приобре­тает популярность на всех континентах.

В 1947 г. в Париже была учреждена Международная федерация волейбола - Рейегагюп т1егпа1юпа1е с1е Уо11еу-Ъа11 (Р1УВ - ФИВБ), в которую вошли 14 стран. В 1948 г. членом ФИВБ стала Всесоюз­ная секция волейбола. В настоящее время число членов ФИВБ пре­вышает 210. ФИВБ объединяет национальные федерации, содей­ствует развитию волейбола в мире, проводит официальные сорев­нования, совершенствует эту игру. Первым президентом ФИВБ был Поль Либо, в 1984 г. президентом был избран Рубен Акоста.

В 1948-1949 гг. состоялись первые чемпионаты Европы и мира среди женских и мужских команд, волейбол включается в про­грамму Олимпийских игр (1957 г. - мужчины, 1962 г. - женщины). Впервые в рамках Олимпийских игр турнир по волейболу состоял­ся в 1964 г. С 1965 г. для мужских команд и с 1973 г. для женских проводятся соревнования на Кубок мира, с 1990 г. у мужчин вво­дятся Игры Мировой лиги, с 1993 г. - соревнования Гран-при у жен­щин для сильнейших национальных команд. В 1993 г. олимпийским видом спорта признан пляжный волейбол.

Представление о расстановке сил в мировом волейболе дают ре­зультаты крупнейших международных соревнований (табл. 2). Так, о 80-х гг. среди мужчин сильнейшими были национальные сбор-


Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru



Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru



Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru ные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии; среди женщин - команды СССР, Польши, Чехословакии, Японии, Кореи, ГДР, Венгрии. В 80-е и особенно 90-е гг. в число сильнейших выдвигаются у мужчин команды США, Италии, Бразилии, Кубы, Нидерландов; у женщин - США, Кубы, КНР, Перу, Бразилии.

История отечественного волейбола начинается в 1923 г. с проведе­ния матча между командами Высших художественных и театральных мастерских и государственной школы кинематографии. В 1998 г. спортивная общественность отмечала 75-летие отечественного во­лейбола. Волейбол стремительно развивается в Российской Феде­рации и на всей территории СССР. Проводится большое количе­ство соревнований среди взрослых и юных спортсменов. С 1933 г. проводятся первенства СССР, с 1935 г. и Всесоюзные первенства среди школьников. С 1956 г. начинают проводиться Всесоюзные спартакиады, в программу которых включается волейбол.

В 40-е и 50-е гг. отечественные волейболисты выходят на меж­дународную спортивную арену, где достойно представляют нашу страну, о чем можно судить по результатам чемпионатов Европы и мира. Большой вклад в развитие отечественного волейбола вне­сли мужские команды ЦСКА, «Динамо», МАИ (Москва), «Авто­мобилист» (Ленинград), женские команды «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, тренеры А.Чинилин, М.Сунгуров, Г.Ахвледиани, Н.Ми­хеев, О.Чехов, А.Якушев, Ю.Клещев, В.Платонов, Н.Карполь; спортсмены Г.Кундиренко, А.Чудина, Л.Стрельникова, Л.Булда-кова, А.Рыжова, Н.Смолеева, Т.Третьякова, Ю.Чесноков, Н.Фа-сахов, Г.Мондзолевский, Н.Буробин, А.Савин, Ю.Старунский, В. Кондра. Конечно, это далеко не полный перечень команд, тре­неров и спортсменов.

В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта. Уровень игры и правила тесно взаимосвязаны: на определенном этапе развития игры существующие правила начинают сдерживать дальнейшее совершенствование и в них вносятся изменения, откры­вающие новые возможности улучшения техники, тактики, зрелищ­ное™ волейбола, интереса к нему различных категорий населения. Первые правила игры были обнародованы в 1897 г., размер пло­щадки был 7,6 х 15,1 м (25 х 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч представлял собой резиновую камеру в кожаном или матерча­том футляре, окружность его была 63,5-68,5 см (25-27 дюймов), вес 340 г. Количество игроков и касаний мяча не регламентирова­лось, очко засчитывалось только при «своей» подаче. Размер пло­щадки изменялся так: 10,6 х 18,2 м, 9,1 х 18,2 м и с 1925 г. становится 9 х 18 м. Высота сетки изменялась так: 213 см, 228 см, в 1917 г. - 243 см, в 1934 г. для женщин - 224 см. Окружность мяча и вес в 1925 г. были соответственно 66-69 см и 275-285 г. С 1922 г. разрешалось 3 каса­ния мяча. В 1965 г. разрешено блокирующим повторное касание мяча. В 1976 г. разрешено после состоявшегося блокирования еще




3 касания. В 1918 г. определяется количество игроков в команде -шесть. С 1947 г. запрещена игра впятером (только шесть). С этого же года соревнования для мужских команд проводятся из 5 партий, в 1950 г. это разрешено для женщин. В 1890 г. счет в партии уста­навливается в 21 очко, в 1917 г. - 15 очков. В 1949 г. разрешены 3 перерыва (тайм-аута) в одной партии (60 с, с 1957 г. - 30 с), заме­ны игроков (до 1957 г. - 12, с 1957 г. - 4, с 1961 г. - 6). В 1970 г. -разрешено блокирование подачи, в 1984 г. запрещено. В 1988 г. ре­шающая партия играется по системе «тай-брейк» (каждый розыг­рыш мяча - очко, независимо от того, кто подавал). В 1965 г. бло­кирующим разрешен перенос рук в пространство соперника. В 1996 г. разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой.

С 1999 г. первые четыре партии играются по системе «тай-брейк» до 25 очков, 5-я партия по той же системе до 15 очков. Разрешена игра свободного защитника - «либеро». Этот игрок одет в отлич­ную по цвету от команды майку. Либеро заменяет любого игрока на задней линии, эта замена не входит в число разрешенных. Этот игрок не имеет права выполнять нападающий удар по мячу выше верхнего края сетки. Он не может подавать, блокировать.

На рисунке 18 представлено игровое поле для соревнований по волейболу в настоящее время.

Во взаимосвязи с правилами изменялась сама игра. Вначале это было развлечение, приятное времяпрепровождение, но шли годы, и игра превратилась в современный и очень популярный вид спорта. Это можно проследить на примере отечественного волейбола.

По первым правилам 1925 г. игра проводилась на площадке 18 х 9 м для мужских команд и 15 х 7,5 м - для женских; высота сет­ки соответственно 240 и 220 см; состав команды 6 человек; игра из трех партий. Первая подача производилась по сигналу судьи, пос­ледующие после объявления счета игры счетчиком и команды «вни­мание». Счетчик очков был от каждой команды, они сравнивали свои подсчеты, споры разрешал судья. Команды выигрывали очки как со своей, так и с чужой подачи.

В тактическом отношении команды играли довольно однооб­разно: первый пас в зону 3, затем в зону 4, где игрок производил бросок через сетку. В 1928 г. команда дальневосточников впервые применила нападающий удар, появляется блокирование как про­тиводействие нападающему удару. В 1938 г. вводится линия напа­дения, что требовало от игроков хорошо играть как в нападении, так и в защите. После Великой Отечественной войны и до 1968 г. отмечается особо бурный рост в развитии волейбола, проводятся крупнейшие международные соревнования, совершенствуются тех­ника и тактика игры, растет спортивное мастерство волейболис­тов. Отечественный волейбол демонстрирует мировой класс игры.

В настоящее время национальные команды укомплектованы высококлассными игроками. В сборных мужских национальных





                       
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
 
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
      Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

командах нападающие игроки имеют рост, как правило, более 200 см, связующие (пасующие) игроки приближаются к этому уров­ню. Так, в сборной команде России средний рост игроков состав­ляет 201 см, 12 игроков имеют рост 200 см и выше, два игрока -С.Динейкин и А.Казаков - соответственно 216 и 217 см. В сбор­ных женских командах рост нападающих составляет 185-190 см, пасующих - 180-184 см. Игроки с такими данными имеют высо­кий уровень физической и технико-тактической подготовленности. Игроки с меньшими ростовыми данными должны компенсировать это виртуозным технико-тактическим мастерством при атлетичес­кой физической подготовленности.

Таким образом, современный волейбол - олимпийский и про­фессиональный - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это - силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сет­ки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокиро­вании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игро­ков передней и задней линии.

Однако волейбол интересен также тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в раз­ных ипостасях: игра полными составами (6x6), игра неполными со­ставами (5 х 5; 4 х 4; 3 х 3; 2 х 2; 1 х 1), игра на ограниченной площа-

ди, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сет­ку (пионербол), мини-волейбол, лесной волейбол, волейбол на от­крытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол, волейбол на роликах, волейбол без рук (ногейбол, сёпактакроу), теннисбол.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возмож­ности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, вы­носливости, волевых качеств, взаимопомощи и других качеств ' и свойств личности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессио­нального образования.

Техника игры, классификация

Технику игрысоставляют приемы и их разновидности. Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волей­болиста.

Каждый прием игры представляет собой систему взаимосвязан­ных движений. В приеме игры выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную и заключительную. Подготовительная фаза вклю­чает в себя исходное положение, основной задачей которого является готовность к действию. В этой фазе создаются наилучшие условия для решения смысловой задачи. В основной фазе осуществляется взаимодействие с мячом - отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оп­тимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффек­тивность, с другой - вариативность движений. В заключительной фазе завершается выполнение технического приема.

Классификация техники игры (рис. 19) в соответствии с распре­делением приемов по целевому признаку включает перемещения, передачи мяча, прием подачи, прием-передачи, подачи, атакующие удары, блокирование. Для игры в нападении служат подачи (ниж­ние прямая и боковая, верхние прямая и боковая, подача в прыж­ке); передачи двумя руками сверху и снизу; нападающие удары пря­мой, с переводом, боковой; стойки и перемещения. Для игры в за­щите служат прием двумя руками снизу и сверху в опорном поло­жении и в падении; блокирование одиночное и групповое; стойки и перемещения. В каждом приеме выделяют разновидности.

Техника игры в нападении

Стойки и перемещения.Стойка представляет собой положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения - позы игро­ка, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стой-

           
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
      Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

ки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.

В зависимости от характера технического приема и игровой си­туации волейболист использует различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок.

Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсут­ствием вертикальных колебаний общего центра масс (ОЦМ)), кото­рая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.

Приставные шаги используются для передвижения на неболь­шое расстояние при передаче мяча, летящего в стороне от волей­болиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нуж­ному направлению, на всю стопу.

В двойном шаге тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впе­реди, затем ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед и перекат с пятки на носок, вслед за чем выставляется вперед нога, стоявшая сзади, создавая стопорящий момент.

Скачок от двойного шага отличается более широким шагом и наличием безопорного положения.

Передача мяча двумя руками сверху.С помощью передачи со­здаются условия для атакующего удара. Различают следующие спо­собы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, од­ной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спи­ну (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко.

По направлению (относительно передающего) передачи быва­ют: вперед, над собой, назад. По длине: длинные - через зону, ко­роткие - из зоны в зону, укороченные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м, низкие - до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке - до 0,5 м и уда­ленные от сетки - более 0,5 м.

В технику передачи входят: исходное положение, встречное дви­жение рук к мячу, амортизация и направление мяча - вылет. В ис­ходном положении туловище волейболиста расположено верти­кально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории поле­та мяча, стопы параллельны или одна (разноименная сильнейшей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 20).


Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указа­тельные являются основной ударной частью, средние в меньшей

       
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

степени, а безымянные и мизинцы в ос­новном удерживают мяч в боковом на­правлении. Сообщение мячу нового на­правления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движе­нии ног, туловища и рук. При этом ОЦМ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью вып­рямляются. При передаче в прыжке руки выносятся над головой несколько выше и передача выполняется в высшей точке

прыжка за счет активной работы рук. При передаче в прыжке на короткое расстояние после имитации атакующего удара точка встречи рук с мячом повышается еще больше и передача выполня­ется за счет короткого движения кистей. Применяют также переда­чу в прыжке одной рукой.

При передачах назад (стоя спиной к цели) игрок передвигается под мяч. При этом кисти тыльной частью располагаются над голо­вой. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и дви­жения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в груд­ной и поясничной частях позвоночника (рис. 21).

Подачи мяча.В современном волейболе используются верхние прямая и боковая подачи с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу при­меняется нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача (рис. 22). Эффективность нижней пря­мой подачи обусловлена тремя основными факторами: направле­нием замаха - строго назад, высотой подбрасывания - небольшой, и точкой удара по мячу - примерно на уровне пояса.


Верхняя прямая подача (рис. 23). Из положения лицом к сетке игрок подбрасывает мяч над головой несколько впереди себя, вы­полняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.

Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча -силовая и без вращения - планирующая. Существенными элемен­тами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Удар по мячу наносится в центр мяча, движение руки перед ударом притормаживается, а ударное движение должно быть кратковременным, ладонной поверхностью напряженной кисти.

Верхняя боковая подача. В исходном положении игрок распола­гается левым боком к сетке, ноги согнуты в коленях (рис. 24). Мяч подбрасывается до 1 м над плечом левой руки. Правая рука делает замах вниз-назад, опуская плечо вниз, масса тела переносится на правую ногу. Поднимая бьющую руку по дуге сзади-вверх, нано­сят удар полунапряженной кистью. При этом масса тела перено­сится на левую ногу, а туловище поворачивается влево, что значи­тельно усиливает ударное движение.

Для верхней боковой подачи без вращения характерны те же изменения элементов техники, что и при верхней прямой.

Подача в прыжке (рис. 25) по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке

           
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
      Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

мяч посылают вперед, соответственно меняется характер заключи­тельного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед-вверх - на расстояние, необ­ходимое для разбега.

Атакующие удары.Атакующий удар осуществляется выше верх­него края сетки. Удар через сетку, выполняемый ниже ее верхнего края, называется нападающим (маловероятная возможность выиг­рыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша). В атакующих ударах как в фо­кусе сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его при­тягательная сила. Но это и самые сложные технические приемы, требующие высокого профессионализма от тренера и активности занимающихся при обучении.


По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега иг­рока; удары с переводом - при несовпадении отмеченных парамет­ров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на си­ловые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медлен­ные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Прямой атакующий удар. В нем выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение (рис. 26). В разбеге делают от од­ного до трех шагов. В последнем шаге волейболист выставляет впе­ред одну ногу (чаще правую), руки отводит назад. Затем быстро приставляет другую ногу, руки одновременно совершают движе­ние вниз-вперед. Во время прыжка волейболист быстро разгибает ноги, а руки резко поднимает взмахом вверх. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылаются вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх.

Замах начинают с прогибания туловища, затем волейболист под­нимает и отводит назад плечо, локоть, предплечье и кисть. Кисть не должна заноситься за голову, она должна быть над плечом. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включает­ся в работу правая (бьющая) рука.

В фазе удара по мячу правая рука выпрямляется в локтевом сус­таве вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последователь­ным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бью­щей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоя­нии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задача­ми атаки; напряжение будет увеличиваться при необходимости по­вышения точности удара. Правильное ударное движение кисти -основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществ-

       
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

ляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и со­вершенствования техники атакующих ударов следует особое внима­ние уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе игрок снижается и приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

Удар с переводом и поворотом туловища. Подготовительные дей­ствия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом уда­ре. Особенности техники составляют: небольшой поворот тулови­ща в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху-сзади-справа (рис. 27). При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а ле­вое плечо отводят от сетки (см. рис. 27).

Удар с переводом без поворота туловища. Здесь движение туло­вища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара по мячу кистью сверху-справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти, в то время как силовой (прямой по ходу) - вращательным движением плеча в вертикальной плоско­сти в направлении последующего полета мяча.

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

Боковой атакующий удар. В подготовительной фазе разбег и от­талкивание выполняются так же, как и при прямом ударе (рис. 28). В момент прыжка замах выполняется по типу верхней боковой (си­ловой) подачи - вниз-в сторону, туловище наклоняется в сторону бьющей руки, левая рука поднимается вверх. Ударное движение начинается с поворота туловища вокруг вертикальной оси. При этом правое плечо подается вперед и замах выполняется снизу-сза­ди-вверх. Удар по мячу наносится сзади-сверху-сбоку.

Атакующий удар с задней линии в основном выполняют так же, как у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед-вниз, мячу придают более пологую траекто­рию. Здесь действия игрока сходны с техникой подачи в прыжке.

Техника игры в защите


Стойки и перемещения.Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи (рис. 29, а), для блоки-

               
  Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 
 
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
    Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
        Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru
 

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru

рования (рис. 29, б), для приема мяча от атакующего удара и отско­чившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падения при приеме мяча.

По положению ног и ступней различают устойчивую стойку, когда нога, противоположная сильнейшей руке, впереди; основную, когда обе ноги на одном уровне; неустойчивую, когда масса тела перенесена на переднюю треть стоп. Стойка может быть статична или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании атакую­щего удара).

Прием подачи.Качество приема подачи может быть высоким (70% оценки 4-5 по пятибалльной системе), если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий, которые имеются в арсенале команды. Прием подачи производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ. Волейболисты всего мира принимают подачу именно так. На рисунке 30, а показано поло­жение игрока, принимающего подачу именно так. В исходном положении ноги согнуты. Одна нога немного впереди, руки под­готовлены для приема мяча. Большое значение имеет положе­ние рук. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, раз­вернуты снаружи и сближены. Чтобы своевременно занять ис­ходное положение, игрок должен уметь предвидеть возможное направление подачи.

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Руки приближаются к месту встре­чи с мячом за счет некоторого разгибания ног - руки «подставля­ют» под мяч, но не «отбивают» ими его. Существует даже выраже­ние «прием подачи осуществляется ногами», которое подчеркива­ет роль своевременного выбора исходного положения. Степень сги­бания ног зависит от траектории подачи, своевременности выхода к мячу. При высокой подаче и несвоевременном выходе ноги вып­рямлены, при низкой - ноги согнуты, возможно последующее па­дение и перекат в сторону на бедро и спину. Если игрок не успева­ет занять положение, когда мяч идет прямо на него, то руки выно-

сятся в сторону мяча (вправо или влево) и разворачиваются так, чтобы мяч после приема был направлен к сетке.

Прием мяча снизу одной и двумя руками.Прием снизу - это ос­новной прием защитных действий. Прием снизу двумя руками яв­ляется основным способом приема мяча от подачи и атакующего удара (рис. 30, б). При некачественном приеме подачи или атакую­щего удара (низкая траектория) применяется прием-передача мяча, чтобы обеспечить условия для нападающих действий.

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном по­ложении и в падении. В опорном положении этим способом при­нимают мячи, летящие в стороне от игрока, после передвиже­ния или выпада. Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок преимущественно используется в женском волейболе (рис. 31, а). После передвижения игрок выполняет выпад, выстав­ляя в сторону мяча прямую руку. При этом ОЦМ резко понижает­ся. После ударного движения по мячу игрок поворачивается на нос­ке опорной ноги, после чего делает перекат на бок и округленную спину, его подбородок прижат к груди.

Прием одной рукой в падении на бедро-бок - это усложненный вариант описанного выше способа и применяется более подготов­ленными волейболистами при приеме сложных мячей. В этом слу­чае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает ее в коле­не, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В последующем он приземляется на наружную часть

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru





Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru колена (применяются наколенники), бедро и бок. Ударное движе­ние может выполняться как внутренней, так и наружной или боко­вой стороной кулака.

Прием мяча одной рукой в падении вперед преимущественно при­меняется в мужском волейболе. При этом используется два вари­анта этого способа: с перекатом на грудь и с последующим сколь­жением на груди-животе.

При приеме мяча одной рукой в падении вперед на руки с пос­ледующим приземлением перекатом на груди (рис. 31, б) игрок в последнем шаге резким движением посылает туловище вниз-впе­ред и, отбив мяч тыльной стороной ладони в безопорном поло­жении, вытягивает руки вперед и касается ими площадки, сгиба­ет руки в локтях и выполняет перекат на округленную грудь и бед­ра. Данный способ приема предъявляет высокие требования к си­ловой и координационной подготовленности игрока. После быс­трого передвижения возможно скольжение на груди-животе. Кос­нувшись пола, ноги сгибаются в коленях, а руки отталкиванием назад-в стороны содействуют поступательному переходу тулови­ща в горизонтальное положение.

Блокирование- прием игры, который применяется для проти­водействия атакующим ударам соперника. Это самый эффектив­ный прием защиты и один из самых сложных приемов игры. Ов­ладение мастерством блокирования способно активно влиять на

выигрыш очка.

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания. Из истории игры - student2.ru


Блокирование может выполняться одним игроком - одиночное (рис. 32, а) или двумя-тремя - групповое (рис. 32, б) с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, скрестным ша-

гом, бегом или скачком в зависимости от расстояния к месту прыж­ка. Независимо от способа передвижения необходимо его закон­чить наскоком, аналогично прыжку при атакующем ударе. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает их над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижении верхнего края сетки начинают движение вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к нему и активно сгибают в луче-запястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для предох­ранения лица следует кисти не разводить широко или одной рукой закрывать лицо.

При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при по­пытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Тактика игры, классификация

Под тактикой понимают рациональное использование приемов игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в соревновательном противоборстве с соперником. Тактика игры подразделяется на два раздела: тактику нападения и тактику защи­ты. В каждом разделе из них выделяют индивидуальные, группо­вые и командные тактические действия (рис. 33). Распределение во­лейболистов по игровым функциям позволяет наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

Наши рекомендации