Дать определение и охарактеризовать состав информационной инфраструктуры.
Информационная инфраструктура - это совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающих доступ потребителей к информационным ресурсам. Информационная инфраструктура - это система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. ИИ включает: территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети; системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками. Информационная инфраструктура представляет собой систему организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура включает совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи; обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. Информационная инфраструктура может быть определена как социотехническая конструкция, включающая экономических агентов, ресурсы и процессы, обеспечиваемые информационно коммуникационными технологиями, и простирающиеся за границы бизнес-сети фирмы. Другой термин, которому придается в данном случае то же значение - социотехнические сети (sociotechnical networks). Информационная инфраструктура различных компаний может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя инфраструктура больше характерна для высокотехнологичных компаний, в основном производственного характера. Главная цель таких компаний – обеспечить качество продукта, соответственно принцип построения информационной инфраструктуры более детерминирован. Внешняя инфраструктура характерна для компаний, занимающихся продажами или оказанием услуг (например, банковская сфера), у таких компаний много клиентов и главной их целью является продать продукт/услугу как можно большему числу клиентов. В связи с этим информационная инфраструктура строится на принципе случайности.
28. Раскрыть содержание понятия «информационная борьба (война)» (состав основных информационных отношений).
Информационная война считается одним из наиболее эффективных средств межгосударственного противоборства. Информационная борьба – исключительно широкая сфера, охватывающая фактически все аспекты, связанные с духовной, интеллектуальной и культурной деятельностью как отдельного человека, так и общества в целом. Важной особенностью такой войны является широкое использование ресурса противника. Воздействуя на его информационную систему на основе принципов рефлексивного управления, можно добиться желаемых для себя действий с противоположной стороны, что в жизненной практике часто именуется провокацией. Сегодня Россия не имеет действенной системы информационной борьбы, что ставит её в крайне невыгодное положение по отношению к конкурентам на мировой арене, создаёт реальную угрозу самому существованию нашей страны. Поэтому создание такой системы является важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Соответственно, во главе всей системы информационного противоборства страны должно стоять должностное лицо в статусе федерального министра – Министра информационной безопасности России. В числе важнейших функций центрального органа управления информационным противоборством можно выделить следующие: разведка в интересах борьбы в информационной сфере, прежде всего, в целях выявления факта начала подобной агрессии для своевременного принятия мер по её отражению; планирование и организация ведения различных форм деятельности на данном направлении; непосредственное управление приданными группировками сил и средств и всестороннее обеспечение их действий; проведение научных исследований по проблемам этой сферы; организация взаимодействия между различными элементами и подсистемами общегосударственной системы информационной борьбы, а также иными государственными и негосударственными структурами и организациями; контроль результатов информационных воздействий.