Критерии информационной культуры человека
Вопрос
Информация-сведения( сообщения данные) независимо от формы их представлении.
Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.
Основные виды информации
графическая или изобразительная— первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
звуковая (акустическая) — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств
текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации. ... Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.
Вопрос.
Оценке информации различают три аспекта: синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический аспект отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассмотренную только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.
Семантический аспект определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации. Данный аспект служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.
Прагматический аспект отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью пользования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Этот аспект непосредственно связан с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы [12].
Вопрос
Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу»
Философ В.Г. Афанасьев предложил классифицировать социальную информацию на основе ее соотношения со временем, в котором она создана и используется. На этой основе он подразделяет информацию на три больших класса.
1. Информация о прошлом, о том, что было с человечеством, обществом, человеком. Это историческая память, которая не подлежит забвению. Народ, лишенный истории, не имеет будущего.
2. Информация о настоящем, о действительном, о том обществе, в котором мы живем и трудимся. Ее источником является мировое сообщество и различные сферы социальной жизни: духовная, экономическая, научно-техническая и др. Эти сферы порождает разные виды информации.
3. Информация о будущем(прогнозная), связанная с предвосхищением состояния социальной системы самого разного уровня – от семьи, трудового коллектива до общества в целом. Прогнозирование – это познание будущего состояния системы на основе анализа ее опыта, истории и современного состояния. Этот тип информации позволяет создать модель будущей системы на различные периоды времени и направить систему на реализацию модели.
Одним из видообразующих признаков классификации социальной информации является ееобщественное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную.
Массовая информация представляет собой сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы и важны, полезны или интересны для всех членов общества. Она адресована и доступна каждому человеку. В свою очередь массовая информация подразделяется напублицистическую, эстетическую и обыденную.
Обыденная или бытовая - это массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде.
Публицистическая информациянацелена на утверждение в общественном сознании определенных духовных ценностей. Ее отличительная особенность – ярко выраженная социально-воспитательная направленность. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного сознания и бытия – политику, экономику, международную жизнь, науку, образование, искусство и т.д. Средствами распространения такой информации являются периодическая печать, радио, телевидение, электронные коммуникации.
Эстетическая или художественнаяинформация– является специфическим видом массовой социальной информации, обладающим свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для сферы искусства. Поскольку произведения искусства адресованы всему обществу (современникам и последующим поколениям), есть все основания отнести эстетическую информацию к категории массовой социальной информации.
Вопрос
При машинной обработке синонимами понятия «реквизит» являются «поле», «элемент», «атрибут». Реквизиты не однозначны по своему содержанию и подразделяются на реквизиты.-признакии реквизиты-основания.
Реквизиты-признакихарактеризуют качественную сторону объекта,
а реквизиты-основания— количественную.
Например, в качестве реквизита-признака выступает наименование подразделения и его код,
а реквизиты-основания — количество работающих. Каждый документ включает любое число реквизитов-признаков и реквизитов-оснований.
Вопрос
Информационная революция (англ. Information Revolution) — метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти ХХ столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных способностей и духовных сил человечества.
Этот термин также применяется для обозначения четырех информационных революций в истории человечества, в результате которых не только кардинально менялись способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей.
Исторические информационные революции[править | править вики-текст]
Формирование современного информационного общества стало результатом нескольких информационных революций, которые произошли в истории развития человеческой цивилизации, и которые не только кардинально меняли способы обработки информации, но и способ производства, стиль жизни, системы ценностей:
первая информационная революциясвязана с появлением письменности. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению через ее фиксацию в знаках и разрушила монополию узкого круга людей на знания
вторая информационная революциябыла вызвана изобретением и распространением книгопечатания в XV ст. и расширила доступ к информации широким слоям населения благодаря тиражированию знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.;
третья информационная революция(конец XIX — начало XX вв.) связана с изобретением телеграфа, телефона, радио, телевидения, что позволяло оперативно, в больших объемах передавать и накапливать информацию, передавать звуковые и визуальные образы на большие расстояния. Последнее создало предпосылки эффекта «сжатия пространства»;
четвертая информационная революция(70-е годы XX века.) обусловлена изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера. Она характеризуется переходом от механических, электрических средств преобразования информации к электронным и создание программного обеспечения этого процесса. «Венцом» этой волны революции является появление всемирной сети — интернета, что сделало возможным информационный обмен в глобальных масштабах.
Вопрос
Информационный кризис
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИЗИС- несоответствие между быстро растущими из поколения в поколение умственными способностями людей и еще более быстро растущим потоком информации. В результате этого несоответствия возникает противоречие, суть которого заключается в том, что современный человек не в состоянии в полном объеме воспринимать, перерабатывать поступающую к нему информацию.
Информационный кризис проявляется в следующем:
Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.
Возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.
Возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Компьютеризация-это частный случай информатизации, она подразумевает внедрение в нашу жизнь и производство компьютерных технологий. А информатизация-это видимо переход от индустриального общества к информационному.
Вопрос
Информацио́нное о́бщество— общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
• эффективное информационное взаимодействие людей;
• их доступ к мировым информационным ресурсам;
• удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
• развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Вопрос
Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять информационные ресурсы и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.
Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:
открытие языка;
находка письменности;
основание книгопечатания;
изобретение электричества;
применения компьютерных технологий.
В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:
технологическую;
организационно-производственную;
управленческую;
научно-познавательную;
информационную культуру словесного общения.
Вопрос
Информационный потенциал: понятие и структура.
Иными словами, под информационным потенциаломобщества имеется в виду совокупность средств и условий, которые позволяют активизировать и эффективно использовать его информационные ресурсы.
Понятие информационного потенциала общества ввёл К. К. Колин,
Проблемам, касающимся структуры, динамики и закономерностей формирования информационного потенциала общества, ещё предстоит стать предметом серьёзного научного анализа. Необходимость такого анализа связана с тем, что информационный потенциал общества не менее важен в экономическом и социальном плане, чем оборонный, промышленный и энергетический потенциал, а также численность населения и его образовательный уровень. Одна из упомянутых выше проблем заключается в формировании и развитии инфосферы, включающей в себя информационную техносферу и информационную среду общества, посредством которых удовлетворяются его информационные потребности. К. К. Колин выделяет следующие основные аспекты этой проблемы:
· определение структуры и стратегии развития средств вычислительной техники и информатики, необходимых для эффективного функционирования различных средств жизни общества;
· проектирование и массовое производство средств вычислительной техники, информатики и связи, а также программного обеспечения;
· создание телекоммуникационной среды общества на основе систем связи и информационных технологий, которые обеспечивают информационное взаимодействие с международными системами и гарантируют оперативный доступ к центрам хранения информационных ресурсов;
· производство и внедрение перспективных средств подготовки, а также распространения массовой информации.
Вопрос
Информационные ресурсы –это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах).
Существуют две формы ИР как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.
К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.
Активные формы ИР: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм ИР имеет разный научно-технический уровень и завершенность.
Вопрос
Вопрос
Информационный рынок —система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.
Вопрос
Сегментация заключается в выделении нескольких групп пользователей (сегментов) в зависимости от характера их спроса на информационные услуги.
Основные причины сегментации рынка:
1) Каждый рыночный сегмент характеризуется своим типом спроса, который необходимо анализировать до предложения информационных услуг.
1. Рыночные сегменты в отношении которых сложно сформулировать отчетливые характеристики, менее доступные для охвата информационными услугами.
2. Ориентация на определенные рыночные сегменты более перспективна, чем ориентация на рынок вообще. Сегментация наиболее эффективна, когда опирается на анализ конкретного рынка. Например, по результатам комм. эксплуатации банков данных. Редко этот анализ возможен и на стадии разработки.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктура информационного рынка можно представить пятью секторами:
• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
• услуги образования — все виды обучении;
• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
Вопрос
Вопрос
Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией.
Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:
системное ПО(программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.
прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.
инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.
Системное ПО
Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.
Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.
К системному ПО относятся:
операционные системы(эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)
программы– оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)
операционные оболочки– интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.
Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)
утилиты(вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)
К утилитам относятся:
диспетчеры файлов или файловые менеджеры
средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)
средства просмотра и воспроизведения
средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков
средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами
средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).
Прикладное ПО
Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов. Прикладное ПО – программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.
Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.
К прикладному ПО, например, относятся:
Комплект офисных приложений MS OFFICE
Бухгалтерские системы
Финансовые аналитические системы
Интегрированные пакеты делопроизводства
CAD – системы (системы автоматизированного проектирования)
Редакторы HTML или Web – редакторы
Браузеры – средства просмотра Web - страниц
Графические редакторы
Экспертные системы
И так далее.
Инструментальное ПО
Инструментальное ПО или системы программирования- это системы для автоматизации разработки новых программ на языке программирования.
В самом общем случае для создания программы на выбранном языке программирования (языке системного программирования) нужно иметь следующие компоненты:
1. Текстовый редактор для создания файла с исходным текстом программы.
2. Компилятор или интерпретатор. Исходный текст с помощью программы-компилятора переводится в промежуточный объектный код. Исходный текст большой программы состоит из нескольких модулей (файлов с исходными текстами). Каждый модуль компилируется в отдельный файл с объектным кодом, которые затем надо объединить в одно целое.
3. Редактор связей или сборщик, который выполняет связывание объектных модулей и формирует на выходе работоспособное приложение – исполнимый код.
Исполнимый код – это законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась. Как правило, итоговый файл имеет расширение .ЕХЕ или .СОМ.
4. В последнее время получили распространение визуальный методы программирования (с помощью языков описания сценариев), ориентированные на создание Windows-приложений. Этот процесс автоматизирован в средах быстрого проектирования. При этом используются готовые визуальные компоненты, которые настраиваются с помощью специальных редакторов.
Наиболее популярные редакторы (системы программирования программ с использованием визуальных средств) визуального проектирования:
Borland Delphi - предназначен для решения практически любых задачи прикладного программирования
Borland C++ Builder – это отличное средство для разработки DOS и Windows приложений
Microsoft Visual Basic – это популярный инструмент для создания Windows-программ
Microsoft Visual C++ - это средство позволяет разрабатывать любые приложения, выполняющиеся в среде ОС типа Microsoft Windows
Вопрос
Вопрос
Информационная безопасность. Типы нарушений информационной безопасности.В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности» безопасность- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
К объектам информационной безопасности относятся:
а) информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограничен ного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;
б) информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);
в) система формирования, распространения и использования информационных ресурсов;
г) система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах, массовой инфор мации;
д) права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а также на защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
К числу источников внешних угроз относятся следующие:
— политика ряда стран, направленная на доминирование в информационной сфере;
- разработка рядом государств концепций «информационной войны»;
- деятельность иностранных спецслужб;
- преступная деятельность международных террористических групп;
- «культурная экспансия» ряда стран мира в. отношении других. Внутренние угрозы:
1) существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества;
2) технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и коммуникационной техники;
3) недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формиро ванию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности;
4) снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специа листов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;
5) усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.
Вопрос
Вопрос
Вопрос.
Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:
электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;
World Wide Web (WWW, W3) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;
сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat);
Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Вопрос
Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных[1] (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
Понятие геоинформационной системы также используется в более узком смысле — как инструмента (программного продукта), позволяющего пользователям искать, анализировать и редактировать как цифровую карту местности, так и дополнительную информацию об объектах[2].
Редактирование слоя в системе gvSIG
Геоинформационная система может включать в свой состав пространственные базы данных (в том числе под управлением универсальных СУБД), редакторы растровой и векторной графики, различные средства пространственного анализа данных. Применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне и многих других областях. Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования геоинформационных систем изучаются геоинформатикой.
Вопрос
Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) —компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы.
Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуализированной СППР или ИСППР. Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управлени
Вопрос
Экспе́ртная систе́ма (ЭС, англ. expert system) —компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные экспертные системы начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предшественники экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например, определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].
В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определённой области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
Похожие действия выполняет такой программный инструмент как «Мастер» (англ. Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от экспертных систем — отсутствие базы знаний — все действия жёстко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем.
Другие подобные программы — поисковые или справочные (энциклопедические) системы. По запросу пользователя они предоставляют наиболее подходящие (релевантные) разделы базы статей (представления об объектах областей знаний, их виртуальную модель).
В настоящее время «классическая» концепция экспертных систем, сложившаяся в 70-80 годах прошлого века, переживает серьёзный кризис, по всей видимости связанный с её глубокой ориентацией на общепринятый в те годы текстовый человеко-машинный интерфейс, который в настоящее время в пользовательских приложениях почти полностью вытеснен графическим (GUI). Кроме того, «классический» подход к построению экспертных систем плохо согласуется с реляционной моделью данных, что делает невозможным эффективное использование современных промышленных СУБД для организации баз знаний таких систем.
Нередко в качестве маркетингового хода экспертными системами объявляются современные программные продукты, в «классическом» понимании таковыми не являющиеся (например, компьютерные справочно-правовые системы). Предпринимаемые энтузиастами попытки объединить «классические» подходы к разработке экспертных систем с современными подходами к построению пользовательского интерфейса (проекты CLIPS Java Native Interface, CLIPS.NET и др.) не находят поддержки среди крупных компаний-производителей программного обеспечения и по этой причине остаются пока в экспериментальной стадии.
Вопрос
Вопрос
Информационная технология обработки данныхпредназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.
Основные компоненты
Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.
Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции:
классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей (при расчете заработной платы каждая запись включает в себя код работника, код подразделения в котором он работает и т.д.);
сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;
вычисления,включающие арифметические и логические операции. Эти операции, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;
укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.
Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования. Для их хранения создаются базы данных.