Упражнение 3. Определение реального и виртуального предмета конфликта.
Моя позиция | Позиция моего оппонента | |
За что мы бьемся? | ||
Что каждый из нас хочет получить в результате? | ||
Что это нам даст? | ||
Явный, материальный предмет Конфликта | ||
Скрытый, виртуальный предмет Конфликта |
Ловушки конфликта —это мысли, чувства, стремления, уводящие от разрешения конфликта, затягивающие конфликтную ситуацию и нагнетающие напряжение:
- нагнетание чувства несправедливости;
-иллюзия собственной защищенности, недооценка оппонента;
- переоценка оппонента.
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ ИНТЕРЕСОВ
Шаг первый: распознать противника
Первое правило управления конфликтом – распознай противника и не выдай своей подлинной позиции |
Семь вопросов первого шага:
1. Кто передо мной?
2. Что я о нем знаю?
3. Что о нем известно другим?
4. Знаю ли я, как этот человек вел себя в аналогичных ситуациях? Каким обычно бывает сценарий его действий?
5. В чем действительно состоит его сила? Какими фактами это подтверждается?
6. Что я знаю о слабых сторонах противника? В чем его слабости? На что он болезненно реагирует? Что приводит его в замешательство? Что приводит его в ярость?
7. Что он может сделать, если его план не реализуется? Будет ли он мстить?
Если будет, то как? Могу ли я противостоять его мести? Что я могу сделать, чтобы защитить себя и значимых других, вовлеченных в конфликт?
Шаг второй: уточнить и четко определить собственную позицию.
Пять вопросов второго шага:
1. Чего я хочу от этой ситуации?
2. Как бы она могла для меня завершиться наилучшим образом?
3. Каков наихудший сценарий развития событий для меня? Могу ли я это
принять? Если я могу принять наихудший сценарий, то что еще более
плохое, чем наихудшее, может произойти?
4. Какие положительные изменения в моей жизни могут произойти, если
конфликт удачно разрешится?
5. В чем для меня суть конфликта?
Шаг третий: выработать стратегию управления конфликтом. Это самое интересное. Здесь от нас потребуются комбинаторные способности, творчество и воображение.
Шаг четвертый: составить план действий.
В конфликтологии выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте:
1) избегание;
2) приспособление;
3) конкуренция;
4) компромисс;
5) сотрудничество.
Стратегия избегания
Основной тезис этой стратегии — «В Багдаде все спокойно! На самом деле конфликта нет!». Мы всячески демонстрируем оппоненту собственное непонимание его конфликтных намерений. Словами, интонацией, манерой разговора, жестами мы показываем противнику следующее:
· на самом деле проблемы нет;
· если и есть проблема, то она пустяковая;
· это не моя проблема, по крайней мере, для меня — это не проблема;
· это дело не самой первой важности, по крайней мере, для меня;
· не хочу в этом участвовать;
· у меня нет полномочий, это не в моей власти;
· мне кажется, вы строите какую-то непонятную мне игру, а я не хочу проиграть;
· я боюсь неизвестности, поэтому не предпринимаю никаких активных шагов;
· у меня уже была подобная ситуация — она плохо закончилась, поэтому я
больше ничем подобным заниматься не хочу;
· у меня нет ресурсов: денег, времени, персонала, оборудования, энергии;
· зачем «раскачивать лодку»?
· зачем «делать из мухи слона»?
· боюсь, что меня будут прямо связывать с этой проблемой или с участниками
конфликта, а это повредит моему имени (статусу, здоровью и пр.);
· время — лучший врач;
· конфликт неприятен и разрушителен, поэтому давайте от него откажемся в принципе.
Стратегия избегания полезна, когда вы собираете информацию о противнике, сознательно тянете время, собирая собственную армию. Стратегия избегания дает вам психологическую защиту. Но когда конфликтная ситуация начинает представлять реальную угрозу для вас, данная стратегия неэффективна.
Стратегия приспособления
Эту стратегию обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии, нам надлежит приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки, вплоть до собственной капитуляции. Да, наши интересы существенно страдают или вовсе не удовлетворяются. Чтобы противник выиграл, мы должны проиграть.
Данная стратегия используется в пяти случаях:
1) взвесив все «за» и «против», мы понимаем, что уступки и даже капитуляция, в принципе, не наносят нам большого вреда, не являются с нашей стороны слишком большой жертвой;
2) для нас ценны сами отношения с нашим оппонентом, мы видим их долгосрочную перспективу, хотим избежать нарастания и углубления конфликта, сделать «жест доброй воли» (например, это касается конфликтов внутри семьи);
3) мы видим, что правота действительно на стороне противника;
4) мы хотим заслужить расположение нашего оппонента на будущее, интуитивно уверены в том, что этот человек еще сыграет в нашей жизни свою положительную роль;
5) предмет конфликта для нас не так важен и серьезен, у нас есть более срочные дела и интересы, и мы не хотим тратить время и силы на этот конфликт.
Существует ситуация, когда использование стратегии приспособления противопоказано
Стратегия приспособления не применяется, если вы поймали себя на стремлении избавиться от конфликта или желании, чтобы «скорее все закончилось» |