Упражнение 1. Чтобы описать ролевой конфликт, заполните таблицу.

Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек) Что я от него ожидаю? Что он или она должны делать в своей роли?   В какой мере удовлетворяются мои ожидания (оцените от 1 до 5)? Почему, из-за чего мои ожидания не удовлетворены  
         
       
       

Такую работу необходимо проводить регулярно для профилактики ролевых конфликтов.

Упражнение 2. Чтобы управлять ролевым конфликтом, заполните следующую таблицу.

Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек)   Моя гипотеза о том, откуда у меня это ролевое ожидание   За что я его могу поблагодарить (от мелочи до крупного)?   Какую помощь я могу оказать этому человеку, чтобы удовлетворить свои ролевые ожидания?
         
         
       

Самое главное в ролевом конфликте – помнить, что все обвинения в ваш адрес – это информация о ролевых ожиданиях партнера

Как отличить информационные сообщения от ролевых ожиданий? Никак. Лучше научиться обвинения принимать как информационные сообщения.

Каждое обвинение – не более чем сообщение. Это информация.

Нужно реагировать не на эмоцию, а на информацию.

Начальник ждет от подчиненного исполнительности и инициативы. А тот думает: «инициатива наказуема» и бездействует. Руководителю нужно научиться договариваться «на берегу» обо всех нюансах желаемого производственного поведения. Четко продумать инструкции. А подчиненному – четко изложить свои соображения и ожидания прежде, чем начнет действовать.

Совместимость на социальном уровне.

КОНФЛИКТ «ПРАВДЫ»

Проявляется в утаивании, искажении или переизбытке информации. Вообще, манипуляция с информацией практически всегда приводит к «конфликту правды».

Для профилактики конфликта правды необходимо четко понимать, кому и что говорить.

1. Получив неоднозначную, противоречивую или конфликтную информацию, сделайте глубокий вдох и выдох. Возможно, то, чего вы боялись, уже произошло, и этого не исправишь. Сохраняйте присутствие духа.

2. Постарайтесь найти возможность проверить информацию из других источников. Проанализируйте сходство и расхождение в информации.

3. Помните, что чувства в «конфликте правды» опасны. Не поддавайтесь пока чувствам. Не принимайте серьезных решений, руководствуясь чувствами.

Отреагируйте чувства в безопасной обстановке, ТОЛЬКО в отсутствии того человека, который вызвал конфликт, принес информацию.

4. Продумайте содержание дезинформации для вашего оппонента и собственную стратегию поведения. Возможно, вам лучше скрыть то, что вы знаете правду, и понаблюдать за оппонентом.

5. Подумайте над тем, как создать провокационные ситуации с тем, чтобы вывести оппонента на чистую воду оппонента. Важно, чтобы, когда он вам сам скажет правду, вы эмоционально были готовы принять ее.

6. Помните, что близкий непосредственный контакт с оппонентом может пробудить в вас самые противоречивые чувства, и вы рискуете не справиться с собой. Поэтому лучше сохраняйте физическую дистанцию с противоположной стороной.

7. Постарайтесь сосредоточиться на наблюдении за оппонентом, а не на собственной реакции. Воспринимайте случившееся как информацию к размышлению.

Информационный конфликт случается не только из0за сокрытия или искажения информации, но и из-за ее недостатка. Когда у нас мало информации о том, что для нас важно, мы начинаем домысливать. То есть придумывать, доставать недостающую информацию из кладовых своего и чужого жизненного опыта или воображения. Так рождаются сплетни и мифы.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Этот вид конфликта появляется тогда, когда наши интересы начали конкурировать с интересами другой стороны. Испокон веков люди бьются из-за ресурсов: территорий, денег, власти, движимости и недвижимости, поддержки электората, рынков сбыта и пр.

В ситуации «конфликта интересов» важно:

1) четко представлять предмет конфликта: реальный и виртуальный;

2) знать ловушки конфликта;

3) владеть технологией управления конфликтом.

Предмет конфликта —это основа конфликта. Материальное, идеологическое, физическое или духовно-нравственное «яблоко раздора», не дающее конфликтующим жить спокойно. Что люди обычно делят, то и становится предметом конфликта: деньги, сферы влияния, недвижимость, ценные вещи, власть, территория, другие ресурсы. Чем заманчивее «приз», тем больше оснований у конфликтующих сторон биться до последней капли чужой крови.

Чтобы определить предмет конфликта, задайте себе три основных вопроса:

1) За что мы бьемся?

2) Что я хочу получить в результате?

3) Что это мне даст?

Наши рекомендации