Упражнение 1. Чтобы описать ролевой конфликт, заполните таблицу.
Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек) | Что я от него ожидаю? Что он или она должны делать в своей роли? | В какой мере удовлетворяются мои ожидания (оцените от 1 до 5)? | Почему, из-за чего мои ожидания не удовлетворены |
Такую работу необходимо проводить регулярно для профилактики ролевых конфликтов.
Упражнение 2. Чтобы управлять ролевым конфликтом, заполните следующую таблицу.
Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек) | Моя гипотеза о том, откуда у меня это ролевое ожидание | За что я его могу поблагодарить (от мелочи до крупного)? | Какую помощь я могу оказать этому человеку, чтобы удовлетворить свои ролевые ожидания? |
Самое главное в ролевом конфликте – помнить, что все обвинения в ваш адрес – это информация о ролевых ожиданиях партнера
Как отличить информационные сообщения от ролевых ожиданий? Никак. Лучше научиться обвинения принимать как информационные сообщения.
Каждое обвинение – не более чем сообщение. Это информация.
Нужно реагировать не на эмоцию, а на информацию.
Начальник ждет от подчиненного исполнительности и инициативы. А тот думает: «инициатива наказуема» и бездействует. Руководителю нужно научиться договариваться «на берегу» обо всех нюансах желаемого производственного поведения. Четко продумать инструкции. А подчиненному – четко изложить свои соображения и ожидания прежде, чем начнет действовать.
Совместимость на социальном уровне.
КОНФЛИКТ «ПРАВДЫ»
Проявляется в утаивании, искажении или переизбытке информации. Вообще, манипуляция с информацией практически всегда приводит к «конфликту правды».
Для профилактики конфликта правды необходимо четко понимать, кому и что говорить.
1. Получив неоднозначную, противоречивую или конфликтную информацию, сделайте глубокий вдох и выдох. Возможно, то, чего вы боялись, уже произошло, и этого не исправишь. Сохраняйте присутствие духа.
2. Постарайтесь найти возможность проверить информацию из других источников. Проанализируйте сходство и расхождение в информации.
3. Помните, что чувства в «конфликте правды» опасны. Не поддавайтесь пока чувствам. Не принимайте серьезных решений, руководствуясь чувствами.
Отреагируйте чувства в безопасной обстановке, ТОЛЬКО в отсутствии того человека, который вызвал конфликт, принес информацию.
4. Продумайте содержание дезинформации для вашего оппонента и собственную стратегию поведения. Возможно, вам лучше скрыть то, что вы знаете правду, и понаблюдать за оппонентом.
5. Подумайте над тем, как создать провокационные ситуации с тем, чтобы вывести оппонента на чистую воду оппонента. Важно, чтобы, когда он вам сам скажет правду, вы эмоционально были готовы принять ее.
6. Помните, что близкий непосредственный контакт с оппонентом может пробудить в вас самые противоречивые чувства, и вы рискуете не справиться с собой. Поэтому лучше сохраняйте физическую дистанцию с противоположной стороной.
7. Постарайтесь сосредоточиться на наблюдении за оппонентом, а не на собственной реакции. Воспринимайте случившееся как информацию к размышлению.
Информационный конфликт случается не только из0за сокрытия или искажения информации, но и из-за ее недостатка. Когда у нас мало информации о том, что для нас важно, мы начинаем домысливать. То есть придумывать, доставать недостающую информацию из кладовых своего и чужого жизненного опыта или воображения. Так рождаются сплетни и мифы.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Этот вид конфликта появляется тогда, когда наши интересы начали конкурировать с интересами другой стороны. Испокон веков люди бьются из-за ресурсов: территорий, денег, власти, движимости и недвижимости, поддержки электората, рынков сбыта и пр.
В ситуации «конфликта интересов» важно:
1) четко представлять предмет конфликта: реальный и виртуальный;
2) знать ловушки конфликта;
3) владеть технологией управления конфликтом.
Предмет конфликта —это основа конфликта. Материальное, идеологическое, физическое или духовно-нравственное «яблоко раздора», не дающее конфликтующим жить спокойно. Что люди обычно делят, то и становится предметом конфликта: деньги, сферы влияния, недвижимость, ценные вещи, власть, территория, другие ресурсы. Чем заманчивее «приз», тем больше оснований у конфликтующих сторон биться до последней капли чужой крови.
Чтобы определить предмет конфликта, задайте себе три основных вопроса:
1) За что мы бьемся?
2) Что я хочу получить в результате?
3) Что это мне даст?