Методика обследования уровня развития основных движений
1.Определение степени владения правильной ходьбой
2.Обследование бега:
- 10 м (с ходу)
- 10 м (со старта)
- 30 м (со старта)
3.Обследование выполнения прыжка:
- в длину с места
- в длину с разбега
- в высоту с разбега
4.Выявление уровня развития:
- метания на дальность
- метания в цель
Определение степени владения правильной ходьбой проводится на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях. Педагог поочередно выделяет по 4 – 5 детей и оценивает выполнение ими нижеследующих элементов, заполняя протокол.
В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения ходьбой, который ему свойственен.
Предлагаемая таблица выделяет опорные элементы для наблюдения и облегчает их фиксирование. После заполнения наглядно видны ошибки, характерные для большого числа детей (устранение ошибок будет осуществляться при индивидуальной работе во всех ее формах).
Учет уровня развития ходьбы
От «____» ____________201__г.
№ п/п | Качественные показатели | |||||||||||
Ф.И. ребенка | Движения ног | Движения рук | Согласованные движения рук и ног | Легкий шаг | Сохранение направления | |||||||
Туловище прямо | Голова прямо | Плечи расправлены | Отсутствие шарканья | Наличие переката | Пятки сближены, носки разведены | Энергичное размахивание | Вперед - назад | |||||
1. |
Обследование бегапроводится в специально организованной обстановке. Дети делятся на 3 подгруппы (по 7 – 8 ) детей. В паре детям предлагается пробежать быстрее до флажка и взять его.
Детям второй младшей группы предлагается пробежать 10 м. Причем выполнение данного обследования проводится только в конце года.
В средней группе предлагается пробежать 20 м.
В старшем дошкольном возрасте – 30 м.
Флажок, к которому стремятся дети, находится на 4 – 5 м дальше отметки установленной дистанции для того, чтобы избежать торможения к концу дистанции.
Каждый ребенок в порядке очередности пробегает указанную дистанцию 2 раза, а один из педагогов секундомером фиксирует результат, одновременно занося качественные показатели выполнения движения в таблицу. В графу «Количественные показатели» заносится лучший результат из двух попыток.
Количественные показатели бега оцениваются по пробеганию на скорость 10 м (со старта и с ходу) и 30 м (со старта).
Средние показатели быстроты бега на 10 м (с ходу)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 3.08 – 3.26 | 2.84 – 3.0 | 2.32 – 2.38 | 2.07 – 2.12 | 1.92 – 1.99 |
девочки | 3.16 – 3.32 | 2.87 – 3.01 | 2.38 – 2.44 | 2.17 – 2.23 | 1.97 – 2.02 |
Средние возрастные показатели бега на 10 м (со старта)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 2.87 – 2.93 | 2.58 – 2.62 | 2.47 – 2.53 |
девочки | 3.34 – 3.46 | 2.68 – 2.72 | 2.57 – 2.63 |
Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 8.42 – 8.58 | 8.03 – 8.17 | 7.24 – 7.36 | 6.43 – 6.57 |
девочки | 8.4 – 10.4 | 8.41 – 8.6 | 7.73 – 7.87 | 6.93 – 7.07 |
Учет уровня развития бега
От «____» ____________201__г.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Качественные показатели | |||||||||||
Движения ног | Движения рук | Согласованные движения рук и ног | Легкость бега | Сохранение направления | |||||||||
Количественные показатели на ___ м | Туловище прямо | Голова прямо | Энергичное отталкивание | Хороший полет | Наличие переката | Энергичные | Согнуты в локтях | ||||||
Обследование выполнения прыжка в длину с местапроводится на участке в прыжковой яме или в помещении с использованием ковровой дорожки, перевернутой ворсом вниз. На расстоянии 25 – 30 см от одного ее конца мелом наносится линия, от которой дети должны прыгать. От линии отталкивания следует сделать разметки через 10 см, в результате чего облегчается измерение результатов прыжка. Для обследования детей делят на подгруппы по 6 – 8 человек. Каждый ребенок с небольшими интервалами выполняет три попытки.
Обследование проводят два педагога: один выполняет организационные функции и измеряет количественный результат, а другой фиксирует качественные показатели выполнения прыжка в таблице. В графу «Количественные результаты» вписывается лучший результат из трех попыток.
По количественным и качественным показателям прыжков можно судить о степени сформированности самого движения у детей разных возрастных групп, о состоянии общей координированности движений и развития мышц ног, о степени развития прыгучести.
Оценка показателей выполнения прыжков в длину с места может быть осуществлена на основе сравнения со следующими результатами.
Уровень развития прыжка в длину (с места)
(данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
мальчики | 46,4 – 67,6 | 52,0 – 75,2 | 67,8 – 91,4 | 78,2 – 108,0 | 87,7 – 118,5 |
девочки | 38,0 – 64,0 | 47,2 – 69,6 | 68,5 – 87,9 | 74,5 – 99,9 | 84,8 – 112,2 |
Уровень развития прыжка в длину (с места)
№ п /п | Ф.И. ребенка | Ноги расставлены | Качественные показатели | ||||||||||||||||||||||
Исходное положение | Отталкивание | Полет | Приземление | ||||||||||||||||||||||
Ступни параллельны | Ступни параллельны | Ноги согнуты в коленях | Туловище наклонено вперед | Голова прямо | Руки отведены назад | Поднять руки вверх, подняться на носки, присесть, руки назад | Толчок одновременно двумя ногами | Энергичное выпрямление ног | Энергичный взмах руками | Одновременное отталкивание и взмах | Выпрямление туловища | Ноги согнуты в коленях | Группировка | Постепенное опускание рук | Одновременно на две ноги | Ноги полусогнуты в коленях | Наличие переката | Туловище вперед | Голова прямо | Движение рук вперед - назад | Сохранение равновесия | ||||
1. | |||||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||||
3. |
Обследование прыжка в длину с разбегаорганизуется на участке в прыжковой яме только у старших дошкольников: у детей старшей группы в конце года, а у детей подготовительной к школе группы в начале и в конце учебного года. Для разбега отмечается расстояние (4 – 6 м). Отталкивание должно выполняться на планке. Если ребенок не доступает или переступает планку, то результат засчитывается в любом случае и измеряется от носка толчковой ноги до пятки при приземлении, даже если ребенок не сохраняет равновесие. В обследовании участвуют два педагога: один заполняет протокол, а другой измеряет расстояние, заравнивает следы на песке. Дети приглашаются подгруппами по 6 – 8 человек, и каждый ребенок делает по три попытки с небольшим интервалом. В протокол вносится лучший результат.
Согласно данным программы воспитания и обучения в детском саду, дети 5 лет имеют результаты 100 – 130 см, а дети 6 лет – не менее 180 см.
Учет уровня развития прыжка в длину (с разбега)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | ||||||||||||||||||||
Разбег | Слитное выполнение разбега и толчка | Толчок | Полет | Приземление | |||||||||||||||||||
Разбег с ускорением | Последний короткий шаг | Толчковая нога согнута | Толчок одной ногой | Толчок вперед - вверх | Энергичное выпрямление толчковой ноги | Мах другой согнутой ногой | Энергичный взмах руками | Одновременный толчок ногой и взмах руками | Туловище наклонено вперед | Группировка | Ноги подтянуты к груди | Одновременно на две ноги | На полусогнутые ноги | Наличие переката | Голова прямо | Свободный взмах руками | Туловище наклонено вперед | Сохранение равновесия | |||||
1. | |||||||||||||||||||||||
У детей старшего дошкольного возраста обследуется уровень владения прыжком в высоту с разбега(в старшей группе в конце учебного года, в подготовительной к школе группе – исходный уровень и достигнутый результат). Выполнение задания может организовываться как на участке (в прыжковой яме), так и в зале (приземление на мат). Разбег выполняется с 4 – 6 м. Обследование проводится в подгруппах по 6 – 8 человек. Первоначально детям предлагается в порядке очередности преодолеть планку (шнур) на высоте 20 см. Если ребенок берет данную высоту с первой попытки, то через нее он больше не прыгает. Если первая попытка не увенчается взятием той или иной высоты, то используется вторая и третья попытки.
По результатам трех попыток фиксируется результат. После взятия высоты планка поднимается на 5 см, и дети в порядке очередности снова преодолевают новую высоту. Планка поднимается до высоты 45 – 50 см.
Учет уровня развития прыжка в высоту (с разбега)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | ||||||||||||||||||||
Разбег | Слитное выполнение разбега и толчка | Толчок | Полет | Приземление | |||||||||||||||||||
Разбег с ускорением | Последний короткий шаг | Толчковая нога согнута | Толчок одной ногой | Толчок вверх - вперед | Энергичное выпрямление толчковой ноги | Сгибание маховой ноги | Энергичный взмах руками | Толчок – перекат с пятки на носок | Сочетание толчка и взмаха руками | Туловище наклонено вперед | Группировка | Обе ноги подтянуты к груди | Одновременно на две ноги | Ноги полусогнуты в коленях | Наличие переката | Голова прямо | Свободный вынос рук | Туловище наклонено вперед | Сохранение равновесия | ||||
1. |
Для выявления уровня развития метания на дальность используется метание мешочков весом 200 г (размер 7 × 12 см). Обследование следует проводить на асфальтированной или бетонной дорожке шириной 3 м и длиной 15 – 20 м. Метание на дорожке способствует большей точности броска в заданном направлении. Дорожка размечается поперечными линиями через каждый метр, на концах линии с обеих сторон дорожки ставятся цифры, обозначающие метраж от линии броска. Короткими линиями отмечаются полуметровые расстояния, а для ускорения процесса обследования, большей точности и объективности показателей можно дополнительно отметить дециметры цветными мелками. Место, откуда дети будут выполнять бросок, следует обозначить двумя линиями с расстоянием между ними 40 см и заштриховать его, т.е. обозначить площадку, где ребенок может принять нужную позу. Для стимулирования дальности броска необходимо на расстоянии примерно в 1,2 раза больше средних возрастно-половых нормативов расположить предмет – ориентир. Детям следует объяснить, что мешочек должен лететь, как самолет, - высоко и далеко, считается лишь то расстояние, которое самолет пролетает по воздуху, попросить постараться, чтобы их мешочки долетели до флажка (любой другой ориентир), а может быть и дальше. Обращается внимание, что нельзя выходить вперед из площадки, очерченной мелом.
Дети обследуются по подгруппам в 4 – 5 человек. Выполняются три броска сначала одной рукой, а затем три броска другой рукой, причем мешочки двух цветов (свой цвет для каждой руки) лежат по три штуки в детских ведерках, стоящих слева и справа от бросающего. Собирают мешочки только после того, как сделаны все шесть бросков: лежащий на дорожке мешочек служит своеобразным ориентиром, до которого ребенок будет стремиться добросить в следующей попытке. Собирает мешочки тот ребенок, который должен бросать следующим. Пока педагоги измеряют расстояние и заполняют протокол, ребенок готовится к метанию. В протокол заносится самый высокий результат метания для каждой руки, и поэтому расстояние оценивается по дальнему мешочку одного и другого цвета.
Учет уровня развития метания вдаль (метание мешочков весом ______)
От « ___» _____________________________20___г.
№ п /п | Ф.И. ребенка | Количественный показатель, см | Качественные показатели | |||||||||||||||||
Способ | Исходное положение | Замах | Бросок | |||||||||||||||||
Набивной мяч весом 1 кг двумя руками | От головы одной рукой | Снизу одной рукой | Теннисный мяч одной рукой | Одна нога впереди, другая сзади | Наличие перекрестной координации | Перенос тяжести тела на впередистоящую ногу | Наличие замаха рукой | Поворот туловища | Перенос тяжести тела на полусогнутую сзади стоящую ногу | Резкое выпрямление руки | Движение туловища вперед | Перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу | Энергичный толчок сзади стоящей ногой | Сохранение заданного направления | Правильная траектория | Сохранение равновесия | Выполнение дополнительных движений для сохранения равновесия | |||
1. |
Для обследования метания в цельорганизуется попадание в мишень диаметром 1 м с расстояния 3 м для детей 4 лет и с расстояния 4 м для старших дошкольников. На мишени ядро (диаметром 20 см) и четыре разноцветных кольца (ширина каждого кольца 10 см). Ребенок делает 10 бросков. Количество очков подсчитывается из расчета: попадание в ядро – 5 очков, в кольцо около ядра – 4 очка и т.д. (по мере удаления от ядра количество очков снижается на 1). Затем подсчитываются набранные очки. Броски выполняются в два захода. Метание производится мешочком весом 150 – 200 г или теннисными мячами. Ядро мишени находится чуть выше глаз ребенка. Способ метания определяет сам ребенок, метание выполняется удобной для ребенка рукой. В протоколе заполняются графы, соответствующие действиям правой или левой руки.
Средние показатели дальности метания (мешочка весом 200 г), м
(данные А.П. Усовой)
Возраст | Правая рука | Левая рука | |
4 года | мальчики | 4,15 – 4,43 | 3,14 – 3,36 |
девочки | 2,79 – 2,97 | 2,47 – 2,63 | |
5 лет | мальчики | 5,77 – 6,09 | 4,31 – 4,63 |
девочки | 4,26 – 4,54 | 3,43 – 3,69 | |
6 лет | мальчики | 8,34 – 8,86 | 5,87 – 6,33 |
девочки | 5,5 – 5,9 | 4,46 – 4,74 | |
7 лет | мальчики | 10,13 – 10,55 | 6,78 – 7,1 |
девочки | 5,96 – 6,26 | 4,6 – 4,82 |