Технология крепления бокового ствола
Диаметр обсадных труб, используемых для спуска и цементирования хвостовика, зависит от диаметра первоначальной обсадной колонны. В случае, если это эксплуатационная колонна диаметром 168 мм, то лучше всего спускать хвостовик диаметром 114 мм, если же это колонна диаметром 146 мм, то нужно спускать хвостовик диаметром 102 мм с уменьшенной муфтой диаметром 110 мм.
Длина хвостовика зависит от длины бокового ствола, однако для обеспечения герметичности межколонного пространства между обсадной колонной и хвостовиком необходимо обеспечит перекрытие хвостовиком эксплуатационную колонну не менее чем на 100 м.
Оснастка хвостовика включает в себя башмак, обратный клапан, центрирующие фонари и разъединяющий узел. Хвостовик может крепиться как с опорой на забой (в этом случае в качестве разъединителя можно использовать обычный право-левый переводник), так и с подвеской в эксплуатационной колонне (в данном случае используют специальные клиновые комплекты). После сборки хвостовика, согласно утвержденной схеме по плану работ, и спуска его в скважину приступают к сборке и спуску установочного инструмента. Необходимо надеть элеватор на толстостенную переходную трубу установочного инструмента, затащить инструмент на установку. Затем пропустить через установочный инструмент шаблон диаметром 50 мм и длиной 200 мм, поднять установочный инструмент над ротором и установить на полированный шток через переходную муфту очистительную (большую) пробку от комплекта ТГС хвостовика. Удалить пакеры предохранительные и бандажные ленты с плашек клиновой подвески и резиновых элементов.
Запрещается посадка клиньев на адаптер, воронку адаптера и клиновую подвеску. Произвести наворот установочного инструмента на хвостовик с соблюдением мер предосторожности, пропустить установочный инструмент через превентор и приступить к спуску собранного оборудования в скважину на бурильных трубах. При спуске хвостовика заполнять бурильные трубы раствором через 3-5 свечей. Запрещается вращать бурильные трубы вправо или влево. При достижении башмаком хвостовика "окна" в обсадной колонне необходимо произвести промежуточную промывку (Р=4,0-5,0 МПа), а после спуска хвостовика на забой скважины - круговую промывку. Хвостовик может быть подвешен на клиновой подвеске в обсадную колонну. В данном случае для подвешивания хвостовика необходимо провернуть бурильный инструмент влево на 1 /4 оборота и разгрузить колонну на вес хвостовика, после чего натяжкой инструмента и его разгрузкой на вес хвостовика проверить фиксацию хвостовика на клиновой подвеске.
Для отворота установочного инструмента от хвостовика повернуть бурильный инструмент вправо на 6-8 оборотов, проверить закрутку (пружину) инструмента и продолжать поворачивать бурильный инструмент вправо до полного отворота. Затем приподнять бурильную колонну на 0,9-1,5 м, произвести затворение и закачку расчетного количества цементного раствора. После этого отвернуть квадрат и установить в бурильные трубы малую продавочную пробку. После промывки манифольдной линии навернуть квадрат на бурильный инструмент и произвести продавку расчетным количеством раствора. При продавке проконтролировать момент срезки очистительной пробки малой продавочной пробкой (Рра6 = 60-70 атм., Рсрез = 100- 110 атм.).
Продавку продолжать до получения сигнала «стоп», после чего проверить работу обратного клапана. Повторно создать в бурильном инструменте давление 60 атм., осторожно приподнимая бурильный инструмент до падения давления до 5-10 атм. (что является сигналом выхода полированного штока из сальникового узла), произвести срезку цементного раствора выше «головы» хвостовика, поднять бурильный инструмент полностью.
Необходимо отметить, что это один из самых сложных установочных комплектов, применяемых в России. Для работы с ним необходимо иметь определенные навыки и большой опыт, но зато он позволяет решить все проблемы, возникающие при креплении хвостовиков: спуск на бурильном инструменте подвески хвостовика, отсутствие излишнего цементного стакана, легкость разъединения, герметизацию верхним пакером межколонного пространства, что особо важно при наличии в залежи газовых пластов.
После крепления бокового ствола, его опрессовки и геофизических работ по определению качества крепи переходят к последнему этапу.