Гликолитический путь энергообеспечения и его биоэнергетические характеристики. Энергетические субстраты, конечные продукты.
В процессе интенсивной мышечной деятельности наряду с креатинфосфокиназной реакцией значительную роль в обеспечении скорости анаэробного ресинтезаАТФ вмышцах играет также и анаэробный гликолиз (гликогенолиз). Гликолиз - это сложный ферментативный процесс последовательных превращений глюкозы, протекающий в тканях человека и животных без потребления кислорода. Конечным продуктом гликолиза (гликогенолиза) является молочная кислота. В процессе гликолиза образуется АТФ.
Энергетическими «фондами» гликолиза (гликогенолиза) являются внутримышечные запасы гликогена, а также глюкоза, поступающая в кровь при распаде гликогена печени. Расщепление глюкозы и гликогена осуществляется под влиянием пусковых ферментов — гексокиназы, расщепляющей глюкозу, и фосфорилазы, которая осуществляет «запуск» начальных стадий гликогенолиза.
Ресинтез АТФ в процессе гликолиза. Анаэробный распад гликогена (глнкогенолиз).
Процесс гликолиза, протекающий в гиалоплазме (цитозоле) клетки, можно условно разделить на три этапа.
Первый этап — подготовительный, на котором происходит активация глюкозы и образование из неё субстратов биологического окисления. Подготовительный этап гликолиза начинается с фосфорилирования глюкозы, т.е. переноса остатка фосфорной кислоты от молекулы АТФ на глюкозу с образованием глюкозо-6-фосфата. Реакция катализируется ферментом гексокиназой. Далее глюкозо-6-фосфат изомеризуется во фруктозо-6-фосфат, который повторно активируется АТФ под действием фермента фосфофрук-токиназы с образованием фруктозо-1,6-бифосфата. Данная реакция является наиболее медленно текущей реакцией гликолиза, которая фактически и определяет скорость гликолиза в целом. Под влиянием альдолазы фруктоэо-1,6-бифосфат расщепляется на две фосфотриозы — глицеральдегид-3-фосфат и диоксиацетонфосфат. Поскольку последний способен превращаться в глицеральдегид-3-фосфат, можно считать, что подготовительный этап гликолиза завершается образованием двух молекул глицеральдегид-3-фосфата — субстратов биологического окисления.
Второй этап. На втором этапе гликолиза глицеральдегид-3-фосфат подвергается биологическому окислению с помощью специфической дегидрогеназы и кофермента НАД, в результате чего образуется высокоэнергетическое (макроэргическое) соединение 1,3 — бифосфоглицериновая кислота (1,ЗБФГК), которая передает свою высокоэнергетическую фосфатную группу (~ Ф) на АДФ и образуется АТФ (субстратное фосфорилирование). Второй компонент реакции — 3-фосфоглицериновая кислота за счет внутримолекулярного переноса фосфатной группы, превращается в 2-фосфоглицериновую кислоту. Последняя в результате отщепления двух молекул воды переходит в фосфоенолпировиноградную кислоту (ФЕПВК) — соединение, содержащее высокоэнергетическую фосфатную связь (~ Ф). Далее происходит разрыв макроэргической связи и перенос высокоэнергетического фосфатного остатка от ФЕПВК на АДФ с образованием АТФ (субстратное фосфорилирование).
фосфоглицераткиназа
2 1,ЗБФГК + 2 АДФ |
2 АТФ + 2 ЗФГК |
2 ФЕПВК + 2 АДФ 2 АТФ + 2 ПВК
пируваткиназа
Заканчивается второй этап образованием двухмолекулпировиноградной кислоты (ПВК).
На заключительном,третьем этапе гликолиза происходит восстановление пировиноградной кислоты и образование молочной кислоты. Реакция протекает при участии фермента лактатдегидрогеназы (ЛДГ) и кофермента НАД*Н2: ЛДГ
СН3 – СО – СООН + НАД*Н2 СН3 – СН(ОН) – СООН +
НАД+
Пировиноградная молочная кислота
кислота
Реакция восстановления пирувата завершает внутренний окислительно-восстановиттельный цикл гликолиза, в котором НАД+ играет роль лишь промежуточного переносчика водорода от глицеральдегид-3-фосфата на ПВК, при этом сам он регенерируется и вновь может участвовать в циклическом процессе, получившем название гликолитической оксидоредукции.
Биологическая роль гликолиза заключается в образовании высокоэнергетических фосфорных соединений, которые в процессе перефосфорилирования с АДФ образует АТФ.
Основными реакциями, лимитирующими скорость и регулирующими гликолиз, являются фосфофруктокиназная и гексокиназная реакции. Кроме того, контроль за гликолизом осуществляется также лактатдегидрогеназойи её изоферментами.
Энергетический эффект гликолиза равняется двум молекулам АТФ при окислении молекулы глюкозы, поскольку на первом этапе гликолиза затрачивается 2 молекулы АТФ (гексокиназная и фосфофруктокиназная реакции), а на втором этапе 4 молекулы АТФ образуются за счёт 1,3 БФГК и ФЭПВК (4АТФ – 2АТФ = 2АТФ). Кроме того, при гликолизе освобождается четыре атома водорода, которые в анаэробных условиях передаются на пировиноградную кислоту, а в аэробных условиях переходят в дыхательную цепь.
Методы стандартного и переменного упражнения (разновидности, их назначение, содержание, методические особенности).
Методы стандартного упражнения – в них заранее заданные параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения не меняются. Применение метода стандартного упражнения: на начальном этапе тренировки; для развития практически всех двигательных качеств; для закрепления достигнутого навыка и закрепления определённого уровня нагрузок. Метод стандартного упражнения слабо стимулирует прирост спортивного результата.
Методы стандартного упражнения можно применять в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.
Стандартно-интервальный метод – здесь заранее задаются параметры нагрузки с интервалами отдыха. Пример: (30метров/5 раз, отдых-40 сек., темп - максимальный).
Стандартно-непрерывный метод – предполагает заранее заданную равномерную работу без интервалов отдыха. Пример: (бег – 4000 метров, со скоростью – 4 м/сек., без отдыха).
Методы (вариативного) переменного упражнения – параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения меняются. Может измениться только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки. Применение переменного (вариативного) метода: для совершенствования техники упражнений; для развития физических качеств. Этот метод мало подходит для обучения, но создаёт стимул для прироста качества (результата).
Методы переменного упражнения применяются в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.
Метод вариативного (переменного) интервального упражнения. Для этого метода характерно наличие различных интервалов отдыха между упражнениями (повторами). Типичными примерами метода могут служить:
4. прогрессирующее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений нагрузка увеличивается (например, последовательный однократный жим штанги весом 50-60-70-80 кг и т.д. с ординарными интервалами отдыха между подходами);
5. варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, жим штанги весом 50-60-70-60-70-80-50 кг, а интервалы отдыха от 3 до 5 минут);
6. нисходящее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений объём или интенсивность нагрузки снижается (например, пробегание следующих отрезков: 800-400-200-100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).
Непрерывный переменный метод – характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме переменной интенсивности. Существуют разновидности этого метода:
3. переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек 10000м, где (3000м – скорость 5 м/сек) + (5000м - скорость 4 м/сек) + (2000м – скорость 5 м/сек)).
4. переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса упражнений различной интенсивности).
Круговой метод – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития физических качеств. Для каждого упражнения в комплексе определяется место – «станция». Обычно в круг включают 8-10 «станций».