Сущность и основные тенденции развития сп. движения.

Спортивное движение –это социальноетечение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение, упорядочение и развитие.

Спорт во всём мире развивается в основном по двум направлениям:

1. общедоступный спорт (массовый);

2. спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определённой профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма сохранения определённого уровня работоспособности.

Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определённому виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющие жёсткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.

В тоже время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определённой преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.

Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нём наметился ряд направлений:

1. супердостиженческий (любительский) спорт;

2. профессиональный спорт;

3. профессионально-коммерческий спорт:

· достиженческо-коммерческий спорт;

· зрелищно-коммерческий спорт.

Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время всё больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что даёт им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определённые целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы:

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача – успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

Понятие о витаминах как биологически активных веществах. Классификация витамин. Понятие о гипо-, гипервитаминозе.

Витамины - низкомолекулярные органические вещества самого разнообразного строения, которые не синтезируются в организме, но являются жизненно необходимыми и поэтому должны обязательно по­ступать в организм с пищей, хотя и в очень небольших количествах. Некоторые витамины в ограниченном количестве вырабатываются микрофлорой кишечника.

Биологическая роль большинства известных витаминов заключается в том, что они входят в состав коферментов и простетических групп фер­ментов и, следовательно, используются организмом как строительный ма­териал при синтезе соответствующих небелковых частей ферментов.

По физико-химическим свойствам витамины делятся на две группы:

водорастворимые (В1, В2, В5, В6, 89, В9, В12, Вс, С, РР, Р) и жирораство­римые (А, Д, Е, К).

Кроме витаминов пища может также содержать провитамины. Провитамины являются предшественниками витаминов. Попадая в ор­ганизм, провитамины превращаются в витамины.

Антивитамины - вещества, затрудняющие использование витами­нов организмом. Действие антивитаминов осуществляется путем свя­зывания и разрушения соответствующих витаминов, а также за счет включения антивитамина вместо витамина в синтезируемый кофермент, что делает невозможным участие такого кофермента в биоката­лизе.

Изменение содержания витаминов в организме приводит к возник­новению различных патологических (болезненных) состояний:

Авитаминозы - тяжелейшие заболевания, вызванные полным от­сутствием в организме какого-либо витамина. У людей авитаминозы практически не встречаются, так как в пищевом рационе всегда при­сутствует минимальное количество витаминов. Авитаминозы могут быть вызваны у экспериментальных животных с целью изучения био­логической роли витаминов в организме. Для этого применяются дие­ты, не содержащие определенного витамина, или используются антивитамины.

Гиповитаминозы— специфические заболевания, протекающие в более легкой форме по сравнению с авитаминозами, вызываемые не­достаточным содержанием отдельных витаминов в организме.

Гипервитаминозы - специфические заболевания, причиной кото­рых является избыточное поступление в организм определенных вита­минов. Чаще гипервитаминозы вызываются накоплением в организме жирорастворимых витаминов, выделение которых с мочой затруднено из-за их нерастворимости в воде.

Из перечисленных патологических состояний у людей чаще всего наблюдаются гиповитаминозы. Наиболее распространенные причины возникновения гиповитаминозов следующие:

1. Экзогенные причины (связанные с питанием):

а) использование для приготовления пищи продуктов, содержащих мало витаминов;

б) неправильное приготовление пищи, приводящее к разрушению витаминов (например, длительная варка или многократное разогрева­ние и т. д.):

в) однообразное питание. В этом случае в организме может возник­нуть дефицит витамина, который содержится в низкой концентрации в постоянно используемом продукте питания.

2. Эндогенные причины (связанные с состоянием организма):

а) заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, сопровож­дающиеся нарушением всасывания витаминов;

б) угнетение микрофлоры кишечника. Это наблюдается при исполь­зовании для лечения инфекционных заболеваний различных антимик­робных препаратов (антибиотики и т. д). Как уже отмечалось, некоторые витамины могут синтезироваться микробами, находящимися в толстой кишке. Подавление кишечной микрофлоры приводит к тому, что обычного поступления витаминов с пищей становится недостаточно для полноценного обеспечения организма витами­нами, что в итоге приводит к возникновению гиповитаминоза. Поэтому при длительном использовании антимикробных средств увеличивают поступление витаминов с пищей (обычно путем применения комплекс­ных витаминных препаратов), а также используют пищевые продукты, содержащие кишечные бактериальные культуры (например, бифидок, бифидокефир и т. п.);

в) повышенная потребность организма в витаминах, которая часто наблюдается при беременности, при выполнении тяжелой физической работы. В этом случае обычного поступления витаминов с пищей, их синтеза кишечными микробами окажется недостаточно для организма. Поэтому у регулярно тренирующихся спортсменов потребность в ви­таминах возрастает в 1,5—2 раза.

Краткая характеристика отдельных витаминов:

Название Биологическая роль Проявление гипо - или авитаминоза Пищевые источники Суточная потреб­ность
Водорастворимые витамины  
Вит. В1 тиамин   Используется для синтеза кофермента тиаминдифосфата, участвующего в рас­паде углеводов   Болезнь бери-бери (по­линеврит)   Дрожжи, пе­чень, сердце, оболочка зла­ков (отруби)   2-3 мг  
Вит. В2 Рибофлавин   Используется для синтеза ФАД и ФМН, участвующих в тка­невом дыхании   Дерматит   Дрожжи, пе­чень, почки, яйца, молоко   2-3 мг  
Вит. В5 Пантотеновая кислота   Используется для синтеза кофермента А, участвующего в переносе кислотных (ацильных) остатков, главным из которых является остаток ук­сусной кислоты (ацетил)   Дерматит   Печень, яич­ный желток, дрожжи - Син­тезируется микрофлорой кишечника   3-5 мг  
Вит. В6 Пиридоксин   Используется для синтеза кофермента фосфопиридоксаля, участвующего в трансаминировании аминокислот   Дерматит   Печень, почки, мясо, яичный желток. Синтезируется микрофлорой кишечника   2-3 мг  
           
Вит. В9 (витамин Н) Биотин   Используется для синтеза кофермента, участвующего в пе­реносе СО2; с последующим включением его в синтезируемые вещества     Дерматит   Почки, печень, яичный жел­ток, томаты. Синтезируется микрофлорой кишечника 200-250 мкг  
Вита. В12 Цианкобаламин   Используется для синтеза коферментов, участвующих в пере­носе метильной груп­пы (-СН3) с после­дующим включением ее в синтезируемые вещества     Анемия (малокровие)   Печень, поч­ки, мясо, яй­ца, сыр, Син­тезируется микрофлорой Кишечника при условии поступления с пищей ко­бальта   2-3 мкг  
Витамин Вс Фолиевая кислота   Используется для син­теза коферментов, уча­ствующих в переносе одноуглеродных ра­дикалов (метального -СНз, оксиметильного –СН2ОН, формильного -СНО, метиленового -СН2-, метенового -СН= и пр.) с последующим включением их в синтезируемые вещества   Анемии (малокровие)   Зеленые ли­стья расте­ний, бобы, дрожжи. Син­тезируется микрофлорой кишечника   1-2 кг  
Вит. С Аскорбино­вая кислота     Участвует в окисли­тельно-восстанови­тельных реакциях. Особенно велика роль в гидроксилировании аминокислот пролина и лизина со­ответственно в оксипролин и оксилизин при синтезе белка коллагена, а также в синтезе гормонов надпочечников   Цинга   Цитрусовые, красный перец, смороди­на, рябина, клюква, ква­шеная капуста, хвоя   50-100 мг  
Витамин РР Никотинамид   Используется для синтеза коферментов НАД и НАДФ, участ­вующих в переносе атомов водорода   Пеллагра   Печень, дрож­жи, мясо, ри­совые и пшеничные отру­би 15-25 мг  
Вит. Р (витамин проницаемости) Рутин   Совместно с витами­ном С участвует в окислительно-восстановительных реакциях, снижает проницаемость сте­нок кровеносных со­судов, обладает антиоксидантными свой­ствами   Кровоизлияния   Цитрусовые, гречиха, крас­ный перец, черноплодная рябина, черная смородина   Не уста­новлена  
Жирорастворимые витамины  
Витамин А Ретинол   Участвует в процесса восприятия света сет­чаткой глаза. Оказы­вает влияние на барь­ерную функцию ко­жи, слизистых оболо­чек и на проницае­мость клеточных мембран   Ксерофтальмия (сухость роговой обо­лочки глаза), кератомаляция (разрушение роговой обо­лочки), суме­речная, или «куриная слепота   Жир печени морских рыб, говяжья и сви­ная печень, яичный жел­ток, морковь   2-3 мг  
Вит. Д Кальциферол   Участвует во всасы­вании в кишечнике ионов Са2+, их транс­порте кровью и во включении их в со­став костной ткани в процессе окостенения   Рахит   Жир печени морских рыб, сливочное масло, растительные масла, яйца, молоко   13-25мкг-дпя детей и беремен­ных, 7-12 мкг -для взрос­лых  
Вит. Е Токоферол   Является главным антиоксидантом орга­низма, предохраняю­щим от окисления по­линенасыщенные жирные кислоты, вхо­дящие в биомембраны   У эксперимент. животных бесплодие, мы­шечная дис­трофия   Злаки, расти­тельные масла, мясо, сливоч­ное масло, яичный желток   5-10 мг  
Вит. К Филлохинон   Участвует в синтезе некоторых факторов свертывания крови (в том числе протромбина)   Повышенная кровоточи­вость   Печень, шпи­нат, морковь, капуста. Син­тезируется микрофлорой кишечника   100 мкг  
           

Методы строго регламентированного упражнения (общая характеристика, разновидности методов и их назначение, применение, примеры из практики).

Метод– это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать деятельность занимающихся, обеспечивая освоение ими двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности. Или же более кратко: методамиможно назвать способы применения средств физического воспитания.

Методами строго регламентированного упражнения деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

· в твёрдо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

· в возможно точном нормировании нагрузки и управлении её динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;

· в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажёров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за её воздействием и т. д.).

Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств.

Классификация методов строго регламентированного упражнения:

Группа методов Разновидности методов строго регламентированного упражнения
  Методы обучения двигательным действиям Методы, основанные на целостном подходе: · метод целостно-конструктивного упражнения · метод «сопряжённого воздействия»
Методы, основанные на аналитическом подходе: · метод расчленено-конструктивного упражнения · метод «избирательного воздействия»
Методы, направленные на развитие физических качеств Методы стандартного упражнения   В режиме непрерывной нагрузки: · метод стандартно-непрерывного (равномерного) упражнения
В режиме интервальной нагрузки: · метод стандартно-интервального (повторного) упражнения
Методы переменного упражнения В режиме непрерывной нагрузки: · метод переменного непрерывного (переменного) упражнения
В режиме интервальной нагрузки: · метод переменного интервального (интервального) упражнения
Комбинированные методы упражнения основаны на сочетании стандартной и переменной нагрузки и изменении интервалов отдыха: (метод повторно-переменого упражнения, метод повторного упражнения с убывающими интервалами, метод повторно-прогрессирующего упражнения, а также «круговая тренировка» по методу интервального упражнения и «круговая тренировка» по методу по методу непрерывного упражнения).

Методы, направленные на формирование двигательных умений и навыков:

Метод целостно-конструктивного упражнения – упражнение разучивается и совершенствуется в целом, без деления на части. Для разучивания и совершенствования допускается вычленение отдельных частей упражнения. Применение: используют тогда, когда упражнение нельзя разделить на фазы, не нарушая его целостности. Позволяет разучивать несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Один из ведущих методов в работе с детьми. Достоинства метода: интереснее выполнять упражнения. Недостатки: труднее освоить упражнение; рассеивается внимание. Недостатки можно сгладить: используя подводящие упражнения, облегчая условия выполнения упражнения, оказывая непосредственную помощь по ходу упражнения.

Метод сопряжённого воздействия. Решает сразу две задачи: развитие какого-либо качества и его совершенствование. Используется на материале соревновательной деятельности или какой-то его части. Соревновательное упражнение используется с усложнением (утяжелением) условий его выполнения. Методические условия усложнения упражнения – для того чтобы шёл прирост качества (результата) – усложнение подбирается опытным путём (оно должно быть не слишком велико (не искажать технику), но и не слишком мало). Широко применяется только в спортивной тренировке на этапе совершенствования. Достоинства метода: физические качества, развитые этим путём имеют высокий коэффициент полезного действия на соревнованиях. Недостатки: метод не пригоден для обучения.

Метод расчленено-конструктивного упражнения –основан на аналитическом подходе к регламентации деятельности: сложные упражнения делятся по фазам (частям) и разучиваются поочерёдно. Потом разученные фрагменты соединяются в общее целое. Пример: Прыжок в длину с разбега. Подготовительная фаза: Разбег. Главная фаза: Отталкивание, полёт. Заключительная фаза: Приземление. Условия разучивания: 1) Не доводить разучивание отдельной части до навыка: как только появилось умение, сразу же соединять с другой частью. 2) Заканчивать выполнение разучиваемой фазы началом следующей (при разбеге, набеге на планку – обозначить отталкивание). Недостаток: при соединении частей в целое упражнение в местах соединения нередко появляются ошибки. Применение: на начальных этапах обучения.

Метод избирательного воздействия – с его помощью можно избирательно, изолировано воздействовать на группы мышц, суставы, отдельные функции организма. Этот метод целесообразно использовать при отставании какого-либо свойства, в качестве дополнительного метода. Широко используется в ЛФК.

Методы преимущественно направленные на воспитание физических качеств:

Методы стандартного упражнения – в них заранее заданные параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения не меняются. Применение метода стандартного упражнения: на начальном этапе тренировки; для развития практически всех двигательных качеств; для закрепления достигнутого навыка и закрепления определённого уровня нагрузок. Метод стандартного упражнения слабо стимулирует прирост спортивного результата.

Методы стандартного упражнения можно применять в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.

Стандартно-интервальный метод – здесь заранее задаются параметры нагрузки с интервалами отдыха. Пример: (30метров/5 раз, отдых-40 сек., темп - максимальный).

Стандартно-непрерывный метод – предполагает заранее заданную равномерную работу без интервалов отдыха. Пример: (бег – 4000 метров, со скоростью – 4 м/сек., без отдыха).

Методы (вариативного) переменного упражнения – параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения меняются. Может измениться только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки. Применение переменного (вариативного) метода: для совершенствования техники упражнений; для развития физических качеств. Этот метод мало подходит для обучения, но создаёт стимул для прироста качества (результата).

Методы переменного упражнения применяются в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.

Метод вариативного (переменного) интервального упражнения. Для этого метода характерно наличие различных интервалов отдыха между упражнениями (повторами). Типичными примерами метода могут служить:

1. прогрессирующее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений нагрузка увеличивается (например, последовательный однократный жим штанги весом 50-60-70-80 кг и т.д. с ординарными интервалами отдыха между подходами);

2. варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, жим штанги весом 50-60-70-60-70-80-50 кг, а интервалы отдыха от 3 до 5 минут);

3. нисходящее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений объём или интенсивность нагрузки снижается (например, пробегание следующих отрезков: 800-400-200-100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Непрерывный переменный метод – характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме переменной интенсивности. Существуют разновидности этого метода:

1. переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек 10000м, где (3000м – скорость 5 м/сек) + (5000м - скорость 4 м/сек) + (2000м – скорость 5 м/сек)).

2. переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса упражнений различной интенсивности).

Круговой метод – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития физических качеств. Для каждого упражнения в комплексе определяется место – «станция». Обычно в круг включают 8-10 «станций».

Комплексный контроль в системе подготовки спортсменов (контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями, контроль за функциональным состоянием и подготовленностью спортсмена, контроль внешнесредовых условий).

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, пси­хологические, биологические, социометрические, спортивно-ме­дицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регист­рируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленнос­ти спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тес­тах.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, разли­чают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоя­нием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению оче­редной попытки, очередного упражнения, к проведению схват­ки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спорт­смена на тренировочные или соревновательные нагрузки, каче­ство исполнения технических приемов и комбинаций в целом.

Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его тех­ники и тактики.

Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально орга­низованных условиях.

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направ­ления: контроль за результатами соревнований в циклах подго­товки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто исполь­зуется как критерий, позволяющий оценить состояние спортив­ной формы спортсмена. Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельно­сти. Современная измерительная и вычислительная техника по­зволяет регистрировать десятки различных показателей соревнова­тельного упражнения и соревновательной деятельности.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в сис­тематической регистрации количественных значений характерис­тик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом.

Основными показателями объема нагрузки являются количе­ство тренировочных дней; количество тренировочных занятий; вре­мя, затраченное на тренировочную и соревновательную деятель­ность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация уп­ражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализи­рованных упражнений; объем упражнений, выполняемых в от­дельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной фи­зической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микро­циклах, помесячно и в годичном цикле.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

— оценку специальной физической подготовленности;

— оценку технико-тактической подготовленности;

— оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных сис­тем проводится, как правило, медико-биологическими методами

специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специаль­ных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внима­ние уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины фи­зическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за техничес­кой подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструменталь­но. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Объем техники определяется общим числом действий, ко­торые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и сорев­нованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия-

Разносторонность техники определяется степенью раз­нообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выпол­ненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборо­нительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактичес­кой подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за такти­ческим мышлением, за тактическими действиями (объем такти­ческих приемов, их разносторонность и эффективность использо­вания).

Контроль за факторами внешней среды. Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности.

К факторам внешней среды относятся:

— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружаю­щей среды, интенсивность солнечной радиации, направление вет­ра, атмосферное давление);

— состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, ус­ловия скольжения на льду или снегу);

— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;

— поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);

— социально-психологическая обстановка в местах размеще­ния спортсменов;

— объективность судейства;

— продолжительность переездов, условий размещения, пита­ния и отдыха спортсменов.

Наши рекомендации