Сущность и основные тенденции развития сп. движения.
Спортивное движение –это социальноетечение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение, упорядочение и развитие.
Спорт во всём мире развивается в основном по двум направлениям:
1. общедоступный спорт (массовый);
2. спорт высших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определённой профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).
Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма сохранения определённого уровня работоспособности.
Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определённому виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижа Родины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющие жёсткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.
В тоже время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определённой преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящее время в нём наметился ряд направлений:
1. супердостиженческий (любительский) спорт;
2. профессиональный спорт;
3. профессионально-коммерческий спорт:
· достиженческо-коммерческий спорт;
· зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время всё больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что даёт им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определённые целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности.
Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы:
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача – успешное выступление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленности и очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
Понятие о витаминах как биологически активных веществах. Классификация витамин. Понятие о гипо-, гипервитаминозе.
Витамины - низкомолекулярные органические вещества самого разнообразного строения, которые не синтезируются в организме, но являются жизненно необходимыми и поэтому должны обязательно поступать в организм с пищей, хотя и в очень небольших количествах. Некоторые витамины в ограниченном количестве вырабатываются микрофлорой кишечника.
Биологическая роль большинства известных витаминов заключается в том, что они входят в состав коферментов и простетических групп ферментов и, следовательно, используются организмом как строительный материал при синтезе соответствующих небелковых частей ферментов.
По физико-химическим свойствам витамины делятся на две группы:
водорастворимые (В1, В2, В5, В6, 89, В9, В12, Вс, С, РР, Р) и жирорастворимые (А, Д, Е, К).
Кроме витаминов пища может также содержать провитамины. Провитамины являются предшественниками витаминов. Попадая в организм, провитамины превращаются в витамины.
Антивитамины - вещества, затрудняющие использование витаминов организмом. Действие антивитаминов осуществляется путем связывания и разрушения соответствующих витаминов, а также за счет включения антивитамина вместо витамина в синтезируемый кофермент, что делает невозможным участие такого кофермента в биокатализе.
Изменение содержания витаминов в организме приводит к возникновению различных патологических (болезненных) состояний:
Авитаминозы - тяжелейшие заболевания, вызванные полным отсутствием в организме какого-либо витамина. У людей авитаминозы практически не встречаются, так как в пищевом рационе всегда присутствует минимальное количество витаминов. Авитаминозы могут быть вызваны у экспериментальных животных с целью изучения биологической роли витаминов в организме. Для этого применяются диеты, не содержащие определенного витамина, или используются антивитамины.
Гиповитаминозы— специфические заболевания, протекающие в более легкой форме по сравнению с авитаминозами, вызываемые недостаточным содержанием отдельных витаминов в организме.
Гипервитаминозы - специфические заболевания, причиной которых является избыточное поступление в организм определенных витаминов. Чаще гипервитаминозы вызываются накоплением в организме жирорастворимых витаминов, выделение которых с мочой затруднено из-за их нерастворимости в воде.
Из перечисленных патологических состояний у людей чаще всего наблюдаются гиповитаминозы. Наиболее распространенные причины возникновения гиповитаминозов следующие:
1. Экзогенные причины (связанные с питанием):
а) использование для приготовления пищи продуктов, содержащих мало витаминов;
б) неправильное приготовление пищи, приводящее к разрушению витаминов (например, длительная варка или многократное разогревание и т. д.):
в) однообразное питание. В этом случае в организме может возникнуть дефицит витамина, который содержится в низкой концентрации в постоянно используемом продукте питания.
2. Эндогенные причины (связанные с состоянием организма):
а) заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, сопровождающиеся нарушением всасывания витаминов;
б) угнетение микрофлоры кишечника. Это наблюдается при использовании для лечения инфекционных заболеваний различных антимикробных препаратов (антибиотики и т. д). Как уже отмечалось, некоторые витамины могут синтезироваться микробами, находящимися в толстой кишке. Подавление кишечной микрофлоры приводит к тому, что обычного поступления витаминов с пищей становится недостаточно для полноценного обеспечения организма витаминами, что в итоге приводит к возникновению гиповитаминоза. Поэтому при длительном использовании антимикробных средств увеличивают поступление витаминов с пищей (обычно путем применения комплексных витаминных препаратов), а также используют пищевые продукты, содержащие кишечные бактериальные культуры (например, бифидок, бифидокефир и т. п.);
в) повышенная потребность организма в витаминах, которая часто наблюдается при беременности, при выполнении тяжелой физической работы. В этом случае обычного поступления витаминов с пищей, их синтеза кишечными микробами окажется недостаточно для организма. Поэтому у регулярно тренирующихся спортсменов потребность в витаминах возрастает в 1,5—2 раза.
Краткая характеристика отдельных витаминов:
Название | Биологическая роль | Проявление гипо - или авитаминоза | Пищевые источники | Суточная потребность | |
Водорастворимые витамины | |||||
Вит. В1 тиамин | Используется для синтеза кофермента тиаминдифосфата, участвующего в распаде углеводов | Болезнь бери-бери (полиневрит) | Дрожжи, печень, сердце, оболочка злаков (отруби) | 2-3 мг | |
Вит. В2 Рибофлавин | Используется для синтеза ФАД и ФМН, участвующих в тканевом дыхании | Дерматит | Дрожжи, печень, почки, яйца, молоко | 2-3 мг | |
Вит. В5 Пантотеновая кислота | Используется для синтеза кофермента А, участвующего в переносе кислотных (ацильных) остатков, главным из которых является остаток уксусной кислоты (ацетил) | Дерматит | Печень, яичный желток, дрожжи - Синтезируется микрофлорой кишечника | 3-5 мг | |
Вит. В6 Пиридоксин | Используется для синтеза кофермента фосфопиридоксаля, участвующего в трансаминировании аминокислот | Дерматит | Печень, почки, мясо, яичный желток. Синтезируется микрофлорой кишечника | 2-3 мг | |
Вит. В9 (витамин Н) Биотин | Используется для синтеза кофермента, участвующего в переносе СО2; с последующим включением его в синтезируемые вещества | Дерматит | Почки, печень, яичный желток, томаты. Синтезируется микрофлорой кишечника | 200-250 мкг | |
Вита. В12 Цианкобаламин | Используется для синтеза коферментов, участвующих в переносе метильной группы (-СН3) с последующим включением ее в синтезируемые вещества | Анемия (малокровие) | Печень, почки, мясо, яйца, сыр, Синтезируется микрофлорой Кишечника при условии поступления с пищей кобальта | 2-3 мкг | |
Витамин Вс Фолиевая кислота | Используется для синтеза коферментов, участвующих в переносе одноуглеродных радикалов (метального -СНз, оксиметильного –СН2ОН, формильного -СНО, метиленового -СН2-, метенового -СН= и пр.) с последующим включением их в синтезируемые вещества | Анемии (малокровие) | Зеленые листья растений, бобы, дрожжи. Синтезируется микрофлорой кишечника | 1-2 кг | |
Вит. С Аскорбиновая кислота | Участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Особенно велика роль в гидроксилировании аминокислот пролина и лизина соответственно в оксипролин и оксилизин при синтезе белка коллагена, а также в синтезе гормонов надпочечников | Цинга | Цитрусовые, красный перец, смородина, рябина, клюква, квашеная капуста, хвоя | 50-100 мг | |
Витамин РР Никотинамид | Используется для синтеза коферментов НАД и НАДФ, участвующих в переносе атомов водорода | Пеллагра | Печень, дрожжи, мясо, рисовые и пшеничные отруби | 15-25 мг | |
Вит. Р (витамин проницаемости) Рутин | Совместно с витамином С участвует в окислительно-восстановительных реакциях, снижает проницаемость стенок кровеносных сосудов, обладает антиоксидантными свойствами | Кровоизлияния | Цитрусовые, гречиха, красный перец, черноплодная рябина, черная смородина | Не установлена | |
Жирорастворимые витамины | |||||
Витамин А Ретинол | Участвует в процесса восприятия света сетчаткой глаза. Оказывает влияние на барьерную функцию кожи, слизистых оболочек и на проницаемость клеточных мембран | Ксерофтальмия (сухость роговой оболочки глаза), кератомаляция (разрушение роговой оболочки), сумеречная, или «куриная слепота | Жир печени морских рыб, говяжья и свиная печень, яичный желток, морковь | 2-3 мг | |
Вит. Д Кальциферол | Участвует во всасывании в кишечнике ионов Са2+, их транспорте кровью и во включении их в состав костной ткани в процессе окостенения | Рахит | Жир печени морских рыб, сливочное масло, растительные масла, яйца, молоко | 13-25мкг-дпя детей и беременных, 7-12 мкг -для взрослых | |
Вит. Е Токоферол | Является главным антиоксидантом организма, предохраняющим от окисления полиненасыщенные жирные кислоты, входящие в биомембраны | У эксперимент. животных бесплодие, мышечная дистрофия | Злаки, растительные масла, мясо, сливочное масло, яичный желток | 5-10 мг | |
Вит. К Филлохинон | Участвует в синтезе некоторых факторов свертывания крови (в том числе протромбина) | Повышенная кровоточивость | Печень, шпинат, морковь, капуста. Синтезируется микрофлорой кишечника | 100 мкг | |
Методы строго регламентированного упражнения (общая характеристика, разновидности методов и их назначение, применение, примеры из практики).
Метод– это разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать деятельность занимающихся, обеспечивая освоение ими двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности. Или же более кратко: методамиможно назвать способы применения средств физического воспитания.
Методами строго регламентированного упражнения деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
· в твёрдо предписанной программе движений (заранее обусловленные состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
· в возможно точном нормировании нагрузки и управлении её динамикой по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и строго установленном чередовании их с фазами нагрузки;
· в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажёров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за её воздействием и т. д.).
Смысл такой регламентации понятен: обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений, навыков и (или) гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, выбор которых для применения зависит от содержания занятий, этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания, и других обстоятельств.
Классификация методов строго регламентированного упражнения:
Группа методов | Разновидности методов строго регламентированного упражнения | |
Методы обучения двигательным действиям | Методы, основанные на целостном подходе: · метод целостно-конструктивного упражнения · метод «сопряжённого воздействия» | |
Методы, основанные на аналитическом подходе: · метод расчленено-конструктивного упражнения · метод «избирательного воздействия» | ||
Методы, направленные на развитие физических качеств | Методы стандартного упражнения | В режиме непрерывной нагрузки: · метод стандартно-непрерывного (равномерного) упражнения |
В режиме интервальной нагрузки: · метод стандартно-интервального (повторного) упражнения | ||
Методы переменного упражнения | В режиме непрерывной нагрузки: · метод переменного непрерывного (переменного) упражнения | |
В режиме интервальной нагрузки: · метод переменного интервального (интервального) упражнения | ||
Комбинированные методы упражнения основаны на сочетании стандартной и переменной нагрузки и изменении интервалов отдыха: (метод повторно-переменого упражнения, метод повторного упражнения с убывающими интервалами, метод повторно-прогрессирующего упражнения, а также «круговая тренировка» по методу интервального упражнения и «круговая тренировка» по методу по методу непрерывного упражнения). |
Методы, направленные на формирование двигательных умений и навыков:
Метод целостно-конструктивного упражнения – упражнение разучивается и совершенствуется в целом, без деления на части. Для разучивания и совершенствования допускается вычленение отдельных частей упражнения. Применение: используют тогда, когда упражнение нельзя разделить на фазы, не нарушая его целостности. Позволяет разучивать несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ). Один из ведущих методов в работе с детьми. Достоинства метода: интереснее выполнять упражнения. Недостатки: труднее освоить упражнение; рассеивается внимание. Недостатки можно сгладить: используя подводящие упражнения, облегчая условия выполнения упражнения, оказывая непосредственную помощь по ходу упражнения.
Метод сопряжённого воздействия. Решает сразу две задачи: развитие какого-либо качества и его совершенствование. Используется на материале соревновательной деятельности или какой-то его части. Соревновательное упражнение используется с усложнением (утяжелением) условий его выполнения. Методические условия усложнения упражнения – для того чтобы шёл прирост качества (результата) – усложнение подбирается опытным путём (оно должно быть не слишком велико (не искажать технику), но и не слишком мало). Широко применяется только в спортивной тренировке на этапе совершенствования. Достоинства метода: физические качества, развитые этим путём имеют высокий коэффициент полезного действия на соревнованиях. Недостатки: метод не пригоден для обучения.
Метод расчленено-конструктивного упражнения –основан на аналитическом подходе к регламентации деятельности: сложные упражнения делятся по фазам (частям) и разучиваются поочерёдно. Потом разученные фрагменты соединяются в общее целое. Пример: Прыжок в длину с разбега. Подготовительная фаза: Разбег. Главная фаза: Отталкивание, полёт. Заключительная фаза: Приземление. Условия разучивания: 1) Не доводить разучивание отдельной части до навыка: как только появилось умение, сразу же соединять с другой частью. 2) Заканчивать выполнение разучиваемой фазы началом следующей (при разбеге, набеге на планку – обозначить отталкивание). Недостаток: при соединении частей в целое упражнение в местах соединения нередко появляются ошибки. Применение: на начальных этапах обучения.
Метод избирательного воздействия – с его помощью можно избирательно, изолировано воздействовать на группы мышц, суставы, отдельные функции организма. Этот метод целесообразно использовать при отставании какого-либо свойства, в качестве дополнительного метода. Широко используется в ЛФК.
Методы преимущественно направленные на воспитание физических качеств:
Методы стандартного упражнения – в них заранее заданные параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения не меняются. Применение метода стандартного упражнения: на начальном этапе тренировки; для развития практически всех двигательных качеств; для закрепления достигнутого навыка и закрепления определённого уровня нагрузок. Метод стандартного упражнения слабо стимулирует прирост спортивного результата.
Методы стандартного упражнения можно применять в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.
Стандартно-интервальный метод – здесь заранее задаются параметры нагрузки с интервалами отдыха. Пример: (30метров/5 раз, отдых-40 сек., темп - максимальный).
Стандартно-непрерывный метод – предполагает заранее заданную равномерную работу без интервалов отдыха. Пример: (бег – 4000 метров, со скоростью – 4 м/сек., без отдыха).
Методы (вариативного) переменного упражнения – параметры нагрузки и отдыха в процессе выполнения упражнения меняются. Может измениться только что-то одно, а могут и все параметры нагрузки. Применение переменного (вариативного) метода: для совершенствования техники упражнений; для развития физических качеств. Этот метод мало подходит для обучения, но создаёт стимул для прироста качества (результата).
Методы переменного упражнения применяются в интервальном и непрерывном режимах нагрузки.
Метод вариативного (переменного) интервального упражнения. Для этого метода характерно наличие различных интервалов отдыха между упражнениями (повторами). Типичными примерами метода могут служить:
1. прогрессирующее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений нагрузка увеличивается (например, последовательный однократный жим штанги весом 50-60-70-80 кг и т.д. с ординарными интервалами отдыха между подходами);
2. варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, жим штанги весом 50-60-70-60-70-80-50 кг, а интервалы отдыха от 3 до 5 минут);
3. нисходящее упражнение – т.е. по ходу серии упражнений объём или интенсивность нагрузки снижается (например, пробегание следующих отрезков: 800-400-200-100 м с жёсткими интервалами отдыха между ними).
Непрерывный переменный метод – характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме переменной интенсивности. Существуют разновидности этого метода:
1. переменное упражнение в циклических передвижениях (фартлек 10000м, где (3000м – скорость 5 м/сек) + (5000м - скорость 4 м/сек) + (2000м – скорость 5 м/сек)).
2. переменное поточное упражнение (серийное выполнение комплекса упражнений различной интенсивности).
Круговой метод – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития физических качеств. Для каждого упражнения в комплексе определяется место – «станция». Обычно в круг включают 8-10 «станций».
Комплексный контроль в системе подготовки спортсменов (контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями, контроль за функциональным состоянием и подготовленностью спортсмена, контроль внешнесредовых условий).
Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).
Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:
1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;
2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;
3) показатели состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.
Оперативный контроль — это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки, боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом.
Текущий контроль — это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Этапный контроль - это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями. Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.
Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности.
Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом.
Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.
Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.
В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле.
Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:
— оценку специальной физической подготовленности;
— оценку технико-тактической подготовленности;
— оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.
Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами
специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.
Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.
Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.
Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.
Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия-
Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.
Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника — та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.
Оценка тактической подготовленности. Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).
Контроль за факторами внешней среды. Для того чтобы принять правильное решение по итогам комплексного контроля, необходимо учитывать условия, в которых проходила соревновательная деятельность, а также выполнение контрольных нормативов в тренировочной деятельности.
К факторам внешней среды относятся:
— климат конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);
— состояние спортивного сооружения или соревновательных трасс (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат, условия скольжения на льду или снегу);
— качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;
— поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);
— социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;
— объективность судейства;
— продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.