Сущность, концепции, тенденции развития

Маркетинг: сущность, категории, цели, задачи, принципы,

Виды

В настоящее время маркетинг (англ. market— рынок) выступает как концепция управления фирмой, нацеленная на успех на рынке, где необходимыми жесткими элементами являются конкуренты, потребители, внешняя среда. В то же время маркетинг выступает и как своеобразная филосо­фия бизнеса. Фирма обязана действовать на основе строгих моральных прин­ципов, всестороннего учета и уважения мнений и требований по­требителей продукции. Понятие «маркетинг» в настоящее время имеет свыше 2 000 оп­ределений. Приведем некоторые из них.

Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).

Маркетинг — рыночная концепция управления производствен­но-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на изучение рынка и экономической конъюнкту­ры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них про­изводимых товаров и услуг (Р. Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко).

Маркетинг — предпринимательская деятельность, управляющая продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю (классическое определение).

Маркетинг — процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и ус­луг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций (Американская ассоциация маркетинга).

В современных условиях можно отметить, как минимум, три аспекта маркетинга:

• аналитический (анализ рынка и его потребностей);

• активный (создание товара (услуги) и проникновение на рынки);

• идеологический (образ мышления, философия бизнеса).

В любом определении должна быть завершенность действий — от изучения и анализа рынка, тенденций его развития до разработки, производства и реализации товаров путем обмена в соответствии с возможностями предприятия и спросом потенциальных потребителей.

Цели и задачи маркетинга.Успешная работа фирмы на рынке невозможна без четко поставленных целей и задач. Перечислим основные цели маркетинга:

• удовлетворение потребностей потребителей;

• достижение превосходства над конкурентами;

• завоевание рынка и увеличение своей доли на нем;

• приведение в соответствие потребностей рынка и возможностей предприятия.

К основным задачам маркетинга можно отнести:

• выявление неудовлетворенных потребностей на рынке и их удовлетворение наилучшим образом;

• оптимизация ассортимента производимых товаров с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;

• ускорение темпов обновления продукции как в целом, так и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла;

•прекращение производства товаров, теряющих рыночные позиции и т.п.

Все эти задачи решаются с учетом требований рынка, поведения конкурентов и потенциальных потребителей.

Основные категории маркетинга: нужда, потребности, товар, спрос, обмен, сделка, рынок.

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Человек, испытывающий нужду, попытается ее заглушить или найти способ ее удовлетворения. Нужды людей сложны и многообразны.

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с экономическими, социальными, культурными, национальными и другими особенностями человека. Потребности людей безграничны и зависят от многих факторов, в первую очередь от уровня развития экономики.

Специалистам-маркетологам необходимо видеть различия между этими категориями. Человек испытывает нужду в передвижении, а потребность у него может быть в зависимости от уровня развития экономики - в лошади, автомобиле, поезде, самолете как в средстве передвижения. Человек нуждается в пище. Исходя из национальных, социально-культурных, экономических различий в качестве потребностей могут выступать: рис — для японцев; гамбургер — для американцев; шашлык — для народов Кавказа; сало — для украинцев. Стремление фирмы удовлетворять потребности людей свидетельствует о ее стремлении увеличивать текущую прибыль, обеспечить себе лидерство на рынке и максимизировать прибыли в будущем.

Товар — все, что может удовлетворить потребности и нужды людей.

Спрос — потребность, подкрепленная покупательской способностью человека, платежеспособный спрос.

Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Условия сделки, как правило, поддерживаются и охраняются законодательством.

Рынок — совокупность отношений между производителями и существующими и потенциальными покупателями товара.

Таким образом, маркетинг — это работа с рынком и на рынке ради осуществления обменов, цель которых — удовлетворение человеческих нужд и потребностей и получение прибыли.

Назовем три основных принципа маркетинга.

1. Понимание потребителя. Любой бизнес невозможен, если деятельность фирмы ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребителя и его потребностей.

2. Борьба за потребителя. Принцип реализуется воздействием на рынок и потребителя всеми доступными средствами (качество товара, реклама, сервис, цена и т.д.). Суть его — борьба за место в сознании потребителя, а не за сбыт товаров.

3. Максимальное приспособление производства к требованиям рынка. Реализация принципа состоит в том, чтобы деятельность фирмы всегда основывалась на знании особенностей потребительского спроса и его возможных изменений в перспективе. Он ставит производство товаров и услуг в функциональную зависимость от запросов рынка и требует выпускать товары в ассортименте и объеме, необходимых потребителям.

Основные функции маркетинга:

· аналитическая — изучение рынка, конкурентов, потребителей, фирменной структуры, товаров, цен, коммуникаций, анализ макро- и микросреды фирмы;

· производственная — организация производства новых товаров, технологий, материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;

· сбытовая — организация системы товародвижения, сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики;

· контроль — организация контроля и корректировка деятельности фирмы в соответствии с планированием и изменениями, происходящими на рынке;

· управление — прогнозирование, стратегическое и оперативное планирование, информационное обеспечение управления маркетингом, мотивация и стимулирование персонала, делегирование власти и ответственности, принятие управленческих решений, организация системы коммуникаций на предприятии.

Возможные состояния спроса и основные виды маркетинга:

1. Спрос негативен (товар не пользуется спросом, так как неграмотно подана информация о нем и его потребительских характеристиках). В этом случае используют конверсионный маркетинг: формирование спроса и стимулирование противодействий негативным тенденциям.

2. Спрос отсутствует. Применяют стимулирующий маркетинг: изучают и анализируют конкретные причины безразличного отношения покупателей к предлагаемой технологии, товару, услуге; определяют мероприятия, стимулирующие повышение рейтинга товара и, как следствие, рост спроса.

3. Спрос потенциальный. Задача маркетологов –сделать его реальным. Применяют развивающий маркетинг: создание новых товаров, технологий и услуг, удовлетворяющих потребности покупателя на новом качественном уровне или в новых областях.

4. Спрос падает. Используют ремаркетинг – поиск новых возможностей оживления спроса: придание товару (услуге) свойств рыночной новизны; переориентация товара (или предприятия) на новые рынки и т.д.

5. Спрос неравномерный (асинхронный). Например, перегрузка метро в часы пик, избыток свежих овощей и фруктов осенью. Спрос необходимо стабилизировать и растянуть по времени (дифференцировать время начала работы на предприятиях города, сохранить овощи и фрукты до нового урожая). Обычно применяют синхромаркетинг: активизация благоприятных и торможение нежелательных фак­торов, активизация формирования спроса и стимулирования сбыта.

6. Спрос соответствует предложению. Объемы производства и реализации товара устраивают руководство фирмы. Прибегают к поддерживающему маркетингу: проведение гибкой политики цен, осуществление рекламной деятельности и других мер по защите товаров от падения спроса на них, а также нежелательных дей­ствий конкурентов.

7. Спрос избыточен. Продукции фирмы не хватает для удовлет­ворения возросших потребностей. Используют демаркетинг: по­вышают цены; сокращают или прекращают рекламную деятельность; продают лицензию на право производства данного товара другим производителям под своим торговым знаком.

8. Спрос иррационален. Подобный спрос противоречит интере­сам или благополучию общества, поэтому применяют противо­действующий маркетинг. Проводятся мероприятия, направленные против определенного (конкретного) товара и его потребления (например, против употребления наркотиков, спиртных напит­ков, табачных изделий и т.д.).

Таким образом, маркетинг –это системный подход к произ­водственно-сбытовой деятельности с четко поставленной целью — удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, до­стигаемое тщательно разработанными мерами и соответствующи­ми организационно-управленческими, материальными, финан­совыми, техническими и иными средствами.

Виды маркетинга: внутренний, экспортный, импортный, международный, научно-технический, маркетинг прямых ин­вестиций, политический маркетинг, маркетинг по видам това­ров и услуг, маркетинг в отраслях, в сферах некоммерческой деятельности.

Наши рекомендации