Корректировка нормативных пробегов до капитального ремонта и периодичности ТО
Как известно, для каждой марки автомобиля установлены нормативные периодичности пробегов до капитального ремонта, а также для проведения периодических ТО. Нормативные значения пробегов подвижного состава (автомобилей, автопоездов) до КР и периодичности ТО-1 и ТО-2 установлены «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для определенных, базовых моделей автомобилей, умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды при эксплуатации их по асфальтовой дороге.
Скорректированные пробеги автомобиля до КР — LK и ТО —Li; определяются по формулам:
где LK — нормативный пробег автомобиля до КР, км; Li — нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км; К1, К2, К3 — коэффициенты корректирования.
Коэффициент К1 – учитывающий категорию дорожных условий, по стандартам разделяются на V категорий (асфальтовые, бетонные, с покрытием, грунтовые и стерня). Для асфальтовых дорог – категория дорог I коэффициент К1=1, а для дорог с бетонным покрытием – категория дорог II коэффициент К1=0,9. Для условий Республики Саха (Якутия), учитывая плохое состояние дорог принимаем как дороги с твердым покрытием – категория дорог III, тогда коэффициент К1=0,7.
Коэффициент К2 – учитывающий модель автомобиля в наших расчетах, учитывая, что в автопарке в основном базовые модели автомобилей, принимаем равным единице.
Коэффициент К3 – учитывающий корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий — К3 = К3' К3". В расчетах принимаем очень холодный климат, при котором К3'=0,7 и агрессивную среду эксплуатации (резкое изменение погоды) К3"=0,9. В этом случае коэффициент К3 будет равным 0,63.
Используя все принятые коэффициенты, корректируем пробеги до капитального ремонта и периодических технических обслуживаний.
тыс. км (2.1)
тыс. км (2.2)
тыс. км (2.3)
По нашим расчетам для автомобилей марки «КамАЗ» пробег до капитального ремонта в условиях Республики Саха (Якутия) составляет 100,25 тыс. км, а периодичности ТО-1 и ТО-2 соответственно 2 и 10 тыс. км.
Зная эти нормативные значения пробегов можно скорректировать периодические технические обслуживания ТО-1 и ТО-2 по среднесуточному пробегу.
Корректирование пробегов до ТО по кратности среднесуточному пробегу:
(2.4)
где lcc — среднесуточный пробег автомобиля, км; ni— целое число суток.
(2.5)
принимаем 37 суток, что означает, автомобили со среднесуточным пробегом 76 км 37 дней работают без остановки на 38 день становятся на ТО-1.
принимаем 148 суток, что означает, автомобили со среднесуточным пробегом 76 км 148 дней работают с остановками только на ТО-1, а на 149 день становятся на ТО-2.
Исходя из 26 рабочих дней в месяц следует, что каждые 1,5 месяца автомобили должны проходит ТО-1, и каждые 5,5 месяцев проходит ТО-2.