Тенденции развития ресторанного бизнеса
Существует три класса ресторанов: типа “люкс”, высшего класса и первого класса. Каждый из них ориентируется на определенную категорию потребителей, например, заведения быстрого питания за счет низких цен и широкого ассортимента привлекают множество клиентов из малообеспеченных людей, студентов, школьников и пр. Элитные рестораны подходят для семейных обедов или ужинов, а также для проведения полуофициальных деловых встреч в приятных условиях. Бары, кофейни и прочие заведения ориентируются в основном на молодежь. Существуют также тематические рестораны – мексиканская, итальянская, японская или любая иная кухня. В некоторых из них можно арендовать помещение для проведения свадебных церемоний, празднования дней рождения, проведение вечеринок или справить поминки. Это позволяет привлечь больше клиентов. Распространенная ошибка – это сделать ударение на блюда, которые нравятся лично владельцу, но для успешного ведения бизнеса такой подход не годиться. На сегодняшний день наилучший вариант для ассортимента ресторана – это сочетание различных кухонь мира, при этом в основе находятся стандартные европейские блюда. Вариантов множество, поэтому шеф-повар будет определять нюансы выбранного стиля.
Характеристика проектируемого предприятия
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления для быстрого обслуживания потребителей. Услуга питания закусочной зависит от специализации.
Шашлычная - предприятие, специализируется на приготовлении и реализации главным образом шашлыков и других блюд восточной кухни. В меню шашлычной могут быть шашлыки по-кавказки, по-узбекски, по-карски, бастурма, по-казахски (из печени).
Кроме того, могут быть супы-харчо, пити, суп-шурпа, купаты, люля-кебаб, цыплята табака, чахохбили и другие блюда восточной кухни. Обслуживание в шашлычной 1 категории осуществляется официантами, а во 2 категории самообслуживание. Шашлычные работают в основном на полуфабрикатах.
Шашлычная, предлагая жителям и гостям широкий выбор шашлыков по приемлемым ценам.
“На Углях” –рассчитана на 35 посадочных мест. Шашлычная расположилось в отдельно стоящем здании в зеленом дворе на Рязанском проспекте. Гостей принимает основной зал на 35 мест, отделанный деревом: массивная прочная мебель, грубоватая основательная отделка стен с окнами, выходящими в тихий двор.
Кухня шашлычной – кавказская, русская, европейская. Как явствует из названия, за основу взяты шашлыки.
На данном предприятии есть горячий цех. В этом цехе совершается тепловая обработка полуфабрикатов, здесь производится приготовление закусок, гарниров, блюд, которые не готовят на костре. На заднем дворе готовят блюда на мангале, такие как шашлык, люля-кебаб и т.д. В самом цехе присутствует приточено вытяжная вентиляция и вытяжка.
В цехе работает 2 повара два через два, режим работы с 9.00 до 20.00. Расстояние до потолка 3.5 метра пол и стены покрыты кафелем потолок побелен, присутствует два входа, одни ведет к террасе на 35 мест, Второй задний имеет дверь, которая во время работы открыта. Ведет она ко двору, где жарятся блюда на костре.
Освещение в цехе большую часть дня преобладает естественное, в вечернее же время включаются светильники. В цехе присутствует ванна моечная для промывки гарнира и набора воды для готовки.
Технологический раздел
2.1 Расчет количества потребителей в день(Таблица 1)
Количество потребителей может быть определено на основе графика загрузки зала или оборачиваемости мест в течение дня.
При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приёма пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы.
На основании материалов обследования были определены средние проценты загрузки залов в отдельные часы работы предприятий и составлены примерные графики их загрузки.
Количество потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, определяется по формуле:
Где:
· - количество потребителей, обслуживаемых за 1 ч;
· Р – вместимость зала (количество мест);
· - оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
· х – загрузка зала в данный час, %.
Общее количество потребителей в день составит:
Где:
· К – коэффициент перерасчёта для данного часа, определяется по формуле:
Где:
· - количество потребителей, обслуживаемых за 1 час;
· - количество потребителей, обслуживаемых за день.
Эти величины определяются по графику загрузки зала.
Сумма коэффициентов пересчёта за все часы работы зала должна быть равна единицы, а сумма блюд, реализуемых по часам работы зала, - количеству блюд, выпускаемых за день.
Таблица 1
График работы шашлычной с 1000 – 20 00.
Часы работы | Количество посадок в час | Средний % загрузки зала | Количество посетителей за час | Коэффициент пересчета блюд данного часа |
10-11 | 1,5 | 0,082352 | ||
11-12 | 1,5 | 0,125449 | ||
12-13 | 1,0 | 0,109803 | ||
13-14 | 1,0 | 0,137254 | ||
14-15 | 1,0 | 0,125490 | ||
15-16 | 1,0 | 0,125490 | ||
16-17 | 1,0 | 0,082352 | ||
17-18 | 1,0 | 0,070588 | ||
18-19 | 0,6 | 0,058823 | ||
19-20 | 0,6 | 0,082352 | ||
Всего: |