Понятие и сущность педагогических технологий
Несмотря на достаточную степень разработанности понятия технологий, педагогическая литература не содержит четкого и однозначного определения данного термина. Существующее многообразие не подменяет сущностного значения, дополняя его содержательными аспектами.
По мнению Г.К. Селевко, педагогическая технология представляет собой средство, способ, научное направление, многомерное понятие.
В буквальном смысле значение термина «педагогическая технология» означает означает учение о педагогическом искусстве (от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos - учение) [35, с. 84].
Определившийся широкий диапазон всевозможных трактовок педагогической технологии, обусловлен качественно наметевшейся новой тенденцией, как в образовании, так и в усовершенствовании «производственного аппарата» педагогики.
Наиболее полно на наш взгляд, понятие педагогической технологии возможно раскрыть через три основных аспекта [38, с. 261]:
Согласно первому научному аспекту, в широком смысле педагогическая технология представляет собой педагогическую науку, направленную на изучение и разработку целей, содержания и методов обучения, в том числе проектирующие педагогические процессы.
Содержание процессуально-описательного аспекта отражает описание процесса, совокупность его целей, содержания, методов и средств направленных на достижение планируемых результатов обучения.
В третьем аспекте выражено процессуально действенное осуществление технологического процесса функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
В психолого-педагогической литературе содержание понятия технология обучения имеет следующие различные трактования:
· Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [33, с. 184].
· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [39, с. 45].
· Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [36, с. 41].
· Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния [34, с. 182].
· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы [27, с. 74].
· Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [37, с. 20].
· Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [24, с. 190].
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Г.К. Селевко в образовательной практике использования понятия «педагогические технологии выделяет три иерархических соподчиненных уровня:
1. Общепедагогическом (общедидактическом): общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология отличается целостным образовательным процессом, где характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2. Частнометодическом (предметном): термин «частнопредметная педагогическая тГ.К. Селевкоехнология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3. Локальном (модульном): локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [35, с. 228].
Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии [29, с. 321]:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
1. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью
3. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов
4. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными но результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения [35, с. 372].
Итак, современную педагогическую технологию характеризуют следующие позиции:
-технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
-технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
-поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизведены любым педагогом, и гарантировать достижение планируемых результатов;
-органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Таки образом, можно сделать вывод, что педагогическая технология, в первую очередь, продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.