Методика проведения занятий по баскетболу.
Подготовительная часть учебного занятия – 15 мин. Её основные задачи:
- организация занимающихся;
- физическая и психологическая подготовка занимающихся для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства подготовительной части занятия:
- строевые упражнения;
- упражнения на внимание;
- общеразвивающие упражнения;
- упражнения на растягивание;
- силовые упражнения;
- различные виды ходьбы, бега, прыжков, остановок, поворотов;
- беговые упражнения с имитацией ранее изученных технических элементов баскетбола.
При проведении подготовительной части занятия необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- заблаговременно подготовить инвентарь и место для проведения занятия;
- начинать занятие с построения и постановки задач;
- проводить подготовительную часть без значительных пауз;
- при проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией;
- чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные группы мышц;
- чередовать силовые упражнения с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения упражнений;
- использовать подвижные игры, подготавливающие к игре в баскетбол.
Основная часть учебного занятия – 60 мин. Её основные задачи:
- обучение, повторение и совершенствование технических элементов игры в нападении и защите;
- повышение уровня физической подготовленности занимающихся;
- воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
- совершенствование использования приобретенных умений и навыков в различных условиях игровой деятельности;
- теоретическая, тактическая и психологическая подготовка занимающихся к командной борьбе.
Средства основной части занятия:
- подготовительные, подводящие и специальные упражнения, направленные на повышение физической и технико-тактической подготовленности занимающихся;
- подвижные игры;
- учебные и двусторонние игры в баскетбол.
Рекомендации по проведению основной части занятия:
- необходимо стремиться использовать в упражнениях максимальное количество мячей;
- в процессе обучения игре в баскетбол использовать следующие общепедагогические методы: словесный (вербальный), наглядного восприятия, в том числе личный показ преподавателя, метод срочной информации (световой и звуковой сигнализации), метод двигательной информации и др.;
- применять различные методы обучения техническим элементам игры (строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения, игровой, соревновательный) и методы развития физических качеств (стандартный, переменный, интервальный, непрерывный, круговой тренировки, метод сопряженных воздействий и др.);
- при обучении элементам техники и тактики игры в баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: начинать с детального ознакомления с приемом, своевременно выявлять и устранять ошибки в технике, далее разучивать прием в упрощенных условиях, а в последующем – в усложненных условиях, заканчивать закрепление приема использованием его в игровых условиях и контактной борьбе;
- учебные игры должны носить целевую игровую направленность и строго регламентировать действия участников. А в двухсторонних играх занимающиеся могут произвольно выполнять все ране разученные технические приемы и тактические действия.
Заключительная часть (5 мин.) предназначена для завершения работы преподавателя и подведения итогов учебного занятия, приведения функционального состояния занимающихся в оптимальное для эффективного осуществления последующей учебной деятельности.
Для решения данных задач используются следующие упражнения: имитационные, на координацию движений, на внимание, на восстановление дыхания, растягивание и расслабление, малоподвижные игры.
Игнорировать заключительную часть занятия не рекомендуется.
9. Методика обучение ловли мяча двумя руками на месте.
Основные ошибки.
1. Объяснение и показ.
2. Имитация приема перекладыванием мяча из рук одного занимающегося в руки другого.
3. Индивидуальные упражнения: а) ловля мяча, подброшенного вверх над собой: на месте и в прыжке; б) то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола; в) то же, что в упр. а, но в различных и. п.: стоя на коленях, сидя, лежа и т.п; г) ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте после его отскока; д) то же, что в упр. а, б, г, но в сочетании с различными двигательными действиями после выпуска мяча, например: при сесть—встать, повернуться на 90 — 360° прыжком, кувырок вперед или назад и т. п.
4. Упражнения ловли мяча, посланного партнером:
- ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти;
- то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его полета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д.;
- то же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу;
- ловля катящегося от партнера мяча;
- ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади-сбоку.
5. Выполнение разновидностей ловли мяча, посланного партнером, после предшествующего передвижения игрока и остановки.
6. Ловля мяча на месте с вышагиванием в условиях пассивного сопротивления условного защитника.
7. Выполнение разновидностей приема в эстафетах и подвижных играх типа: «Гонка мячей по кругу», «Передай мяч и садись», «Мяч ловцу» и т. п.
Основные ошибки при ловле мяча двумя руками на месте.
При ловле мяча, летящего навстречу:
- игрок не сопровождает полет мяча взглядом до момента овладения им;
- отсутствует встречное движение руками и вышагивание к мячу: попытка ловли мяча у туловища затруднена в связи с отсутствием возможности для амортизационного движения;
- положение кистей не соответствует высоте или направлению полета мяча;
- кисти обращены ладонями друг к другу или широко расставлены в стороны
-мяч проходит между рук;
- ладонь и ногтевые фаланги пальцев находятся в одной плоскости или отсутствует уступающее движение рук во время прикосновения к мячу
- мяч, ударившись о кисти, отскакивает в обратном направлении;
- преждевременное сгибание рук до момента касания мяча пальцами, влекущее за собой попытку ловли его ладонями,
— потеря контроля над мячом;
- слишком высокое или низкое положение мяча после ловли либо нерациональное расположение на нем кистей — игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям;
- отсутствие укрывания мяча выставленными в стороны локтями, туловищем или вышагивающей ногой после овладения им — соперник получает возможность для выбивания.