Компании, работающие в рамках Национальной технологической инициативы в Нижегородской области

Рабочая группа, курирующая дорожную карту AutoNet, представлена в регионе Горьковским автомобильным заводом «Группа ГАЗ» — лидер модернизации отрасли страны и крупнейший производитель коммерческого транспорта, выпускающий легкие и средние по тоннажу коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, легковые автомобили, автобусы, моторы и автокомпоненты. Компания объединяет 13 предприятий в восьми регионах России является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 75% сегмента автобусов. Ключевой продукт компании — коммерческий автомобиль нового поколения «ГАЗель Next». В рамках концепции Национальной технологической инициативы по направлению AutoNet группа компаний «ГАЗ» реализует функцию автоматического управления автомобилем, которой будут оснащаться к 2020 году все автомобили семейства «ГАЗель». Суть автопилота от компании ГАЗ заключается в том, чтобы облегчить труд водителя и помогать в принятии решений в экстренных ситуациях. Автопилот будет включаться лишь в определенные моменты времени, например, с целью избежать столкновения, и не предназначен для полной замены водителя. Однако, в настоящее время не принято законодательства, позволяющего выпускать машины с автопилотом на улицы, поэтому ещё предстоит решить законодательный барьер для внедрения данной высокотехнологичной инициативы.

В свою очередь, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева разрабатывает модель беспилотного квадроцикла также в концепции AutoNet. В нем применяются российские интегральные схемы и, в потенциале, он может быть применен при разработке военной техники либо для структур Министерства чрезвычайных ситуаций, чтобы снизить человеческие потери.

Университетом, осуществляющим проектную деятельность в рамках дорожной карты NeuroNet, является ННГУ имени Н.И.Лобачевского. Он является одним из разработчиков национальной программы по нейротехнологиям «CoBrain». В данном проекте ведутся разработки, направленные на преодоление научно-технологических барьеров при получение «чистого» сигнала биоэлектрической активности мозга без участия эксперта; для поиска устойчивых паттернов при определении различных эмоциональных состояний и степени когнитивной нагрузки в биоэлектрической активности головного мозга; для зрительного внимания и интереса при просмотре быстро меняющихся сцен, составляющих видеообъект; внимания при восприятии слуховой информации в биоэлектрической активности головного мозга и параметрах движений глаз; для разработки стандартных метрик для оценки уровня внимания, эмоциональных состояний, запоминания, степени когнитивной нагрузки. В ННГУ имени Н.И.Лобачевского ведется разработка нейроинтерфейса, в промышленно индустрии это касается управления станками и оборудованием на производстве, в медицине – реабилитации и восстановления.

Также, в регионе действует Нижегородская региональная общественная благотворительная организация «Забота», выигравшая грант на проведение чемпионата по робототехнике. В середине февраля 2017 года состоялся робототехнический хакатон RoboHACK CROC: Нижний Новгород. Слёт начинающих и продвинутых конструкторов и программистов стал одним из мероприятий проекта «AutoNet для школьников». Целью хакатона было выявление талантливой молодежи и стимулирование интереса к функционированию, разработке и развитию современных информационных систем и технологий [31].

Следует рассмотреть подробнее пять компаний в Нижегородской области, выигравших конкурс проектов Национальной технологической инициативы [28].

ООО «Нижпромпласт». Проект представлен в концепции дорожной карты AeroNet. Представляет собой систему визуального информирования водителя, интегрированную в стойки ветрового стекла. Объем государственной субсидии составляет 15 миллионов рублей. Сроки реализации: с декабря 2016 по декабрь 2017 года.

ООО НПП «Вита-Принт». Проект представлен в концепции дорожной карты AutoNet. Представляет собой разработку многофункциональной панели управления с сенсорным вводом, встроенным контроллером и светодиодной подсветкой органов управления, для использования в автомобильной промышленности и приборостроении. Размер государственной субсидии составляет 20 миллионов. Сроки реализации: с декабря 2016 по декабрь 2017 года.

ООО «Техно Тор». Проект представлен в концепции дорожной карты AutoNet. Представляет собой разработку специализированного транспортного средства с системой беспилотного управления для использования в особо опасных условиях подземных выработок горнодобывающей промышленности. Объем государственной субсидии практически равен 20 млн. рублей. Сроки реализации: декабрь 2016 – июнь 2018

ООО НТЦ «Мониторинг» Проект представлен в концепции дорожной карты MariNet. Представляет собой разработку акустического доплеровского измерителя течений (профилографа) Объем государственных субсидий составляет 20 млн. рублей. Сроки реализации: декабрь 2016 – июнь 2018 года.

ООО НПФ «ММЦ»Мадин». Проект представлен в концепции дорожной карты NeuroNet. Представляет собой роботизированный комплекс реабилитации пациентов с нарушением опорно-двигательного аппарата с системой управления на основе технологии «Интерфейс мозг-компьютер замкнутого типа». Объем государственных субсидий составляет 20 млн. рублей. Сроки реализации: декабрь 2016 – декабрь 2018 года.

Как мы видим проекты достаточно разные, однако, исходя из открытых источников, видно, что они реализуются в крупных технологических компаниях. С одной стороны со временем подобных компаний, выигравших конкурсы проектов Национальной технологической инициативы, станет больше, но, в то же время, вызывает тревогу то, что малым компаниям не удается получать субсидии из-за сильной конкуренции с крупным бизнесом. А ведь концепция Национальной технологической инициативы построена, в том числе, на бурном развитии малых высокотехнологичных компаний.

Рекомендации по развитию Национальной технологической инициативы Нижегородской области

Национальная технологическая инициатива является приоритетом в национальной политике, поэтому важно обладать широкими знаниями, касающимися Национальной технологической инициативы и развивать её на региональном уровне. Во-первых, стоит оповещать технологические компании Нижегородской области о проводимых конкурсах проектов в рамках Национальной технологической инициативы. Во-вторых, необходимо более детально строить инвестиционную политику, в том числе планировать получения инвестиций из федерального бюджета в качестве субсидий на развитие высокотехнологичных компаний в горизонте планирования до и после 2020 года. В-третьих, следует более детально освещать в региональных и федеральных средствах массовой информации государственные реформы в сфере реализации Национальной технологической инициативы, привлекать к активному в них участие население для её популяризации. В-четвертых, важно грамотно развивать таланты Национальной технологической инициативы в университетах. В-пятых, важно проводить научные исследования, посвященные направлению Национальной технологической. В-шестых, важно составить региональные дорожные карты по реализации Национальной технологической инициативы и ежемесячно отслеживать результаты по реализации проектов в рамках дорожных карт.

Выводы по Главе II

В целом, в исследуемом регионе сильно развита наука в стенах университетов и ведутся многочисленные исследования, в том числе по направлениям Национальной технологической инициативы. В регионе находится пять крупных компаний, выигравших субсидию на осуществление проектов в рамках направлений MariNet, AutoNet, NeuroNet и AeroNet, а также сосредоточено большое количество других высокотехнологичных производств и сервисов, имеющих необходимые ресурсы для разработки проектов в рамках Национальной технологической инициативы. Остается не ясным, сможет ли малый бизнес получать субсидии и конкурировать со средним и крупным бизнесом в конкурсах проектов Национальной технологической инициативы, а также пока неизвестно, когда появятся дорожные карты Национальной технологической инициативы Нижегородской области. Однако остаётся надежда на то, что с помощью региональных органов исполнительной власти и с помощью Агентством стратегических инициатив будут реализован комплекс мероприятий, направленный на поддержку развития Национальной технологической инициативы в Нижегородской области.

Заключение

В заключении, хотелось бы подвести итог проведенной работе. Изначально, стояла цель изучить теоретические аспекты Национальной технологической инициативы, историю, механизмы реализации программы и перспективные направления в Нижегородской области. Поставленную цель можно считать достигнутой в соответствии с поставленными задачами.

В целом, для анализа потенциала Национальной технологической инициативы на федеральных, региональных и муниципальных уровнях в научных кругах выделяется явно недостаточно времени. Это создает трудности по оценке реализации программы Национальной технологической инициативы. Однако, это можно объяснить тем, что национальная технологическая инициатива только начинает своё развитие, и, согласно Росстату, около 90% населения никак не вовлечены в инновационную деятельность. Но уже сейчас важно отметить, что запущен механизм поиска и отбора перспективных проектов, и на него, начиная с 2016 годы, ежегодно выделяется от 8,5 до 10 миллиардов рублей.

В практической части мы пришли к выводу, что работа по реализации Национальной технологической инициативы в Нижегородской области ведется, но пока этого явно недостаточно. Исследуемый регион не является ключевым для реализации Национальной технологической инициативы, и в нем не разработаны региональные дорожные карты. По состоянию на 1 июня 2017 года Правительством Российской Федерации было утверждено 5 дорожных карт, по четырем из них ведутся разработки в Нижегородской области: это MariNet, AutoNet, NeuroNet и AeroNet. Наиболее активно развивающимся рынком является AutoNet из-за исторически сильно развитой машиностроительной отрасли. В ходе исследования было выявлено пять крупных компаний из Нижегородской области, которые разрабатывают проекты в рамках Национальной технологической инициативы на средства, полученные в виде субсидий от государства, покрывающие до 70% стоимости проекта. Также было выявлено, что малый бизнес потенциально будет испытывать трудности при участии в конкурсах Национальной технологической инициативе из-за конкурентов в лице среднего и крупного бизнеса и высокой стоимости и наукоемкости новых разработок в высокотехнологических сферах. Неблагоприятным фактором для развития Национальной технологической инициативы выступает и то, что в Нижегородской области слабо развита инфраструктура. По рейтингу инвестиционной привлекательности область занимает лишь 36 место среди всех регионов Российской Федерации. Однако, в 2017 году произошли положительные изменения ‑ принято решение о создании Территории опережающего развития «Саров», которое привлечет в ближайшие годы многомиллиардные негосударственные инвестиции. Также, из-за наличия представительства Агентства стратегических инициатив и ведущих университетов наряду с крупными наукоемкими производствами, это приведет к увеличению количества исследований в сфере Национальной технологической инициативы. Соответственно, объем полученных государственных субсидий значительно возрастет в ближайшие годы, что, в конечном итоге, внесет заметный вклад в развитии экономики Нижегородской области, а также в развитии экономики Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Аналитический доклад «Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы «Технологии и системы цифровой реальности и перспективные человеко-компьютерные интерфейсы (в части нейроэлектроники)» // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

2. Аннотация к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка АвтоНэт Национальной технологической инициативы // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/AutoNet.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

3. Аннотация к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка АэроНэт Национальной технологической инициативы // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/AeroNet.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

4. Аннотация к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка НейроНэт Национальной технологической инициативы // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/NeuroNet.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

5. Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/AutoNet.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

6. Аннотация к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка МариНэт Национальной технологической инициативы // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti/docs/MariNet.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

7. Вызов 2035 / Агамирзян И.Р. и др.; Сост. Буров В.В. — М.: Издательство «Олимп–Бизнес», 2016. — 240 с // РВК URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/327/challenge_2035.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

8. Дорожная карта AutoNet // РВК URL: http://www.rvc.ru/nti/roadmaps/dk_avtonet_new.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

9. Инвестиционная стратегия Нижегородской области до 2025 года // Территория инвестиций Нижегородская область URL: http://nn-invest.com/upload/iblock/500/2.1.investitsionnaya-strategiya-nizhegorodskoy-oblasti-do-2025-goda.doc (дата обращения: 01.06.2017).

10. Индикаторы инновационной деятельности 2016. Статистический сборник // Высшая Школа Экономики URL: https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209282/Индикаторы%20инновационной%20деятельности%202016.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

11. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России // Правительство Российской Федерации URL: http://government.ru/news/26436/ (дата обращения: 01.06.2017).

12. Майер Б. О. Технологическая платформа «Образование»: онтологический анализ // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета : журнал. — Новосибирск, 2012. — Т. 6, № 2. — С. 36-37.

13. Методология управления проектами Национальной технологической инициативы // НТИ URL: http://projects.nti2035.ru/documents/docs/Методология%20управления%20проектами.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

14. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России // РВК URL: Вызов 2035 // РВК URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/327/challenge_2035.pdf (дата обращения: 01.06.2017). (дата обращения: 01.06.2017).

15. Национальная технологическая инициатива Нижегородской области . // Территория инвестиций Нижегородская область URL: http://nn-invest.com/news-events/natsionalnaya-tekhnologicheskaya-initsiativa/ (дата обращения: 01.06.2017).

16. Национальный доклад об инновациях в России 2016 // РВК URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/b6d/RVK_innovation_2016_v.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

17. «Образ будущего». Россия, как полюс развития // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/ForumASI/NTI_strategy.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

18. О нас // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/about_agency/ (дата обращения: 01.06.2017).

19. Основы Национальной технологической инициативы // Российская академия наук URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?id=7c359ed5-a751-4e67-bafe-165d2264959b (дата обращения: 01.06.2017).

20. О реализации Национальной технологической инициативы // Агентство стратегических инициатив URL: http://asi.ru/nti (дата обращения: 01.06.2017).

21. План реализации Национальной технологической инициативы на 2017 год // НТИ URL: http://nti.one/nti/НТИ_план%20реализации%202017.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

22. Положение о мониторинге и управлении изменениями проектов Национальной технологической инициативы // НТИ URL: http://projects.nti2035.ru/documents/docs/Положение%20о%20мониторинге%20к%20протоколу%20МРГ_утверждено.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

23. Презентация по механизмам реализации НТИ // Правительство Российской Федерации URL: hhttp://government.ru/media/files/ipgQAHH3Lz30OzqLEIPbreX1mCG63sjz.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

24. Постановление Правительства Российской федерации №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» // Правительство Российской Федерации URL: http://government.ru/media/files/f1ArmUxbZla9jSRRPCM3ASByLzqyCyba.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

25. Проектный офис Национальной технологической инициативы (НТИ) // РВК URL: http://www.rvc.ru/nti/ (дата обращения: 01.06.2017).

26. Путин В. В. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47182 (дата обращения: 01.06.2017).

27. РВК подвела итоги деятельности в 2016 году // РВК URL: http://www.rvc.ru/press-service/news/company/96723/ (дата обращения: 01.06.2017).

28. Реестр победителей конкурса «Развитие-НТИ» // НТИ URL: http://projects.nti.one/docs/271861.2.ListProjectsKonkursDevelopmentNTI-2016_30.01.2016.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

29. Реестр проектов Национальной технологической инициативы (по состоянию на 22 декабря 2016 г.) // НТИ URL: http://projects.nti2035.ru/docs/ListProjectsNTI_26.12.2016.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

30. Решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Дмитрий Медведев «О разработке и реализации Национальной технологической инициативы». // Правительство Российской Федерации URL: http://government.ru/orders/selection/401/18547/ (дата обращения: 01.06.2017)

31. Робототехнический хакатон // «Забота» Нижегородская региональная благотворительная общественная организация URL: http://zabota.nnov.ru/node/322/robototehnicheskii-hakaton-robohack-croc-nizhnii-no (дата обращения: 01.06.2017).

32. Россия: курс на инновации // РВК URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/4a7/RUS_Report_2014_July22.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

33. Утвержденные дорожные карты НТИ // РВК URL: http://www.rvc.ru/nti/roadmaps/ (дата обращения: 01.06.2017).

34. Форсайт и исследования науки, технологий и инноваций НИУ ВШЭ // Высшая Школа Экономики URL: https://strategyunits.hse.ru/data/2016/11/30/1112643735/5.форсайт%20и%20исследования%20науки,%20технологий%20и%20инноваций.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

Приложение 1

Компании, работающие в рамках Национальной технологической инициативы в Нижегородской области - student2.ru

Критерии описания проекта Национальной технологической инициативы

Компании, работающие в рамках Национальной технологической инициативы в Нижегородской области - student2.ru Окончание Приложения 1
Приложение 2

Компании, работающие в рамках Национальной технологической инициативы в Нижегородской области - student2.ru Расчет размера штрафных санкций по проекту

Приложение 3

Схема развития рынков Национальной технологической инициативы до 2035 года Компании, работающие в рамках Национальной технологической инициативы в Нижегородской области - student2.ru

Приложение 4

Наши рекомендации