Технологии управления инновациями
Понятие «Инновация» происходит от лат. «innovate» - обновление, улучшение.
Инновации – это изменения, способствующие улучшению, совершенствованию, развитию образовательной практики.
n Инновации – это внедренные новшества.
n Новшества - это оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ.
n Инновационный процесс – внедрение новшеств, превращение их в инновации.
n Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения определенного эффекта.
Трансфе́р технологий
Трансфе́р технологий — основная форма продвижения инноваций. Это процесс передачи знаний, а также права на их использование, между физическими лицами или организациями с целью их последующего внедрения и/или коммерциализации.
Включает в себя:
отчуждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (как правило, объекты промышленной собственности)
предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности в рамках лицензий
передачу технологической документации (как правило, в рамках лицензий на ноу-хау)
передачу технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин
информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т. п.
проведение различными фирмами и учеными совместных разработок и исследований
найм новых квалифицированных сотрудников, обладающих определенными знаниями
организацию совместного предприятия
Во многих компаниях, университетах и государственных организациях существуют центры трансфера технологий, предназначенные для выявления, правовой охраны и последующего трансфера результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в сторонние организации либо отделы внутри организации, которые заинтересованы в коммерциализации таких результатов.
Центры трансфера технологий – это структура, которая должна консолидировать научно-исследовательские ресурсы технологически развитого региона, обеспечить их тесные коммуникации с мировой научно-технической мыслью и превратить результаты научных исследований в продукт, выпускаемый конкретными предприятиями. Конечно, создавать центры трансфера технологий нужно не в любом регионе. В первую очередь, это должна быть агломерация с достаточно большим числом жителей, с центрами вузовской и академической науки, связанными с зарубежными центрами.
Трансферные центры должны создаваться не под конкретную отрасль и не для развития какой-то конкретной технологии, а под региональный технологический кластер, включающий вузы и научно-исследовательские центры. Такой подход обеспечит не только объединение усилий различных научных школ и многообразие подходов, но и междисциплинарное взаимодействие в прикладных разработках. Ведь междисциплинарные исследования – это именно та область, где сегодня зарабатываются основные деньги и где возможны прорывы в создании абсолютно новых продуктов, в построении новых типов межсистемного взаимодействия и т.д. И чем сильнее развито междисциплинарное взаимодействие, тем интереснее может получиться продукт. Центры трансфера технологий призваны работать в интересах предприятий, занимающихся высокими технологиями. Причем работа возможна как под конкретного заказчика, который четко понимает, что ему нужно (например, технология производства определенного класса светодиодов), так и с целью привлечения инвестора.
Коммерческое внедрение результатов исследования может различаться. Оно может включать лицензионные соглашения или создание совместных предприятий и партнерства для разделения рисков и выгод от привнесения технологий на рынок.
Также если организация владелец не заинтересована в разработке новой технологии, другая компания может предоставить поддержку в виде инвестиций в саму организацию или становясь их первым крупным клиентом.
Старт-ап (start-up), спин-офф/спин-аут (spin-off/spin-out), а также спин-ин (spin-in) компании – новые, как правило, малые инновационные/ наукоемкие/ высокотехнологичные предприятия, образованные на основе использования результатов научных исследований и разработок. Создание новых инновационных компаний – базовая форма коммерциализации результатов научных исследований в Европе.
Старт-ап компания - это любая вновь организованная компания, в том числе инновационная. Под спин-офф компанией часто подразумевают новую компанию, созданную научной организацией для доработки собственных результатов научных исследований до состояния промышленной применимости, либо для разработки новой технологии и/или выпуска инновационной продукции.
В результате выделения на базе части имущества реорганизуемого юридического лица создаётся новое юридическое лицо (или несколько новых юридических лиц) с правами и обязанностями в соответствии с разделительным балансом; при этом прекращения реорганизуемого юридического лица не происходит.
Выделение осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также, в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
· Технологический парк (технопарк, ТП) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.
ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение. Во всех развитых странах мира технопарки и научные парки являются основными элементами инновационной инфраструктуры, своего рода центрами трансфера технологий. В Украине на основании Закона Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» (1999 г.) до 2006 года было создано 14 технопарков. Этим законом предусматривались целевые субсидии государства технологическим паркам, их участникам и совместным предприятиям, которые выполняют проекты технологических парков. Предполагалось, что технопарки станут основой инновационной инфраструктуры и площадкой для трансфера технологий.
· Однако технопарки не выполнили свою главную функцию – поддержку малого и среднего инновационного бизнеса, поскольку были ориентированы, в основном, на крупные инновационные проекты, а после отмены в 2005 году целевых субсидий их работа практически свелась на нет.
· Инновационно-технологический центр (ИТЦ)
Инновационный центр - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления.
ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ - это "не обремененность" запасом технологий и отсюда безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.
· Инновационно-промышленный комплекс (ИПК) - тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.