Технологии принятия управленческого решения.

Технология планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия (организации) с минимальными затратами ресурса. Технология планирования включает:

- организацию планирования как совокупность мер и действий всех участников процесса планирования;

- координацию плановых работ между подразделениями и структурами предприятия (организации), а также во времени с целью обеспечения оптимальных сроков разработки системы планов и каждого плана в отдельности;

- последовательность и этапы проведения плановых расчетов с учетом их методического обеспечения, преемственности и взаимоувязки отдельных видов планов и их скоординированности, оптимальности использования ресурсной базы.

Технологии планирования.

Форсайт

Одной из наиболее эффективных технологий стратегического планирования на современном этапе признается технология форсайта – процесса систематического определения новых стратегических научных направлений и технологических достижений, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие страны.

Ещё 15 - 20 лет назад такое понятие, как "Форсайт" мало кто в мире знал и понимал. В последние годы в профессиональных и популярных изданиях всё чаще можно найти публикации на эту тему. В настоящее время Форсайт-технологии становятся всё более популярными и восстребованными, как в административных структурах, так и в бизнесе.

Так, что же такое ФОРСАЙТ?

Форсайт, от английского Foresight – «взгляд в будущее» - наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам Форсайт-проектов создаются дорожные карты, которые позволяют решить вопрос формирования будущего.

Впервые термин "foresight" употребил писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Выступая на ВВС он предложил ввести особую специальность - "профессор предвидения", который подобно историку, будет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям.

Позже этот термин широко использовался социологами, также, в основном, футурологического направления. В начале 1960-х годов американский «Проект RAND» разработал и опубликовал методологию прогнозирования Delphi (Дельфийский метод)[3]. С этого времени понятие «форсайт» вошло и в теорию менеджмента. Однако до недавнего времени термин «форсайт» использовался достаточно узко, в основном, в практике долгосрочного прогнозирования. Используя мультидисциплинарный подход, специалисты «стратегического форсайта» определяют основные «форсайт-перспективы»: «возможное, вероятное и желаемое будущее»[4]. И лишь с середины 1990-х годов появляются уверенные попытки связать понятия «форсайт» и «менеджмент». Хеймель и Прахалад в своей книге «Конкуренция за будущее» говорят, что «первым в бизнесе является не тот, кто сейчас занимает лидирующую позицию, а тот, кто придёт первым в будущее». Главное испытание — пройти через туман неопределённости и сформировать видение (foresight) того, где будут находится рынки завтрашнего дня[5].

В настоящее время существует множество определений Форсайта. Вариативность и многогранность Форсайт-технологий не позволяет дать краткое определение, что такое Форсайт.

В начале 2010-х годов Родион Колесников, консалтинговая компания Manhattan Skyline и группа исследователей факультета управления Российского Государственного Университета им. Герцена А. И. ввели в управленческую практику понятие «форсайт-менеджмент» («foresight management», «форсайт-менеджмент», от англ. foresight — дальновидность, предвидение)[12]. В дополнение к достаточно полным исследованиям «форсайта» как такового, описанным в литературе, Колесников и соавторы, вместе с новым термином «форсайт-менеджмент», предлагают конкретную методологию, использование которой даёт возможность компаниям и менеджерам, добиваться долгосрочного успеха[1]. Предложенные в исследованиях Родиона Колесникова элементы «матрицы форсайт-менеджмента» лежат в основе практики управления конкурентными преимуществами[13]. Эта практика является основой реализации стратегий конкуренции. В процессе выбора успешной стратегии (стратегического анализа) менеджмент компаний ищет ответы на два ключевых вопроса[14]:

1. Какими конкурентными преимуществами, которые компания может конвертировать в прибыль, обладает и будет обладать (в долгосрочной перспективе) компания?

2. Как влияет бизнес-среда (конкуренция) на возможности компании конвертировать преимущества в прибыль; и что может сделать менеджмент, чтобы либо уходить от конкуренции в долгосрочной перспективе, либо — изменять рынок, предлагая потребителям новые продукты или услуги?

Форсайт – это система методов экспертной оценки долгосрочных перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных наиболее позитивно воздействовать на экономику и общество.

Форсайт – это анализ явлений, предполагающих контроль и управление.

Форсайт – это выявление тактических и стратегических конкурентных преимуществ, построение планов и организация систематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для экономики и общества.

Форсайт – это комбинация «продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (установление связей между всеми заинтересованными сторонами), что способствует даже не столько предсказанию будущего, сколько достижению консенсуса в

обществе на базе планомерного диалога между политиками, специалистами, бизнесменами.

Форсайт – это сложное поэтапное и многоаспектное взаимодействие экспертных групп, представляющих различные сферы деятельности.

Итог его – выбор стратегических приоритетов развития государства, региона, отрасли или компании, основанных на инновациях и направленных на повышение конкурентоспособности. Приоритетов, достижение которых становится целью государства, экономических агентов и общества в целом. Именно такой – комплексный – характер является важным преимуществом Форсайта по сравнению с традиционными методами социально-экономического прогнозирования.

Хиндсайт

Есть и обратный форсайту инструмент − Хиндсайт (hindsight)6 , то есть это оценка провалившихся в прошлом проектов, анализ причин их провала – и это тоже дает позитивные результаты: если мы проанализировали причины провала каких либо программ, например, развития технопарков, то мы сможем постараться не повторить данных ошибок в будущем; иначе говоря, Хиндсайт – это взгляд назад, который с нашей точки зрения является важным элементом в построении инновационной системы в России.

Наши рекомендации