Система качества ремонта автомобилей
Нормативный уровень качества отремонтированных автомобилей может быть достигнут путем разработки на предприятии системы качества ремонта автомобилей (СКРА) и внедрения ее в производство.
Система качества ремонта автомобилей— это множество регламентированных стандартами предприятия действий работников, необходимых для достижения нормативного качества отремонтированных автомобилей и его непрерывного улучшения.
Указанные стандарты предприятия определяют цель СК РА, ее функциональную и организационную структуры, процессы и ресурсы, обеспечивающие руководство качеством ремонта автомобилей.
Цель системы состоит в достижении показателей качества отремонтированных автомобилей не ниже нормативных и превышающих соответствующие показатели ведущих предприятий отрасли. Задачи системы заключаются в создании условий для выпуска такой продукции.
Условия производства подразумевают обеспечение рабочих мест качественными материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, использование аттестованных исправных СТО, соответствие режимов обработки ремонтируемых изделий требованиям технологических процессов, привлечение к работе обученного и аттестованного персонала и контроль качества продукции.
Функциональная структура системы определяется множеством функций работников и их взаимодействием по обеспечению качества продукции. Эти функции подчинены цели системы и включают: планирование, руководство, управление и непрерывное улучшение качества продукции. Действие системы связано с потреблением ресурсов и оценивается критериями.
Планирование качества заключается в определении требований к продукции и разработке мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в виде значений показателей качества отремонтированных автомобилей.
Руководство качеством включает множество действий в составе административного управления предприятием по достижению цели системы. К работе по достижению этой цели привлекают всех работников предприятия, однако ответственность за общее руководство качеством несут руководители предприятия. В их число входят директор, главный инженер, заместитель директора и главный бухгалтер. Эффективность руководства оценивают снижением числа дефектов и стоимости продукции, совершенствованием технологических процессов и СТО.
Управление качеством — это виды и методы деятельности оперативного характера, обеспечивающие выполнение требований к качеству продукции. Эта деятельность предусматривает как управление технологическими процессами, так и выявление, и устранение причин неудовлетворительного качества. Управляемость системы определяется изменчивостью управляемых параметров под влиянием управляющего воздействия.
Управление технологическими процессами — это создание необходимых условий для протекания этих процессов в установленной последовательности и определенным образом, сбор информации о них, контроль и корректирование.
Улучшение качества — это постоянная деятельность работников предприятия, направленная на повышение качества продукции, совершенствование элементов производства и системы качества.
Организационная структура определяется отношениями и взаимодействием работников предприятия, их ответственностью и полномочиями.
В зависимости от места работников в структурной иерархии предприятия различают ответственность, полномочия и взаимодействие трех различных категорий работников: руководителей предприятия, руководителей цехов и участков, рабочих.
Меру ответственности за качество и полномочия каждого работника с описанием случаев, в которых работник должен взаимодействовать с другими лицами, устанавливают положения о подразделениях (цехах и отделах), должностные инструкции, процедурные документы и матрицы распределения ответственности и полномочий.
В зависимости от отношения к технологическим процессам ремонта автомобилей различают персонал, обеспечивающий качество (конструкторы, технологи, руководители цехового звена, рабочие) и его контролирующий (работники ОТК). Ответственными за качество или выполнение определенных процедур, функций и задач назначает тех работников, которые наиболее близко соприкасаются с данными работами в своей деятельности. Автомобили приобретают качество в процессе ремонта по мере выполнения технологических процессов, а не в результате их контроля. Поэтому основную ответственность за качество их ремонта возлагают на рабочих, мастеров, начальников цехов, заместителя директора по производству, а не на ОТК.
Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала четко и полностью определяют. Полномочия работника должны позволить ему принятие мер для выполнения задач в рамках возложенной на него ответственности.
Система стимулирования работников предприятия за качество продукции учитывает меру ответственности за выполнение работ и результаты этих работ.
Руководитель предприятия определяет и выделяет ресурсы в необходимом объеме для действия СК РА. Ресурсы включают: подготовленный персонал, СТО, средства измерений, нормативную документацию и справочную литературу, оргтехнику, средства связи и программы. Обеспечение необходимыми ресурсами находит отражение в планах опытно-конструкторских работ, постановки продукции на производство, повышения качества ремонта автомобилей и совершенствования системы качества.
Принципы разработки системы качества. Современная СК РА строится в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000. Основные принципы создания и действия СК РА заключаются в следующем.
Конкурентоспособность отремонтированных автомобилей, повышение производительности труда и улучшение экономических показателей предприятия за счет расширения рынков сбыта и повышения прибыльности от продажи продукции достигаются путем непрерывного и планомерного совершенствования технологических процессов и организации производства. Такому совершенствованию способствует современная концепция качества, которая включает:
· наличие политики в области качества;
· замену многих поставщиков (по каждому виду закупаемых
материалов, полуфабрикатов и изделий) на долгосрочные связи с одним поставщиком;
· непрерывное эволюционное улучшение качества за счет совершенствования системы качества, материальной базы и организационной структуры предприятия, исключения количественных показателей, плакатов и лозунгов;
· устранение внутренних и внешних барьеров, препятствующих непрерывному улучшению качества;
· исключение сплошного контроля качества продукции и
внедрение его выборочных методов;
· введение новых методов руководства предприятием и ,его
подразделениями и оценки личных качеств работников, устранение страха перед работой и руководителями, чтобы каждый сотрудник мог приносить наибольшую пользу предприятию, развитие у работников чувства профессиональной гордости за предприятие и результаты его работы;
· систематическую подготовку и переподготовку всего персонала предприятия.
Политику в области качества высказывает руководитель предприятия, который распределяет ответственность за функционирование элементов системы качества между всеми работниками завода. Каждый работник выполняет свои строго определенные функции, за что несет ответственность.
Политика в области качества — это описание цели, задач и основных принципов СК РА.
Средства достижения цели следующие: освоение ремонта автомобилей новых видов с их модернизацией; внедрение новых технологических процессов, обеспечивающих заданный уровень качества с наименьшим расходом производственных ресурсов; обеспечение производства необходимыми СТО с последующим их обновлением; подготовка кадров высокой квалификации с новым отношением к вопросам качества; функционирование системы качества.
Политика качества реализуется в целевых организационно-технических программах обеспечения и повышения качества продукции, действующих в течение одного года или большего числа лет.
При разработке СК РА считают, что основные требования к качеству продукции выдвигает заказчик. На предприятии организуют маркетинговые исследования спроса и требований потребителя. Результаты исследований включаются в технические требования к продукции. Действует принцип: не продавать произведенное, а производить то, что продается СК РА действует во взаимодействии с другими системами подготовки и обеспечения производства — конструкторской, технологической, организационной и снабженческо-сбытовой, которые влияют на качество продукции. Это означает, что СК РА является неотъемлемой частью системы управления заводом и функционирует как ее составляющая часть.
Действие СК РА распространяется на те стадии жизненного цикла продукции, с которыми соприкасается предприятие: от изучения спроса на рынке до утилизации ее в конце срока службы.
Чтобы реализовать принцип непрерывного улучшения качества, определяют его содержание, мотивируют это улучшение, стимулируют саму мотивацию и обучают персонал в области управления качеством.
Внедрение СК РА исключает обезличенность ремонтируемых автомобилей, в том числе их частей. Система направлена на предупреждение проблем, а не на их преодоление после возникновения.
СК РА предусматривает аттестацию как работников, так и самого предприятия.
СК РА оформляют в виде документов, в которых приведены элементы системы, их функции и все требования к ним. Форму документов системы устанавливает каждое предприятие самостоятельно. Документы доступны для пользователей, а их требования — конкретны и однозначны. Отдельные документы находятся у тех работников, для которых они созданы.
Все элементы СК РА являются предметом регулярного внутреннего и внешнего аудита. Это необходимо для надежного функционирования системы качества и уверенности руководства предприятием в том, что намеченная цель достигается. Аудиторская работа проводится по графику специально подготовленным персоналом.
Директор назначает уполномоченного по качеству, который подчиняется непосредственно директору и руководит разработкой, внедрением и совершенствованием СК РА. Уполномоченный по качеству создает на заводе службу качества, организует его анализ, утверждает мероприятия по устранению несоответствий, выявленных при этом анализе внутренними и внешними аудиторами по качеству, и оценивает общий эффект в области качества.
СК РА подвергается также регулярному анализу и оценке со стороны руководства предприятия. Основными источниками информации о действии системы служат регулярные отчеты подразделений завода и отчеты об аудитах. Уполномоченный по качеству обобщает эти отчеты и составляет доклад руководителю предприятия не реже двух раз в год. Этот доклад содержит ответы на вопросы: соблюдаются ли основные положения политики качества? удовлетворены ли потребители качеством продукции? достигается ли цель предприятия в области качества? какова репутация предприятия на рынке? эффективна ли действующая система выявления и устранения причин имеющихся или потенциальных несоответствий? К докладу прилагаются предложения по совершенствованию системы качества.
Наблюдение за продукцией и меры по улучшению ее качества.
Наблюдение за продукцией — «сбор информации об ее состоянии в течение последующих стадий жизненного цикла вне авторемонтного предприятия.
Маркирование продукции — процедура нанесения пометок или этикеток на ремонтируемые изделия для целей их учета.
Маркируют автомобили, агрегаты и некоторые детали. Маркируют те детали, которые влияют на безопасность и надежность отремонтированных агрегатов. Факт маркирования изделий отражают в технических требованиях конструкторской документации к изделиям. В технологической документации отражают способ маркирования: шифр и вид пометок, формы маршрутного листа на деталь и технологического паспорта на агрегат или автомобиль.
Маркированная продукция определенным образом учитывается. Ответственность за оформление документов по маркированию автомобилей и их частей возлагается на мастеров участков. Эти документы хранятся в архиве ОТК в течение гарантийного срока службы изделий. Отдел сбыта ведет учет места использования продукции.
Прослеживаемость продукции — это определение места и времени выполнения ремонтных работ, в результате которых продукция выпущена с браком, а также установление личности работников, выполнивших и оценивших указанные работы.
Мероприятия маркирования и прослеживаемости продукции устанавливают использование или нахождение изделия с дефектами. Прослеживаемость должна обеспечить ретроспективу поступления ремонтного фонда, материалов, полуфабрикатов и запасных частей, выполнения технологических операций ремонта, а также определение места нахождения, условий и наработки изделий.
Реальные дефекты определяют и устраняют с целью исключения их повторения с помощью корректирующих мероприятий, а действия, направленные на исключение возможных дефектов, являются предупреждающими (рис. 28.1).
Устранение причин дефектов связано с изменением технических требований к продукции, материалам, технологическим процессам, хранению и транспортированию этой продукции.
Корректирующие и предупреждающие мероприятия разрабатывают на основании испытаний всех видов, выявления дефектов в гарантийный срок эксплуатации, актов проверки технологической дисциплины, результатов аудиторских проверок, предложений по улучшению технологических процессов, протоколов «Дня качества», актов списания бракованной продукции, случаев выпуска продукции по особым санкциям.
Экономисты оценивают эффективность намеченных мер с использованием сведений технического и экономического характера. При положительной эффективности найденного технического решения оно вносится в действующую документацию в виде изменения. При отсутствии этой эффективности необходим поиск нового решения.
Аттестация предприятия и организация контроля качества.
Аттестация предприятия представляет собой комплекс мероприятий по определению его возможности ремонтировать автомобили в соответствии с требованиями нормативной документации. Аттестация бывает плановой и инспекционной.
Производство аттестуют при заводской или государственной сертификации. Аттестуют отдельные рабочие места (операции), по результатам чего принимают решение о состоянии производственных участков, затем — цехов и, наконец, — всего предприятия.
При аттестации производства проверяют конструкторскую и технологическую документации, знания и умения рабочих, оценивают производственный порядок на рабочих местах, состояние оборудования, оснастки (в том числе инструмента) и средств измерений.
При проверке конструкторской документации устанавливают достаточность требований к качеству продукции. Далее устанавливают, все ли требования конструкторской документации учтены технологической документацией и обеспечиваются ею.
Квалификационный разряд рабочего должен быть не ниже разряда выполняемой работы. Проверяют знания в объеме квалификационных требований, а также знания устройства ремонтируемого изделия, технологии его ремонта, возможных причин дефектов и мер по их предупреждению. Рабочий должен показать умение измерять величины, приведенные в технологической документации.
При контроле оборудования проверяют наличие графика планово-предупредительных ремонтов и полноту их проведения. Выборочно проверяют технологическую точность станков по разработанным методикам и с применением имеющейся оснастки. Рабочие вспомогательного производства должны демонстрировать умения, касающиеся проверки оборудования на технологическую точность и его ремонта. Проверяющие обращают внимание на смазку станков и заправку их СОЖ.
При проверке технологической оснастки контролируют выполнение графика ее контроля на технологическую точность, наличие методик и необходимых СТО для этой проверки. Выборочно проверяют некоторые экземпляры оснастки.
Средства измерений должны пройти поверку по графику. На рабочих местах не должно быть средств измерений, не указанных в технологической документации или с истекшими сроками поверки
И, наконец, случайным образом отбирают экземпляр агрегата или автомобиля, принятый ОТК и находящийся на складе готовой продукции. У изделия измеряют значения контролируемых параметров и сопоставляют их с нормативными значениями. В этом случае возможна частичная разборка изделия.
Аттестация предприятия предполагает испытания продукции.
На заводе создают отдел технического контроля во главе с начальником, который подчиняется директору завода. Структурная схема ОТК приведена на рис. 28.2.
Объекты технического контроля: ремонтируемые и восстанавливаемые изделия; оборудование, приспособления и инструменты; средства измерений, испытаний и контроля; нормативная, ремонтная и технологическая документация; материалы, полуфабрикаты и запасные части.
ОТК проводит работу во взаимодействии с цехами основного производства, отделами заводоуправления, ОМТС, ПДО и ОГТ, юридическим бюро и бухгалтерией.
Основные задачи ОТК: предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям нормативной, ремонтной и технологической документации, условиям поставки и договоров; укрепление трудовой и технологической дисциплины; повышение ответственности работников за качество продукции; изучение причин брака и реализация мероприятий по его предупреждению; ведение учета.
Система технического контроля требует непрерывного анализа ее эффективности и внедрения прогрессивных средств и процессов для повышения производительности труда и достоверности контроля.
Силами ОТК организуют входной контроль изделий и материалов с целью предотвращения запуска в производство продукции, не соответствующей требованиям договоров на поставку.
Текущая работа контрольного аппарата заключается в проведении операционного контроля продукции согласно технологическим процессам контроля.
Важная функция ОТК заключается в изучении причин недостаточного качества продукции и выработке мер по его повышению. Повышение качества ремонта автомобилей приводит к уменьшению числа дефектов, выявленных во время сдаточно-приемочных испытаний и в течение гарантийного срока ее эксплуатации.
Начальник ОТК имеет право остановить приемку продукции, которая выходит с повторяющимися дефектами, выполнена из материалов, не соответствующих установленным требованиям, на неисправном оборудовании и по документации, которая не учитывает требования нормативной документации.