Преимущества прямого и косвенного замеров
— точность;
— не нужна разборка агрегата, системы;
— наглядность;
— достоверность;
— меньшая трудоемкость;
— достаточно простой инструмент;
— оперативность;
— возможность контроля неразбираемых элементов;
— простые технологии;
— контроль сложных систем (впрыск, компьютерные системы).
Недостатки методов
— необходимость частичной или полной разборки;
— сложность диагностического оборудования;
— нарушение приработки;
— большая стоимость оборудования и самого контроля;
— большая трудоемкость;
— невозможность комплексного контроля сложных систем;
— необходимость периодического метрологического контроля оборудования;
— высокие требования к персоналу.
Методы диагностирования автомобилейхарактеризуются физическойсущностью диагностических параметров. Они делятся на две группы – измерения параметров эксплуатационных свойств автомобиля (динамичности, топливной экономичности, безопасности движения, влияния на окружающую среду) и измерения параметров процессов, сопровождающих функционирование автомобиля, его агрегатов и механизмов (нагревы, вибрации, шумы и др.). Кроме того, существует группа методов диагностирования, обеспечивающих измерение геометрических величин, непосредственно характеризующих техническое состояние механизмов автомобилей.
Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вторая и третья дают возможность выявить конкретные причины неисправностей. Поэтому при диагностировании, исходя из принципа «от целого к частному», сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем для конкретизации технического состояния автомобиля применяют методы второй и третьей группы, осуществляя его локальное диагностирование.
При выполнении ТО по состоянию предусматривает 100%ю диагностику по регламенту, но ограниченное количество исполнительных операций. В зависимости от состояния систем это приводит к усложнению организации ТО, т.к. некоторые системы по настройке перебрасываются на следующие сроки ТО.
Для этого случая
ng – число диагностических операций
nи - число исполнительных операций
Ки = - коэффициент повторяемости исполнительных операций
(используется при расчете себестоимости работ)
Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помощи встроенных на автомобиле диагностических средств, в процессе его эксплуатации.
Диагностирование включается в производственный процесс СТО по рекомендуемой схеме, показанной на рис. 1. Здесь же показаны возможные маршруты перемещения автомобилей из одной технологической зоны в другую.
На СТО малой мощности (до 15 рабочих постов) допускается совмещение нескольких диагностических участков.
Точность и достоверность диагностических параметров выбирается в соответствии с рекомендациями "Методики определения оптимальной точности и оценки достоверности диагностирования автомобилей" (НАМИ, М., 1983). В Приложении 3 даны допускаемые погрешности измерения некоторых параметров технического состояния карбюраторных двигателей и ходовой части автомобилей с помощью применяемых в настоящее время на СТО средств технического диагностирования.
Рис. 1. Схема организации диагностирования автомобилей на СТО
───────── основные маршруты
─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ возможные маршруты
Нормативные (предельные и допускаемые) значения диагностических параметров определяются по "Методике определения предельных и допускаемых значений диагностических параметров агрегатов машин" (Горьковский филиал ВНИИНМАШ, 1980). В табл. *** приведены предельные значения основных диагностических параметров отечественных легковых автомобилей.
Перечень технологических операций по диагностированию систем:
1. Проверка увода управляемых колес
2. Проверка и регулировка углов установки колес
3. Проверка тормозной системы
4. Балансировка колес
5. Проверка двигателя
6. Проверка тягово-экономических показателей автомобиля
7. Проверка установки фар и силы света
8. Проверка амортизаторов
9. Проверка рулевого управления
10. Определение объемной доли окиси углерода в отработавших газах
На рис. 4.12 представлены организационные виды диагностирования автомобилей, которые зависят от зависимости диагностических параметров.
Из схемы следует, что есть параметры, которые при несоответствии нормативам требуют только ремонта (например диагностика тормозных механизмов требует замены колодок или проточки дисков и барабанов). Другие параметры требуют настройки – например сход-развал.
Есть параметры требующие последовательного совмещения нескольких диагностик для получения конечного результата – например диагностика тормозов требует диагностики давления в шинах, диагностики качества протекторов всех шин и т.д. Тоже самое касается диагностики систем ДВС. Таким образом, разные виды организации диагностики имеют разные операционные цепочки в технологии.
Рис. 4.11 – Схема алгоритма диагностирования агрегата автомобиля где R и П – диагностирование по параметру П1, П2, …, П7 на режиме R1, R2,…, R7; ТО – техническое обслуживание; Р- ремонт.
Последовательность выполнения диагностических операций выбирается из условий технологичности и оптимальности. Например, проверка тягово-экономических показателей на мощностном стенде должна предшествовать проверке тормозной системы и балансировке колес. Перед проверкой тягово-экономических показателей на автомобилях с регулируемым углом схождения ведущих колес также необходимо проверить правильность его установки. Проведение регулировки угла замкнутого состояния контактов прерывателя и угла опережения зажигания целесообразно совместить с проверкой тягово-экономических показателей автомобиля.
Обслуживание, диагностирование и ремонт автомобилей клиентов сервиса ведется с применением новейшей компьютерной экспресс диагностики электронных систем управления автомобиля (ходовой части, электрооборудования, систем управления, кузова, узлов и агрегатов, систем кондиционирования воздуха и др.) а также диагностики неисправностей и регулировки отдельных узлов полный и частичный ремонт автомобиля, включая если необходимо установку и заправку кондиционеров для автомобилей.
Средства технического диагностирования подвергаются обязательной периодической государственной или ведомственной проверке.
Результаты заявочного диагностирования и рекомендации по необходимым техническим воздействиям на автомобиль целесообразно заносить в контрольно-диагностическую карту - КДК. Оформление ее должно обеспечивать наглядность и удобство при работе с ней. КДК должна содержать такую номенклатуру диагностических параметров, которая обеспечит оценку технического состояния автомобиля, его систем и агрегатов, а также рекомендации по устранению выявленных неисправностей. КДК выдается владельцу автомобиля.
Срок гарантии на выполненные диагностические работы должен соответствовать гарантийному сроку по ТО и подготовке к государственному периодическому осмотру, т.е. 10 дней (Положение, п. 4.2).
Технологическая карта дает окончательную детализацию процедуры диагностирования в виде, пригодном для производства. Она включает: порядковые номера операций и переходов, трудоемкость операций, применяемое оборудование и материалы, исполнителей, коэффициенты повторяемости.