Средства и методы обучения игровой деятельности
К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:
- упражнения сопряженного характера, совмещающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности;
- комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности;
- специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;
Баскетбол
- подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании игровых действий в различных сочетаниях и с различной последовательностью их воспроизведения;
- учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;
- контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально» и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.
Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.
С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться с усложнением или облегчением условий состязаний в сравнении с официальными правилами игры в баскетбол. Наиболее распространенными методическими приемами изменения правил в учебных играх являются:
- уменьшение или увеличение площади взаимодействия игроков при выполнении игровых действий;
- уменьшение или увеличение количественного состава противоборствующих команд;
- введение в ходе соперничества дополнительной специфической информации: игра двумя мячами; условно-зрительные или звуковые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (например, по сигналу — поднятая рука педагога — соперники меняются корзинами и т.п.);
- наложение ограничений на выполнение отдельных игровых действий: строгий лимит передач или попыток использования дриблинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (например, игра без ведения мяча); предварительное программирование количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содержания или способа завершения (например, атаку завершать только броском мяча в прыжке и т.п.);
- введение временных ограничений на отдельные фазы игровых действий или изменение продолжительности противоборства:
сокращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьшение или увеличение времени на атаку; варьирование продолжительности отдельных периодов игры или всей игры;
- усложнение процессов восприятия игровых ситуаций: игра двух команд в одинаковой форме; при недостаточном освещении; при недоброжелательных шумовых воздействиях;
- изменение условий игровой деятельности: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец, применение над кольцами приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение игроками утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.п.;
- игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или командных фолах, игра в численном меньшинстве и т.п.
Выбор средств и методов обучения игровой деятельности необходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недопустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около половины учебного времени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного освоения школы техники и тактики может только навредить дальнейшему росту игрового мастерства.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте специфические особенности игровой соревновательной деятельности баскетболистов.
2. Дайте определение интегральной подготовки на уроках по баскетболу. Какие задачи она призвана решать?
3. Что представляет собой интегральная подготовка по структуре и содержанию?
4. Назовите и охарактеризуйте основные средства обучения игровой деятельности.
5. Дайте характеристику методам обучения игровой деятельности.
Глава 8