Тема 12. Отделка поверхностей с использованием трафаретов
Чередование и сочетание одних и тех же элементов в несложном рисунке или узоре орнамента позволяет их выполнять методом трафаретного рисунка.
Трафаретный рисунок — простейшая техника размножения несложных рисунков или орнаментов.
Трафарет – шаблон, сделанный из бумаги, целлулоида или листового металла (цинк, алюминий) с прорезями, точно соответствующими цветовым пятнам оригинала.
Для одного и того же узора делают несколько шаблонов в зависимости от числа цветовых оттенков.
Если поверхность окрашена неводными составами, то рисунок наносят также неводными составами. На поверхность, окрашенную водными составами, рисунок набивают водными составами.
Технология отделки
Рисунок по трафарету наносят на поверхность трафаретными кистями с коротким волосом или кистями-ручниками, обвязывая часть волоса шпагатом.
Для нанесения рисунка применяют более густые окрасочные составы, чем для окраски. Обычно густоту состава проверяют по стеканию его с кисти: он должен легко набираться кистью, но в то же самое время не стекать с нее даже при легком встряхивании. Вязкость состава должна быть 70—80 с по ВЗ-4.
При работе трафарет плотно прижимают к поверхности, на которой иногда отбивают опыленным шнуром одну или две параллельные линии. Расстояние между линиями должно быть равно ширине трафарета. Для удобства перестановки на трафарете делают метки. После набивки рисунка трафарет снимают и протирают, а рисунок иногда подправляют кистью: заполняют места перемычек, накладывают тени и блики.
В малярных работах используют различные виды однокрасочных и многокрасочных трафаретов.
Ø Простые прямые и обратные трафаретыслужат для набивки рисунка бордюров и фризов в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что при их применении узор окрашен в цвет основного фона, а по трафарету наносят краску для фона, окружающего рисунок.
Ø Многокрасочные трафареты используют для набивки рисунка в несколько красок. Для каждого цвета изготовляют отдельный трафарет. При работе с многокрасочными трафаретами придерживаются определенной последовательности их наложения, чтобы получить заданный рисунок. Поэтому трафареты размечают буквами или цифрами в порядке последовательности их использования. Кроме того, все трафареты имеют отметки в виде треугольников, по которым при наложении обеспечивают точное совмещение трафаретов.
Сплошные трафареты служат для отделки отдельных зеркал при сплошном заполнении их рисунком.
Трафареты для припороха применяют при декоративной росписи поверхностей стен и потолков. Для выполнения припороха по контурам рисунка на шаблоне делают проколы крупной иглой. При переносе рисунка шаблон устанавливают на отделываемую поверхность и по отверстиям припорашивают тампоном, в котором находится порошок угля или пигмента.
Декоративную роспись методом аэрографии осуществляют с использованием компрессорных установок, аэрографических краскораспылителей и различных трафаретов.
Аэрографическим методом отделывают помещения значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем кистью. По тонкости выполнения, рельефности получаемых изображений аэрография приближается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи позволяет внести большое разнообразие в отделку помещений.
Аэрографической росписью получают декоративный рисунок с плоскостным и объемным изображением.
ü Декоративный рисунок с плоскостным изображением наносят с помощью прямого или одновременно прямого и обратного трафаретов, совместное применение которых создает впечатление глубины рисунка. За основу таких рисунков берут, например, изображение листьев или ветки с листьями.
Чтобы заполнение поля при работе краскораспылителем было равномерным не только по количеству элементов рисунка, но также по цвету насыщенности, головку краскораспылителя держат на одном и том же расстоянии от поверхности, передвигая его с одинаковой скоростью.
Существует другая разновидность этого вида отделки. Законченный рисунок этой отделки по внешнему виду напоминает набивную ткань «шотландку». Рисунок наносят в несколько цветов. Сначала с помощью обратных трафаретов накладывают по диагонали друг к другу красочные полоски различной интенсивности и расцветки, образуя небольшие ромбы. Затем с помощью прямых трафаретов пространство внутри клеток заполняют рисунком. Общий фон такой отделки должен быть темнее, для чего применяют кодеры коричневого цвета, темно-терракотового или темно-синего. Для рисунка подбирают колеры того же цвета, но большей или меньшей светлоты.
ü Объемное изображение требует точного соблюдения правил наложения прямых теней и бликов. В крупных рисунках объемную растушевку выполняют по отдельным трафаретам, в мелких рисунках ее делают краскораспылителем без трафарета.
При изготовлении трафаретов рисунок разбивают на отдельные части по числу оттенков (сильные, слабые и средние тени, блики), для каждого оттенка готовят отдельный трафарет. Некоторые отдельные теневые переходы смягчают от руки без трафарета.
При однотипных росписях, не имеющих заметных переходов от контрастных пятен к легким растушевкам, головку краскораспылителя держат на расстоянии 12—15 см от поверхности, причем это расстояние и угол наклона краскораспылителя сохраняют в течение всего процесса нанесения рисунка. Для получения мягких и незаметных цветовых переходов периодически меняют расстояние головки краскораспылителя от поверхности, а также угол ее наклона. Иногда краскораспылитель удаляют от поверхности на 1 м.
При аэрографической росписи потолков трафареты поддерживают деревянными рамками с сеткой из натянутых капроновых нитей
Трафарет укладывают поверх сетки и рамку прижимают к поверхности потолка. На рамках закреплены длинные деревянные ручки. Роспись на потолках выполняют два человека, пользуясь при этом краскораспылителем.
Тема 13. Разделка под простой рисунок различных пород
Дерева, камня и мрамора
Каждая порода дерева имеет свой рисунок древесины (текстуру). Одновременно рисунок древесины одной и той же породы имеет свои особенности в зависимости от места размера (распила), изгиба ствола, наличия сучков и их характера и т.п. (см. рис 1)
При выполнении разделок под рисунок различных пород дерева большую помощь оказывают наборы фанеры различных пород древесины с хорошо выявленным рисунком.
Подготовку и обработку поверхностей под разделку производят так же, как под малярную окраску, только грунт подбирают в зависимости от породы древесины, под которую будет производится разделка. Цвет грунта должен быть немного светлее самых светлых мест образца древесины. Связующим для грунта служит смесь олифы со скипидаром или лаковым керосином с добавлением сиккатива.
Цвет накрывочного или лессировочного слоя должен быть темнее грунта, но в основном он должен содержать те же пигменты, что и грунт. Связующим для лессировочного слоя могут быть олифа со скипидаром, а также пиво, квас, сахарная вода, снятое молоко и т.п. наиболее тонкие и художественные разделки делают на водных связующих.
Пигменты, применяемые для разделки, должны быть очень тонкого помола, поэтому при масляных разделках применяют декоративно-художественные краски, а при водных – пигменты, тщательно перетертые со связующим на краскотерке.
Инструменты для разделки очень разнообразны (рис 2); выбор их зависит в значительной степени от навыков мастера.
Разделка под дуб
1.Приготовление грунта по рецептам
Состав для грунта под светлый дуб Белила цинковые густотертые Охра золотистая Разбавитель (смесь олифы со скипидаром или лаковым керосином) | 1000г 150 » до рабочей вязкости |
Состав для грунта под темный дуб Белила цинкованные густотертые Умбра натуральная Разбавитель | 1000г 150 « до рабочей вязкости |
Состав для грунта под мореный дуб Умбра натуральная густотертая Умбра жженная Слоновая кость Разбавитель | 1000г 150 « 1 – 5 » до рабочей вязкости |
2.После просыхания грунтовочного слоя наносят верхний – разделочный – слой, по которому и выполняют текстурный рисунок.
Для разделочного слоя применяют, как правило, более темные цвета, чем для грунта. Исключением является разделка под моренный дуб, в который разделочный слой светлее грунта.
Состав для разделочного слоя под светлый дуб Охра золотистая Умбра натуральная Разбавитель | 1000г 300г до рабочей вязкости |
Состав для разделочного слоя под темный дуб Сиена натуральная Умбра жженная Разбавитель | 300г 100 « до рабочей вязкости |
Состав для разделочного слоя под моренный дуб Сиена натуральная Умбра жженная Разбавитель | 1000г 100 « до рабочей вязкости |
3.Накрывочный слой наносят ручником, тщательно распределяют его на поверхности и затем «расхлестывают» специальной кистью-рахлесткой. Расхлесткой не красят, а ударами плашмя распределяют наложенный слой по поверхности.
4.Для разделки применяют главным образом гребешки, сделанные из резиновых пластинок толщиной 3–5 мм, по краям которых вырезаны зубья различной величины. Гребешками рассекают слои свеженанесенной накрывки.
Рассечку начинают с наиболее широких, ярко выраженных слоев сердцевины, проводя краем резины по средней части поверхности (рис. 3,а). Этим приемом создают рисунок древесины около ее сердцевины или сучка.
Затем менее крупным гребешком рассекают слои по себе стороны древесины, направляя гребешок к слоям средней части (рис 3,б). После этого гребешком с мелкими зубьями обрабатывают поверхность по обе стороны нанесенного рисунка, заполняя поверхность мелкими слоями.
5.Заполнив рисунком всю поверхность, приступают к растушевке сердцевинных слоев филенчатой кистью.
Для этого слои древесины расширяют к периферии, придавая им зубчатый вид выходящего наружу годичного слоя (рис. 3,в).
Затем, проводя стальным гребнем вдоль слоев, рассекают их, придавая разделанной поверхности пористый вид натуральной древесины (рис. 3,г).
6.После высушивания раздельного накрывочного слоя поверхность покрывают очень тонким лессированным слоем, цвет которого должен быть чуть темнее накрывочного слоя.
Сырой лессировочной слой осторожно протирают в отдельных местах мягкой ветошью, чтобы она стали несколько светлее, затем флейцем слегка растушевывают поверхность (рис. 3,д).
7.Просохший лессировачный слой покрывают светлым масляным лаком.
Для получения поверхности повышенного качества лаком покрывают два раза, шлифуя мокрым способом порошком пемзы первый слой лака.
При разделки под дуб очень часто поверхности придают пористый вид, покрывая ее стальными зубчатыми роликами.
Разделка под орех
Разделку под орех выполняют по грунту несколько более темному, чем при разделке под дуб.
Высохший грунт протирают пивом или квасом, после чего накладывают слой, затертой на квасе или пиве.
Лессировочный слой сразу же после нанесения расхлестывают внизу вверх расхлесткой.
По водному, хорошо просохшему слою наносят масляный накрывочный слой. Этот слой должен быть также лессировочным.
По сырому масляному накрывочному слою производят разделку, вначале наводя рисунок пальчиковой шеперкой 3 – 5 зубцами. Для этого на палитру или кусочек стекла помещают тонкотертые масляные краски (охру, умбру натуральную и жженую, жженую сиену и немного сажи), берут попеременно то одну, то другую краску и, частично смешивая их, выполняют рисунок древесины ореха.
Крупные слои рисунка дополнительно обрабатывают стальным гребешком, обернутым ветошью. Более мелкие слои обрабатывают зубцами гребешка (выломав их через один), также обернутого ветошью. Боковые части поверхности разделывают ветошью, смятой в комок, после чего проходят по ним сухой шеперкой и сейчас же осторожно разравнивают флейцем.
Высохшую разделку покрывают тонким слоем лессировки из натуральной и жженой умбры, растертых на квасе или пиве. Цвет лессировки должен быть чуть темнее цвета разделки. Для получения лучшего вида разделки боковые части поверхности по свежей водной лессировке обрабатывают коротко подстриженной шеперкой, нажимая на нее пальцами и делая небольшие сдвиги вправо и влево, чем создают поперечные волнистые линии, присущие этой породе дерева.
Высохшую поверхность покрывают лаком два раза, шлифуя нижний слой мокрым способом.
Разделка под красное дерево
Этот вид разделки выполняют по грунту золотистого цвета с красным оттенком.
По просохшему грунту наносят тонкий накрывочный слой лессированной масляной краски.
Накрывочный лессировочный слой наносят кистью. По сырому слою наводят шеперкой рисунок древесины.
После этого гребешком, обернутым мягкой ветошью, обрабатывают нанесенные слои, придавая им округлую извилистую форму. Боковые стороны поверхности разделяют пальчиковой шеперкой (малой в 3- 4 пальца или большой до 10 пальцев), образуя широкие изогнутые жилы. В некоторых местах лессировочный слой снимают до грунта ветошью, создавая большую игру цветковых оттенков .
Законченную поверхность слегка разглаживают сухим флейцем.
По высохшему разделенному слою наносят водный лессировочный слой из жженой умбры и краплака, растертых на пиве, квасе или сахарной воде. По сырой лессировке вдоль слоев проходят шеперкой, неравномерно нажимая на нее, чтобы создать дополнительный волнистый рисунок. В средней части рисунка увлажненной шеперкой иногда снимают часть лессировочного слоя, седлая эти места более светлыми (рис.). разделанную поверхность покрывают лаком за два раза с мокрым шлифованием нижнего слоя.
Комбинированные разделки.Используя описанные выше приемы, на одной и той же поверхности можно разделать отдельные плоскости под различные виды ценных пород дерева.