Максимальное количество баллов - 11 баллов

Отметка «2» - менее 5 баллов

Отметка «3» - 6-7

Отметка «4» - 8-9 баллов

Отметка «5» - 10-11 баллов

Тема 2.15 Механизмы двигателя

Лабораторная работа № 20

Тема: Замена колец на разобранном двигателе

Цель работы: Изучить технологию замены колец на разобранном двигателе.

Оборудование: Двигатель ВАЗ 21083, верхние компрессионные кольца, нижние компрессионные кольца, маслосъемные кольца, микрометр, набор щупов, набор инструмента.

Время выполнения задания:120 минут

Место проведения:Лаборатория ТО и ремонта автомобилей

Задание:

1) Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале;

2) Изучить технологию замены колец на разобранном двигателе;

3) Выполнить замену колец на разобранном двигателе согласно инструкционно-технологической карте (Приложение №1);

4) Составить отчёт о проделанной работе (Приложение №2).

Теоретические сведения

Замена поршневых колец проводится в том случае, если наблюдается большая затрачиваемость масла или топлива.

Как провести замену колец

Внимание: Замена поршневых колец проводится после установки новых вкладышей коленвала. Извлечь поршни с шатунами.

На нижних головках и крышках шатунов видим вкладыши сталеалюминиевого типа. Они вдеты таким образом, чтобы не проворачиваться. От этого их удерживают замки, которые входят в прорези постелей.

При установке новых колец метка верх должна быть направлена к дну поршня. Метка – это часто название фирмы или просто модели автомобиля, наносится на кольцо производителем.
Бывает и так, что вместо надписи используется кромка или фаска. В данном случае нужно установить кольцо этой фаской вниз.

Максимальное количество баллов - 11 баллов - student2.ru

Отрегулировать зазор между цилиндром и поршнем.

  • У совершенно новых деталей зазор должен составлять значение, равное 0.05-0.07 мм. Если какая-либо из деталей изношена, то зазор может быть не более 0.15 м.
  • Кроме этого, замена поршня должна быть проведена так, чтобы палец входил в отверстие усилием лишь большого пальца руки. Также, он не должен выпадать из поршня, если тот находится в вертикальном положении.

Зазоры поршневых колец:

Для верхнего кольца зазор должен быть не более 0.045 и не менее 0,077 мм. Что касается нижнего компрессионного кольца, то размер зазора равен 0.025-0,057 мм.
Маслосъемное кольцо должно иметь следующие размеры: 0.020-0.052 миллиметров. Касательно предельно допустимого размера, то он должен не превышать 0.15 мм.

Данная операция заключается в том, чтобы правильно расположить кольца под углом друг к другу.

Максимальное количество баллов - 11 баллов - student2.ru

  • верхнее компрессионное кольцо ориентируется под углом 45 градусов (угол должен быть направлен к оси поршневого пальца);
  • нижнее компрессионное кольцо следует развернуть относительно верхнего в полную противоположную сторону;
  • замок маслосъемного кольца регулируется на отметку 90 градусов относительно других колец (что касается стыка расширителя, то он должен находиться со стороны замка самого кольца);
  • верхнюю головку шатуна и разогреваем до 240 градусов (для этого зажимаем его в тисках и обрабатываем специальным инструментом);
  • палец предварительно охладить в ледяной воде;
  • поршень одевается на шатун;
  • при помощи оправки палец запрессовывается в отверстие;

Максимальное количество баллов - 11 баллов - student2.ru

Прессование пальца на шатун

Цифры и буквы на шатуне и крышке должны располагаться на одной стороне. Специальная метка «П», которая находится на поршне, направлена должна быть к передней части блока цилиндров.

Порядок выполнения работы:

  1. Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
  2. Заменить компрессионные и маслосъемное кольца;
  3. Заполнить отчёт о проделанной работе.

 
 
Приложение № 1

  ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Замена колец на разобранном двигателе»  
№ п/п Содержание операции Инструмент, материалы
1. Шатун зажать в тиски Руками
2. После разжатия, снять старые кольца (верхнее и нижнее компрессионное) Съемник компрессионных колец
3. Извлечь маслосъемное старое кольцо Руками
4. Установить новые кольца Руками
5. Проверить зазор Набор щупов, микрометр
6. Установить кольца в канавки поршня Руками
7. Провести процесс ориентировки Руками

 
 
Приложение № 2

Приложение № 2
Отчёт по лабораторной работе:

Зазор между кольцами и канавками поршня Допустимый, мм Измеренный, мм Заключение
Верхнее компрессионное кольцо 0,04 – 0,075      
Нижнее компрессионное кольцо 0,03 – 0,065      
Маслосъемное кольцо 0,02-0,055    



Критерии оценки

№ п/п э Содержание Критерии оценки Максимальный балл за выполнение
1.     Шатун зажать в тиски А)соблюдение технологии
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
2.     Снять старые кольца   А)правильность выбора и использования инструмента согласно инструкционно-технологической карты  
Б)соблюдение технологии
В)соблюдение безопасных условий труда при работе
3.   Извлечь маслосъемное старое кольцо А)соблюдение технологии
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
4.   Установить новые кольца А)соблюдение технологии
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
5.   Проверить зазор А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов согласно инструкционно-технологической карте
Б)правильность выполнения измерений
6.   Установить кольца в канавки поршня А) соблюдение технологии установки грузиков
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
7. Провести процесс ориентировки А)соблюдение технологии  

Наши рекомендации