Максимальное количество баллов - 11 баллов
Отметка «2» - менее 5 баллов
Отметка «3» - 6-7
Отметка «4» - 8-9 баллов
Отметка «5» - 10-11 баллов
Тема 2.15 Механизмы двигателя
Лабораторная работа № 20
Тема: Замена колец на разобранном двигателе
Цель работы: Изучить технологию замены колец на разобранном двигателе.
Оборудование: Двигатель ВАЗ 21083, верхние компрессионные кольца, нижние компрессионные кольца, маслосъемные кольца, микрометр, набор щупов, набор инструмента.
Время выполнения задания:120 минут
Место проведения:Лаборатория ТО и ремонта автомобилей
Задание:
1) Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале;
2) Изучить технологию замены колец на разобранном двигателе;
3) Выполнить замену колец на разобранном двигателе согласно инструкционно-технологической карте (Приложение №1);
4) Составить отчёт о проделанной работе (Приложение №2).
Теоретические сведения
Замена поршневых колец проводится в том случае, если наблюдается большая затрачиваемость масла или топлива.
Как провести замену колец
Внимание: Замена поршневых колец проводится после установки новых вкладышей коленвала. Извлечь поршни с шатунами.
На нижних головках и крышках шатунов видим вкладыши сталеалюминиевого типа. Они вдеты таким образом, чтобы не проворачиваться. От этого их удерживают замки, которые входят в прорези постелей.
При установке новых колец метка верх должна быть направлена к дну поршня. Метка – это часто название фирмы или просто модели автомобиля, наносится на кольцо производителем.
Бывает и так, что вместо надписи используется кромка или фаска. В данном случае нужно установить кольцо этой фаской вниз.
Отрегулировать зазор между цилиндром и поршнем.
- У совершенно новых деталей зазор должен составлять значение, равное 0.05-0.07 мм. Если какая-либо из деталей изношена, то зазор может быть не более 0.15 м.
- Кроме этого, замена поршня должна быть проведена так, чтобы палец входил в отверстие усилием лишь большого пальца руки. Также, он не должен выпадать из поршня, если тот находится в вертикальном положении.
Зазоры поршневых колец:
Для верхнего кольца зазор должен быть не более 0.045 и не менее 0,077 мм. Что касается нижнего компрессионного кольца, то размер зазора равен 0.025-0,057 мм.
Маслосъемное кольцо должно иметь следующие размеры: 0.020-0.052 миллиметров. Касательно предельно допустимого размера, то он должен не превышать 0.15 мм.
Данная операция заключается в том, чтобы правильно расположить кольца под углом друг к другу.
- верхнее компрессионное кольцо ориентируется под углом 45 градусов (угол должен быть направлен к оси поршневого пальца);
- нижнее компрессионное кольцо следует развернуть относительно верхнего в полную противоположную сторону;
- замок маслосъемного кольца регулируется на отметку 90 градусов относительно других колец (что касается стыка расширителя, то он должен находиться со стороны замка самого кольца);
- верхнюю головку шатуна и разогреваем до 240 градусов (для этого зажимаем его в тисках и обрабатываем специальным инструментом);
- палец предварительно охладить в ледяной воде;
- поршень одевается на шатун;
- при помощи оправки палец запрессовывается в отверстие;
Прессование пальца на шатун
Цифры и буквы на шатуне и крышке должны располагаться на одной стороне. Специальная метка «П», которая находится на поршне, направлена должна быть к передней части блока цилиндров.
Порядок выполнения работы:
- Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
- Заменить компрессионные и маслосъемное кольца;
- Заполнить отчёт о проделанной работе.
|
ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Замена колец на разобранном двигателе» | ||
№ п/п | Содержание операции | Инструмент, материалы |
1. | Шатун зажать в тиски | Руками |
2. | После разжатия, снять старые кольца (верхнее и нижнее компрессионное) | Съемник компрессионных колец |
3. | Извлечь маслосъемное старое кольцо | Руками |
4. | Установить новые кольца | Руками |
5. | Проверить зазор | Набор щупов, микрометр |
6. | Установить кольца в канавки поршня | Руками |
7. | Провести процесс ориентировки | Руками |
|
|
Зазор между кольцами и канавками поршня | Допустимый, мм | Измеренный, мм | Заключение |
Верхнее компрессионное кольцо | 0,04 – 0,075 | ||
Нижнее компрессионное кольцо | 0,03 – 0,065 | ||
Маслосъемное кольцо | 0,02-0,055 |
Критерии оценки
№ п/п э | Содержание | Критерии оценки | Максимальный балл за выполнение |
1. | Шатун зажать в тиски | А)соблюдение технологии | |
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе | |||
2. | Снять старые кольца | А)правильность выбора и использования инструмента согласно инструкционно-технологической карты | |
Б)соблюдение технологии | |||
В)соблюдение безопасных условий труда при работе | |||
3. | Извлечь маслосъемное старое кольцо | А)соблюдение технологии | |
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе | |||
4. | Установить новые кольца | А)соблюдение технологии | |
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе | |||
5. | Проверить зазор | А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов согласно инструкционно-технологической карте | |
Б)правильность выполнения измерений | |||
6. | Установить кольца в канавки поршня | А) соблюдение технологии установки грузиков | |
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе | |||
7. | Провести процесс ориентировки | А)соблюдение технологии |