Максимальное количество баллов -18 баллов
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «3» - 11-13 баллов при условии соблюдения безопасных условий труда
Отметка «4» - 14-16 баллов
Отметка «5» - 17-19 баллов
Тема 2.15 Механизмы двигателя
Лабораторная работа № 19
Тема: Определение ремонтного размера цилиндро-поршневой группы на заданном двигателе
Цель работы: Изучить технологию определения ремонтного размера цилиндро-поршневой группы на заданном двигателе.
Оборудование: Двигатели ВАЗ 21083, индикатор масленого зазора, набор щупов, набор инструмента.
Время выполнения задания:90 минут
Место проведения:Лаборатория ТО и ремонта автомобилей
Задание:
Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале;
Ознакомиться с технологией определения ремонтного размера цилиндро-поршневой группы двигателя;
Определить ремонтный размер цилиндро-поршневой группы на двигателе ВАЗ 21083;
Составить отчёт о проделанной работе (Приложение №1)
.
Теоретические сведения
Цилиндро - поршневая группа:
1) гильза;
2) поршень;
3) палец;
4) поршневые кольца.
Подбор деталей ЦПГ по размерным группам
По внутреннему диаметру гильзы в пределах общего допуска разбиваются на 5
размерных групп, которые маркируются буквами А, Б, В, Г, Д (рис. 1).
Гильзы имеют две размерные группы по высоте от верхнего торца гильзы до упорного бурта, обозначаются синей или зеленой краской. В моторокомплекте все гильзы должны быть одного цвета (синего, либо зеленого). «Разноцвет» не допускается (рис. 1).
Рис.1
Требования по подбору размерных групп деталей, входящих в
моторокомплект ЦПГ
Установка в двигатель ремонтных комплектов должна производится только одной
размерной группы по высоте от верхнего торца гильзы до упорного бурта (Рис. 1).
Подбор поршневого пальца и поршня производится из деталей имеющих одинаковые размерные группы, соответственно промаркированных одним цветом (белый, зеленый, желтый, красный) (рис. 2).
Рис.2
Подбор поршней к гильзам цилиндров, согласно конструкторской документации,
осуществляется по наружному диаметру поршня и внутреннему диаметру гильзы цилиндров (группа в группу), обозначенных буквами А,Б,В,Г,Д. Маркировка группы на днище поршня и на посадочном пояске гильзы цилиндра (рис. 3).
Рис. 3
ВНИМАНИЕ!
Ø Установка в двигатель комплектов разных размерных групп, по диаметру цилиндра, допускается.
Гильза с поршнем одной группы, а в моторокомплекте группы могут быть разные.
Ø Если пара «поршень – поршневой палец» подобрана по одному цвету, в моторокомплект могут входить 4 пары разных цветов, так как это никак не влияет на работоспособность узла в целом.
Ø Установка в двигатель комплектов ЦПГ должна производится только одной размерной группы по высоте (от верхнего торца гильзы до упорного бурта).
Ø Поршни, шатуны и поршневые пальцы изготавливаются с определенной точностью по массе, и дополнительного подгона не требуется. Разница в массе комплектов «поршень – шатун» в сборе, устанавливаемых в один двигатель, не должна превышать 12 г.
Ø Указанное значение допуска по массе обеспечивается подбором деталей в комплекте по массе (в первую очередь за счет шатуна).
Ø При правильном подборе комплектов «поршень – палец - поршневые кольца -стопорные кольца – шатун» с разницей по массе не более 12г., установка в один двигатель комплектов «поршень – гильза» с разными размерными группами допускается! Палец с поршнем должен быть одного цвета, поршень с гильзой одной группы.
Поршень
Рис. 4
Рис. 5 Маркировка под поршневой палец
Рис. 6 Маркировка размерных групп по диаметру поршня наносится на днище поршня
Номинальный зазор поршневых колец, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 - 0,04-0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 - 0,03-0,065;
маслосъемное кольцо 3 - 0,02-0,055.
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец - 0,15 мм.
Ширина канавок также в нескольких местах по окружности
Зазор в замке поршневого кольца
Зазоры между поршнями и цилиндрами
Осевой зазор коленвала
Порядок выполнения работы:
- Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
- Разобрать двигатель;
- Произвести измерения ЦПГ;
- Определить ремонтный размер ЦПГ;
- Собрать двигатель;
- Заполнить отчёт о проделанной работе.
|
Отчёт по лабораторной работе:
Допустимый, мм | Измеренный, мм | Заключение | |
Зазор между кольцами и канавками поршня: Верхнее компрессионное кольцо; Нижнее компрессионное кольцо; Маслосъемное кольцо | 0,04 – 0,075 0,03 – 0,065 0,02-0,055 | ||
Зазор в замках поршневых колец | 0,25-0,45 | ||
Зазоры между поршнями и цилиндрами | 0,025-0,045 | ||
Осевой зазор коленвала | 0,06 — 0,26 |
Критерии оценки
№ п/п э | Содержание | Критерии оценки | Максимальный балл за выполнение |
1. | Зазор между кольцами и канавками поршня | А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов | |
Б)правильность выполнения измерений | |||
2. | Зазор в замках поршневых колец | А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов | |
Б)правильность выполнения измерений | |||
3. | Зазоры между поршнями и цилиндрами | А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов | |
Б)правильность выполнения измерений | |||
4. | Осевой зазор коленвала | А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов | |
Б)правильность выполнения измерений |