Максимальное количество баллов -18 баллов

Отметка «2» - менее 10 баллов

Отметка «3» - 11-13 баллов при условии соблюдения безопасных условий труда

Отметка «4» - 14-16 баллов

Отметка «5» - 17-19 баллов

Тема 2.15 Механизмы двигателя

Лабораторная работа № 19

Тема: Определение ремонтного размера цилиндро-поршневой группы на заданном двигателе

Цель работы: Изучить технологию определения ремонтного размера цилиндро-поршневой группы на заданном двигателе.

Оборудование: Двигатели ВАЗ 21083, индикатор масленого зазора, набор щупов, набор инструмента.

Время выполнения задания:90 минут

Место проведения:Лаборатория ТО и ремонта автомобилей

Задание:

Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале;

Ознакомиться с технологией определения ремонтного размера цилиндро-поршневой группы двигателя;

Определить ремонтный размер цилиндро-поршневой группы на двигателе ВАЗ 21083;

Составить отчёт о проделанной работе (Приложение №1)

.

Теоретические сведения

Цилиндро - поршневая группа:

1) гильза;

2) поршень;

3) палец;

4) поршневые кольца.

Подбор деталей ЦПГ по размерным группам

По внутреннему диаметру гильзы в пределах общего допуска разбиваются на 5

размерных групп, которые маркируются буквами А, Б, В, Г, Д (рис. 1).

Гильзы имеют две размерные группы по высоте от верхнего торца гильзы до упорного бурта, обозначаются синей или зеленой краской. В моторокомплекте все гильзы должны быть одного цвета (синего, либо зеленого). «Разноцвет» не допускается (рис. 1).

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис.1

Требования по подбору размерных групп деталей, входящих в

моторокомплект ЦПГ

Установка в двигатель ремонтных комплектов должна производится только одной

размерной группы по высоте от верхнего торца гильзы до упорного бурта (Рис. 1).

Подбор поршневого пальца и поршня производится из деталей имеющих одинаковые размерные группы, соответственно промаркированных одним цветом (белый, зеленый, желтый, красный) (рис. 2).

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис.2

Подбор поршней к гильзам цилиндров, согласно конструкторской документации,

осуществляется по наружному диаметру поршня и внутреннему диаметру гильзы цилиндров (группа в группу), обозначенных буквами А,Б,В,Г,Д. Маркировка группы на днище поршня и на посадочном пояске гильзы цилиндра (рис. 3).

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис. 3

ВНИМАНИЕ!

Ø Установка в двигатель комплектов разных размерных групп, по диаметру цилиндра, допускается.

Гильза с поршнем одной группы, а в моторокомплекте группы могут быть разные.

Ø Если пара «поршень – поршневой палец» подобрана по одному цвету, в моторокомплект могут входить 4 пары разных цветов, так как это никак не влияет на работоспособность узла в целом.

Ø Установка в двигатель комплектов ЦПГ должна производится только одной размерной группы по высоте (от верхнего торца гильзы до упорного бурта).

Ø Поршни, шатуны и поршневые пальцы изготавливаются с определенной точностью по массе, и дополнительного подгона не требуется. Разница в массе комплектов «поршень – шатун» в сборе, устанавливаемых в один двигатель, не должна превышать 12 г.

Ø Указанное значение допуска по массе обеспечивается подбором деталей в комплекте по массе (в первую очередь за счет шатуна).

Ø При правильном подборе комплектов «поршень – палец - поршневые кольца -стопорные кольца – шатун» с разницей по массе не более 12г., установка в один двигатель комплектов «поршень – гильза» с разными размерными группами допускается! Палец с поршнем должен быть одного цвета, поршень с гильзой одной группы.

Поршень

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис. 4

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис. 5 Маркировка под поршневой палец

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Рис. 6 Маркировка размерных групп по диаметру поршня наносится на днище поршня

Номинальный зазор поршневых колец, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 - 0,04-0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 - 0,03-0,065;
маслосъемное кольцо 3 - 0,02-0,055.
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец - 0,15 мм.

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Ширина канавок также в нескольких местах по окружности

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Зазор в замке поршневого кольца

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Зазоры между поршнями и цилиндрами

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Осевой зазор коленвала

Максимальное количество баллов -18 баллов - student2.ru

Порядок выполнения работы:

  1. Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
  2. Разобрать двигатель;
  3. Произвести измерения ЦПГ;
  4. Определить ремонтный размер ЦПГ;
  5. Собрать двигатель;
  6. Заполнить отчёт о проделанной работе.



 
 
Приложение № 1

Отчёт по лабораторной работе:

  Допустимый, мм Измеренный, мм Заключение
Зазор между кольцами и канавками поршня: Верхнее компрессионное кольцо; Нижнее компрессионное кольцо; Маслосъемное кольцо     0,04 – 0,075   0,03 – 0,065   0,02-0,055    
Зазор в замках поршневых колец 0,25-0,45    
Зазоры между поршнями и цилиндрами 0,025-0,045    
Осевой зазор коленвала 0,06 — 0,26    

Критерии оценки

№ п/п э Содержание Критерии оценки Максимальный балл за выполнение
1.     Зазор между кольцами и канавками поршня А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов
Б)правильность выполнения измерений
2.   Зазор в замках поршневых колец А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов
Б)правильность выполнения измерений
3.   Зазоры между поршнями и цилиндрами А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов
Б)правильность выполнения измерений
4. Осевой зазор коленвала А)правильность выбора контрольно-измерительных инструментов
Б)правильность выполнения измерений

Наши рекомендации