Классификация отказов и дефектов сложных технических систем
Главная цель экспериментальной отработки СТС — достижение требуемого уровня их надежности.
Надежность определяется как свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Таким образом, надежность характеризуется свойством объекта сохранять во времени свою работоспособность. При этом работоспособное состояние объекта определяется как состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния, называется отказом. Основными причинами отказов являются дефекты конструкции в целом, отдельных ее деталей (являющихся первичными структурными единицами практически любой технической системы) и соединений.
Под термином «дефект» понимается каждое отдельное несоответствие конструкции установленным требованиям, которое может привести к отказу или повреждению при ее эксплуатации. Дефекты создаются в основном на этапах конструирования, разработки технологии, а также изготовления деталей, сборки и монтажа изделия и его элементов.
Отказы элементов СТС классифицируются на первичные, вторичные и ошибочные команды. Отказы всех этих категорий могут иметь различные причины.
Первичный отказ элемента определяется как его нерабочее состояние, причиной которого является он сам. Необходимо выполнить ремонтные работы для возвращение элемента в рабочее состояние. Основными причинами первичных отказов являются в основном конструктивные, производственные (технологические) и так называемые деградационные дефекты.
Причинами дефектов конструкции (конструкторских недоработок) элементов (систем, узлов, агрегатов) и изделия в целом являются: неполное соответствие технических характеристик изделий предъявляемым требованиям, связанное с нерациональным выбором принципиальной, структурной, конструктивной схем изделий и всего комплекса; неправильный выбор комплектующих изделий, материл — лов и полуфабрикатов; недостаточный учет возможностей разработки, экспериментальной отработки и ожидаемого качества изготовления изделий; недостаточный учет реальных условий эксплуатации и применения; ошибки при проектировании, конструировании, экспериментальной отработке изделий.
Производственные (технологические) дефекты возникают по следующим причинам: неполное соответствие качества изготовления изделий требованиям конструкторской документации, недостаточное качество исходных материалов, неправильный выбор технологии, ошибки в технологической документации, нарушения (при изготовлении) требований технологии и системы контроля качества продукции.
Причинами деградационных дефектов являются естественные процессы старения, изнашивания и усталости, которые имеют место при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации и возникают на заключительной стадии эксплуатации изделий.
Отметим, что в соответствии с причинами, их вызывающими, цервичные отказы могут быть названы конструктивными, производственными (технологическими) и деградационными.
Вторичный отказ такой же, как первичный, за исключением того, что сам элемент не является причиной отказа. Вторичные отказы объясняются воздействием предыдущих или текущих избыточных напряжений на элемент и другими причинами. Основные причины этих отказов: избыточные (выходящие за пределы допустимых значений) напряжения электрического тока и другие нежелательные возмущения, источниками возникновения которых могут быть:
• сопряженные (соседние) элементы (системы, узлы, приборы, агрегаты и т. д.);
• окружающая среда (например, метеорологические и геологические условия, связанные с районом расположения стартового комплекса, искусственные или естественные факторы космического пространства в процессе полета);
• персонал ракетно-космического комплекса, если его действия приводят к выходу элементов из строя вследствие нарушения правил (эксплуатации изделий), предусмотренных конструкторской документацией (при этом первоначальной причиной возникновения вторичных отказов могут быть также дефекты эксплуатационной документации).
Следует отметить, что устранение влияния источников повышенных напряжений на элемент не гарантирует возвращение его в рабочее состояние, так как предыдущая перегрузка могла вызвать в нем необратимое изменение.
Ошибочные команды представляются в виде элемента, находящегося в нерабочем состоянии из-за неправильного сигнала управления или помех, например — оператор не нажал аварийную кнопку (ошибочная команда от аварийной кнопки).
Отказы также подразделяют на общие и конкретные. К общим отказам относят: преждевременное срабатывание, невключение в назначенное время, невыключение в назначенное время, отказ во время работы. К конкретным отказам относят такие отказы, как короткое замыкание (электрическое), внешняя или внутренняя утечка тока, ошибочное срабатывание, ошибочная индикация и т. д.
По природе возникновения отказы могут быть внезапными и постепенными.
Внезапные отказы носят случайный характер. Этому виду отказов может не предшествовать постепенное накопление повреждений — он возникает внезапно. Технология создания современных изделий столь сложна, что не всегда удается проследить за скрытыми дефектами проектирования и производства, которые проявляются на стадии испытаний и эксплуатации. В процессе эксплуатации могут создаться условия, при которых скрытый дефект приводит к отказу изделия (пиковые нагрузки, вибрация, удары, линейные и угловые ускорения, температурный скачок, помехи и т. д.). При большом уровне случайных неблагоприятных воздействий внезапный отказ может произойти даже при отсутствии скрытых дефектов.
Постепенный отказ возникает в результате постепенного накопления повреждений, главным образом вследствие износа и старения материалов. Такие отказы называют также параметрическими, поскольку они связаны с изменением параметров, характеризующих техническое состояние изделия.
Изделия авиационной и ракетно-космической техники являются высоко компьютеризированными объектами. Отказы компьютерноавтоматизированной системы управления полетом ЛА разделяются на аппаратные и программные.
Аппаратным отказом принято считать событие, при котором та или иная компьютерно-автоматизированная система утрачивает работоспособность и для ее восстановления требуется ремонт или замена отказавшей аппаратуры (компьютерного оснащения) на исправную. Программным отказом считается событие, при котором та или иная система изделия утрачивает работоспособность по причине недоработки программы (несовершенство алгоритма решения задачи, отсутствие программной защиты от сбоев, отсутствие программного контроля за состоянием изделия и т. д.).
Отказ может быть кратковременным, самоустраняющимся. В этом случае он называется сбоем. Характерный признак сбоя заключается в том, что восстановление работоспособности после его возникновения не требует ремонта аппаратуры. Причиной сбоя может быть кратковременно действующая помеха, дефекты программы, приводящие к неблагоприятным временным характеристикам работы аппаратуры, и т. д.
По стохастическим свойствам отказы разделяются на две группы. К первой группе относятся отказы, которые проявляются детерминирование и устраняются также детерминированно путем доработки конструкции при принятии нового технологического решения, полностью исключающего повторение подобного отказа. К таким отказам относятся грубые ошибки в конструкторской или технологической документации или незнание условий функционирования.
Ко второй группе относятся отказы, связанные со случайной природой проявления и (или) случайным характером их устранения. К этой категории относятся отказы изделий, при доработке которых невозможно по каким-либо причинам существенно повысить запасы работоспособности и всегда остается некоторая вероятность их появления. Это — отказы, вызываемые случайным характером протекания физико-химических процессов; отказы, причины которых не определяются однозначно; отказы, вызываемые нестабильным качеством изготовления комплектующих элементов и т. д.
Отказы также можно разделить на фактические и потенциальные. Отказы, которые проявляются на стадии испытаний изделия и его элементов, а также в процессе эксплуатации, называют фактическими. Возможные отказы, которые выявляются в результате экспертных оценок безопасности и надежности на первоначальных этапах проектирования изделия с целью их предотвращения, называют потенциальными. Отметим, что в процессе рассмотрения отказов (в том числе ошибочных команд) и причин их возникновения важно определить значимость каждого вида отказа с тем, чтобы правильно оценить необходимость исключения или уменьшения негативных последствий их появления.
В соответствии с делением отказов на потенциальные и фактические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и надежности сложных технических изделий, также принято подразделять на две основные группы. Первая из них планируется и разрабатывается на ранних стадиях опытно-конструкторских работ и направлена на устранение причин различных несоответствий, допущенных при разработке схемных и конструкторских решений, приводящих к возникновению отказов и нештатных ситуаций (нештатная ситуация определяется как состояние объекта, не предусмотренное программой штатного функционирования объекта). Мероприятия, составляющие первую группу, называются предупреждающими. Вторая группа мероприятий разрабатывается на более поздней стадии опытноконструкторских работ и направлена на устранение причин дефектов и отказов, обнаруженных в результате контроля и испытаний уже изготовленных первых образцов элементов (агрегатов, узлов, систем) и изделия в целом. Мероприятия, составляющие вторую группу, называют корректирующими.
Мероприятия первой группы разрабатываются на основе качественного анализа с применением специально разрабатываемых экспертных методик. Мероприятия второй группы разрабатываются на основе количественного анализа, осуществляемого по результатам контроля и испытаний.
Следует также особо отметить, что наряду с рассмотренными группами мероприятий важную роль в обеспечении качества проектируемого изделия играют общие организационные и научно-технические мероприятия, проводимые в сфере проектирования, производства, испытаний и эксплуатации. Они включают мероприятия по совершенствованию и внедрению: систем автоматизированного проектирования (САПР), а также современных достижений в области информационных технологий; методов и средств контроля качества; методов автоматизации испытательных стендов и комплексов; систем обеспечения адекватности условий наземных испытаний полетным условиям; эффективных методов и средств диагностирования; мероприятий по совершенствованию методов и средств эксплуатации (повышения готовности к полету, повышения качества наземного обслуживания, ремонта и т. д.).
Контрольные вопросы
14.