Обзорная модель 5: модель из кирпичиков (коробка с кубиками)

Модель из кирпичиков, которую в НЛП часто называют «Коробкой с кубиками», является еще одной вариацией на ту же тему. Она представляет собой комбинацию моделей «Русская матрешка» и схема течения взаимодействия. Выглядит она следующим образом.

Модель из кирпичиков
обзорная модель 5: модель из кирпичиков (коробка с кубиками) - student2.ru

Модель из кирпичиков показывает, что является важнейшими «кирпичиками», с которыми работает НЛП. Это обзор важнейших действий, осуществляемых НЛ-программистом. Каждый «кирпичик» рассматривается в ней как ТОТЕ, и в отношении каждой такой ТОТЕ проводится подробное тестирование.

1.Осуществление действий, исходя из предположений НЛП

Предположение представляет собой такую установку, которая необходима для эффективной работы с НЛП, к примеру: «Карта не является территорией».

Думайте и действуйте, исходя из предположений НЛП.

Тестирование: Окиньте взглядом все, что вы думали, чувствовали и делали как НЛ-программист в контакте с клиентом.

Лучшим результатом данного тестирования является следующее: все, что вы можете вспомнить, полностью согласуется со всеми предположениями НЛП. Минимально допустимым результатом данного тестирования является следующее: вы не можете вспомнить ничего важного, что бы противоречило этим предположениям.

2.Построение раппорта

Построение раппорта означает создание хорошего контакта посредством настраивания на клиента.

Сначала настройтесь и только потом ведите!

Тестирование: «Есть ли у меня как НЛ-программиста ощущение, что у нас установлен хороший контакт? Настроен ли клиент на меня, иными словами, приводит ли он неосознанно свои невербальные манеры поведения в соответствие с моими?».

3.Постановка цели

Сформулируйте цель и преобразуйте ее до тех пор, пока она не будет полностью отвечать всем требованиям, предъявляемым к форме целей.

Требования, предъявляемые к форме целей, представляют собой нормы, которым должна отвечать цель, чтобы быть подходящей для работы.

Тестирование: Отвечает ли ваша цель требованиям, предъявляемым к форме целей? Является ли реакция клиента на формулировку цели позитивной?

4.Активизация ресурсов

Ресурс — это поведение, ощущение или мысль клиента, которая помогает ему достичь цели.

Помогите клиенту найти ресурсы, с помощью которых он может достичь цели.

Тестирование: Может ли клиент теперь достичь цели? Если нет, что ему в этом мешает?

5.Устранение препятствий

Препятствие — это поведение, ощущение или мысль, которая мешает клиенту использовать его ресурсы.

В случае необходимости устраните препятствие. Для этого могут быть использованы такие техники НЛП, как «нейтрализация эмоции посредством якорей» или «коммуникация с противодействующей частью».

Тестирование: Вернитесь к этапу «Активизация ресурсов». Можете ли вы теперь активизировать ресурсы?

6.Тестирование экологии

Тестирование экологии — это проверка того, не привело ли достижение целей к возникновению новых проблем, другими словами, будет ли результат оставаться позитивным в течение более длительного времени и не приведет ли к негативным последствиям для более всеобъемлющей системы.

Тестирование: Может ли клиент осуществить воспроизведение более всеобъемлющей системы и более длительного периода времени а также результатов достижения своей цели? Является ли это воспроизведение позитивным?

7.Настраивание на будущее («future расе»)

«Настраивание на будущее» — это помощь клиенту видеть, слышать и чувствовать, как он собирается использовать в будущем найденные ресурсы. Тестирование: Может ли клиент рассказать, как именно он будет иначе реагировать на ситуацию в будущем?

«Future расе»: опережение будущего

После того, как мы несколько раз упомянули понятие «настраивание на будущее», мы бы хотели углубиться в значение этого термина. Для того, чтобы освоенный материал мог быть использован вне рамок учебного контекста, необходимо прибегнуть к ассоциациям с ситуациями, подходящими для использования данного материала. Мы называем это «опережением будущего» или «настраиванием на будущее» («future расе»). Настраивание на будущее необходимо для того, чтобы обучение было связано с контекстом, иными словами, чтобы освоенный материал не использовался вне рамок учебного контекста, если только клиент не примет решение или не получит задание от НЛ-программиста что-либо предпринять. В модели «Схема течения взаимодействия» подобное настраивание на будущее является последним этапом процесса работы. Во многих техниках НЛП мы также сталкиваемся с настраиванием на будущее в качестве последней части: клиент выбирает ситуацию в будущем и мысленно проверяет вновь обнаруженные ресурсы. Ситуация в будущем может быть найдена, исходя из проблемы: Какая ситуация в будущем имеет отличительные особенности, которые прежде вызывали у меня проблемы (проблемные ощущения, мысли или поведение)? Однако подобный поиск может осуществляться и, исходя из ресурсов: В какой ситуации в будущем мне будут необходимы эти новые ресурсы? После этого клиент создает ассоциацию с данной ситуацией в будущем, мысленно вызывая как можно больше чувственных аспектов и «погружаясь» в эти мысли. В ассоциированном состоянии он проверяет новые ресурсы, другими словами, он реагирует на ситуацию при помощи новых ощущений, мыслей и поведения. Он оценивает, насколько благоприятны для него достигнутые результаты. Если он удовлетворен результатами, работу можно считать завершенной; если он еще не вполне удовлетворен, НЛ-программист продолжает вместе с ним поиск ресурсов, которых ему недостает.

Подобное «настраивание на будущее» выполняет различные функции:

— Улучшение настройки на ситуации в будущем.

— Проверка экологии.

— Проверка соответствия.

1. Улучшение настройки на ситуации в будущем

Первой функцией настраивания на будущее является то, что дословно означает: настраивание на будущее. Возможно, клиент обнаружит, что хотя то, чего он хочет, и является экологически ответственным, новые ресурсы, которые он сейчас нашел, просто не работают. Возвратимся к вышеприведенному примеру: клиент замечает, что он готов четко представить свои ощущения, однако при этом он не знает, что именно он чувствует... В этой ситуации ему необходимо найти еще несколько других ресурсов.

2.Проверка экологии

Далее следует повторная проверка личной экологии изменения. К примеру, если клиент работал над улучшением выражения своих чувств, и теперь - в процессе настраивания на будущее — он отдает себе отчет в том, что выражает свои эмоции по отношению к своему ребенку четырех лет, вероятно, он обнаружит, что этот ребенок, определенно, не годится на подобную роль, просто потому, что он еще слишком мал для того, чтобы уметь правильно обращаться. Подобные соображения насчет экологии более явственно проявляются тогда, когда человек представляет себе конкретную ситуацию, чем когда он оперирует абстрактными понятиями (например: «Я хочу больше проявлял» свои чувства»).

3.Проверка соответствия

Третьей функцией настраивания на будущее является возможность НЛ-программиста осуществить проверку согласованности. Насколько однозначна коммуникация клиента — прежде всего невербальная - относительно того, что он справится с проблемой, если обнаружил подходящие ресурсы? Это несколько более утонченная форма проверки экологии. Часто большая часть клиента уверена в том, что решения будут эффективными и экологичными, в то время как несколько его частей в это не верят или не согласны с этим. В этом случае клиент может заявить, что в его представлении будущего все работает замечательно. Однако его голос при этом будет звучать несколько неуверенно, или неожиданно ему будет слишком сложно сконцентрироваться на данной ситуации и т. д. НЛ-программист должен заметить это несоответствие попытаться выяснить, над чем еще необходимо поработать. Как правило, в таких случаях обнаруживаются экологические препятствия либо противодействующие части.

Иногда вызову ассоциаций с будущим может способствовать использование якорей. В этом случае необходимо найти и отобрать такие стимулы, в отношении которых можно будет с большой долей уверенности предположить, что они будут присутствовать в соответствующей ситуации в будущем. К этим стимулам (якорям) мы присоединяем новые реакции.

Наши рекомендации