Обзорная модель 3: модель изменения

Модель изменения не является моделью для непосредственного осуществления изменения, хотя это и можно предположить, исходя из ее названия. Данная модель используется для сбора информации относительно желаемого изменения. По сути, речь идет об информации, которая позволяет осуществить изменение.

Сутью модели изменения является кибернетическая идея о том, что позитивное, целенаправленное изменение может быть осуществлено в том случае, если мы: (а) установим, где мы находимся, (б) установим, к чему мы стремимся, и (в) активизируем необходимые ресурсы для достижения того, к чему мы стремимся.

Этот принцип иногда выражают посредством формулы: «Цель — это нынешнее состояние плюс ресурсы».

Процесс целенаправленного изменения протекает, согласно модели ТОТЕ, следующим образом: Тестирование, Операция, Тестирование, Выход. При целенаправленном изменении тестирование заключается в том, что нынешняя ситуация сравнивается с желаемой ситуацией. Для этого крайне важно собрать необходимую информацию, как относительно нынешнего состояния, так относительно цели. Чем более детальна данная информация, тем более детальным будет тестирование. После этого осуществляется активизация ресурсов. Затем снова проводится тестирование. Целью данного тестирования является определение, достигнута ли цель, иными словами, в какой степени нынешнее состояние и цель соответствуют друг другу. В случае необходимости могут осуществляться новые операции, то есть, могут активизироваться все новые ресурсы. Это происходит до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Теперь мы бы хотели рассказать о построении модели изменения. В настоящий момент к модели изменения ТОТЕ добавились два новых элемента: (а) результаты достижения целевого состояния, и (б) требования, предъявляемые к форме цели. Определение результатов, иными словами, выявление изменений, произошедших в связи с достижением цели, имеет две функции. Во-первых, часто это могут быть результаты, которые являются мотивацией клиента при стремлении к достижению цели. «Если я достиг X, становятся возможными Y и Z!». Во-вторых, важно проследить, не привело ли достижение цели к появлению побочных негативных явлений. Какие новые проблемы могут возникнуть, и какие преимущества может утратить нынешнее состояние, если цель будет достигнута? Одним из требований, предъявляемых в НЛП к форме целей, является «экологическая ответственность». Кроме того существует несколько других требований, предъявляемых к форме целей, которые связаны с формулировкой и осуществимостью цели. Более подробно этот вопрос изложен в главе 7 («Цели»).

Следующим дополнением к модели изменения является структура субъективного впечатления. Как нынешнее состояние, так и целевое состояние имеют структуру. И нынешнее состояние и целевое состояние состоят из определенного набора манер поведения, ощущений, мыслей и критериев. Выявит их структуру, мы получаем больше возможностей для обнаружения сценических ресурсов. Сравнивая структуры нынешнего и желаемого состояния всем перечисленным пунктам, мы определяем, в чем состоят различия. Ниже мы приводим перечень этих пунктов в порядке убывания их важности:

— Критерии.

— Внутреннее воспроизведение.

— Эмоциональное (внутреннее) состояние.

— Внешнее поведение.

(См. также главу 13, «Структура субъективного впечатления»).

Тестирование
Я такой, каким я хочу быть? Я могу то, что мне хочется уметь?
Операция (действие)
Активизация ресурсов
Выход Завершение
Вход Ощущения мысли поведение
Модель изменения ТОТЕ

 
 
Целевое сотояние
Результаты
Требования, предъявляемые к форме цели
Требования, предъявляемые к форме целей в модели изменения

Последним дополнением к модели изменения являются причины и препятствия. Под «причинами» мы подразумеваем то, что клиент субъективно считает причиной в нынешнем состоянии. Почему произошло так, что дела обстоят так, как они обстоят в настоящий момент? Под «препятствиями» мы подразумеваем то, что — также субъективно — мешает клиенту достичь его цеди. Иначе говоря: Что мешает ему найти необходимые ресурсы либо использовать уже найденные ресурсы? Ответы на эти вопросы вместе со сравнением нынешнего и целевого состояния образуют три важнейшие стратегии поиска ресурсов модели изменения. Чтобы определить, какие ресурсы должны быть найдены для достижения цели, необходимо ответить на следующие вопросы:

— В чем причина того, что дела в настоящий момент обстоят таким образом?

— В чем заключается важнейшее отличие нынешнего состояния от целевого состояния?

— Что мешает клиенту в нахождении или использовании ресурсов?

Ресурс
Модель изменения с определённым нынешним и целевым состоянием
обзорная модель 3: модель изменения - student2.ru обзорная модель 3: модель изменения - student2.ru

Нынешнее сотояние
Ресурс
Желаемое сотояние
Сравнение
Причина
Препятствие
Стратегии поиска ресурсов в модели изменения

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Вопросы, которые позволяют выявить элементы модели изменения, мы приводим в последовательной расположенности в виде опросного листа. Данный лист состоит из двух частей. Если клиент в состоянии отыскать необходимый ресурс самостоятельно, мы используем только первую часть листа (цель, требования, предъявляемые к форме цели, и ресурс). Если у клиента возникают сложности с нахождением и использованием подходящего ресурса, мы используем — полностью или частично — вторую часть листа (нынешнее состояние, определение структуры, сравнение, причины и препятствие). Вопросы опросного листа сформулированы в форме «я». Когда мы работаем с клиентом, они изменяются на «ты» или «вы».

Часть 1: Базовая информация

1.Формулирование цели

— Чего я хочу достичь? К чему я стремлюсь?

2.Проверка соответствия формы цели предъявляемым к ней требованиям

(Данные вопросы задаются в том случае, если происходит нарушение требований, предъявляемых к форме целей)

— Чего я хочу достичь? (Позитивная формулировка)

— Как я узнаю, что достиг цели? (Возможность проверки)

— Что я могу сделать? (Возможность осуществлять контроль)

— Где, когда и с кем я хочу этого достичь? (Ясный контекст)

— Что изменится в моей жизни? (Экология)

3.Поиск ресурса

— Что мне необходимо для достижения этой цели?

— Возможно: Достигал/достиг ли я этого когда-нибудь в прошлом? Как именно это было?

Наши рекомендации